Научная статья на тему 'Конституционные основы реализации свобод гражданина в Российской Федерации'

Конституционные основы реализации свобод гражданина в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы реализации свобод гражданина в Российской Федерации»

© 2007 г. В.Ю. Мельников

конституционные основы реализации свобод гражданина в российской федерации

Президент РФ Путин В.В. в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ отмечал «Убежден, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества» [1].

Россия, провозгласив себя в соответствии с принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституцией РФ демократическим правовым государством, заявила тем самым о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве. Наиболее ощутимо они затрагиваются в такой сфере государственной деятельности, как уголовное судопроизводство.

К важнейшим принципам, реализация которых обеспечивает соблюдение органами предварительного следствия прав участников уголовного судопроизводства, необходимо отнести положения Конституции РФ, содержащиеся в 1, 2, 7 ее главах. Эти положения могут быть классифицированы на две основные группы.

Первую группу принципов составляют те нормы Конституции РФ, которые определяют правовую основу применения законодательных норм органами предварительного следствия. Это статьи Конституции РФ об их верховенстве на всей территории РФ (ст. 4), прямом действии и применении на всех стадиях уголовного судопроизводства (ст. 15), включая предварительное следствие, на что неоднократно указывал Конституционный суд РФ в своих постановлениях, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являющиеся составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).

К этой же группе принципов относится действующее в досудебном производстве конституционное установление о том, что реализация органами предварительного следствия законодательства о мерах пресечения (ч. 2 ст. 22 с учетом требований ч. 2 ст. 6 разд. 2 Конституции РФ) должна осуществляться (применяться) исключительно по судебному решению.

Вторую группу принципов, обеспечивающих применение органами предварительного следствия норм уголовно-процессуального права по защите прав и свобод человека и гражданина, состав-

ляют нормы Конституции РФ их гарантирующие, в числе которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2 Конституции); каждый гражданин обладает всеми правами и свободами, несет равные обязанности (ч. 2, ст. 6) и не может быть лишен своего гражданства (ч. 3, ст. 6); осуществление прав и свобод участников уголовного судопроизводства (обвиняемого и подозреваемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика) не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.

3, ст. 17) и их соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права (ч.

4, ст. 15); специальные требования о том, что права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов и обеспечиваться правосудием (ст. 18); при его осуществлении не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2, ст. 50); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом (ст. 52); иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62), и ряд других; подлежащие безусловному соблюдению при реализации процессуального законодательства запреты, в том числе на умаление достоинства личности (ч. 1 ст. 21), на применение к лицу пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, а также на медицинские, научные и иные опыты без добровольного согласия испытуемого (ч. 2 ст. 21); на арест, заключение под стражу и содержание под стражей (ч. 2 ст. 22); выдача другому государству граждан РФ (ч. 1 ст. 61), а также выдача другим государствам лиц, преследуемым за действия (или бездействия), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2, ст. 63). В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия (ч. 1 ст. 56); обязанности органов предварительного следствия при применении законодательных норм, хотя и с ограничениями, установленными законом, обеспечить защиту и таких прав и свобод человека и гражданина, как свободно пере-

двигаться по территории России, выбирать место жительства, выезжать за пределы РФ и возвращаться обратно (ст. 27); иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35) и ряд других; гарантиро-ванность со стороны государства гражданам, вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства, возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов или их должностных лиц (ст. 53); защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48); предоставление права на обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ решений и действий органов расследования и их должностных лиц в суд, а не только прокурору, а в случаях, ко -гда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты, и права обращения в соответствии с договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в том числе в Европейский суд по правам человека.

К этой же группе положений необходимо отнести и такие, как право граждан лично обращаться в государственные органы и направлять им индивидуальные обращения (ст. 33 Конституции), которых только в Следственный комитет при МВД РФ по вопросам, связанным с расследованием преступлений, ежегодно поступает порядка двух тысяч и их число возрастает. В 2005 г. в России в целом зарегистрировано 3,5 млн преступлений [2]. Следует отметить, что количество граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ, не уменьшается. На февраль 2006 г. в РФ в таких учреждениях содержалось 823451 чел.

К основным фундаментальным правам человека, которые через надлежащее применение уголовно-процессуального законодательства и другие нормативные правовые акты подлежат непосредственной защите органами предварительного следствия, Конституция РФ относит: право на жизнь (ст. 20); на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); на получение от государственных органов информации, непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина (ст. 24); на неприкосновенность жилища (ст. 25); на свободу передвижения, выбор места своего пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27); право собираться мирно, без оружия,

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право на судебную защиту, в том числе в межгосударственных органах (ч. 1 и 3 ст. 46); на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст.

48); право обвиняемого считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49); право обвиняемого не доказывать свою невиновность и толкование в его пользу неустранимых сомнений (ч. 2 и 3 ст.

49); право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51); право на применение закона, смягчающего или устраняющего ответственность и запрет на применение органами предварительного следствия законов, устанавливающих или отягчающих ответственность (ч. 1 и 2 ст. 54).

В соответствии со ст. 21 Конституции РФ го -сударство обязано охранять достоинство лично -сти во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (ч. 2 ст. 17, ст. 18). Из этого следует, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45) и спорить с государством в лице любых его органов.

Конституция РФ формулирует важнейший принцип уголовного судопроизводства - принцип неприкосновенности личности (ст. 22), судебный порядок применения к гражданину ареста, заключение под стражу, содержания под стражей и задержания гражданина на срок не более 48 часов (ч. 2 ст. 22). Конституционная защита неприкосновенности личности должна распространяться на все сферы возможного ограничения свобод граждан.

В Конституции РФ предусмотрен механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. К числу наиболее важных конституционных установлений, его определяющих, относятся: неотчуждаемость прав и свобод человека (ч. 2 ст. 17); равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); возможность обжалования решения и действия (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц в суд (ч. 2 ст. 46); гарантированность государством прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 17 и 45) с учетом требований Конституции РФ, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), а также возможность их ограничения федеральным законом в оговоренных Конституцией статьях (ч. 3 ст. 55); запрет на высылку за пределы РФ или выдачу граждани-

на РФ другому государству (ч. 1 ст. 61); изложенные права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в РФ и они не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией (ст. 64).

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ в целях обеспечения конституционного соотношения прав и свобод установила универсальный принцип, заключающийся в том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия.

В процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина необходимо учитывать, что при реализации органами расследования законодательных норм о защите прав и законных интересов участников уголовного процесса возникают противоречия, обусловленные различными интересами субъектов этих прав, других лиц, общества и государства в целом. В силу этого возникает необходимость определения пределов основных прав, условий их реализации и механизма разрешения конфликта. Это является, с одной стороны, объективной потребностью функционирования общества и выполнения в этих целях государством своей функции по защите прав и свобод человека и гражданина, а с другой - возможностью их обеспечения в интересах каждой личности.

Существенное значение в этом контексте имеет конституционный критерий соотношения этих интересов, изложенный в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Эта конституционная норма адресована, во-первых, законодателю; во-вторых, непосредственно органам предварительного следствия как правоприменителю и, в-третьих, гражданам, чьи права и свободы правоприменитель вынужден ограничивать на стадии предварительного расследования.

Анализ конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина позволяет сделать вывод, что их реализация, кроме гарантиро-ванности судебной защиты в соответствии с Конституцией РФ, должна обеспечиваться путем создания государством механизма, предоставляю-

щего гражданам возможность обратиться с заявлением о совершенном преступлении в правоохранительные органы и одновременно безопасность их участия в уголовном судопроизводстве.

Приведенные конституционные установления о защите прав личности в уголовном судопроизводстве предопределяют наиболее принципиальные положения, относящиеся к сфере борьбы с преступностью, и механизм обеспечения органами предварительного следствия прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

Говоря о реализации органами предварительного следствия законодательных норм о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, необходимо отметить ряд концептуальных положений. В их числе: а) переход от декларативности провозглашенных в ряде нормативных правовых актов прав и свобод человека и гражданина к их реальному обеспечению, в том числе путем оптимизации законодателем институтов и норм уголовного и уголовно-процессуального права, гарантирующих соблюдение этих прав; б) совершенствование механизма обеспечения в ходе досудебного производства прав участников уголовного процесса при реализации органами предварительного следствия норм процессуального и материального права путем повышения уровня процессуального контроля, прокурорского надзора и судебного контроля при одновременном обеспечении процессуальной самостоятельности следователя; в) оптимизация организационно-управленческой деятельности и ведомственного нормативного правового регулирования органов предварительного следствия в целях реализации ими правовых норм о защите прав личности.

Давая характеристику соотношения прав участников уголовного процесса и общественных интересов, В. С. Шадрин писал: «По общему правилу личные интересы признавались заслуживающими удовлетворения и поэтому закреплялись в уголовно-процессуальном законе в виде так или иначе гарантируемых субъективных прав, если они соответствовали общественным интересам или не противоречили им. Иные личные интересы законом не признавались и, соответственно, никакой защитой со стороны государства не обеспечивались» [3].

В уголовно-процессуальном законодательстве, а значит и в деятельности органов предварительного следствия, ранее превалировало признание правомерности тех ограничений прав и свобод человека и гражданина, которые были необходимы для достижения цели защиты в первую очередь государственных и общественных интересов, и лишь только затем - конкретной личности как участника уголовного процесса.

Происшедшие в 90-х гг. ХХ в. социально-экономические, политические, правовые преобразования в обществе в целом и в соотношении интересов личности и общества в частности позволяют правоохранительным и судебным органам более реально обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, а непосредственно в уголовном судопроизводстве - прав и интересов всех участников уголовного процесса.

Современные национальные правовые доктрины рассматривают личность как высшую социальную ценность, а обеспечение прав и свобод человека и гражданина - в качестве одной из важнейших государственных задач, реализуемых через основные нормативные правовые акты, перечень которых приведен выше.

Эти требования в полной мере относятся и к

РФ

ст. 2 Конституции РФ, которая провозглашает права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Конституционные установления предопределяют наиболее принципиальные положения, распространяемые на сферу борьбы с преступно -стью и соответственно на деятельность органов предварительного следствия. К ним относятся:

- во-первых, неотчуждаемость в соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основных прав и свобод человека, которая обусловливает то, что данные права и свободы составляют элементы конституционного статуса гражданина России, представляющего собой совокупность основных взаимоотношений государства и гражданина. С учетом этого органам предварительного следствия следует исходить из той аксиомы, что уголовно-процессуальное положение участвующего в расследовании дела лица базируется на конституционном статусе гражданина. А последний, являясь стержнем всего правового положения личности в досудебном производстве, определяет исходные начала отраслевых уголовно-процессуальных прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и других участников уголовного процесса;

- во-вторых, установленные ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

В случаях противоречия отдельных нормативных правовых актов Конституции РФ органы предварительного следствия обязаны применять конституционные нормы до приведения конкретных норм уголовно-процессуального закона в соответствие с Конституцией или до введения федеральным законом нового порядка урегулирования

процессуальных отношений органа предварительного расследования и конкретного гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

На необходимость непосредственного применения норм Конституции РФ в случаях, когда отдельные процессуальные нормы им противоречат или правоотношения гражданина, попавшего в орбиту уголовного судопроизводства, с органами предварительного следствия оказались недостаточно урегулированными действующим УПК РФ, неоднократно указывал Конституционный суд РФ и Пленум Верховного суда РФ;

- в-третьих, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ ее нормы имеют высшую юридическую силу, что определяет их сущность по отношению как к законотворческой деятельности го -сударства и его соответствующих органов и субъектов права законодательной инициативы, так и правоприменительной деятельности органов предварительного расследования. Конституционные установления предопределяют современную направленность развития уголовно-процессуального и иного отраслевого законодательства в сфере борьбы с преступностью и в том числе делают необходимым разработку в этой сфере правового механизма, обеспечивающего не только те или иные отраслевые, но и непосредственно конституционные права индивида.

Международным сообществом разработаны правовые документы по основным ключевым вопросам уголовного правосудия и составившие свод его международных стандартов в области соблюдения основных прав и свобод личности. В русле общего процесса правовой интеграции России в международную правовую систему и как следствие - сближение российского законодательства с этими стандартами является сегодня естественным и необходимым. Все большее признание в мире верховенства международного права предполагает дальнейшее развитие национальных конституционных правовых систем на основе международных стандартов.

Реализация этого процесса в России была заложена Конституцией РФ. Согласно ее ч. 4 ст. 15 общепризнанные принципы и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти положения непосредственно нашли свое выражение и в ч. 3 ст. 1 УПК РФ, согласно которой указанные принципы и правовые нормы международного права определены в качестве составной части права, регулирующего российское уголовное судопроизводство.

Таким образом, источниками формирования нормативных правовых актов о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, как было указано выше, являются имеющие верховенство, высшую юридическую силу и подлежащие прямому применению на всей территории России нормы Конституции РФ (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции).

Литература и примечания

1. Путин В. В. Послание Федеральному Собрания РФ за 2006 г. // www.kremlin.ru.

2. См.: Комсомольская правда. 2006. 25 янв. С целью получения объективной информации о количестве совершенных преступлений, защиты прав граждан с

Федеральная служба безопасности РФ

25.01.2006 г. введен новый порядок их регистрации. Теперь граждане РФ могут обратиться с заявлениями о совершенном преступлении не только в органы МВД, ФСБ РФ и прокуратуру РФ, но и в МЧС, Минюст, Минэкономразвития, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Судебный департамент при Верховном суде РФ, о чем вышел «Совместный приказ о едином учете преступлений от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399». В указанном приказе расписан единый порядок приема заявлений о преступлениях, установлены принципы их учета.

3. Шадрин В. С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград, 1997.С. 10.

23 мая 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.