УДК 34.09
DOI: 10.30914/2072-6783-2018-4-4-95-99
Конституционный прецедент как способ защиты социальных прав граждан
О. Л. Шабалина, С. Ю. Целищев
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. В статье рассматриваются аспекты применения конституционного прецедента при судебной защите социальных прав гражданами Российской Федерации. Цель: формирование целостного научного представления о применении конституционного судебного прецедента в практике высших судебных инстанций по делам о защите социальных прав граждан. Материалы и методы. Исследование основано на изучении Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в области образования и социального обеспечения. Центральное место в статье занимает анализ позиций высших судебных инстанций. Методами исследования являются общенаучные и частнонаучные, в том числе формальнологические методы (анализ, синтез). Результаты исследования. Дана оценка теоретическому обоснованию и практическому опыту применения конституционного прецедента при защите социальных прав граждан. Заключение. Выявлено, что ограничения реализации социальных прав не могут основываться на реализации других конституционных прав, в частности, права на выезд за пределы государства. Соответствующий прецедент создан в актах конституционной юстиции и нашел применение в практике Верховного суда Российской Федерации.
Ключевые слова: судебный прецедент, конституционный прецедент, защита социальных прав, социальное обеспечение, права и свободы человека и гражданина.
CONSTITUTIONAL PRECEDENT AS A WAY TO PROTECT SOCIAL RIGHTS OF CITIZENS O. L. Shabalina, S. Yu. Tselishchev
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The article deals with the aspects of the application of the constitutional precedent in the judicial protection of social rights by the citizens of the Russian Federation. The purpose of the research is to form a comprehensive scientific understanding of the application of constitutional judicial precedent in the practice of the higher courts in cases concerning the protection of the social rights of citizens. Materials and methods. The research is based on the study of the Constitution of the Russian Federation, Federal legislation in the field of education and social security. The central place in the article is taken by the analysis of positions of the highest legal authorities. Research methods are general scientific and private scientific, including formal logical methods (analysis, synthesis). Results. The evaluation of the theoretical justification and practical experience of the constitutional precedent in the protection of citizens' social rights was given. Conclusion. It is revealed that restrictions on the implementation of social rights cannot be based on the implementation of other constitutional rights, in particular, the right to travel outside the state. The corresponding precedent was created in acts of constitutional justice and found application in practice of the Supreme Court of the Russian Federation.
Keywords: judicial precedent, constitutional precedent, protection of social rights, social security, rights and freedoms of man and citizen.
На сегодняшний день корни социальных гарантий находятся в Конституции. Так, согласно статье 7 Основного закона: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,
© Шабалина О. Л., Целищев С. Ю., 2018
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 4
устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Степень воплощения социального свойства государства в реальности подвергается скептической оценке со стороны исследователей и практиков. Так, председатель Конституционного суда Российской Федерации В. Д. Зорькин отмечает, что характер многочисленных жалоб в Конституционный Суд в настоящее время свидетельствует о том, что главным источником напряженностей в российском обществе является нерешенность социально-экономических проблем, в том числе недостаточная защита социальных прав граждан [3].
Проблема защиты социальных прав граждан рассматривалась учёными в различном контексте. Говоря о понятии социальной защиты, последнюю можно охарактеризовать как важнейшую функцию государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм. Такая функция представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, реализации совокупности экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав [7].
В контексте финансово-бюджетных правоотношений, исследователи отмечают определенные несоответствия между социальным и бюджетным законодательством, затрагивающим соответственно провозглашение и реализацию социальных гарантий и прав. Можно обнаружить мнение, в соответствии с которым предоставление социальных гарантий находится в прямой взаимосвязи с наличием и достаточностью собственных средств публично-правового образования, из чего делается вывод о невозможности регулирования вопроса о предоставлении гарантий в ином акте, кроме как в законе о соответствующем бюджете [5].
Действительно, преследуя экономические цели, уполномоченные на реализацию социальных гарантий органы иногда ставят вопрос о поиске ограничений, на их взгляд, объективно свидетельствующих об отсутствии необходимости в осуществлении выплат.
Среди прочего, отмечается, что механизм судебной защиты социальных прав в Российской Федерации сегодня имеет ряд существенных недостатков, связанных с неэффективной работой государственных органов власти, а также орга-
нов местного самоуправления. Указывается на ненадлежащее обеспечение доступа граждан к получению защиты своих свобод и прав в суде, несмотря на то, что эффективность судебной защиты конституционных свобод и прав в настоящее время существенно выросла [8].
Другим субъектом, способным, по мнению исследователей, внести ясность в практику реализации социальных права, являются органы прокуратуры, которым предлагается инициировать проверку законодательства субъектов Российской Федерации по вопросу предоставления государственной социальной помощи [6].
С третьей стороны, происходит смешение «самозащиты» социальных прав и зашиты судебной, так как защита прав, именно социальных, без обращения в компетентные органы в настоящее время невозможна [2].
Справедливо отмечается, что защита социальных прав граждан является одним из приоритетных направлений деятельности высших судебных инстанций субъектов федерации и России. Часто, именно конституционная юстиция выступает в роли фактора социальной и правовой стабильности. Такая тенденция подчеркивает огромную роль высших судов в деле утверждения конституционного принципа социального государства, защиты социальных прав граждан, укрепления конституционной законности [4]. Так, например, судебная практика по оспариванию решений таких органов показывает, что реализация одних конституционных прав, по мнению органов исполнительной власти, может ставить под сомнение реализацию других.
Не так давно Верховный суд Российской Федерации в качестве кассационной инстанции принял определение, в котором раскрыл некоторые положения касательно обозначенной выше проблемы. В рассматриваемом деле неожиданно столкнулись такие конституционные права, как право на образование (статья 43 Конституции) и право на выезд за пределы государства (часть 2 статья 27 Конституции).
Вопросы защиты социальных прав граждан в контексте миграции также принимались во внимание исследователями. Так, например, указывается на то, что построение общего рынка труда между странами ближнего зарубежья подразумевает необходимость интеграции социально-экономических и правовых систем защиты социальных и трудовых прав граждан интегрирующихся
стран [10]. Отмечается, что задача государства, выражающаяся в выполнении обязательств по социальной поддержке, должна решаться независимо от местонахождения и постоянного проживания лиц-получателей социальной поддержки [1].
Кроме того, судебная практика показывает, что различные юридические характеристики субъектов правоотношений могут влиять на социальные и трудовые гарантии, предоставляемые гражданам, например, правовой статус образовательной организации [9].
В то же время, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. На недопустимость дискриминации в сфере образования указывают и принципы государственной политики и правового регулирования, закрепленные в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
В упомянутом выше примере рассматривалась такая социальная гарантия, как обеспечение в случае потери кормильца, продиктованная частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации. Конкретизация данной гарантии дана сразу в нескольких законодательных актах. При этом не во всех законах критерии и признаки, необходимые для назначения выплат, совпадают. Общими являются следующие признаки:
- потеря кормильца;
- обучение в образовательной организации;
- недостижение возраста 23-х лет.
Основное отличие, касающееся редкого случая,
однако соответствующего обстоятельствам дела, заключалось в обучении в иностранной организации. Статья 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях»), действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, в применявшейся редакции указывала на то, что при обучении в иностранной образовательной организации необходимым условием является направление на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В то время как лицо, претендующее на получение выплат, обучалось самостоятельно, то есть без направле-
ния по международному договору. Самостоятельное обучение не препятствует социальному обеспечению по пункту «а» части 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - ФЗ № 4468-1).
Если первая инстанция удовлетворила требования гражданина, то апелляция не усмотрела оснований для удовлетворения, строго следуя букве закона. Кассационная инстанция в лице Верховного суда обратилась к практике другой высшей судебной инстанции.
Еще в 2009 году Конституционный суд Российской Федерации создал прецедент, в котором дал толкование пункту «а» части 3 статьи 29 ФЗ № 4468-1, указав на то, что лица, потерявшие кормильца и обучающиеся в иностранной организации относятся к одной и той же категории, и способ поступления в иностранное образовательное учреждение не может ограничивать реализацию социальных гарантий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2009 г. № 18-П).
Непосредственно Конституционный суд Российской Федерации придал названному постановлению силу прецедента, подтвердив им свою позицию, признавая частично неконституционными положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Противоречие Конституции усматривалась в толковании способа поступления в образовательную организацию иностранного государства в качестве ограничения социальных гарантий (Постановление Конституционного суда РФ от 5 декабря 2017 г. № 36-П).
Так, Верховный суд подтвердил, что: «По смыслу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации право на выплату пенсии по случаю потери кормильца имеют дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, независимо от способа поступления
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 4
таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно, либо по направлению в соответствии с международным договором Российской Федерации) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет» (Определение Верховного суда РФ № 16-КГ18-1).
Действительно, реализация одного конституционного права не может ограничивать реализацию другого. В соблюдении приведенного положения большую роль играет конституционный судебный прецедент, позволяющий гражданам защищать принадлежащие им социальные права и реализовать обеспеченные государством гарантии.
Литература
1. Бекишиева С. Р., Курбанова А. М. Проблемы совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 6 (67). С. 157-164.
2. Гусев А. Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журнал российского права. 2016. № 7 (235). С. 120-128.
3. Зорькин В. Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. 2018. № 7689 (226).
4. Кириченко А. А. Защита социальных прав граждан как одна из форм деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 12 (79). С. 55-59.
5. Скачкова А. Е. Защита прокуратурой Российской Федерации социальных прав граждан в сфере бюджетного финансирования // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 296-302.
6. Темнов Э. С., Берестнев М. А., Малахвей Е. Д. К вопросу о защите прав получателей государственных социальных стипендий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 3-2. С. 107-114.
7. Трегубова Е. В., Коридзе М. Т. Понятие «социальная защита граждан» в российском праве // Ямальский вестник. 2015. № 4 (5). С. 83-87.
8. Ходусов А. А. Конституционная защита социальных прав и свобод // Евразийская адвокатура. 2017. № 2 (27). С. 52-56.
9. Шабалин Г. Ю., Шабалина О. Л. К вопросу о типологии образовательных организаций // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 82-86. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-82-86
10. Эсмантович И. И. Социальная защита прав мигрантов как одно из направлений деятельности социального государства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3-2. С. 221-224.
References
1. Bekishieva S. R., Kurbanova A. M. Problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva RF o sotsial'nom obespechenii semei s det'mi [Problems of improvement of the Russian legislation on social security for families with children]. Aktual'nyeproblemy rossiiskogo prava = Actual problems of Russian law, 2016, no. 6 (67), pp. 157-164. (In Russ.).
2. Gusev A. Yu. Formy i sposoby zashchity prav grazhdan v sfere sotsial'nogo obespecheniya [Forms and methods of protection of citizens' rights in social support sphere]. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian law, 2016, no. 7 (235), pp. 120-128. (In Russ.).
3. Zorkin V. D. Bukva i dukh Konstitutsii [The letter and spirit of the Constitution]. Rossiiskaya gazeta = Russian gazette, 2018, no. 7689 (226). (In Russ.).
4. Kirichenko A. A. Zashchita sotsial'nykh prav grazhdan kak odna iz form deyatel'nosti konstitutsionnykh (ustavnykh) sudov sub"ektov RF [The protection of social rights of citizens as one of the forms of activities of the Constitutional (Charter) courts of the constituent entities of the Russian Federation]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Science and education: household and economy; entrepreneurship; law and management, 2016, no. 12 (79), pp. 55-59. (In Russ.).
5. Skachkova A. E. Zashchita prokuraturoi Rossiiskoi Federatsii sotsial'nykh prav grazhdan v sfere byudzhetnogo finansirovani-ya [Protection of the of citizens' social rights in the sphere of budget financing by the Prosecutor General's Office of the Russian Federation]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual problems of Economics and Law, 2013, no. 2 (26), pp. 296-302. (In Russ.).
6. Temnov E. S., Berestnev M. A., Malakhvey E. D. K voprosu o zashchite prav poluchatelei gosudarstvennykh sotsial'nykh sti-pendii [On the issue of protecting the rights of recipients of state social scholarships]. Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie iyuridiches-kie nauki = News of TSU. Economic and Legal Sciences, 2017, no. 3-2, pp. 107-114. (In Russ.).
7. Tregubova E. V., Koridze M. T. Ponyatie «sotsial'naya zashchita grazhdan» v rossiiskom prave [The concept of "social protection of citizens" in Russian law]. Yamal'skii vestnik = Vestnik of Yamal, 2015, no. 4 (5), pp. 83-87. (In Russ.).
8. Khodusov A. A. Konstitutsionnaya zashchita sotsial'nykh prav i svobod [Constitutional protection of social rights and freedoms]. Evraziiskaya advokatura = Eurasian Advocacy, 2017, no. 2 (27), pp. 52-56. (In Russ.).
9. Shabalin G. Yu., Shabalina O. L. K voprosu o tipologii obrazovatel'nykh organizatsii [To the question of the typology of educational organizations]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2018, vol. 4, no. 2, pp. 82-86. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-82-86 (In Russ.).
10. Esmantovich I. I. Sotsial'naya zashchita prav migrantov kak odno iz napravlenii deyatel'nosti sotsial'nogo gosudarstva [Social protection of the rights of migrants as one of the activities of the welfare state]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N. I. Loba-chevskogo = Vestnuk of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 2013, no. 3-2, pp. 221-224. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 5.08.2018 г.; принята к публикации 6.09.2018 г.
Submitted 5.08.2018; revised 6.09.2018.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Шабалина О. Л., Целищев С. Ю. Конституционный прецедент как способ защиты социальных прав граждан // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 4. С. 95-99. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-95-99
Об авторах
Шабалина Ольга Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
ol.shabablia@mail.ru
Целищев Сергей Юрьевич
магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, sergeytselishev@yandex.ru
Citation for an article:
Shabalina O. L., Tselishchev S. Yu. Constitutional precedent as a way to protect social rights of citizens. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 4, pp. 95-99. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-95-99 (In Russ.).
About the authors Ol'ga L. Shabalina
Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ol.shabablia@mail.ru
Sergey Yu. Tselishchev
Master student, Mari State University, Yoshkar-Ola,
sergeytselishev@yandex. ru