УДК 342
Б01: 10.17223/22253513/34/8
Е.В. Лунгу
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проведен историко-правовой анализ развития учения о конституционных правоотношениях в трудах советских и российских ученых. Под категорией «конституционные правоотношения» в настоящее время понимается совокупность государственно-правовых и конституционных правоотношений. В связи с этим предлагается выделить конституционные правоотношения как базовые правоотношения, составляющие каркас системы правоотношений Российской Федерации и обеспечивающие ее внутреннее единство.
Ключевые слова: предмет конституционного права, конституционные правоотношения, государственно-правовые отношения, конституционное право, особенности конституционных правоотношений.
Проблема конституционных правоотношений традиционно является центральной при исследовании самых разных видов правоотношений. Большой научный интерес вызывает реализация конституционных норм в конкретных правоотношениях, в том числе таких, как земля, собственность, статус индивидуальных предпринимателей, экологические отношения и др. При этом в науке конституционного права комплексного знания о конституционных правоотношениях не выработано. Кроме того, не определено соотношение таких понятий, как государственно-правовые отношения и конституционные правоотношения. При этом закрепление данных категорий является важным моментом для идентификации конституционных правоотношений.
Исследование теории конституционных правоотношений предполагает анализ существующих в конституционно-правовой науке знаний о конституционных правоотношениях, которые отражают современное представление о данной категории. Методологическую основу исследования составили как общие, так и частные методы научного познания, включая историко-правовой метод исследования.
К идеям построения конституционных правоотношений в России вернулись в начале 90-х гг. XX в., что связано с изменениями в общественной и политической жизни России, признанием ценностей правового государства, демократическими процессами. Именно в эти годы на смену государственно-правовым отношениям приходят конституционные правоотношения. В работах постсоветского периода конституционные правоотношения рассматривались как логичное продолжение государственно-правовых
отношений. При этом существенных противоречий в понимании содержания конституционных правоотношений в этот период не было. О.Е. Кута-фин в работе, посвященной предмету конституционного права, отмечал, что, «анализируя различные взгляды на особенности конституционно-правовых отношений, следует сказать, что все они в той или иной мере вносят позитивный вклад в исследование рассматриваемого вопроса» [1. С. 308].
Обобщая результаты исследований авторов постсоветского периода, можно выделить следующие особенности конституционных правоотношений: во-первых, анализируемые взаимосвязи являются ядром всех других правоотношений, так как в них выражаются основы устройства общества и государства; во-вторых, они отражают устройство общества как целостного организма, тогда как все другие правоотношения реализуются в какой-либо одной сфере государственного воздействия на общественные отношения; в-третьих, в них участвуют особые субъекты, совокупность которых нехарактерна для правоотношений, регулируемых нормами других отраслей права; в-четвертых, они возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права; в-пятых, они определяют взаимоотношения людей и органов власти, т.е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органа конституционной юстиции [2. С. 12]; в-шестых, конституционно-правовые отношения обладают высоким политическим потенциалом. [3. С. 111-113].
О.Е. Кутафин выделял две группы конституционных правоотношений -общего характера и конкретные. «Характерной чертой конституционно-правовых отношений общего характера являются присущие им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов... помимо общих конституционно-правовых отношений в рассматриваемую группу входят и конкретные конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права» [1. С. 111-113].
В качестве основного отличительного признака конституционно-правовых отношений многие авторы называют их широкий субъектный состав. При этом другие элементы конституционно-правовых отношений ничем не отличаются от любых других видов правоотношений.
Понимание сути конституционных правоотношений в работах постсоветского периода фактически сводится к терминологической замене понятия «государственно-правовые отношения» на «конституционно-правовые отношения». В указанный период не прослеживается попыток выяснить наличие таких отличий. С чем же связана терминологическая замена государственно-правовых отношений на конституционно-правовые отношения? Возможно, с принятием Конституции РФ 1993 года. Именно после принятия данного нормативного акта в российском конституционном пра-
ве появляется все больше работ, посвященных конституционным правоотношениям1 .
Сам по себе факт появления конституционно-правовых отношений, а затем и конституционных правоотношений, является небезынтересным. Конституция как нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, существовала в России задолго до появления конституционно -правовых отношений, поэтому само по себе принятие конституции не могло явиться причиной появления конституционно-правовых отношений. Возникновение конституционно-правовых отношений является результатом преобразования государственного права в конституционное право, т.е. речь идет об изменении приоритетов правого регулирования. На смену безусловному приоритету государственных интересов над интересами личности приходят представления о двойственной природе конституционного права. «Предмет конституционного права, - пишет М.В. Баглай, - охватывает две основные сферы общественных отношений: 1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройства государства и государственной власти (властеотношения)» [2. С. 17].
Следовательно, появление конституционно-правовых отношений связано с признанием конституционно-правовых идей в России и, как следствие, с принятием Конституции РФ 1993 года. Отличиям конституционного права от государственного права уделялось гораздо больше внимания, чем вопросам правоотношений [4. С. 18-24]. При этом, по меткому замечанию О.Е. Кутафина, «наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки "советское государственное право"» [1. С. 15]. Необходимость обоснования выделения конституционного права из государственного права поддерживалась многими учеными, чего нельзя сказать о правоотношениях. Считалось достаточным переименовать государственно-правовые отношения в конституционно-правовые. Такой подход к решению данного вопроса обусловлен тем, что структуры государственно-правовых и конституционно-правовых отношений схожи. Поэтому все исследования сосредоточились на анализе особенностей конституционных правоотношений.
Вопрос об особенностях конституционных правоотношений рассматривается в крупных научных работах, научных статьях и учебниках. Среди авторов исследований - С.А. Авакьян, Н.А. Богданова, Н.С. Бондарь, Г.А. Гаджиев, В.О. Лучин, В.Н. Карташов, А.Н. Кокотов, Т.В. Мокина, Д.Н. Миронов, В.В. Невинский, А.М. Осавелюк, Р.А. Ромашов, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, С.М. Шахрай и др.
1 В 1990-1996 гг. появляются первые научные работы, посвященные конституционным правоотношениям правотворчества, коллизионным отношениям, конституционно -правовому статусу Президента РФ, гражданства, народа РФ, правам человека, правовому статусу субъектов Российской Федерации, правовому положению органов государственной власти и местного самоуправления, деятельности Конституционного Суда РФ и целому ряду других конституционных правоотношений.
При этом следует акцентировать внимание на ряде аспектов, характеризующих особенности конституционных правоотношений.
1. Конституционные правоотношения складываются по поводу наиболее важных (приоритетных) общественных отношений на основе правовых норм, регламентирующих самые важные вопросы правового функционирования государства и общества, которые составляют основы конституционного строя.
2. Конституционные правоотношения характеризуются спецификой и многообразием субъектного состава. Особым субъектом конституционно -правовых отношений выступает народ как носитель и источник власти.
3. Конституционные правоотношения характеризуются широтой регулируемых общественных отношений, связанностью с социальными отношениями и, как следствие, многоаспектностью содержания и формы.
4. Предмет конституционных правоотношений подвержен существенному расширению за счет таких сфер, как собственность, предпринимательство, развитие экономических отношений, статус политических партий, профсоюзов и т.д.
Существенных изменений в понимании сущности конституционных правоотношений содержательно не произошло. В то же время в самой отрасли произошли значительные изменения, направленные на конституционализа-цию общественных отношений. Конституционное право шагнуло вперед в вопросах понимания места и роли конституционных норм в регулировании общественных отношений. Во-первых, расширились границы конституционно-правового регулирования за счет возвышения до конституционного уровня целого ряда общественных отношений [5. С. 3-7]. Во-вторых, изменились цели конституционно-правового регулирования. Из науки, обслуживающей российский тоталитаризм [2. С. 66], конституционное право переросло в науку, направленную на построение правового государства.
В предмет современных конституционных правоотношений включают, по сути, две группы правоотношений: правоотношения, направленные на построение правового государства, и отношения по поводу государственного устройства и организации государственной власти. Предмет современных конституционных правоотношений представляется всеохватывающим, а субъекты конституционных правоотношений отличаются широтой своего состава. Современные исследователи рассматривают в качестве предмета конституционного права отношения «по поводу реализации принципов взаимодействия государства с обществом и личностью, а равно отношения в сфере правовой организации государства, системы государственной власти и местного самоуправления, определяющие конституционный статус Российской Федерации» [6. С. 18]. Различные воззрения на предмет конституционного права представлены в работах С.А. Авакьяна, И.А. Алебастровой, И.А. Алешковой, М.В. Баглая, С.В. Васильева, В.А. Виноградова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.Д. Мазаева, И.А. Умновой, Б.С. Эбзеева и др. Обобщая сложившиеся в конституционном праве представления на предмет конституционного права, А.М. Осавелюк определяет его как «базовые общественные отношения, регулируемые конституцион-
ным правом, касающиеся двух крупных областей правового регулирования. Это, во-первых, принципы отношения человека и государства и, во-вторых, устройство государства и организация государственной власти» [7. С. 9-15].
Устройство государства и организация государственной власти - это общественные отношения, которые традиционно признавались государственно-правовыми. В работах Г.С. Гурвича, И.Д. Левина, А.И. Лепешки-на, С.С. Кравчука, М.Г. Кириченко, С.С. Студеникина, Я.Н. Уманского государственно-правовые отношения рассматривались прежде всего как отношения по поводу организации и деятельности государственной власти. М.Г. Кириченко подчеркивал, что в этом и состоит особенность государственно-правовых отношений [8. С. 5]. Г.С. Гурвич указывал, что государственно-правовое отношение вовсе не устраняет другие правоотношения, но примешивается к ним в той или иной степени. Он отрицал возможность существования «чисто государственно-правовых отношений, как и чисто административных и иных» [9. С. 100].
Отношения между человеком и государством признавались в качестве элемента государственно-правовых отношений, но только в целях обеспечения государственных интересов. С признанием идей построения правового государства значение и роль таких отношений значительно возросла. Как в свое время конституционное право выделилось из государственного права, так и конституционные правоотношения необходимо разграничить с государственно-правовыми отношениями.
Разделяя науку государственного права и конституционного права, необходимо последовательно разделить государственно-правовые отношения и конституционные правоотношения. Вслед за развитием учений о конституционном праве конституционными правоотношениями следует признавать отношения, направленные на построение правового государства. В работах С.А. Авакьяна, Н.М. Добрынина, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, А.М. Осавелюка, Г.В. Мальцева, В.В. Невинского, С.Г. Павликова, Р.А. Ромашова, С.Н. Хлопушина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других авторов подробно анализируются принципы правового государства, которые в целом можно свести к следующим базовым положениям: господство (верховенство) права; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; взаимная ответственность государства и личности; принцип разделения властей. Данные принципы не только признаются конституционно-правовой наукой в качестве базовых ценностей конституционного права, но и находят закрепление в нормах Конституции РФ. Поскольку отраслевые правоотношения принято рассматривать как отношения, складывающиеся в рамках предмета отрасли права, то и предметом конституционных правоотношений следует считать базовые, основополагающие отношения, складывающиеся между государством и человеком.
По мнению автора, государственно-правовые отношения и конституционные правоотношения различаются следующими особенностями:
1. Цель государственно-правовых отношений сводится к государственному строительству. Цель конституционных правоотношений - построение правового государства.
2. Предмет государственно-правовых отношений составляют отношения по поводу организации государственной власти, предмет конституционных правоотношений - принципы взаимодействия человека и государства.
3. Ведущим субъектом государственно-правовых отношений выступает государство, субъекты конституционных правоотношений равноправны, при этом признается ведущая роль народа (человека).
4. Государственно-правовые отношения определяют содержание публичных правоотношений и неразрывно связаны с административно-правовыми отношениями. Конституционные правоотношения определяют смысл всех отраслей российского права, выполняя ведущую роль.
5. Государственно-правовые отношения отличаются наличием множества конкретных правовых связей, глубоко проникающих в публичные правоотношения, определяя в том числе границы реализации прав человека. Конституционные правоотношения носят в значительной степени общий характер, определяя смысл конституционных принципов, при этом не вмешиваясь в реализацию отраслевых правоотношений.
В отличие от государственно-правовых отношений, конституционные правоотношения обладают следующими особенностями:
1. Конституционные правоотношения направлены на достижение целей развития российского государства, а именно построение правового государства. Они призваны ограничить государственную волю.
2. Конституционные правоотношения являются каркасом всей системы правоотношений в Российской Федерации, обеспечивают ее внутреннее единство, иерархию, формируют направления ее развития.
3. Конституционные правоотношения закладывают фундамент под все остальные виды правоотношений в Российской Федерации, включая государственно-правовые отношения.
4. Конституционные правоотношения, имея наивысшую степень обобщения, могут находить дальнейшую реализацию в любых других видах правоотношений, создавая при этом многослойные системы правоотношений.
5. Конституционные правоотношения развиваются под влиянием развития концепции правового государства.
Сформулированный перечень в той или иной форме дополняют ранее перечисленные особенности конституционных правоотношений.
В заключение можно сформулировать ряд выводов.
1. В науке конституционного права следует различать два вида правоотношений: конституционные правоотношения и государственно-правовые отношения.
2. Вид правоотношений обусловлен в том числе ролью в системе общественных отношений.
3. Конституционные правоотношения - это наиболее обобщенные, фундаментальные правоотношения, образующие каркас системы правоотношений Российской Федерации и обеспечивающие ее внутреннее единство и иерархию в процессе построения правового государства.
Литература
1. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. : Юристъ, 2001. 444 с.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. 784 с.
3. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М. : Закон и право : ЮНИТИ, 1997. 159 с.
4. Тихомиров Ю.А. Конституционное законодательство России. М. : Городец. 1999. 382 с.
5. Авакьян С.А. Основные тенденции современного развития конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 3-7.
6. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры. М. : Статут, 2017. 624 с.
7. Осавелюк А.М. Эволюция предмета отрасли конституционного права // Мировой судья. 2014. № 1. С. 9-15.
8. Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. М. : Госюриздат, 1957. 335 c.
9. Гурвич Г.С. Некоторые вопросы советского государственного права. М. : Наука, 1957. 112 с.
Lungu Evgenia V., Kuzbass Institute of the Federal penitentiary service (Novokuznetsk, Russian Federation)
CONSTITUTIONAL LEGAL RELATIONS IN THE SCIENCE OF CONSTITUTIONAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION
Keywords: Subject of constitutional law, constitutional legal relations, state-legal relations, constitutional law, features of constitutional legal relations.
DOI: 10.17223/22253513/34/8
To the ideas of building constitutional legal relations in Russia returned in the early 90s of the XX century. The return to them is connected with changes in the social and political life of Russia, with recognition of the values of the rule of law, democratic processes. It is during this period that constitutional legal relations are replaced by state-legal relations. Understanding the essence of constitutional legal relations in the works of the post-Soviet period is reduced in fact to the terminological replacement of the concept of state-legal relations with constitutional-legal relations.
State-legal relations and constitutional legal relations differ in the following features:
The goal of state-legal relations is reduced to state construction. The purpose of constitutional legal relations is to build a state of law.
The subject of state-legal relations is the relationship regarding the organization of state power, the subject of constitutional legal relations the principles of human-state interaction.
The leading subject of state-legal relations is the state, the subjects of constitutional legal relations are equal, while the leading role of the people (man) is recognized.
State-legal relations determine the content of public legal relations and are inextricably linked with administrative-legal relations. Constitutional legal relations define the meaning of all branches of Russian law, fulfilling the leading role.
State-legal relations are distinguished by the presence of many specific legal ties deeply penetrating into public law relations, including the boundaries of the realization of human rights. Constitutional legal relations are largely general in nature, defining the meaning of constitutional principles while not interfering in the implementation of sectoral legal relations.
In contrast to state-legal relations, constitutional legal relations have the following features:
First. Constitutional legal relations are aimed at achieving the development goals of the Russian state, namely, the construction of a legal state. They are intended to limit public will.
Second. Constitutional legal relations are the framework of the entire system of legal relations in the Russian Federation, provide its internal unity, hierarchy, and form the directions of its development.
Third. The constitutional legal relations lay the foundation for all other types of legal relations in the Russian Federation, including state-legal relations.
Fourth. Constitutional legal relations, having the highest degree of generalization, can find further implementation in any other types of legal relations, while creating multilayered systems of legal relations.
Fifth. Constitutional legal relations are developed under the influence of the development of the concept of the legal state.
In conclusion, the following conclusions can be drawn:
In the science of constitutional law, two types of legal relations should be distinguished by constitutional legal relations and state-legal relations.
The type of legal relations is due, among other things, to the role in the system of public relations.
Constitutional legal relations are the most generalized, Fundamental legal relations forming the framework of the system of legal relations of the Russian Federation and ensuring its internal unity and hierarchy in the process of building a legal state.
References
1. Kutafin, O.E. (2001) Predmet konstitutsionnogo prava [The Subject of Constitutional Law]. Moscow: Yurist".
2. Baglay, M.V. (2013) Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii [Constitutional Law of the Russian Federation]. Moscow: Norma: INFRA-M.
3. Luchin, V.O. (1997) Konstitutsionnye normy ipravootnosheniya [Constitutional Norms and Legal Relations]. Moscow: Zakon i pravo: YuNITI.
4. Tikhomirov, Yu.A. (1999) Konstitutsionnoe zakonodatel'stvo Rossii [Constitutional Legislation of Russia]. Moscow: Gorodets.
5. Avakyan, S.A. (2017) Principal tendencies of contemporary constitutional law development. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo - Constitutional and Municipal Law. 4. pp. 3-7. (In Russian).
6. Shakhray, S.M. (2017) Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii [Constitutional Law of the Russian Federation]. Moscow: Statut.
7. Osavelyuk, A.M. (2014) Evolution of a branch of a constitutional law. Mirovoy sud'ya - Magistrate Judge. 1. pp. 9-15. (In Russian).
8. Denisov, A.I. & Kirichenko, M.G. (1957) Sovetskoe gosudarstvennoe pravo [Soviet State Law]. Moscow: Gosyurizdat.
9. Gurvich, G.S. (1957) Nekotorye voprosy sovetskogo gosudarstvennogo prava [Some Issues of Soviet State Law]. Moscow: Nauka.