ГОС
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КАК УЧАСТНИКА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2016.5A
Иванов Алексей Анатольевич, аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ при Президенте РФ, e-mail: alexnika3@gmail.com.
Аннотация. Ключевой проблемой в развитии Республики Беларусь (далее
по тексту — РБ) является внутренняя коррупция. Наиболее уязвимыми для коррупции сферами, при этом подрывающими Конституционные основы, являются образование, право на труд и здравоохранение. Отношение граждан РБ к эффективности мер по противодействую коррупции отличается противоречивостью. По мнению 48,4% респондентов, белорусская власть постоянно и жестко борется с коррупцией, противоположного мнения придерживаются 39,1% опрошенных. По показателю ИВК (Индекс Восприятия Коррупции) Беларусь, начиная с 2005 г. значительно ухудшила свои показатели и перестала входить в первую сотню стран с низким уровнем коррупции. Так в докладе за 2014 г. Беларусь занимает 119 место, разделив его с Мозамбиком, Танзанией и Вьетнамом. Для сравнения Россия в данном рейтинге занимает 136 место, поделив его с Киргизией, которая в свою очередь тоже является участником ЕАЭС. В докладах 2012-2013 гг. Беларусь занимала 123 место, а в 2011 г. разделила с Россией 143 место. Наилучший, для себя, показатель Беларусь продемонстрировала в 2000 г., заняв при этом 58 место. Наихудшим показателем явилось 151 место, которое Беларусь заняла в 2006 г. и в 2008 г. В выводах отчета, ГРЕКО оценивает соблюдение своих рекомендаций Беларусью как полностью неудовлетворительные. Автор на основе анализа эмпирических и социологических данных делает вывод об эффективности уголовной ответственности, так как она сопряжена с конфискацией имущества, при этом максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет лишения свободы, грозит должностному лицу за получение
взятки. Важным аспектом в правовом регулировании противодействия коррупции в РБ является начало усовершенствования нормативной правовой базы, в связи с вхождением в ЕАЭС, а также смелая инициатива создания института по выплатам вознаграждений за информацию, которая будет способствовать выявлению коррупции.
Ключевые слова: противодействие коррупции, предотвращение коррупции, взятка, должностные преступления, индекс восприятия коррупции, уголовная ответственность, конфискация имущества, Республика Беларусь.
С момента обретения независимости в 1991 г. Беларусь1, как молодая республика, столкнулась с рядом сложностей в своем развитии. Ключевой проблемой явилась внутренняя коррупция, которая была приравнена к национальной угрозе и основной причиной столь резкого отношения к ней явилось несколько ключевых факторов. Во-первых, коррупция не только в Беларуси, но и в любом государстве или республике является серьёзной помехой в развитии национальной экономики. Во-вторых, она затрудняет естественное функционирование всех общественных взаимоотношений. В-третьих, очевидно, что в том обществе, где коррупция находится на высоком уровне, поражая при этом все ветви государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную), нарушаются Конституционные основы и принципы, отражающиеся в несоблюдении защиты прав и свобод человека и гражданина, при которых возникает недоверие общества к государственным институтам и к власти в целом.
Основной проблемой в борьбе с этим явлением, поразившим практически все государства и республики, входившие в состав СССР, было отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих противодействие коррупции. Основным законом Беларуси, а также правовым регулятором в противодействии коррупции, стала Конституция, которая была принята в 1994 г
По данным старейшего в Республике Беларусь «Независимого института социально-экономических и политических исследований» (НИ-СЭПИ), в рамках национального опроса 2014 г., самой острой проблемой в обществе белорусы считают коррупцию (24%). С заявлением Президента о том, что «белорусская власть постоянно и жестко борется с коррупцией» не согласны 48,4% респондентов, согласны — 39,1%2. Похожие оценки отношения белорусского общества к коррупции дает ИАЦ («Информационно-аналитический центр при администрации Президента Республики Беларусь») в рамках доклада за 2012 г. «Республика Беларусь в зеркале социо-
1 Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора стран мира» // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34516/587dc9431cdca247f3cbf7dfb702de345bc8927e/.
2 Важнейшие результаты национального опроса в июне 2014 г.: пресс-релиз // НИСЭПИ. URL: http://old.iiseps.org/06-14-15.html.
логии». В частности, о широком распространении коррупции в обществе заявили 55,5% респондентов, из которых 16,5% считают, что данное явление распространено повсеместно, а 39% придерживаются мнения о том, что это явление распространено достаточно широко1. В аналогичном докладе ИАЦ за 2013 г., более половины белорусов (53,5%) считают, что коррупция в обществе занимает определённое место, из них 40% считают, что она распространена достаточно широко, а 13,5% уверены, что она распространена повсеместно. В этом же докладе, представлены данные о том, как оценивает общество Беларуси коррупциогенную обстановку в других странах в сравнении с Республикой Беларусь. Так, по мнению респондентов, самый высокий уровень коррупции в России — так считают 69% опрошенных, второе место твердо занимает Украина (47%), третье — США (21%), а Беларусь занимает лишь четвертое место (12%)2.
Результаты опросов общественного мнения в Республике Беларусь свидетельствуют о том, что коррупция в Беларуси является значимой проблемой и общество не устраивает то, как белорусская власть с ней борется. В связи с этим будет интересен анализ Конституционных основ РБ и общей нормативно-правовой базы, включающей в себя нормы международного права, регулирующие противодействие с коррупцией.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, которая создана в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик, а также создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств, входящих в союз. ЕАЭС обладает международной правосубъектностью, учрежденной Договором «О Евразийском экономическом союзе». В ее состав Республика Беларусь вошла с 01.01.2015 г, при этом закон № 193-3 «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» был принят 09.10.2014 г.3 В связи с вхождением РБ в ЕАЭС законодателями РБ подготовлен ряд мер, направленных на усовершенствование законов в области экономической безопасности. Так в частности в дополнение к ст. 228 «Контрабанда» УК РБ, введена ст. 228-1 «Незаконное перемещение товаров через таможенную границу», которая направлена на ужесточение мер по предотвращению преступлений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Помимо Беларуси в состав ЕАЭС входят: Российская Федерация, Республика Армения, Республика Казахстан, Киргизская Республика. Можно отметить тот факт, что ЕАЭС явля-
Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социол. исслед. за 2012 г. / под общ. ред. Л.Е. Криштаповича. Минск: Бизнесофсет, 2014. URL: http://iac.gov.by/sbornik/006.pdf.
2 Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социол. исслед. за 2013 г. / под общ. ред. В.О. Дашкевича. Минск: Бизнесофсет, 2014. URL: http://iac.gov.by/sbornik/007.pdf.
3 Закон Республики Беларусь 09.10.2014 № 193-з «О ратификации договора о евразийском экономическом союзе». URL: www.belgospatent.org.by/russian%5Cdocs%5CZakon_193-3.doc.
ется молодой организацией, которая была создана на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и начала свою деятельность с января 2015 г. (01.01.2015 г. «Договор о Евразийском экономическом союзе»1 вступил в законную силу). В связи с этим, безусловно, будет интересен анализ Конституционных основ противодействия коррупции, стран-участников, с целью извлечения как положительного, так и отрицательного опыта, т.к. коррупция является национальной проблемой всех этих стран.
Международные оценки уровня коррупции в Республике Беларусь
По данным неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру «Транспе-ренси интернешнл» (ежегодные доклады ИВК (Индекс Восприятия Коррупции)) Беларусь, начиная с 2005 г. перестала входить в первую сотню стран с низким уровнем коррупции. Наилучший показатель Беларусь продемонстрировала в 2000 г., заняв 58 место. В 2014 г. Беларусь занимала 119 место, разделив его с Мозамбиком, Танзанией и Вьетнамом. Для сравнения Россия в данном рейтинге занимает 136 место, поделив его с Киргизией. В 2012-2013 гг. Беларусь занимала 123 место, а в 2011 г. разделила с Россией 143 место. Наихудшим показателем было 151 место, которое Беларусь занимала в 2006 г. и в 2008 г. Необходимо также отметить то, что в 2000 г. в рейтинге принимали участие 90 стран, а в 2008 г. уже в два раза больше (180 стран), что естественно повлияло на показатели2.
Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), полноправным участником которой Беларусь стала в 2012 г., в отчете за 2015 г. отмечает, что Беларусь стремится бороться с коррупцией, но при этом почти не выполняет данных ей рекомендаций. Из предложенных двадцати четырех рекомендаций, полученных в 2012 г., Беларусь реализовала либо рассмотрела лишь четыре, в то время как реальная коррупционная ситуация в республике требует решительных действий направленных на усовершенствование антикоррупционного законодательства. В выводах отчета ГРЕКО оценивает соблюдение своих рекомендаций Республикой Беларусь как полностью неудовлетворительные3. Основной целью данной организации является оказание помощи и поддержки странам — участницам в борьбе с коррупцией, путём установки антикоррупционных стандартов в области правового регулирования, используя наиболее рациональные методы, под-
1 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (г. Астана) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog.
3 Пресс-релиз — DC1 jsp?id=2326263&Site=DC.
3 Пресс-релиз — DC079(2015) // Council of Europe. URL. https://wcd.coe.int/ViewDoc.
2 Индекс восприятия коррупции // Transparency International Россия. URL: http://transparency.org
ходящие к данному региону. В связи с этим следует отметить и тот факт, что белорусские власти не дают официального разрешения на публикацию своих докладов.
Конституционные основы
Правовую основу противодействия коррупции в Республике Беларусь составляет Конституция, которая имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений (ст. 2 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»)1. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (ст. 7 Конституции РБ)2, при котором никто не может быть выше закона и все, без исключения, равны перед законом. В этой же статье Основного Закона говорится о том, что те правовые акты, которые будут признаны в установленном законом порядке противоречащими Конституции, признаются не имеющими юридической силы. Данные правовые нормы наделяют Основной Закон верховенством над остальными нормативными правовыми актами республики. Для сравнения отметим, что аналогичные нормы права заложены и в Конституции РФ, так в ч. 2 ст. 4 закреплены положения, в рамках которых «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»3. На основании положений Конституции Республики Беларусь в ст. 2 Закона РБ «О борьбе с коррупцией»4 четко заложены нормы, определяющие законодательство о борьбе с коррупцией, включающее в себя, как нормативные правовые акты Беларуси, так и нормы международного права.
Важным аспектом в борьбе с коррупцией в Беларуси является и международное сотрудничество. Так в РБ ратифицированы и неукоснительно выполняются следующие международные акты:
- принятая в г. Страсбург в 1999 г. Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» (ратифицирована Законом РБ от 26.05.2003 г.);
- принятая в г. Страсбург в 1999 г. Конвенция «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (ратифицирована Законом РБ от 2612.2005 г.);
- принятая в г. Палермо Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Законом РБ
1 Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // WEB-ВЕРСИЯ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1837.
2 Конституция Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=6351.
3 Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/.
4 Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-3 «О борьбе с коррупцией» // ЭТАЛОН-ONLINE. URL. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10600165&p2=%7bNRPA%7d.
«Конституционные основы противодействия... »
39
5/2016
от 03.05.2003 г.) — данная Конвенция имеет антикоррупционную направленность;
- принятая 31.10.2003 г. на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции» (ратифицирована Законом РБ от 25.11.2004 г.). Необходимо добавить, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (ст. 8 Конституции РБ). В этой же статье закреплены положения, в рамках которых, Беларусь может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Там же говорится о том, что «Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции». В Конституции РФ похожие правовые нормы закреплены в ч. 4 ст. 15.
При анализе Конституционных основ, регулирующих противодействие коррупции, важным критерием является то, что в отличие от Российской Федерации, Республика Беларусь является унитарным государством (ст. 1 Конституция РБ), которое в своей внутренней структуре не имеет других государств. В Республике Беларусь действует только одна Конституция, а также единая судебная и законодательная системы.
О статьях Конституции Республики Беларусь, непосредственно затрагивающих противодействие коррупции
В ст. 2 Основного Закона Республики Беларусь говорится о том, что высшей ценностью и целью государства является человек, а также его права свободы и гарантии. Данные правовые нормы закреплены так же и в нормах международного права, в рамках конвенций и договоров, ратифицированных Беларусью. По мнению доктора юридических наук Г.А. Василевича, «признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и их гарантиро-ванность со стороны государства означает придание им приоритета по отношению к иным каким-либо ценностям»1. С данным тезисом нельзя не согласиться — какие ценности могут иметь приоритет над правами человека и его свободами?
В преамбуле Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию»2 акцентируется, что коррупция угрожает правам человека, демократии и верховенству закона, и при этом подрывает принципы государственного управления. Примером того, как коррупция может явиться фактом нарушения прав человека и верховенства права и в итоге привести к политическому кризису и распаду целого государства, является Украина. Очевид-
1 Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. Минск: Право и экономика, 2000.
2 Конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию» от 27.01.1999 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121544/.
но, что ключевую роль политического кризиса на Украине сыграла именно тотальная коррупция власти, поразив при этом все ветви государственного управления: систематическое нарушение прав человека, «конфликт интересов в области государственных закупок, астрономические откаты бюджетных средств, умелая «приватизация» принадлежавших раньше государству объектов различного назначения стали для Украины обыденном явлением...»1.
Важным аспектом является и то, что в рамках ч. 2 ст. 2 Основного Закона Беларуси, государство возлагает на себя ответственность перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь и гражданин возлагает на себя ответственность перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Необходимо обратить особое внимание на то, что при коррупционной угрозе со стороны, как чиновников, так и лиц, имеющих влияние на принятие ключевых решений, в таких сферах жизнедеятельности и развития человека как образование, труд и здравоохранение, являющимися для Беларуси с точки зрения развития человека ключевыми, а с точки зрения коррупционной угрозы «болезненными», Конституционные права человека могут быть по ряду причин существенно нарушены.
Право на образование. В ст. 49 Основного Закона Республики Беларусь закреплены положения, в рамках которых каждый человек, проживающий на территории Беларуси, имеет право на образование (для сравнения, в Конституции РФ аналогичные правовые нормы закреплены в ст. 43). В дополнение к Конституционным нормам, основным правовым регулятором в данной области является «Кодекс Республики Беларусь об образовании» от 13.01.2011 № 243-З, в Российской Федерации аналогичным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Важным аспектом является и закрепление в ст. 5 «Система мер борьбы с коррупцией» Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» положений, связанных с антикоррупционным образованием и воспитанием.
Согласно исследованиям ИАЦ («Информационно-аналитического центра при администрации Президента РБ»), к одной из сфер коррупционных проявлений в РБ можно отнести образование. На вопрос, в каких сферах, по Вашему мнению, наиболее распространена коррупция? В 2013 г. 21% респондентов выделили именно образование2, а в 2012 г. эту же проблему выделяли 25% жителей Беларуси. Эти данные свидетельствуют о том, что примерно четверть населения республики прямо или косвенно соприкасалась с коррупционными проявлениями в области образования.
1 Иванов А.А., Богун И.М. Коррупция и политический кризис на Украине // Право и современные государства. 2014. № 1. С. 45-55.
2 Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социол. исслед. за 2013 г. / под общ. ред. В.О. Дашкевича. Минск: Бизнесофсет, 2014. URL: http://iac.gov.by/sbornik/007.pdf.
По данным МВД РБ только за три месяца 2013 г. зарегистрировано 82 преступления коррупционной направленности в сфере образования, уступая свое «лидерство» только промышленности. Для сравнения, в сфере здравоохранения аналогичных преступлений зарегистрировано 491. При этом надо отметить, что взяточничество и хищения путём злоупотребления служебными полномочиями являются самыми распространёнными коррупционными преступлениями. Это говорит о том, что каждый человек может быть подвержен коррупционной угрозе при контакте с чиновниками-коррупционерами, работающими в данной отрасли или их посредниками. И в этом случае Конституционные права человека на образование будут нарушены.
Например, право ребенка на образование будет нарушено, если при наборе в первый класс создаются конкурсные условия, при которых родителям для однозначного поступления их ребенка предлагают «оказать ту или иную финансовую помощь», или родители сами выступают в роли инициаторов коррупционных правонарушений. Так же при переводе из одной школы в другую, право ребенка на образование может быть нарушено при контакте родителей с чиновниками-коррупционерами, от которых в данном случае зависит успешный перевод (это в основном касается крупных городов).
В высших учебных заведениях РБ в области коррупционных правонарушений и преступлений, подрывающих Конституционные права человека на образование, дела обстоят ещё хуже, чем в области школьного и дошкольного образования. Это связано, в первую очередь, с неограниченными возможностями для коррупционных действий тех людей (преподаватели, члены приемных комиссий и т.д.), от которых зависит как поступление абитуриентов в ВУЗы, так и дальнейшее их обучение. И в данном случае, необходимо разделить Конституционные права человека на образование в высших учебных заведениях на две категории, где к первой категории будут относиться права абитуриентов, а ко второй, соответственно, права студентов.
Так, Конституционное право абитуриента на образование может быть ущемлено в нескольких случаях. Во-первых, в нарушениях, повлиявших на результаты национального тестирования при проведении вступительных экзаменов. Во-вторых, в нарушениях, при поступлении на оставшиеся после основного набора бюджетные места. В-третьих, при получении отдельной категорией абитуриентов рекомендаций от педагогических советов учреждений образования, которые они закончили2.
В свою очередь Конституционное право студента на образование может быть ущемлено при непосредственном контакте с коррупционером, им может быть, как ректор ВУЗа, так и любой преподаватель, от которого зависит как сдача экзаменов, зачётов, так и помощь при написании ди-
1 Сообщение УИОС МВД от 29.04.2013 г. // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=122023.
2 Интервью министра образования С.А. Маскевича о новых правилах приема в ВУЗы и ССУЗы // KudaPostupat.by. URL: http://kudapostupat.by/article/item/id/1229.
пломных и курсовых работ. Так в 2014 г. Следственным Комитетом РБ было возбуждено уголовное дело в отношении ректора государственного «Института культуры Беларуси», который обвинялся в получении взятки (по ч. 1 ст. 430 УК РБ) в размере 2 000 долларов США за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию1. Надо отметить, что в рамках ст. 26 Конституции Беларуси, его вина пока не доказана, а значит, он не может быть признан виновным в этом преступлении, до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Особого внимания заслуживает тот факт, что в 2013 г. только в Минске выявлено преступлений подобного рода 41. Для сравнения в 2012 г. таких преступлений было 312. Эти данные свидетельствуют о том, что коррупционные преступления в области высшего образования прогрессируют.
С необычной и, на наш взгляд, действенной антикоррупционной инициативой выступило Министерство образования Беларуси в 2010 г., направив руководителям высших учебных заведений письмо «Об исполнении антикоррупционного законодательства» с приложением, в котором содержались перечень статей УК РБ, непосредственно касающихся коррупционных преступлений, список имен и фамилий преподавателей-взяточников и студентов, замешанных в коррупционных скандалах, а также наставления о предотвращении коррупции. Навряд ли, кто-то из преподавателей или студентов, после обнародования такого приложения, хотел бы оказаться в подобном списке. На это и была направленна данная инициатива Министерства образования. В конечном итоге эта инициатива 2010 г положительно отразилась на общей картине коррупционных преступлений, совершенных в области образования в Беларуси, но к сожалению, её действенность ограничена во времени.
Право на труд. В ч. 2 ст. 13 Основного Закона Беларуси закреплены положения, в рамках которых государство предоставляет всем без исключения равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая разрешена законом, при этом государство гарантирует всем равную защиту и равные условия для развития. В дополнение Основной Закон гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей (ч. 1 ст. 41). В Конституции РФ аналогичные правовые нормы закреплены в ст. 7, ст. 37. Важнейшим международным правовым документом в сфере труда является Всеобщая декларация прав человека, которая провозглашает, что каждый человек имеет право на труд и на свободный выбор профессии, а также без какой-либо дискриминации,
1 Задержан ректор Института культуры Беларуси, он подозревается в получении взятки // TUT. BY. URL: http://news.tut.by/society/402309.html.
2 Войтович М. Незачёт: преподавателей БГУ и БНТУ берут за взятки // NAVINI.BY: белорусские новости. URL: http://naviny.by/rubrics/society/2014/02/13/ic_articles_116_184590/.
имеет право на равную оплату за равный труд. Из внутренних основных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда и занятости, по аналогии с Трудовым кодексом РФ, можно выделить Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-31, (далее — ТК).
По данным Министерства труда и социальной защиты РБ за январь — июнь 2015 г., в Департамент государственной инспекции труда поступило 7 119 обращений граждан. Значительная часть этих обращений (42%) связаны с вопросами оплаты труда (для сравнения, за аналогичный период 2014 г. подобных обращений было 51%). Из них почти половина обращений (19,8%) связаны с несвоевременной выплатой заработной платы (в 2014 г. подобных обращений было 30,4%). Обращений, которые затрагивают несвоевременные выплаты сумм, причитающихся работникам при увольнении, составляют 14,2% (в 2014 г— 27%). Обращений, напрямую связанных с увольнением с работы, также составляют в 2015 г. 14,2% (в 2014 г.— 13,3%). В связи с этим, важным аспектом явилась реакция уполномоченных и контролирующих органов, которая была выражена в привлечении к административной ответственности 343 юридических лиц с применением санкций в виде штрафов, а также в привлечении к дисциплинарной ответственности 109 должностных лиц2. Необходимо отметить, что при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в РБ работники освобождаются от уплаты судебных расходов.
Коррупция в вышеназванных обращениях могла выражаться как в использовании денежной массы должностными лицами предприятий в своих интересах с целью получения прибыли (задержка заработной платы, несвоевременные выплаты при увольнении), так и в присвоении финансов, заработанных другими гражданами (занижение оплаты труда). При этом, важным критерием в защите граждан от коррупционной угрозы со стороны работодателей по дискриминационным признакам являются поправки в ТК РБ. В данном случае речь идет о ст. 143, где в число дискриминационных обстоятельств были включены такие критерии как возраст и место жительства. Поводом для изменений данной статьи послужило решение Конституционного Суда РБ «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда»4. Ведь до этих правовых изменений работодатель мог оказывать коррупционное давление по дискриминационным признакам, которое могло выражаться в занижении оплаты труда и присвоении заработанных средств.
1 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З // WEB-ВЕРСИЯ. URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2562.
2 Порядок рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросам надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, возникающим в административно-территориальных единицах // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. URL: http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_1074626668.
3 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З // WEB-ВЕРСИЯ: законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2562.
4 Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 17.07.2009 № Р-360/2009 «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» // Конституционный Суд Республики Беларусь. URL: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=15303.
Интересную правовую коллизию между нормами ТК РБ и Законом «О борьбе с коррупцией» разрешил Конституционный Суд. Дело в том, что в рамках п. 5 ст. 47 ТК РБ дополнительным основанием для прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников, являющимися государственными должностными лицами, являлось неподписание, или нарушение ими письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции. В связи с этим практически любой государственный служащий, отказавшийся подписывать данные письменные обязательства, мог быть уволен с работы по п. 5 ст. 47 ТК, в нарушении ч. 2 ст. 16 и ч. 5 ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем в статье 47 ТК РБ не было разъяснений о том, кого можно считать государственным должностным лицом в качестве работника. Важным аспектом является и то, что законодательно не определена категория работников, уполномоченных на выполнение государственных функций. В связи с вышеизложенным, Конституционный Суд принял решение от 16.12.2009 № Р-384/20091 и предложил Совету Министров РБ подготовить проект закона о внесении соответствующих изменений в ст. 47 ТК РБ. Необходимо добавить, что до этого решения, при рассмотрении исков о восстановлении на работе, уволенных государственных служащих по п. 5 ст. 47 ТК, суды обращались к постановлению Пленума Верховного Суда РБ «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»2, где в п. 45 было разъяснено, что судам необходимо исследовать факты отношения истца к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, насколько обоснованы к истцу требования о подписании письменных обязательств, в чем конкретно выражаются виновные действия истца, и соответствует ли текст письменных обязательств положениям Законодательства РБ о борьбе с коррупцией.
Право на здравоохранение. В ч. 1 ст. 45 Основного Закона Республики Беларусь закреплены положения, в рамках которых гражданам гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. В ч. 2 вышеназванной статьи закреплены положения, в рамках которых государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (в Конституции РФ правовые нормы, гарантирующие право на охрану здоровья закреплены в ч. 2 ст. 7, ст. 41, ст. 42).
В Беларуси фиксируется значительное количество коррупционных проявлений в сфере здравоохранения. Так, по результатам мониторинга ИАЦ, в 2013 г. 41% респондентов выделяют именно здравоохране-
1 Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 16.12.2009 № Р-384/2009 «О необходимости разрешения коллизии между нормами законодательных актов, предусматривающих дополнительное основание прекращения трудового договора по п. 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь». URL: http://www.kc.gov.by/print.aspx?guid=17653.
2 Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» // WEB-ВЕРСИЯ: законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18734.
«Конституционные основы противодействия... »
45
5/2016
ние как наиболее коррумпированную сферу жизнедеятельности, в сравнении с 2012 г. этот показатель ниже на 4%1. При этом, такие болезненные для России сферы деятельности, отмеченные повышенной коррупцией как: правоохранительные органы, суды и контролирующие органы, в Беларуси не вызывают опасения. Так, в 2013 г. только незначительная часть белорусов выделяют суды (10%) и контролирующие органы (12%) в качестве сфер деятельности распространения коррупции, но правоохранительные органы в этом качестве выделяют 19% респондентов.
Закон РБ «О здравоохранении» от 18.06.1993 № 2435-Х11 является основным правовым регулятором в сфере здравоохранения. В РФ аналогичным нормативным правовым актом является ФЗ № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
По данным генеральной Прокуратуры РБ в 2012 г. в сфере здравоохранения зарегистрировано 89 коррупционных преступлений, а в I квартале 2013 г. выявлен уже 41 факт коррупции2. Соучастниками преступлений были не только рядовые сотрудники, но и руководители организаций и учреждений, подчиненных Министерству. Удивительно, но основная часть коррупционных преступлений (более 60%) связана с получением взяток за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности (больничные листы). В связи с этим можно утверждать, что в основном инициатором коррупционных преступлений в этой сфере являются не сотрудники медицинских учреждений, а именно граждане Беларуси, которые в свою очередь нарушают и Конституционные принципы, заложенные в ст. 45 Основного Закона РБ. Помимо этого, коррупционные взаимоотношения в области здравоохранения, могут выражаться в выплатах сотрудникам организаций и учреждений, подчиненных Министерству здравоохранения за ряд услуг: продвижение в очереди на операцию, содействие в прохождении обследования без очереди, прием в больницу, при нехватке мест, а также обеспечение качественными медицинскими препаратами в стационаре. Данные коррупционные правонарушения могут быть спровоцированы как самими сотрудниками, так и пациентами. В УК РБ данные «благодарности» квалифицируются как принятие незаконного вознаграждения (ст. 433), а также регулируются ст. 430, ст. 431, ст. 432.
Конституционное закрепление форм собственности
В Основном Законе РБ закреплено, что собственность может быть, как государственной, так и частной (ст. 13). При этом государство способствует развитию кооперации и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Исключительную собственность госу-
1 Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социол. исслед. за 2013 г. / под общ. ред. В.О. Дашкевича. Минск: Бизнесофсет, 2014. URL: http://iac.gov.by/sbornik/007.pdf.
2 Генеральная прокуратура Республики Беларусь // Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников СНГ. URL: http://www.ksgp-cis.ru/news.php?id=820.
дарства составляют недра, воды и леса. В собственности государства находятся так же земли сельскохозяйственного назначения. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства. Правительство РБ организует управление государственной собственностью и выступает от имени собственника в отношении имущества. Контроль за использованием государственной собственности и республиканского бюджета осуществляет Комитет государственного контроля, образованный Президентом РБ (гл. 8 Основного Закона). Полномочия, компетенция, организация и порядок деятельности Комитета определяются законодательством.
Уголовная ответственность должностных лиц за коррупционные
преступления
Должностные лица в РБ несут уголовную ответственность за коррупционные преступления, в случаях, предусмотренных УК, и, в первую очередь, можно выделить гл. 35, в рамках которой чётко обозначены «преступления против интересов службы»1.
Так за злоупотребление властью или служебными полномочиями должностное лицо, занимающее ответственное положение, или при осуществлении приватизации государственного имущества, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без, а также с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ч. 3 ст. 424). Такое же наказание грозит должностному лицу за превышение властью или служебным положением (ч. 3 ст. 426), а также за получение взятки повторно, группой лиц или по предварительному сговору (ч. 2 ст. 430). В случаях получения взятки должностным лицом, ранее судимым за аналогичные преступления, или в особо крупном размере, или организованной группой, а также лицом, занимающим высокое положение, срок наказания в виде лишения свободы может быть увеличен до пятнадцати лет и включать в себя как конфискацию имущества, так и лишение права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 430). Максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без, грозит чиновнику-коррупционеру за принятие незаконного вознаграждения в особо крупном размере (ч. 3 ст. 433).
Гл. 24 УК РБ «Преступления против собственности»2 дополняет вышеназванную гл. 35 «Преступления против интересов службы» в вопросах касающихся правового регулирования противодействия коррупции с участием должностных лиц. Так, в частности, за хищение путём злоупотребления слу-
1 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З // WEB-ВЕРСИЯ. URL: http:// www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1977.
2 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З // WEB-ВЕРСИЯ. URL: http:// www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1977.
«Конституционные основы противодействия... »
47
5/2016
жебными полномочиями, совершённое организованной группой, или в особо крупном размере, чиновник-коррупционер может лишиться свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества, а также лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ч. 4 ст. 210). За преступления, связанные с присвоением или растратой вверенного имущества, с аналогичными отягчающимися последствиями, лицо наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (ч. 4 ст. 211).
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку или являющееся посредником во взяточничестве так же привлекается к уголовной ответственности в рамках УК РБ. Максимальное наказание за эти преступления, в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без, грозит коррупционеру за дачу взятки (ч. 3 ст. 431). При посредничестве во взяточничестве данное наказание будет снижено на срок от трех до семи лет (ч. 3 ст. 432). Важным аспектом является и то, что лицо как причастное к преступлениям, связанным с дачей взятки, так и замешанное в посредничестве во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности в тех случаях, когда в отношении него имело место вымогательство взятки, или оно добровольно заявило о преступлении.
Необходимо также выделить инициативу Совета Министров РБ, в связи с вступившим в законную силу Постановлением «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции»1. Сам институт выплат вознаграждений физическим лицам за информацию о коррупционных правонарушениях и преступлениях, для стран, входящих в состав ЕАЭС, новый и малоизученный, сопряжённый как с положительными, так и с отрицательными аспектами и только время и детальное изучение этой правовой инновации смогут дать ответы на вопросы о необходимости и полезности данных правовых нововведений.
Выводы
Одной из ключевых проблем в развитии молодой, с точки зрения независимости, Республики Беларусь является внутренняя коррупция. Антикоррупционная правовая база, включает в себя Конституционные основы, нормы международного права и Республиканские Законы. По международным оценкам уровень коррупции в Беларуси по-прежнему остаётся высоким, при этом за последние три года, в сравнении со странами, входящими в состав ЕАЭС, намечена положительная динамика.
По мнению большинства жителей Республики Беларусь, коррупция распространена достаточно широко. Наиболее уязвимыми для корруп-
1 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 101 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции» // WEB-ВЕРСИЯ. URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=83083.
ции являются социальные сферы жизнедеятельности общества, такие как: здравоохранение, образование и труд. В свою очередь положения Основного Закона РБ обеспечивают гарантии в реализации своих прав и свобод гражданам в вышеперечисленных сферах жизнедеятельности, тем самым ограждая их от коррупционных угроз.
Важным аспектом в правовом закреплении форм собственности, является то, что в собственности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения, а воды, леса и недра составляют её исключительную собственность.
Уголовная ответственность за коррупционные преступления сопряжена с конфискацией имущества, при этом максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет лишения свободы, грозит должностному лицу за получение взятки. Важным аспектом в правовом регулировании противодействия коррупции в РБ является начало усовершенствования нормативной правовой базы, в связи с вхождением в ЕА-ЭС, а также инициатива создания института по выплатам вознаграждений за информацию, которая будет способствовать выявлению коррупции.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г (г. Астана) // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
3. Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // WEB-ВЕРСИЯ: законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1837.
4. Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» // ЭТАЛОН-ONLINE: навигатор в мире права. URL. http://www. pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10600165&p2=%7bNRPA%7d.
5. Конвенция от 27.01.1999 «Об уголовной ответственности за коррупцию» // КонсультантПлюс: Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121544/.
6. Конституция Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/main. aspx?guid=6351.
7. Порядок рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросам надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, возникающим в административно-территориальных единицах // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. URL: http://www.mintrud.gov.by/ru/new_ url_1074626668.
8. Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законо-
дательства о труде» // WEB-ВЕРСИЯ: законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinforiTi.ru/show_doc.fwx?rgn=18734.
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 101 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции» // WEB-ВЕРСИЯ: законодательство стран СНГ URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=83083.
10. Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 16.12.2009 № Р-384/2009 «О необходимости разрешения коллизии между нормами законодательных актов, предусматривающих дополнительное основание прекращения трудового договора по п. 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь». URL: http://www.kc.gov.by/print.aspx?guid=17653.
11. Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 17.07.2009 № Р-360/2009 «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» // Конституционный Суд Республики Беларусь. URL: http://www.kc.gov.by/ main.aspx?guid=15303.
12. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З // WEB-ВЕРСИЯ: законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=2562.
13. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З // WEB-ВЕРСИЯ: законодательство стран СНГ. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=1977.
14. Важнейшие результаты национального опроса в июне 2014 г: пресс-релиз // НИСЭПИ: независимый институт социально-экономических и политических исследований. URL: http://old.iiseps.org/06-14-15.html.
15. Василевич Г. А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. Минск: Право и экономика, 2000.
16. Генеральная прокуратура Республики Беларусь // Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников СНГ: официальный портал. URL: http://www.ksgp-cis.ru/news.php?id=820.
17. Иванов А.А, Богун И. М. Коррупция и политический кризис на Украине // Право и современные государства. 2014. № 1. С. 45-55.
18. Индекс восприятия коррупции // Transparency International Россия: Центр Антикоррупционных исследований и инициатив. URL: http://transparency. org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog.
19. Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социол. ис-след. за 2012 г. / В.О. Дашкевич [и др.]; под общ. ред. Л.Е. Криштапо-вича; Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Минск: Бизнесофсет, 2014. URL: http://iac. gov.by/sbornik/006.pdf.
20. Республика Беларусь в зеркале социологии: сб. материалов социол. ис-след. за 2013 г. / В.М. Литвинович [и др.]; под общ. ред. В. О. Дашкевича; Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Минск: Бизнесофсет, 2014. URL: http://iac.gov.by/ sbornik7007.pdf.