УДК 342.565.2(470)
Е.Н. Асташкина, Е.С. Курохтина
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение: Конституционный Суд РФ, учрежденный в 1994 г., является одним из основных органов судебной власти, обеспечивающих единообразное применение Конституции на территории Российской Федерации. Цель: поиск наиболее адекватного подхода к характеристике полномочий Конституционного Суда РФ, попытка обоснования места Конституционного Суда РФ в судебной системе России. Методологическая основа: исследование базируется на общенаучном диалектическом методе познания правовой действительности и использовании частнонаучных методов: анализа, логического, системно-структурного и др. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно некоторых вопросов организации и деятельности Конституционного Суда РФ, обосновывается его особое место в судебной системе РФ. Выводы: любое полномочие Конституционного Суда РФ не предполагается возможным рассматривать как негативное или позитивное; Конституционный Суд РФ не образует посистемы судов, несмотря на наличие, предусмотренных законом конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Ключевые слова: государство, Конституционный суд РФ, судебные решения, судебная власть, конституционный контроль.
E.N. Astashkina, E.S. Kurokhtina
CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION: SELECTED ISSUES OF ORGANIZATION AND ACTIVITY
Background: the article deals with certain questions connected with the organization and activity of the Constitutional Court of the Russian Federation. The constitutional Court of the Russian Federation, established in 1994, is one of the main bodies of the judiciary, providing the uniform application of the Constitution on the territory of the Russian Federation. Objective: the authors of the article suppose to find the most appropriate approach to the characteristics of the RF Constitutional Court powers, to take an attempt to justify a particular place of the RF Constitutional Court in the court system of Russia. Methodology: the research is based on the general scientific dialectical method of the legal reality cognition and the use of special scientific methods: analysis, logical, systemic-structural and others. Results: the authors' position regarding certain issues of organization and activities of the Constitutional Court of the Russian Federation is proved, the special place of
§ © Асташкина Елена Николаевна, 2017
" Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Сара-
1 товская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
£ © Astashkina Elena Nikolaevna, 2017
Candidate of law, Associate professor of the Procurator's supervision and criminology department (Saratov State Law Academy)
© Курохтина Елена Сергеевна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Kurokhtina Elena Sergeevna, 2017
Candidate of law, Associate professor of the Procurator's supervision and criminology department (Saratov 116 State Law Academy)
the RF Constitutional Court in the court system of the Russian Federation is established. Conclusions: the authors state that any privilege of the Constitutional Court of the Russian Federation is not supposed possible to consider as negative or positive; the Constitutional Court does not form courts' posistems, despite the existence of the constitutional (Charter) courts of constituent entities of the Russian Federation provided by the legislation of the Russian Federation.
Key-words: state, constitutional court, judicial decisions, judicial power, constitutional control.
Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления1, одной из качественных характеристик которого является принцип разделения государственной власти на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Судебная власть занимает особое место в правовом государстве, поскольку, разрешая на основе Конституции РФ споры между гражданами, гражданами и государственными органами, а также между органами законодательной и исполнительной власти, является достаточно эффективным механизмом обеспечения конституционной стабильности в обществе [1, с. 235]. И безусловным лидером в этой деятельности является Конституционный Суд РФ, учрежденный в 1994 году. Его полномочия, организация и деятельность определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.)2. ВННВННННН
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд России представляет собой судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ, являясь основным органом, обеспечивающим сохранность как Конституции РФ, так и закрепленных в ней фундаментальных конституционных ценностей, многогранно способствует развитию государственно-правовых, муниципально-территориальных и общественных институтов, охватывая как законодательную, так и правоприменительную деятельность [2, с. 179]. Конституционный Суд РФ обладает комплексом полномочий, направленных на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. К таким полномочиям Закон относит: 1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; 2) разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) осуществление
1 См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации 1994. № 13, ст. 1447; 2016. № 1, ч. 1, ст. 2. 117
проверки по запросам судов конституционности закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле и др.
В юридической литературе отмечается, что Конституционный Суд РФ обладает как «негативными», так и «позитивными» полномочиями. К первым относят те полномочия, которые могут отменить законы и другие нормативные акты или их отдельные положения ввиду несоответствия Конституции РФ. Ко второй группе полномочий относят те, которые способствуют органам законодательной власти (Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов Федерации) в реализации возложенных на них законом задач [3, с. 246]. Данная точка зрения представляется дискуссионной, т.к. любое полномочие, осуществляемое Конституционным Судом РФ, трудно охарактеризовать как негативное или позитивное, поскольку оно направлено на решение задач, определенных конкретным спором о праве. Разрешение спора о праве, в свою очередь, осуществляется в предусмотренных законом процессуальных формах на основе принципов конституционного судопроизводства, таких как: законность, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Вышеназванные принципы, будучи ключевыми правовыми положениями, закрепленными в тексте Конституции РФ и федеральных конституционных законах, лежат в основе полномочий Конституционного Суда России. Считаем, что слишком категоричным является деление полномочий Конституционного Суда РФ на «негативные» и «позитивные».
Нормы Конституции РФ и федеральных конституционных законов содержат положения, раскрывающее особое месте Конституционного Суда РФ в судебной системе России. Так, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального Конституционного закона РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»3 Конституционный Суд РФ отнесен к федеральным судам. Однако ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2016 г.)4 не предусматривает порядка назначения судей Конституционного Суда РФ на должность, равно как и ст. 6.1 — назначения Председателя Конституционного Суда РФ на должность. Тем самым подчеркивается особый статус судей Конституционного Суда РФ как лиц, реализующих конституционный контроль на территории Российской Федерации. В ч. 1 ст. 17 Федерального Конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» содержится положение, согласно которому Конституционный Суд России, созданный в соответствии с Конституцией РФ, может быть упразднен только путем внесения поправок в текст последней. Данная норма указывает на особое место Конституционного Суда РФ не только в судебной системе, но и в системе органов государственной власти России, потому что, во-первых, предложения о поправке в текст Конституции РФ вправе вносить ограниченный круг субъектов, указанных в ст. 134 Конституции РФ. Во-вторых, поправки согласно ст. 136 Конституции РФ, к гл. 7 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ в силу специфики возложенных на него функций не образует подсистемы ни с какими судами. Однако в научной среде высказы-
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1; 2014. № 6, ст. 551.
118 4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1992. № 30, ст. 1792; 2017. № 1, ст. 46.
вается мнение относительно инстанционного построения судов конституционном юрисдикции и установления единого конституционно-правового пространства [4, с. 3]. С подобным утверждением сложно согласиться, т.к. специфика полномочий Конституционного Суда РФ определяется, прежде всего, Конституцией и федеральными конституционными законами. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Создание этих судов и их организация регламентируются исключительно законами субъектов РФ, равно как и их финансирование производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Создание и регулирование единого конституционного пространства на территории Российской Федерации, отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. «а» ст. 71 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ, занимая особое место в системе государственных органов, обеспечивает судебно-правовую охрану Конституции РФ и в своих решениях устанавливает конституционные параметры соблюдения и защиты прав и свобод граждан, функционирования институтов гражданского общества и правового государства, тем самым гарантируя верховенство и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. Многоаспектная деятельность Конституционного Суда РФ оказывает существенное влияние на формирование российского правового пространства. Востребованность в деятельности Конституционного Суда РФ очевидна. Так, по данным Секретариата Конституционного Суда РФ, с 1 января 1995 г. по 31 октября 2017 г. в Конституционный Суд РФ поступило 331601 обращение5, по которым принято 499 постановлений6 и 27997 определений7! Несмотря на то, что в решениях Конституционного Суда РФ затрагивается широкий спектр вопросов, связанных с конституционным статусом личности, свободой экономической деятельности, организацией публичной власти, федеративным устройством, различными видами судопроизводства, количество постановлений, вынесенных по итогам рассмотрения обращений, свидетельствуют о тщательном анализе и безупречном качестве принимаемых итоговых решений Конституционного Суда РФ по существу, прежде всего, любого из вопросов, перечисленных в пп. 1-3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 ч. 1 ст. 3 Федерального Конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Правовые позиции, сформулированные в решениях Конституционного Суда РФ, обеспечивают актуальное восприятие российского законодательства [5, с. 5].
Непосредственное исполнение конституционно-судебных решений заключается в осуществлении обязанными субъектами предписаний названных решений
5 См.: Официальная статистика рассмотрения обращений на официальном сайте Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Petition/Pages/StatisticNew.aspx (дата обращения: 31.10.2017).
6 См.: Официальная статистика вынесенных решений на официальном сайте Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Statisticses/Pages/Decision.aspx (дата обращения: 31.10.2017).
7 См.: Официальная статистика вынесенных решений на официальном сайте Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Statisticses/Pages/Definition.aspx (дата обращения: 31.10.2017). 119
посредством совершения правотворческих, правоприменительных действий, в т.ч. принятия правотворческих, правоприменительных решений, либо отказа от их совершения или принятия [6, с. 427]. Способы исполнения зависят от разных условий: от вида конституционного судопроизводства, содержания оспариваемой нормы, нормативно предусмотренными последствиями принятия соответствующих решений, содержащихся в них указаний на особенности исполнения. В этой связи различаются следующие способы исполнения конституционно-судебных решений:
правотворческие — принятие актов, отменяющих неконституционные акты; новых актов, а также актов, вносящих новые положения в действующие акты в целях устранения выявленного пробела в правовом регулировании; выявление воспроизводящих неконституционные нормы актов и их изменение и др.;
правоприменительные — прекращение применения актов, признанных неконституционными; отказ от введения в действие и применения не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, признанных Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ; применение актов в истолковании, данном Конституционным Судом РФ; принятие индивидуальных актов и др.[7, с. 91-92].
Юридическая значимость итоговых решений Конституционного Суда РФ проявляется в том, что они обращены ко всем субъектам общественных отношений, а не только к заявителям и обязательны для исполнения всеми без исключения. Итоговые решения не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, в связи с чем, никто не может отменить либо изменить выводы
й Конституционного Суда РФ о конституционности законов, других норматив-
о „
? ных актов или отдельных их положений. Данные положения, закрепленные 3 федеральным конституционным законом, еще раз подтверждают особое место | Конституционного Суда РФ в отечественной судебной системе. I Применение правовых позиций Конституционного Суда РФ может рассма-
| триваться как одна из форм судебного конституционного контроля. Значение ! данного полномочия судебной власти проявляется в том, что оно позволяет § единичными решениями Конституционного Суда РФ привести в соответствие | с Конституцией РФ «целые пласты законодательных норм» [8, с. 223], способ-| ствует правовому обеспечению реализации действующего законодательства, 'I тем самым подчеркивая исключительность судебной власти. | Таким образом, Конституционный Суд РФ занимает особое место в судеб-
| ной системе. Согласимся с утверждением, что по своей сути конституционное судопроизводство, выражая свое мнение в итогово-правовых решениях, во многом приближается к нормативно-установительной юридической практике, ё к правотворчеству и на этой основе формируется особый вид нормативных на-§ чал — конституционно-судебные нормоустановления [9, с. 16], которые играют | не только основополагающую роль при обеспечении принципа верховенства | Конституции РФ, но и качественным образом влияют на процесс и содержание нормотворчества на всей территрии Российской Федерации.
Значение Конституции РФ, ее верховенства на всей территории Российской Федерации лежит в основе общеправового принципа законности, который предполагает неукоснительное соблюдение и исполнение всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными ли-120 цами, гражданами в процессе своей деятельности Конституции РФ и законов.
Принцип законности определяет реализацию всех принципов права и устанавливает их правовые гарантии. Верховенство Конституции РФ, деятельность Конституционного Суда РФ, специфика его решений служат одной из гарантий законности, точности и недвусмысленности норм права, их взаимосогласованности в единой системе правового регулирования, что способствует эффективному применению средств правовой защиты внутри государства и постоянному их совершенствованию.
Библиографический список
1. Воеводина Т.Н. Судебная власть в системе разделения властей: история и современность // Вестник СамГУ. 2009. № 7 (73). С. 235-239.
2. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. М.: Норма, 2013. 496 с.
3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: учебное пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 592 с.
4. Есенова В.П. Проблемы реализации решений органов конституционной юстиции Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. 218 с.
5. Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 5-13.
6. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» / под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. 672 с.
7. Кокотов А.Н. Исполнение решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2013. № 5. С. 90-101.
8. Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Феде- i рации: курс лекций. М.: ЭКСМО, 2008. 270 с. и
9. Бондарь Н.С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гар- а монизации в свете конституционного правосудия// Журнал российского права. о 2013. № 11. С. 14-17. к
о о
Reference а
1. Vojevodina T.N. Judicial Authority in the System of Division of Powers: History i and Modernity // Vestnik SamGU. 2009. No. 7 (73). Р. 235-239. о
2. Zorkin V.D. Law in the Global Change Condition M.: Norma, 2013. 496 p. |
3. Vitruk N.V. Constitutional Justice Textbook Norma M.: INFRA-M, 2010. 592 p. Ч
4. Esenova V.P. Problems of the Decisions' of the Constitutional Justice Bodies of ° the Russian Federation Realization: Diss... cand.of law.Sciences.SPb., 2006. 218 р. а
5. Knyazev S.D. Constitutional Court in the Legal System of the Russian Federa- | tion // Journal of Russian law. 2013. No. 12. Р. 5-13. |
6. Juristic Commentary to the Federal Constitutional Law «On the Constitutional № Court of the Russian Federation» / edited by G. A. Hajiyev. M.: Norma: SIC Infra-M, 1 2012. 672. )
7. Kokotov A.N. Execution of the Constitutional Court of the Russian Federation 7 Decisions// Journal of Russian law. 2013. No. 5. S. 90-101.
8. Anishina V.I. Fundamentals of the Court Power and Justice in the Russian Federation: course of lectures / V. I. Anishina. M.: EKSMO, 2008. 270 p.
9. Bondar N.S. Letter and Spirit of the Russian Constitution: 20 years of Experience of Harmonization in the Light of the Constitutional Justice// Journal of Russian law. 2013. No. 11. P. 14-17. 121