УДК 159.9.072.52 ББК Ю92
DOI: 10.14529/psy190102
КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕФИНИЦИИ КАТЕГОРИИ «ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» МЕТОДОМ ДВУХУРОВНЕВОЙ ТРИАДИЧЕСКОЙ ДЕШИФРОВКИ
С.Н. Васильева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Челябинский филиал, г. Челябинск, Россия
Описан оригинальный авторский подход к конструированию дефиниций категорий научной психологии, основанный на применении принципов формальной логики и использовании категориально-системной методологии. На примере исследования категории «жизнеспособность человека» описаны процесс и результаты конструирования дефиниции (определения), отражающего сущность изучаемого понятия. В процессе определения понятия был выполнен анализ содержания предметной области полинаучного исследования жизнеспособности, использован общенаучный универсальный когнитивный инструмент - метод двухуровневой триадической дешифровки.
Ключевые слова: жизнеспособность, жизнеспособность человека, категориально-системная методология, метод двухуровневой триадической дешифровки, дефиниции.
Концептуальные проблемы феномена
«жизнеспособность»
Понятие жизнеспособности применяется в полинаучном и междисциплинарном пространстве весьма широко и активно. Исследование теоретического материала по тематике жизнеспособности показало факт его активного использования в философии, кибернетике, биологии, медицине, политологии, педагогике, социологии, психологии и в других науках. В научных публикациях по этой проблеме обнаружено много различных определений этого понятия и термина, сформулированных в разных контекстах научного познания. Таким образом, существующее многообразие подходов к определению понятия и феномена жизнеспособности, с одной стороны, дает возможность отразить исследуемую предметную область с разных плоскостей знания, но, с другой стороны, мешает выработке стройной научной теории, опирающейся на признаваемые в полинаучном и междисциплинарном пространстве базовые категории и понятия. Особенно остро проблематика выработки и формулирования дефиниций лежит в плоскости новых научных направлений, к которым, несомненно, относится психологическое исследование жизнеспособности человека.
При изучении теоретического материала по теме жизнеспособности автору настоящей
публикации не удалось обнаружить примеров реализации методологических разработок и подходов в построении дефиниций этого понятия. Можно предположить, что исследователи больше склонны использовать описательные характеристики феномена жизнеспособности, построенные на формальном логическом подходе, вне поля методологии. Как отмечается (Боуш, Разумов, 2010), решение проблемы конструирования дефиниции, максимально возможно более полно и точно отражающей природу соответствующего феномена, лежит в методологической плоскости. Поэтому применение научно-обоснованного методологического подхода к построению дефиниции жизнеспособности человека является актуальной целью и средством выполнения теоретического исследования.
Кроме того, при исследовании психологических феноменов, к которым, несомненно, относится жизнеспособность человека, целесообразно обратить внимание на ряд его фе-номенальных1 особенностей, например, неви-
1 Феноменальный - здесь в контексте: соотносящийся по значению с существительным «феномен», связанный с ним либо свойственный феномену, характерный для него. В то же время существует и не упоминаемое в настоящем абзаце значение «выдающийся», «необычный», «редкий» -прим. ред.
димость, неповторяемость, высокая изменчивость, невозможность проведения точных замеров приборами, несвязанность с материальными формами бытия и т. п. Всё это ограничивает возможности применения традиционных методов логики для построения не только дефиниции, но и номинирующего этот феномен термина. В социально-гуманитарных дисциплинах, с присущим им преобладанием описательного характера большей части материала, при построении определений используются в основном два приема: родовидовой и генетический (Коэн, Нагель, 2010). В рассматриваемом в настоящей публикации случае согласование различных аспектов широкого понимания слова «жизнеспособность» (и стоящего за ним понятия) не умещается в рамки такого подхода и порождает неполноту дефиниции явления жизнеспособности человека.
Поэтому представляется возможным отобразить сущность понятия жизнеспособности человека посредством методологического подхода триадической дешифровки, описание и опыт применения которого описан ниже.
Анализ существующих в научной литературе определений жизнеспособности позволил выделить некоторые закономерности в виде повторяющихся характеристик феномена жизнеспособности. Объединение таких определений жизнеспособности в таблицу позволило не только свести в едином фрагменте текста документа эти закономерности, обобщить и структурировать исходный материал, но и выделить общие характеристики феномена и соотносящиеся с ними ключевые слова. Найденные закономерности дают возможность приступить к конструированию дефиниций жизнеспособности, используя категориально-системный подход, в частности, метод двухуровневой триадической дешифровки базового понятия. В нижеприведенной таблице представлены ключевые характеристики феномена, его определения, авторские интерпретации и область использования термина «жизнеспособность» в различных отраслях научного знания.
Теоретико-методологические основы
конструирования дефиниции понятия
и термина «жизнеспособность человека»
Далее описан опыт категориального метода двухуровневой триадической дешифровки базового понятия в целях разработки определения понятия «жизнеспособность человека».
Этот метод является универсальным когнитивным инструментом в методологии категориальных схем. Суть метода двухуровневой триадической дешифровки заключается в поэтапном выявлении соотносимых с базовым понятием ключевых понятий-дескрипторов искомой дефиниции, наиболее полно (необходимо и достаточно) отражающих сущность определяемого базового понятия. Таких этапов может быть несколько. Ограничивается метод лишь когнитивными способностями исследователя, но при необходимости может быть значительно расширен при наличии соответствующего компьютерного программного обеспечения. Поэтому двухуровневая триа-дическая дешифровка представляется, с одной стороны, необходимой, с другой - вполне достаточной композицией для конструирования научных понятий (Боуш, 2013).
При рассмотрении содержания таблицы обращает на себя внимание практика использования первого уровня построения дефиниций - универсальность отображения одного из трех основных элементов: акцент делается либо на интегральном свойстве жизнеспособности, либо на динамике процесса как основном свойстве жизнеспособности, либо на индивидуальной способности проявления свойств жизнеспособности. При этом большинство исследователей употребляют созвучные понятия: «среда обитания», «выживание», «среда развития», «социальная среда», «внешняя среда» и т. п. Следовательно, при дефинировании понятия «жизнеспособность человека» целесообразно опираться на согласованные представления процитированных авторов и рассматривать их в качестве критериев первого уровня: интегральные свойства, способность, динамический процесс при наличии среды.
Необходимо отметить, что жизнеспособность как свойство является универсальным для жизни, среды, социума и бытия в целом. Широкое распространение феномена в природе позволяет предположить его высокую значимость для существования и развития всего мироздания и, следовательно, его универсальность. При этом психологическая среда существования феномена жизнеспособности имеет ряд отличительных свойств и характеристик, что должно отображаться в его дефиниции.
При использовании триадического метода необходимо отразить искомую категорию
Определения термина «жизнеспособность» в разных отраслях научного знания
Область использования термина Определение или авторская интерпретация термина/ отрасль знания Ключевые характеристики термина
Биология
Жизнеспособность организма
Если условия среды начнут изменяться в определенном направлении, то и организм изменится в некотором направлении (неадаптивно), и среда начнет предъявлять иные требования к организму (Шмальгаузен, 1940)_
Неадаптивное изменение под влиянием изменений во внешней среде
Жизнеспособность организма
Способность нормального проживания организмов в среде обитания без резкого изменения генотипа
Способность проживания и сохранность во внешней среде
Жизнеспособность клеток
Способность клеток поддерживать состояние, необходимое для выполнения ими специфических функций, возможность реализации митотического потенциала клетками, способными к делению (Герасимов, Попан-допуло, 2007)_
Способность поддерживать состояние, необходимое для выполнения специфических функций и реализации способностей
Жизнеспособность семян
Различная длительность жизни семян, которая может колебаться от нескольких дней до нескольких десятков лет и даже нескольких веков
Способность к длительному процессу выживания и адаптации в среде
Медицина
Жизнеспособность плода
Способность плода к продолжению жизни вне утробы матери (Большая медицинская энциклопедия)
Способность к продолжению жизни в изменившейся внешней среде
Кибернетика
Жизнеспособность систем
Система является жизнеспособной, если она организована для удовлетворения требований выживания и адаптации в условиях изменения внешней среды (Beer, 1990)_
Выживаемость и адаптация к изменениям внешней среды
Жизнеспособность живой системы
Способность к самовоспроизводству, обмену с окружающей средой, сохранению целостности (устойчивости), адаптации (Разумовский, Хазов, 1998)
Способность к самовоспроизводству, обмену с внешней средой.
Способность к сохранению целостности и адаптации
Политология
Жизнеспособность страны
Комбинация устойчивости и уязвимости страны к факторам неблагоприятного воздействия и ее способность восстановиться после этого воздействия до уровня экологического благополучия (по данным FM Global Resilience Index)_
Устойчивость к воздействию внешней среды, способность самовосстановления. Экологическое благополучие страны
Жизнеспособность государства
Способность отвечать на все новые вызовы истории (Ахиезер, 1996)
Способность отвечать на новые вызовы внешней истории
Жизнеспособность поколения
Должна быть выдвинута на уровень национального приоритета общегосударственной, социальной, семейной, молодежной политики (Гурьянова, 2004)_
Жизнеспособность как приоритетное направление в социальной политике
Социология
Жизнеспособность системы
Система является более жизнеспособной и плодотворной тогда, когда она имеет больше степеней свободы, т. е. измерений бытия, которые реализованы и реализуются_
Обладание большим числом реализуемых степеней свободы, измерений бытия
Окончание таблицы
Область использования _термина_
Определение или авторская интерпретация _термина/ отрасль знания_
Ключевые характеристики _термина_
Жизнеспособность предприятия
Способность предприятия актуализироваться и приобрести практическое значение при наличии угроз, предпринять конкретные меры по ликвидации возникающих угроз. (Домрачёв, 2013)
Адаптация к изменившейся внешней среде и актуализация в новых социальных условиях
Жизнеспособность субъекта
Способность субъекта обеспечить свою выживаемость через самосовершенствование (Ахиезер, 1996)_
Способность к выживаемости через самосовершенствование
Педагогика
Жизнеспособность поколения
Способность человека (поколения) выжить, не деградируя в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиваться и духовно возвыситься (Ильинский, 1995)_
Способность выживать и развиваться в жестких условиях внешней социальной среды
Жизнеспособность студента
Интегративное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориента-ций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме (Бабочкин, 2009, Селезнёва, 2015)_
Интегративное качество и способности, обеспечивающие успешное функционирование и адаптацию к изменениям внешней среды. Развиваться в изменяющемся социуме_
Жизнеспособный ребенок
«Как свежие веточки на живом основном корне, когда их сгибают, такие ветки изгибаются, но не ломаются, и вместо этого они выпрямляются обратно и продолжают расти» (Войтинас, 2003)_
Способность выживать и развиваться в условиях внешней среды
Жизнеспособность когнитивной структуры
Жизнеспособность когнитивной структуры в процессе познания нового опыта (Авдеева, 2013)
Способность структуры к развитию в динамическом процессе познания
Психология
Жизнеспособность человека
Способность человека или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях (Ваништендаль, 1998)_
Способность человека к полноценной жизни в неблагоприятной внешней среде
Жизнеспособность человека
Интегральная способность сохранения нормативной жизнедеятельности, которая способна актуализироваться при необходимости решения жизненных задач, обеспечивающая динамическое удержание жизни в постоянном сопряжении с требованиями социального бытия (Зеер, 2015)_
Актуализируемая интегральная способность человека к сохранению жизнедеятельности к внешней (социальной) среде требования социального бытия
Жизнеспособность человека
Интегральная способность сохранения своей целостности, актуализируемая в связи с необходимостью решения жизненных задач (Рыльская, 2013)
Актуализируемая интегральная способность человека к сохранению целостности (во внешней среде). Решение задач в социуме_
дефиниции в трех параметрах, репрезентирующих её адекватно и исчерпывающим образом. При этом триадичность не вступает в противоречие с традиционной логикой, а последовательно её использует.
Конструирование дефиниции понятия «жизнеспособность человека» предполагает
реализацию ряда этапов. На первом этапе предполагается выделение для искомого понятия триады понятий, наиболее полно характеризующих его (дешифровка первого уровня). На втором этапе выполняется дешифровка понятий первого уровня. Двухуровневая триадическая дешифровка базового понятия
позволяет получить исчерпывающее определение искомого понятия, что подтверждается примерами использования такого подхода (Боуш, 2009; Боуш, Разумов, 2010).
На сегодняшний день феномен жизнеспособности определяется в рамках трёх основных подходов. Обобщение их в наиболее полном виде позволяет представить их следующим образом:
а) целый класс феноменов в контексте значимых бедствий, неблагоприятного окружения и рисков;
б) прошлых или текущих условий, угрожающих нарушить позитивную адаптацию;
в) наносящих вред развитию (Masten, 2009);
г) представляющих синергетическое единство компонентов адаптации, саморегуляции, саморазвития и осмысленности жизни (Лактионова, 2013; Махнач, Лактионова, 2007; Рыльская, 2014, 2016);
д) способности смягчить действие стресса адекватными эмоциональными, когнитивными, физиологическими, поведенческими ответами (Guidance..., 2000; Захарова, Леонова, 2016; Antonovsky, 1979).
Существуют примеры попытки интегрировать три основных направления в единую конструкцию (Захарова, Леонова, 2016). Но созданная таким образом конструкция лишь объединила несколько подходов, но не привела к появлению определения жизнеспособности как такового по сути, поскольку получилась громоздкой и широкой. В частности, констатируется, что «жизнеспособность человека - это целый класс феноменов» (Захарова, Леонова, 2016), и приводятся указания на условия проявления этих феноменов:
во-первых, указывается, что жизнеспособность человека проявляется в контексте значимых бедствий, неблагоприятного окружения и рисков;
во-вторых, показывается, что феномен существует в синергетическом единстве многих компонентов: адаптации, саморегуляции, саморазвития и осмысленности жизни;
в-третьих, выделяется необходимость ответного действия «адекватными эмоциональными, когнитивными, физиологическими, поведенческими ответами».
Таким образом, в представлениях Л.Н. Захаровой и Л.С. Леоновой феномен жизнеспособности охватывается с трёх сторон: 1) жизнеспособность как интегральное
качество; 2) жизнеспособность, протекающая в динамике; 3) жизнеспособность как индивидуальная способность ответа на среду. Такой вывод будет использован нами в дальнейшем при построении дефиниции понятия «жизнеспособность человека», поскольку он выражает основные характеристики феномена: присутствие определенных свойств и качеств, их способностей, выражающихся в динамике и ответе на среду и условия существования.
Описание опыта конструирования дефиниции понятия и термина «жизнеспособность человека» методом двухуровневой триадической дешифровки этого понятия Формирование триады понятий, раскрывающей понятие «жизнеспособность человека», основывается на описанных в научной литературе по проблеме универсальных характеристик жизнеспособности, выявленных и рассматриваемых как закономерности относительно понятия жизнеспособности. Несмотря на различия между относящимся к представлениям о жизнеспособности объектами, специфично выделяемыми в разных плоскостях научного знания, обнаруживается и определеннее сходство основополагающих их характеристик. Обнаруженные закономерности позволяют сделать вывод о единой природе феномена жизнеспособности.
Результаты описываемого в настоящей публикации исследования позволяют аргументированно рассматривать следующую первичную понятийную триаду жизнеспособности: 1) способность; 2) динамичность; 3) интегральная индивидуальность.
1. Способность, исходя из интерпретации данных таблицы, представляется базовым атрибутом феномена жизнеспособности. Она проявляется в сохранении нормативной жизнедеятельности и повседневной жизни, в приспособлении, активности, восстановлении, выживании, адаптированности, развитии, сохранении жизни и целостности. Способность как выделенное в описываемом исследовании первое дешифрующее основание базового понятия «жизнеспособность» отражает и первую закономерность жизнеспособности, которая есть и характеристика жизнеспособности, и её ключевое понятие, и как следствие - ядро дефиниции. Сущность способности не может раскрываться без употребления дополнительного оборота для пояснения: способности к
чему? способности для чего? какой способности? Таким образом, требующийся второй уровень дешифровки должен раскрывать такое расширение объема понятия «способность».
Представляется логичным дешифровать на втором уровне это понятие с помощью анализа найденных в научной литературе и приведенных в таблице определений. С наибольшей частотой в таблице приводятся ключевые слова, повторяющиеся и раскрывающие этот аспект характеристики жизнеспособности: а) способность к выживанию, б) способность к адаптации, в) способность к развитию.
В частности:
1а. Способность к выживанию появляется в следующих определениях: «способность человека строить жизнь в трудных условиях», «способность выживать в условиях внешней среды», «способность к выживаемости через самосовершенствование», «способность к длительному процессу выживания».
1б. Способность к адаптации рассматривается в качестве системного ответа организма на длительное или многократное воздействие внешней среды, направленного на такое изменение структуры гомеостатического регулирования, которое обеспечивает ему жизнь и деятельность (Медведев, 2003). Более того, анализ обобщенных в таблице определений приводит к выводу, что термин «адаптация» употребляется достаточно большим числом исследователей в различных словосочетаниях: «личностная и ситуационная адаптация», «позитивная адаптация», «личностная психическая адаптация», «адаптация в семье», «адаптация системы», «не адаптивно» и т. п. Таким образом, имеются основания для вывода о том, что способность к адаптации также является одной из основных характеристик жизнеспособности.
1в. Способность к развитию проявляется в следующих определениях: «жизнеспособность субъекта - обеспечить свою выживаемость через самосовершенствование», «развитие интеллектуальных возможностей», «развитие нравственного потенциала человека», «развитие вопреки влиянию внешних факторов», «гармонично развиваться в социуме» и другие.
Приведенные выше данные явились основанием для определения перечня понятий (категорий) первого («способность») и второго
порядка («способность выживать», «способность адаптироваться», «способность развиваться»). Именно такая конструкция составила первую триаду результатов процедуры дешифровки.
2. Динамичность рассматривалась как второй атрибут феномена жизнеспособности, выделенный в целях конструирования его дефиниции. При отвлечении от конкретного содержания приведенных в таблице определений следует отметить, что это свойство жизнеспособности упоминается многими исследователями, в том числе - в разных терминологических вариантах. Однако в этом случае единство таких представлений заключается в том, что жизнеспособность не может существовать вне динамики, под которой понимается взаимодействие движущих сил. Влияние сил на любую систему может быть как направленным извне (внешнее воздействие), так и вызываться внутренними потребностями самой системы к изменениям. Все изменения происходят по мере течения времени. Терминологически такие представления проявляются в определениях, содержащих словосочетания: «динамическая возможность», «в течение времени», «в процессе познания», «от нескольких дней до десятков лет», «в условиях изменяющейся среды», «изменяющегося социума», «динамическое удержание жизни» и т. п. Таким образом, эти данные указывает на наличие динамических характеристик в сущности феномена жизнеспособности.
Понятие динамичности процесса раскрывает термин жизнеспособности в самом его сущностном проявлении, так как сама способность к жизни есть динамический феномен: если останавливаются процессы жизнедеятельности, то заканчивается жизнь, иссякает сама жизнеспособность.
Можно сделать вывод, что исследователи, работающие в различных отраслях науки, выделяют все же наиболее общие характеристики феномена жизнеспособности вне зависимости от дополняющего понятие «жизнеспособность» термина: система ли это, государство ли, человек, клетка или семя. Несмотря на различия в таких атрибутивных характеристиках жизнеспособности как объекта исследования, обнаруживается нечто сущее, закономерно проявляющееся в многочисленных определениях и их интерпретациях.
Итак, жизнеспособность обладает динамической способностью или динамичностью,
которая разворачивается: а) в условиях среды, б) социума, в) в определенных временных границах.
2а. Согласно данным из таблицы, динамичность жизнеспособности оказывается привязанной к условиям внешней среды и жизнеспособность вне среды практически не рассматривается: «сохранение целостности во внешней среде», «выживание в неблагоприятной среде», «выживать и развиваться в условиях внешней среды», «успешное функционирование и адаптация к изменениям внешней среды», «жесткие условия внешней среды», «отвечать на новые вызовы внешней среды» и др.
2б. Кроме того, динамичность жизнеспособности разворачивается во взаимосвязи с социумом и социальными условиями, особенно применительно к жизнеспособности государства, страны, предприятия, поколений и самого человека: «развиваться в изменяющемся социуме», «способность человека (поколения) выжить, не деградируя в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной среды», «решение задач в социуме», «требования социального бытия», «приоритет социальной, семейной, молодежной политики».
2в. Отмечено, что жизнеспособность может меняться со временем и в разных условиях (см, например, Luthar, ОсЛеИ!, 2000), что проявляется обязательным включением соответствующих слов и оборотов: «от нескольких дней до нескольких десятков лет и даже нескольких веков». На временные характеристики указывают и некоторые другие словосочетания: «изменяющийся социум», «успешно функционировать в новых условиях», «решать жизненные задачи», «актуализироваться», «динамическое удержание жизни в постоянном сопряжении с требованиями социального бытия». Представляет интерес интерпретация определения жизнеспособного ребенка, показывающая динамичность разворачивания жизнеспособности во времени: «Ребенок, как свежие веточки на живом основном корне, когда их сгибают, такие ветки изгибаются, но не ломаются, и вместо этого они выпрямляются обратно и продолжают расти».
Итак, при изучении жизнеспособности через присущее ей свойство динамичности представляется обоснованным рассматривать ее как «динамичность в среде», «динамичность в социуме» и «динамичность во времени». Таким образом, именно эти конструкты
сформировали состав второй триады результатов процедуры дешифровки понятия «жизнеспособность».
3. Интегральная индивидуальность как третий атрибут феномена жизнеспособности отражает существующее в психологии ее понимание как специфической индивидуальной способности человека, реализующейся посредством индивидуальных характеристик и свойств личности. При этом повторяющихся копий, скорее всего, не существует. Таким образом, в контексте настоящего исследования представляется необходимым, с одной стороны, выделить общий атрибут психического компонента жизнеспособности человека и, с другой стороны, учесть индивидуальную (уникальную) составляющую жизнеспособности. В исследованиях по проблеме индивидуальности жизнеспособности в психологии отмечаются попытки раскрыть эту индивидуальность, обращаясь к внутренним свойствам человека, к его психическому. Считается, что проникновение «туда» есть сложный механизм. В рамках описываемого исследования остается констатировать наличие этой сложности и попытаться отразить всю сложность в конструировании дефиниции «жизнеспособность человека» через категорию интегральных индивидуальных свойств человека.
Анализ данных таблицы позволяет выделить следующие упоминаемые в определениях наиболее информативные атрибуты: «интегральная способность сохранения своей целостности, актуализируемая в связи с необходимостью решения жизненных задач», «интегральная способность человека к сохранению жизнедеятельности», «жизнеспособность когнитивной структуры в процессе познания нового опыта», «интегративное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний», «выполнение специфических функций и реализация способностей».
Вышепредставленное аргументирует, по нашему мнению, выделение качественных характеристик интегральной индивидуальности человека как атрибута феномена жизнеспособности, заключающегося в совокупности индивидуальных свойств человека и уникальности неповторимого характера связей между этими свойствами. В процедурах второго уровня дешифровки понятия «интегральная индивидуальность» последняя рас-
крывается через: а) когнитивные свойства личности, б) установки, в) ресурсы человека.
за. Понимание когнитивных свойств личности как устойчивых характеристик когнитивных психических процессов, направленных на осмысление, восприятие и оперирование информацией, на выбор предпочтительного способа решения задач и т. д., находит свое отражение в приведенных в таблице определениях, которые прямо указывают на подобного рода индивидуальность когнитивных свойств. Так, в определении жизнеспособности системы по S. Beer (см. таблицу) прямо говорится о жизнестойкости как способности быть определенным образом организованной для удовлетворения требований выживания, быть способной к адаптации в условиях изменения внешней среды. Если рассматривать человека как систему, то речь идет об индивидуальной системе организации когнитивных свойств психики человека. Кроме того, следует обратить внимание на наличие исследований конкретно по теме «жизнеспособность когнитивной системы», в которых, в частности, последняя рассматривается в процессе познания нового опыта (Авдеева, 2013).
зб. Установка рассматривается как внутреннее качество личности, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной форме активности и выборе действия в определенной ситуации. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать конкретным способом на политическое или социальное событие или явление. На основании такого понимания из материалов таблицы были выделены данные о наличии в различных авторских определениях многочисленных «установок»: «должна быть выдвинута на уровень национального приоритета общегосударственной, социальной, семейной, молодежной политики», «способность отвечать на все новые вызовы», «способность восстановиться после неблагоприятного воздействия до уровня экологического благополучия», «способность выживаемости через самосовершенствование», «способность человека (поколения) выжить, не деградируя в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды», «развиваться и духовно возвыситься», «совокупность ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих человеку успешно функционировать и гармонично развиваться»,
«способность человека или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях».
3в. Ресурсы человека представлены очевидными, на наш взгляд, для интерпретации текстовыми фрагментами определений: «способность к самовоспроизводству», «способность к обмену с окружающей средой», «способность к сохранению целостности (устойчивости)», «способность к адаптации», «способность к самовосстановлению», «обладание большим числом реализуемых степеней свободы, измерений бытия», «способность сохранения своей целостности, актуализируемая в связи с необходимостью решения жизненных задач».
Таким образом был определен и состав третьего элемента триады результатов процедуры дешифровки понятия «жизнеспособность».
На рисунке для наглядности представлена схема двухуровневой триадической дешифровки понятия «жизнеспособность человека» (см. рисунок).
Таким образом, с помощью методологического подхода категориальных схем и метода двухуровневой триадической дешифровки базового понятия «жизнеспособность человека» удалось выделить три понятия, с необходимой и достаточной степенью полноты отражающие сущность этого феномена: 1) жизнеспособность как способность, 2) жизнеспособность как динамичность и 3) жизнеспособность как интегральная индивидуальность.
Каждое из этих понятий, в свою очередь, раскрывается тремя понятиями второго уровня детализации.
1. Способность раскрывается посредством представления ее как: а) способность к выживанию, б) способность к адаптации, в) способность к развитию.
2. Динамичность жизнеспособности протекает: а) в социуме, б) среде, в) во временных границах.
3. Интегральная индивидуальность [личности - прим. авт.] включает в себя: а) когнитивные свойства, б) ресурсы, в) установки человека.
Обобщение трех иерархически структурированных понятий позволяет сформулировать следующую дефиницию жизнеспособности человека.
Жизнеспособность человека - это индивидуальная способность к выживанию, адап-
выживание
среда
адаптация
Жизнеспособность человека
когнитивные свойства
Интегральная и н д и в и дуа л ь н ость
условия социума
время
ресурсы
установки
Двухуровневая триадическая дешифровка понятия «жизнеспособность человека»
тации и развитию с помощью интегральной индивидуальности когнитивных свойств, ресурсов и установок личности в условиях динамически изменяющегося социума, среды обитания и времени.
Таким образом, дефиниция, полученная в результате применения метода двухуровневой триадической дешифровки базового понятия «жизнеспособность человека», позволяет более полно и точно определить природу именуемого ею феномена. Описанный в статье метод конструирования дефиниций может быть применен к любым психологическим категориям и понятиям, что позволит уточнить их содержание, опираясь не только на результаты эмпирических исследований и описаний психологических объектов, процессов и явлений, но и на глубинное теоретическое их осмысление.
Литература
1. Авдеева, Т.Ю. Жизнеспособность когнитивной структуры в контексте нового опыта / Т.Ю. Авдеева //Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39).
2. Ахиезер, А.С. Жизнеспособность России / А.С. Ахиезер // Жизнеспособность России: мат. науч. конф. - М., 1996.
3. Бабочкин, П.И. Формирование жизнеспособной личности в образовательной сре-
де.- М.: Московский гор. ун-т упр. Правительства Москвы, 2009.
4. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б.В. Петровский. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974-1989. - Т. 1-30.
5. Боуш, Г.Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления / Г.Д. Боуш. - Омск, 2013. -159 с.
6. Боуш, Г.Д. Кластеры предприятий. Терминологическая нечеткость и определение понятия / Г.Д. Боуш // Вестник Омского унта. - 2009. - № 3. (Международный бизнес).
7. Боуш, Г.Д. Новый подход к конструированию дефиниций экономических категорий (на примере бизнес-кластера) / Г.Д. Боуш, В.И. Разумов // Журнал экономической теории. - 2010. - № 4.
8. Ваништендаль, С. «Резильентность» или оправданные надежды. Раненный, но не побежденный / С. Ваништендаль. - Женева: Bice, 1998.
9. Войтинас, З. Кто они, дети индиго? Вызовы нового времени. Кто они, откуда приходят, чего от нас требуют?/ З. Войтинас; пер. с нем. А. Хенкель. - Калуга: Духовное познание, 2003. - 176 с.
10. Герасимов, И.Г. Оценка жизнеспособности клеток по их морфометрическим параметрам на примере культивируемых
фибробластов / И.Г. Герасимов, А.Г. Попан-допуло // Цитология. - 2007. - Т. 49, № 3. -С. 204-209.
11. Гурьянова, М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 12-18.
12. Домрачев, С.В. Бизнес-планирование / С.В. Домрачев. - Изд-во Челябинского гос. унта, 2013. - 260 с.
13. Захарова, Л.Н. Типы конфликтов и стили поведения персонала как проявления жизнеспособности организации / Л.Н. Захарова, И.С. Леонова // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - С. 612-626.
14. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8.
15. Ильинский, И.М. Концепция воспитания жизнеспособных поколений / И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин. -М., 1995.
16. Коэн, М. Введение в логику и научный метод /М. Коэн, Э. Нагель. Челябинск: Социум, 2010. - 655 с.
17. Лактионова, А.И. Структурно-уров-невая организация жизнеспособности человека: метасистемный подход / А.И. Лактионова // Личность профессионала в современном мире. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 109-126.
18. Махнач, А.В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая,
A.Л. Журавлев. - М., 2007. - 624 с.
19. Медведев, В.И. Адаптация человека /
B.И. Медведев. - СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003.
20. Разумовский, О.С. Проблема жизнеспособности систем / О.С. Разумовский, М.Ю. Хазов // Гуманитарные науки в Сибири. - 1998. - № 1. -С. 3-7.
21. Рыльская, Е.А. Научные подходы к исследованию жизнеспособности человека в зарубежной психологии / Е.А. Рыльская // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 8. - С. 57-58.
22. Рыльская, Е.А. Психологическая концепция жизнеспособности человека: монография / Е.А. Рыльская. - Челябинск: Изд-во «Полиграф-Мастер», 2013. - 336 с.
23. Рыльская, Е.А. Жизнеспособность как потенциал целостности человека / Е.А. Рыльская // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 755 с.
24. Селезнёва, Н.Т. Динамика формирования жизнеспособности личности в вузе / Н.Т. Селезнёва, Н.В. Рубленко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 4 (34).-https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-formirovaniya-zhiznesposobnosti-lichnosti-v-vuze (дата обращения: 22.11.2018).
25. Шмальгаузен, И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса / И.И. Шмальгаузен. - Издательство академии наук Союза ССР. -М.; Л., 1940.
26. Antonovsky A. Health, Stress and Coping / A. Antonovsky. - San Francisco: Jossey-Bass, 1979.
27. Beer S. Diagnosing the System for Organisations / S. Beer. - Wiley, Chichester, 1990.
28. FM Global Resilience Index. Available at: https://www.fmglobal.com (accessed 06.11.2018)
29. Guidance on work-related stress. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2000.
30. Luthar, S.S. The construct of resilience: A critical evaluation and guidelines for future work / S.S. Luthar, D. Cicchetti, B. Becker // Child Development. - 2000. - Т. 71. - Р. 543562.
31. Masten, A.S. Resilience in development / A.S. Masten, J.J. Cutulli, J.E. Herbers, M.J. Reed // Oxford handbook of positive psychology. -New York: Oxford University Press, 2009. -P. 117-131.
Васильева Светлана Николаевна, соискатель ученой степени, преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной' службы при Президенте Российской' Федерации (РАНХиГС), Челябинский филиал (Челябинск), vsn97@ mail.ru
Поступила в редакцию 2 декабря 2018 г.
DOI: 10.14529/psy190102
DESIGN OF THE DEFINITION OF THE CATEGORY "RESILIENCE OF PERSON" WITH TRIADIC DECRYPTION METHOD
S.N. Vasilyeva, [email protected]
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Ranepa), Chelyabinsk Branch, Chelyabinsk, Russian Federation
The author proposes an approach to the design of definitions of psychological categories using the principles of formal logic and categorical-system methodology, which allowed to obtain a definition of the category of "human resilience", reflecting the essence of this concept. In the process of constructing the definition, the analysis of the subject area of the multi - scientific study of resilience was carried out, it was used the general scientific universal cognitive tool - the method of two-level triadic decryption.
Keywords: resilience, categorical-system methodology, definition, triadic decryption method.
References
1. Avdeeva T.Yu. [Resilience of Cognitive Structure in the Context of New Experience]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2013, no. 2 (39). (in Russ.)
2. Axiezer A.S. Zhiznesposobnost'Rossii [The Viability of Russia]. Zhiznesposobnost'Rossii [Viability of Russia]. Moscow, 1996.
3. Babochkin, P.I. Formirovaniye zhiznesposobnoy lichnosti v obrazovatel'noy srede [The Formation of a Viable Personality in the Educational Environment]. Moscow, Moskovskiy gor. un-t upr. Pravi-tel'stva Moskvy [Moscow City University of Management of the Government of Moscow], 2009.
4. Petrovskiy B.V. Great Medical Encyclopedia [Bol'shaya Medicinskaya Ehnciklopediya] (BMEh), 3rd ed.
5. Boush G.D. Klastery v ehkonomike: nauchnaya teoriya, metodologiya issledovaniya, koncepciya upravleniya [Clusters in Economics: Scientific Theory, Research Methodology, Management Concept]. Omsk. 2013, 159 p.
6. Boush G.D. [Enterprise Clusters. Terminology Blurred, and the Definition of Term]. Vestnik Oms-kogo un-ta [Bulletin of Omsk University]. 2009, no. 3. (in Russ.)
7. Boush G.D., Razumov V. I. Novyy podkhod k konstruirovaniyu definitsiy ekonomicheskikh katego-riy (na primere biznes-klastera) [A new Approach to the Design of Definitions of Economic Categories (for Example, a Business Cluster)]. Zhurnal ehkonomicheskoj teorii [Journal of Economic Theory], 2010, no. 4.
8. Vanishtendal' S. "Rezil'yentnost" ili opravdannyye nadezhdy. Ranennyy, no ne pobezhdennyy ["Resilience" or Reasonable Expectations. Wounded but not Defeated]. Zheneva, Bice Publ., 1998.
9. Voytinas Z. Kto oni, deti indigo? Vyzovy novogo vremeni. Kto oni, otkuda prikhodyat, chego ot nas trebuyut? [Who are the Indigo Children? Challenges of the New Time. Who are they, where do they Come from, what is Required of us?]. Dukhovnoye poznaniye Publ., 2003, 176 p.
10. Gerasimov I.G., Popandopulo A.G. [Assessment of Cell Viability by their Morphometric Parameters on the Example of Cultured Fibroblasts]. Citologiya. 2007, vol. 49, no. 3, pp. 204-209. (in Russ.)
11. Gur'yanova M.P. [The Upbringing of a Viable Personality in Conditions of Disharmonious Society]. Pedagogika. 2004, no. 1, pp. 12-18. (in Russ.)
12. Domrachev S.V. Biznes-planirovanie [Business Planning]. Izd-vo Chelyabinskogo gos. un-ta [Chelyabinsk State University Publ.], 2013, 260 p.
13. Zakharova L.N., Leonova I.S., Makhnach A.V. (Ed.), Dikaya L.G. (Ed.) [The Types of Conflicts and Styles of Personnel Behavior as a Manifestation of the Vitality of the Organization]. Zhiznesposobnost' cheloveka: individual'nyye, professional'nyye i sotsial'nyye aspekty [Human Viability: Individual, Professional and Social Aspects]. Institut psikhologii RAN Publ., 2016, pp. 612-626. (in Russ.)
14. Zeyer E.F. [Socio-psychological Aspects of the Development of Viability and Formation of Human Vitality]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2015, no. 8. (in Russ.)
15. Il'inskiy I.M., Babochkin P.I. Kontseptsiya vospitaniya zhiznesposobnykhpokoleniy [The Concept of Education of Viable Generations]. Moscow, 1995.
16. Koen M., Nagel' E. Vvedeniye v logiku i nauchnyy metod [Introduction to Logic and the Scientific Method]. Chelyabinsk, Socium Publ., 2010. 655 p.
17. Laktionova A.I. [Structural-level Organization of Human Vitality: a Metasystem Approach]. Lichnost'professionala v sovremennom mire [Personality of a Professional in the Modern World]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2013, pp. 109-126. (in Russ.)
18. Makhnach A.V., Laktionova A.I. Dikaya L.G. (Ed.), Zhuravlev A.L. (Ed.) Zhiznesposobnost' podrostka: ponyatiye i kontseptsiya [Resilience of a Teenager: the Concept and Concept]. Psikhologiya adaptatsii i sotsial 'naya sreda: sovremennyye podkhody, problemy, perspektivy [Psychology of Adaptation and Social Environment: Modern Approaches, Problems, Prospects]. Moscow, 2007, 624 p.
19. Medvedev V.I. Adaptatsiya cheloveka [Human Adaptation]. St. Petersburg, "Institut mozga cheloveka RAN" [Institute of Human Brain RAS] Publ., 2003.
20. Razumovskiy O.S., Khazov M.Yu. [The Problem of System Viability]. Gumanitarnyye nauki v Sibiri [Humanities in Siberia]. 1998, no. 1, pp. 3-7. (in Russ.)
21. Ryl'skaya E.A. [Scientific Approaches to the Study of Human Viability in Foreign Psychology]. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2014, no. 8, pp. 57-58. (in Russ.)
22. Ryl'skaya E.A. Psikhologicheskaya kontseptsiya zhiznesposobnosti cheloveka [The Concept of Psychological Resilience]. Chelyabinsk, Poligraf-Master Publ., 2013. 336 p.
23. Ryl'skaya E.A., Makhnach A.V. (Ed.), Dikaya L.G. (Ed.) Zhiznesposobnost' kakpotentsial tse-lostnosti cheloveka [Resiliense as a Potential of Human Integrity]. Zhiznesposobnost' cheloveka: indi-vidual'nyye, professional'nyye i sotsial'nyye aspekty [Human Resiliense: Individual, Professional and Social Aspects]. Moscow, Publ., 2016. 755 p.
24. Selezneva N.T., Rublenko N.V. Dinamika formirovaniya zhiznesposobnosti lichnosti v vuze. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'yeva. 2015, no. 4 (34). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ dinamika-formirovaniya-zhiznesposobnosti-lichnosti-v-vuze (accessed 22.11.2018).
25. Shmal'gauzen I.I. Puti i zakonomernosti evolyutsionnogo protsessa [Ways and Regularities of the Evolutionary Process]. Moscow, Leningrad Izdatel'stvo akademii nauk Soyuza SSR [Academy of Sciences of the USSR Publ.]. 1940, 231 p.
26. Antonovsky A. Health, Stress and Coping. San Francisco, Jossey-Bass Publ., 1979.
27. Beer S. Diagnosing the System for Organisations. Wiley, Chichester, 1990.
28. FM Global Resilience Index. Available at: https://www.fmglobal.com. (accessed 06.11.2018)
29. Guidance on work-related stress. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2000.
30. Luthar S.S., Cicchetti D., Becker B. The construct of resilience: A critical evaluation and guidelines for future work. Child Development. 2000, vol. 71, pp. 543-562. DOI: 10.1111/14678624.00164.
31. Masten A.S., Cutulli J.J., Herbers J.E., Reed M.J. Resilience in development. Oxford handbook of positive psychology. New York: Oxford University Press, 2009, pp. 117-131.
Received 2 December 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Васильева, С.Н. Конструирование дефиниции категории «жизнеспособность человека» методом двухуровневой триадической дешифровки / С.Н. Васильева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2019. - Т. 12, № 1. - С. 16-27. DOI: 10.12529^190102
FOR CITATION
Vasilyeva S.N. Design of the Definition of the Category "Resilience of Person" with Triadic Decryption Method Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2019, vol. 12, no. 1, pp. 16-27. (in Russ.). DOI: 10.14529/psyl90102