КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Орловская А. К., магистрант 2 курса кафедры конституционного и муниципального права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень;
Научный руководитель: Авдеев Д. А., к.ю.н., доцент,
доцент кафедры конституционного и муниципального права Тюменский государственный университет, г. Тюмень.
Аннотация: Автор рассматривает конституционные принципы организации и деятельности современного правового государства, выявляет особенности и признаки данных принципов.
Ключевые слова: конституционный принцип, демократический институт.
Summary: The author considers the constitutional principles of organization and activities of the modern state of law, identify features and characteristics of these principles.
Keywords: The constitutional principle, democratic institution.
Право выступает универсальным регулятором общественных отношений, определяющим не только вектор социального развития, но и формирующим систему взаимоотношений между государством и личностью, государством и обществом, обществом и личностью. Данное взаимодействие основывается на конкретных, выработанных на протяжении всей истории человеческой цивилизации нормах и принципах. И, если в далекой древности основным и главным принципом был централизм (античные и средневековые республики - исключение), то демократические институты и демократические принципы стали появляться по мере развития государства.
Необходимо отметить, что под демократическим государством мы понимаем такую организацию публичной власти, в которой созданы эффективные, конструктивные механизмы участия населения в управлении делами государства, включающие осуществление гражданского контроля над деятельностью органов публичной власти [1, с. 12].
В Конституции Российской Федерации основные элементы демократического государства закрепляются в статьях 1, 3, 31-33.
Во многих конституциях закреплены также важнейшие принципы организации и деятельности современного государства.
В первых конституциях основы и принципы не были четко определены, сформулировать их можно только после сопоставления конституционных норм и обширного анализа текста. В современных же
конституциях основные принципы стали прямо и непосредственно фиксироваться в тексте.
Профессор М. Ф. Чудаков, изучая правовые основы и принципы организации и деятельности государства, выделяет три условно разделенных группы принципов [4, с. 65]:
1) конституционные (первичные, основные или базовые);
2) отраслевые;
3) рабочие.
Разберем подробнее каждую группу принципов.
Конституционные или базовые принципы характеризуются не только местом закрепления, а реальностью существования и применения их в деятельности как отдельных должностных лиц, так государственных органов. Особенность данных принципов заключается в том, что они могут прямо и не отображаться в тексте конституций каких-либо отдельных стран, но легко обнаруживаться при содержательном анализе конституционного документа.
Вторая группа принципов - отраслевые. Данные принципы важны, так же как и конституционные. Некоторые даже могут считаться конституционными и иметь общий характер (например, принцип законности). Но в силу лаконичности конституционных текстов, особенностей правовых традиций и других причин они отображаются в отраслевых законах или подзаконных актах. Можно привести в пример принцип охраны и защиты форм собственности, принцип независимости суда и другие.
Третья группа принципов - рабочие принципы организации и деятельности современного государства. Данные принципы включают в себя положения, содержащие решение повседневных задач, в том числе наиболее острых и проблемных. В качестве рабочих принципов деятельности постсоветских государств автор предлагает принцип борьбы с коррупцией и преступностью.
Понятие демократические принципы в научной литературе встречается редко, в основном исследователи используют понятие принципы демократического государства.
Российский исследователь С.А. Мосин выделяет отдельно конституционный принцип демократического государства, а все вышеперечисленные нами демократические принципы он объединят в субпринципы или в составляющие его конституционно-правовые принципы [2, с. 34].
Конституционный принцип демократического государства, считает исследователь, имеют определенную структуру, включающую такие элементы - нетипичные правовые установки (конституционно-правовые презумпции, аксиомы, фикции) и нормы права, относящиеся к специфическим (например, это нормы-цели, нормы-задачи, нормы-декларации и нормы символы). Данную структуру Мосин характеризует
как вариативную, включающую в себя признаки правовых категорий, которые входят в структуру элементов конституционных принципов и находят свое проявление в правовом содержании[3, с. 61].
В пример он приводит конституционное положение, где сказано, что народ непосредственно осуществляет свою власть и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (то, что называется принципом народовластия). Указанное положение содержит в себе признаки правовой презумпции, суть которой заключается в неукоснительном соблюдении участниками правоотношений, находящихся в рамках избирательной системы. Но, если, например, процесс подготовки и проведения выборов несет в себе нарушения, способные влиять на объективность волеизъявления, то данная презумпция может быть опровергнута.
Правовая аксиома, применительно к вышеуказанному принципу, проявляется в том, что рассматриваемый принцип в правовой системе Российской Федерации в силу его неотъемлемости в структуре демократического государства не требует каких-либо обоснований.
Юридическая фикция отражается в данном принципе в возможных нарушениях, которые не зафиксированы и не установлены надлежащим образом. Но признаки юридической фикции можно минимизировать, если развивать избирательное законодательство, детально регламентировать все аспекты избирательного процесса.
Что касается проявлений каких-либо признаков специфических норм права, можно отметить, что в данном принципе наличие норм-деклараций, норм-целей, норм-задач можно свести к минимуму, имея эффективную законодательную базу. Но не стоит забывать, что правоприменительная практика должна постоянно совершенствоваться, должны ставиться новые цели и задачи, способствующие ее дальнейшему развитию и свидетельствующие о потенциале всестороннего развития самого принципа народовластия.
В совокупности все положения реализации принципа народовластия (состояние всей нормативной правовой базы, судебные решения, подтверждающие факты нарушения указанного принципа, наличие пробелов в правовом регулировании и необходимость их устранения и т. п.) выражаются в конечном итоге в существовании признаков одних или других правовых категорий, входящих в число элементов структуры принципа с оценкой его реализации. И, если случаются пробелы в правоприменении или правовом регулировании, то возникает необходимость их устранения, а это в свою очередь свидетельствует о неполной реализации принципа. Это будет вносить в него в отдельном конкретном случае признаки некоторой декларативности и ставить определенные цели и задачи, чтобы исправить ситуацию в будущем.
Список использованных источников:
1. Васильева С.В., Виноградов В.А. Конституционное право России Учебник. М.: Эксмо, 2011. 560 с.
2. Мосин С.А. Некоторые особенности исследования конституционного принципа демократического государства // Юридическая наука. 2015. № 2. С. 33-35.
3. Мосин С.А. Некоторые аспекты вариативности конституционного принципа демократического государства // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 61-62.
4. Чудаков М.Ф., Сидорчук И.П. Правовые основы и принципы управления демократическим государством // Проблемы управления (Минск). 2012. № 3 (44). С. 65-68.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО: ПРАВОВАЯ БАЗА, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Пащенко И.Ю., Кубанский государственный университет,
г. Краснодар
Аннотация: Автор отмечает, что в субъектах России по-разному подходят к вопросу правового регулирования законотворческой деятельности. Несмотря на различные подходы, в региональном законотворчестве многих субъектов Российской Федерации немало сходных черт и тенденций развития, которые обусловлены особенностями российского федерализма.
Ключевые слова: правотворчество, законотворчество, субъект Российской Федерации, регион, Российская Федерация, федерация, правовое регулирование.
Summary: The author notes that in subjects of Russia differently approach a question of legal regulation of legislative activity. Despite various approaches, in regional lawmaking of many subjects of the Russian Federation there are a lot of similar lines and tendencies of development which are caused by features of the Russian federalism.
Keywords: lawmaking, subject of the Russian Federation, region, Russian Federation, federation, legal regulation.
Базовой опорой в установлении регионального законотворчества, как вида специализированной государственной деятельности по разработке, принятию и дальнейшему развитию законодательной базы в субъектах Российской Федерации, является Конституция России. В ч. 2 ст. 5 Конституции России можно обнаружить самое первое упоминание регионального законодательства в контексте компетенции субъектов Российской Федерации [1]. Конституция Российской Федерации прямо устанавливает: субъекты Российской Федерации имеют свой устав или конституцию и законодательство. В дальнейшем по тексту Основного закона в п. а ч.1 ст.72 можно обнаружить еще одно упоминание