КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ШЕйШЕЕВА А.А.,
преподаватель, Кыргызская Государственная Юридическая Академия, Кыргызская Республика
Одним из принципиальных особенностей Конституции Кыргызской Республики является закрепление судебной власти наряду с законодательной и исполнительной.
Основное предназначение судебной власти -осуществление правосудия. Правосудие является видом государственной правоохранительной деятельности, направленный на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц, государства; на охрану и защиту от любого произвола членов общества, причем как от произвола других граждан, так и от незаконных действий самого государства, его органов и должностных лиц.
Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Государственная власть в Кыргызской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Судебная власть как один из видов государственной власти осуществляется специальными органами государства судами, входящими в судебную систему Кыргызской Республики, т.е. Верховным и местными судами.
Как уже отмечалось выше судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства (ч.2 ст.93 Конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.
Правосудие - форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции уголовных, гражданских и административных дел. Правосудие осуществляется только судом в установленном законом порядке [8].
Правосудие может осуществляться в рамках одного из предусмотренных законом порядке, это: рассмотрение дел в первой инстанции; рассмотрение дел в апелляционной или кассационной инстанции; рассмотрение дел в надзорной инстанции; рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Осуществление правосудия является главным содержанием судебной власти, важнейшей судебной функцией.
Принципы правосудия - это закрепленные в Конституции Кыргызской Республики или вытекаю-
щие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Поэтому, в юридической литературе принципы правосудия принято называть конституционными принципами.
Принципы правосудия обладают рядом признаков:
• носят объективный характер. Они отражают исторически сложившиеся закономерности построения и функционирования судебных органов. В принципах воплощаются правовые и этические идеи, господствующие в данном обществе. Принципы правосудия тесно связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство закона, охрана прав и свобод личности.
• носят общий характер. В них закрепляются наиболее общие подходы в организации деятельности судов.
• являются руководящими положениями. Они обязательны для соблюдения всеми судами, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве.
Значение принципов правосудия:
• принципы определяют основу правосудия
• все нормы о правосудии должны соответствовать принципам
• принципы правосудия обязательны для судов и судей, а также для законодателей при издании законов в сфере правосудия
• принципы правосудия определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия
• принципы имеют большое значение для правильного толкования всех других норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истиной направленности конкретного правового акта.
К системе конституционных принципов относятся: законность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечение доступа к правосудию; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательность и равноправие сторон; гласность разбирательства дела в суде; язык судопроизводства; обязательность судебных актов, непосредственность и уст-ность судебного разбирательства при осуществлении правосудия [6].
1. Законность - универсальный общеправовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях Основного закона
Кыргызской Республики - Конституции.
Значение принципа законности при осуществлении правосудия заключается в том, что суд и все органы и лица, участвующие в конституционном, гражданском, уголовном, административном или в иных форм судопроизводства, обязаны строго соблюдать положения Конституции Кыргызской Республики, УПК КР, ГПК КР и других законов, а также иных нормативных правовых актов, соответствующих законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Кыргызской Республики.
На этом основании суды также обязаны соблюдать не только законы вообще, но и иерархию законов. В случае коллизии норм действующего права, суд должен руководствоваться сначала Конституцией КР как основным законом, а уже после этого иными законами. Он должен не только правильно применять действующее законодательство, но и предупреждать любые нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также других государственных органов, должностных лиц и граждан.
Малейшее отступление от законности не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может оправдать нарушения законности при отправлении правосудия [2].
2. Осуществление правосудия только судом. Функция осуществления правосудия предоставлена только суду. Ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает полномочиями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Данное положение закреплено в нормах Конституции КР. Применительно к правосудию по уголовным делам нормы УПК КР устанавливают, никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда. Компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им уголовного судопроизводства определяются законом и не могут быть произвольно изменены. Учреждение чрезвычайных или специальных судов для рассмотрения уголовных дел не допускается. Приговоры и другие решения чрезвычайных судов, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.
Отмена, изменение или приостановление судебного акта могут быть осуществлены судом в установленном законом порядке (п.4 ст. 99 Конституции КР).
Только на стадии судебного разбирательства реализуются все принципы судопроизводства и правосудия, что неосуществимо на стадии предварительного расследования. В стадии судебного разбирательства больше прав имеет возможность реализовать подсудимый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Приговор и другие решения суда, осуществлявшего уголовное судопроизводство по неподсудному ему делу, превысившего свои полномочия или иным образом нарушившего предусмотренные УПК принципы уголовного судопроизводства, незаконны [3].
Приговор и другие решения суда по рассмотренному делу могут быть проверены и пересмотрены только соответствующими судами.
Приговор и решение суда вправе отменить или изменить только вышестоящий суд. Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечивается нормами процессуального права, а также характером судопроизводства в целом. Соответствующее процессуальное законодательство (УПК, ГПК и т.д.) детально регламентируют процедуру осуществления правосудия. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Кыргызской Республики, процессуальным и иным законам. Всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия недопустимо и является серьезным правонарушением.
В соответствии со ст. 103 Конституции КР, правосудие отправляется бесплатно в предусмотренных законом случаях, а также в любом случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения.
3. Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Согласно ст. 94 Конституции КР, судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.
Привлечение судьи Конституционной палаты Верховного суда КР, Верховного суда КР к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия Жогорку Кенеша, а судей местного суда - с согласия Президента КР. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Только независимый и беспристрастный суд может объективно рассмотреть уголовное, гражданское дело и вынести по нему законное, обоснованное решение, приговор [5].
Согласно ст. 6 Конституционного закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики», независимость судьи обеспечивается:
- осуществлением правосудия по правилам, предусмотренным только законом;
- недопустимостью, под угрозой ответственности, воздействия на судей в какой бы то ни было форме, с чьей бы то ни было стороны;
- созданием надлежащих условий для отправления правосудия;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- неприкосновенностью судьи;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
- системой мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судьи.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, социального обеспечения, распространяются на всех судей Кыргызской Республики и не могут быть отменены либо снижены иными нормативными актами Кыргызской Республики.
Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, представлять дела кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, регламентирующим организацию и порядок деятельности судов, статус судов и судей.
4. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. В соответствии с ч.3 ст. 16 Конституции, в Кыргызской Республике все люди равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлению свобод и прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным обстоятельствам личного или общественного характера.
Условия уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, определяются Конституцией Кыргызской Республики, УПК КР, законами и международными договорами, ратифицированными Кыргызской Республикой.
Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким вышеуказанным признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности [2].
Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское дело предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т.д. суд не может давать, кому бы то ни было предусмотренные законом преимущества, а также искусственно создавать ограничения. Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом.
5. Обеспечение доступа к правосудию - согласно п.1 ст. 40 Конституции КР, каждому гарантируется судебная защита его свобод и прав. При любом публичном или ином обвинении каждый имеет право на защиту своих чести, достоинства, деловой репутации и своих прав в суде. Ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано.
Потерпевшему обеспечивается доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба в случаях и порядке, установленных законом.
6. Презумпция невиновности. Понятие «презумпция» означает предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное. Данный принцип достаточно четко и полно представлен в ст. 26 Конституции, ст. 15 УПК КР. Согласно данным
нормам сущность принципа презумпции невиновности можно определить в следующих положениях:
- каждый считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;
- обвиняемый по уголовному делу не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого. Все сомнения в доказанности обвинения, которые не могут быть устранены в рамках надлежащей правовой процедуры в соответствии с УПК, толкуются в пользу обвиняемого. В его пользу должны разрешаться также не устраненные сомнения, возникшие при применении закона;
- никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего(ей) супруга(и) и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания;
- бремя доказывания вины по уголовным и административным делам возлагается на обвинителя;
- доказательства, добытые с нарушением закона, не признаются и не используются в судопроизводстве;
- никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания в совершении преступления.
Таким образом, только одна инстанция может признать человека виновным - суд. Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на основе исчерпывающих доказательств не будет доказано в судебном порядке, что лицо виновно в совершении преступления [2].
7. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту - принцип правосудия в сфере уголовного судопроизводства опирается на ст. 40 Конституции КР. Согласно этим нормам, каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства.
В соответствии со ст. 20 УПК КР, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый имеют право на защиту. Орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому, подсудимому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.
Право на защиту обеспечивается также лицу, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера.
Также предусмотрены случаи обязательного участия защитника подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) (ст.46 УПК КР): если такое желание выразил подозреваемый, обвиняемый или подсудимый; подозреваемому, обвиняемому или подсудимому трудно самостоятельно осуществлять принадлежащее ему право на защиту вследствие существенного нарушения функций речи, слуха, зрения, продолжительной тяжелой болезни, а также слабоумия, явной умственной неразвитости, других физических или психических недостатков; подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не владеет или недостаточ-
но владеет языком уголовного судопроизводства; подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не достиг совершеннолетия; лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления; подозреваемый, обвиняемый или подсудимый является военнослужащим срочной службы; между интересами подозреваемых, обвиняемых или подсудимых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет защитника; в производстве по уголовному делу участвует представитель потерпевшего (частного обвинителя) или гражданского истца.
Участие защитника обязательно при рассмотрении судом ходатайства следователя об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Это требование распространяется и на процедуру продления сроков содержания обвиняемого под стражей.
8. Состязательность и равноправие сторон - в соответствии ст. 99 Конституции КР судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В частности, по УПК КР уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты (ст.18).
Обвинение, защита и разрешение дела судом отделены друг от друга и осуществляются разными органами и должностными лицами. Обязанность доказывания предъявленного подсудимому обвинения возлагается на обвинителя. Защитник обязан использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты подсудимого.
Суд не выступает на стороне обвинения или защиты и не выражает, каких бы то ни было интересов, помимо интересов права [4].
Суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления сторонами их процессуальных прав и обязанностей [8].
Стороны, участвующие в уголовном судопроизводстве, равноправны. Суд основывает процессуальное решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон. Стороны избирают в ходе уголовного судопроизводства свою позицию, способы и средства ее отстаивания самостоятельно и независимо от суда, других органов и лиц. Суд по ходатайству стороны оказывает ей содействие в получении необходимых материалов в порядке предусмотренном УПК КР.
Государственный обвинитель и частный обвинитель могут в суде поддерживать обвинение или, в случаях, предусмотренных законом, отказаться от обвинения. Подсудимый вправе отрицать или признать свою вину. Гражданский истец вправе отказаться от иска или заключить мировое соглашение с гражданским ответчиком. Гражданский ответчик вправе признать иск или заключить мировое соглашение с гражданским истцом.
9. Гласность разбирательства дела в суде - в соответствии со ст. 99 Конституции КР, разбирательство дел во всех судах открытое. Заочное разбирательство уголовных или иных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным путем. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти [7].
Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение суда объявляется публично. Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному решению суда по уголовным делам о половых и других преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и в случаях, требующих обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников. Слушание дел в закрытом заседании суда осуществляется с соблюдением правил уголовного судопроизводства (ст.22).
10. Язык судопроизводства - в соответствии со ст.10 Конституции КР, государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык, в качестве официального языка употребляется русский язык.
Согласно ст. 22 УПК КР, судопроизводство ведется на государственном или русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого и приговора (определения, постановления) вручаются обвиняемому, подсудимому, осужденному в переводе на их родной язык или язык, которым они владеют.
Не допускается ущемление свобод и прав граждан по признаку незнания государственного или официального языка.
11. Непосредственность и устность судебного разбирательства при осуществлении правосудия - означает, что в судебном заседании все доказательства подлежат непосредственному исследованию. Суд заслушивает показания участников процесса, осматривает вещественные доказательства, оглашает протоколы и иные документы, проводит другие судебные действия по исследованию доказательств. При этом суд не вправе основывать приговор доказательствами, которые не были исследованы в судебном заседании.
Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса. Устность при рассмотрении дел присуща судам всех инстанций.
Реализация данного принципа обеспечивает состязательность судопроизводства.
12. Обязательность судебных актов
Вступившие в законную силу судебные акты судов Кыргызской Республики, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов являются обязательными для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, объединений граждан и других организаций, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Кыргызской Республики.
Неисполнение судебного акта, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению судебных актов, а также вмешательство в деятельность судов влекут установленную законом ответственность.
Судебные акты других государств, международных судов и арбитражей должны исполняться на территории Кыргызской Республики в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики или в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики.
Литература:
1. Конституция Кыргызской Республики принята референдумом (всенародным голосованием) от 27 июня 2010 года.
2. Алексеев А.Б. Судебная власть в правовом государстве. М., 1996. С.38, 40.
3. Арабаев А.А. Конституционное право Кыргызской Республики. - Б., 2005.
4. Кайыпов М. Судебная реформа: Как восстановить доверие народа?// Право и предпринимательство. - №4. - Сентябрь. - 2001. C. 23;
5. Сооданбеков С.С, Укушев М.К. Конституционное право Кыргызской Республики (Общая часть): - Б.: Кыргызстан, 2001. С. 45.
6. Тогойбаев Дж. О некоторых проблемах судебно-правовой реформы в Кыргызской Республике. // Право и предпринимательство, №4, 2001. С.4.
7. Шерипов Н.Т. Конституционное право Кыргызской Республики: Учебное пособие. - Бишкек, 2010.
8. Шерипов Н. Т. Конституционное право Кыргызской Республики. Учебник. - Б.: Нур-Ас, 2013.
9. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здри-ковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. Монография. Издательство Погорело-ва Е.В., 2009. - 496 с.
10. Метелев С.Е., Величко А.Н. О совершенствовании правовой основы вынесения судом частных определений (постановлений) // Закон и право. -2012. - № 8. С. 20-25.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В КАНАДЕ
ЗУЛЬФУГАРЗАДЕ Т.Э.,
к.ю.н, доцент, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Под термином «зонирование» в законодательстве Канады принято понимать процессы и процедуры управления, осуществляемые властными органами, направленные на использование земли, строительство на них зданий (сооружений), а также улучшение земельных участков. [5, с. 1]
В свою очередь, земельные участки подразделяются на соответствующие виды, в зависимости от назначения их использования.
Процедуры зонирования в Канаде в настоящее время регламентированы Законом Канады о муниципалитетах и планировании (Canadian Municipal and Planning Law) [4, с.7], изданном в 1983 году. Согласно нормам указанного Закона, зонирование в Канаде также представляет собой контрольную функцию властных органов за надлежащим использованием земель в муниципальных образованиях. В нем, в том числе, регламентируются следующие основные вопросы:
1) как можно использовать землю;
2) где могут быть расположены здания и другие сооружения;
3) разрешенные типы зданий и как они могут быть использованы;
4) максимально допустимые размеры зданий и сооружений, а также требования к парковкам, высоте и фасадам зданий.
Основным принципом зонирования в Канаде является принцип регулирования на общегосударственном и нижестоящих уровнях правил использования земель, исходя из их целевого назначения.
К дополнительным принципам зонирования относят закрепленные законодательством Канады правила строительства зданий на земельных участках, в том числе, застройки земель в соответствии с их целевым назначением, определения высоты и иных размеров (параметров) строящихся на земельных участках зданий и их внешний вид. [1, с. 84]
Обращаясь к проблематике происхождения института территориального планирования в Канаде отметим, что взаимосвязь между сохранением куль-