Трибуна молодого ученого
поп
А.Ш. ТУЛЕУБАЕВА,
заместитель директора Высшей школы национального права КазГЮУ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ПОСЛЕ РАСПАДА СССР ДО ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РК 1995 ГОДА
В своем выступлении на церемонии вступления в должность Президента PK на очередной период времени, Лидер Нации Назарбаев H.A. достаточно ёмко отметил, что в первые годы после получения Казахстаном государственной независимости, главные усилия общества и государства, системы государственной власти и управления, были направлены «... на вопросы о том, как накормить народ. Как остановить падение производства и инфляцию? Где найти деньги, чтобы вовремя выдавать людям заработные платы и пенсии? Как сберечь свою землю в сложном мире, полном угроз и вызовов? У нас не было ни собственной валюты, ни стратегических резервов, ни армии для защиты своих обнажившихся границ. Сегодня трудно представить, что все это было лишь 20 лет назад. В те годы для меня на повестке дня была экономика и только экономика. ... Откровенно говоря, тогда речь шла просто о выживании» [1].
С тех пор прошло 20 лет. Республика Казахстан преобразилась до неузнаваемости и заняла достойное место в сообществе других стран мира, проповедующих мир, согласие, а также единство, благополучие и процветание населяющих их народов. В Казахстане это стало, в том числе возможным, в силу периодических оптимизаций системы государственной власти и управления в стране, а также активному регламентированию нормами права важнейших сторон общественной и государственной жизни страны.
В указанном контексте представляет научный и практический интерес краткий анализ некоторых ключевых правовых документов, действовавших в Казахстане накануне и сразу после распада СССР и устанавливавших систему государственной власти и управления страной.
Прежде всего, очевидно, что накануне распада СССР на территории Казахской ССР, сложилось и действовало национальное законодательство, которое в силу государственного устройства СССР, объективно находилось под сильным влиянием общесоюзного законодательства и правовой системы.
Так, Конституция Казахской ССР от 20 апреля 1978 года устанавливала систему органов государственной власти и управления и различала высшие органы государственной власти и управления (Верховный Совет, Совет Министров), а также местные органы государственной власти и управления (Советы народных депутатов, исполкомы местных Советов народных депутатов) [2]. Такой порядок построения системы органов государственной власти и управления был предусмотрен в основах построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, установленных Конституцией СССР от 7 октября 1977 года, которая, согласно статье 173, обладала высшей юридической силой, а все законы и иные акты государственных органов должны были издаваться на Основе и в соответствии с Конституцией СССР 1977 года [3].
Начало коренным преобразованиям в системе органов государственной власти и управления положило историческое и судьбоносное для страны постановление Верховного Совета Казахской ССР «О Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 года [4].
Выступая на торжественном собрании общественности Алматы, посвященном Дню Республики 10 октября 1991 года, H.A. Назарбаев, в частности, особо отметил, что «Декларация о государственном суверенитете республики положила начало процессу обретения ею реальной независимости и самостоятельности. Говорю «реальной» потому, что в рамках и ныне существующей Конституции наша республика, как и другие республики Союза, в течение десятков лет статус суверенитета имели только на словах» [5]. И дальше: «Трудно переоценить значение Декларации о государственном суверенитете, представляющей собой целостную концепцию демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразований в республике. A ведь мы помним, какое сопротивление со стороны центра вызвал проект нашей Декларации, как, и, впрочем, и Закон о языках» [6]. «Если говорить о главном, рес-
156 7 № 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
публика окончательно порвала с командно-административной системой, отказалась от беспрекословного подчинения воле центра» ... Один из главных ее аспектов - твердо выдерживаемый курс на рыночную экономику» [7].
Согласно вышеуказанному постановлению Верховного Совета Казахской ССР, Декларация выступала основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Республики Казахстан, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства (ст. 17). Значительно место в Декларации занимали вопросы государственного строительства. Ею прямо устанавливалось, что «6. Государственная власть Республики Казахстан обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором (фактически речь идет о закреплении впервые в национальном праве определения понятия государственного суверенитета - прим. автора) и Казахстан самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики».
И дальше в Декларации содержалась лаконичная краткая характеристика каждой ветви государственной власти и управления страной, как-то: «7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.
Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.
Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду Казахской ССР.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Казахстан на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Республики Казахстан вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР».
Принятый 16 декабря 1991 года в Казахской ССР в соответствии и на основе данной Декларации специальный закон, провозгласил государственную независимость страны и указал, что
данный закон, вкупе с Декларацией о государственной независимости Казахской ССР, станет основой для разработки новой конституции Республики [8].
Надо полагать, именно поэтому в законе Казахской ССР «О государственной независимости» тогда получила регламентацию лишь общая система органов государственной власти в Республике Казахстан, которая по нормам данного закона должна была строиться и осуществляться исходя из принципа её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Право выступать от имени народа Республики принадлежало Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом Республики Казахстан. И что особенно примечательно, Главой Республики Казахстан и её исполнительной власти, как и по Декларации, являлся Президент. Судебная власть принадлежала Верховному Суду и Высшему арбитражному Суду Республики Казахстан. К тому же, впервые в качестве Высшего органа судебной защиты Конституции был определен Конституционный Суд Республики Казахстан (ст.ст.9-10).
Новый взгляд на порядок построения системы органов государственной власти и управления регламентировала первая Конституция суверенного Казахстана от 28 января 1993 года, которая включила в эту систему Президента, Парламент, Правительство, местное государственное управление и самоуправление (маслихаты, акима-ты) [9]. В этой системе сдержек и противовесов Президент выступал уже в качестве главы государства, его высшего должностного лица, обеспечивал согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
Однако на этом процесс формирования концептуальных правовых взглядов на построение органов государственной власти и управления не завершился.
Его квинтэссенцией стала первая в истории суверенного Казахстана Государственная программа правовой реформы в РК, утвержденная постановлением Президента РК 12 февраля 1994 года [10].
Как в целом удачный продукт совместной научной и практической мысли того периода, данная Программа была первой попыткой осмысления методов становления и развития юридического суверенитета государства в период после распада СССР. Среди прочих вопросов государ-
Трибуна молодого ученого
ШЮ
ственного строительства правовой системы, она определила в качестве одного из главных направлений совершенствования конституционного законодательства проблемы укрепления государственности, включающие вопросы повышения роли и ответственности исполнительной власти, укрепление управленческой вертикали, формирование сильного президентского правления.
В плане перестройки деятельности представительной власти Государственная программа предусматривала создание профессионального Парламента с четко определенными обязанностями и полномочиями; применение в условиях республики наиболее оптимальной избирательной системы; законодательное разделение полномочий республиканских государственных и местных органов исполнительной и представительной властей с тем, чтобы исключить дублирование в их деятельности, сосредоточение внимания центральных структур на стратегических направлениях политического, экономического и социального развития.
Укрепление государственных начал, согласно Государственной программе, также видилось в разработке качественной правовой основы организации и функционирования государственных органов, повышении правовой культуры государственных служащих на основе правовой аттестации руководящих кадров. Знание и уважение законов должно было стать квалификационным требованием к любому должностному лицу. В отношении властных государственных органов и должностных лиц предписывалось последовательно и строго проводить принцип «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом».
Существенное место в Программе отводилось вопросам судебно-правовой реформы и совершенствованию правоохранительной деятельности государства. Эта проблема остается актуальной до сих пор.
В целом, отрадно отметить, что «программный» подход к развитию правовой системы стра-
ны, как покажет дальнейший ход развития отечественной правовой системы, станет преобладающим в этой сфере. Важно отметить, что подавляющее большинство программных установок 1994 года было выполнено на деле в рамках реализации совокупности организационных и правовых мер по совершенствованию системы органов государственной власти и управления.
Краткие выводы:
1. Вопросы эффективного функционирования государственной власти и управления остаются в центре внимания новой власти Казахстана как в период до, так и после распада СССР.
2. Можно указать на определенные тенденции и последовательность в укреплении и развитии институтов государственной власти и управления в период до и после распада СССР.
3. Среди первых позитивных шагов суверенного Казахстана самостоятельное и в целом мотивированное юридическое решение вопросов правового регулирования государственной власти и управления, о чем свидетельствует концептуальный пакет нормативных правовых актов новой власти.
4. Важно указать, что на темпах преобразования государственной власти и управления бывшей Казахской Советской Социалистической Республики, существенным образом отразилось отсутствие национального опыта построения институтов государственной власти и управления, а также слабое теоретическое обеспечение решения данной политико-правовой проблемы.
5. Отправной точкой системного правового регулирования и строительства государственной власти и управления, по-праву, может быть названа Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан, которая привела к принятию новой Конституции РК 1995 года и стала важнейшим фактором обеспечения законности основных функций Республики Казахстан, как нового государства с рыночной экономикой.
Использованная литература
1. Выступление Лидера Нации Нурсултана Назарбаева на церемонии вступления в должность Президента Республики Казахстан. - Казахстанская правда, 2011, 9 апреля.
2. Конституция Казахской ССР от 20 апреля 1978 года.
3. Конституция СССР от 7 октября 1977 года
4. О Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан: Постановление Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 года.- Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1990, N 44, ст. 408.
5. Назарбаев Н.А. Окончательно порвали с командно-административной системы. Из выступления 10 октября 1991 года на торжественном собрании общественности Алматы, посвященном Дню
/ 158 / 2 (22) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
республики. - Пять лет независимости. Из докладов, выступлений и статей Президента Республики Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1996. - С. 13-14.
6. Там же, с. 15.
7. Там же, с.16.
8. О государственной независимости Республики Казахстан: ЗРК от 16 декабря 1991 года.
9. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года.
10. О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан: Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года.
*****
Мацалада нег1зг1 зацнамалыц квздерге цысцаша талдау жузеге асырылган. Онда КСРО таралуга дешн жэне таралганнан кешнг1 алгашцы мемлекеттгк тэуелс1зд1к жылдарындагы К^азацстанды басцару мен мемлекеттт утмет жуйес1 регламенттелген.
В статье осуществлен краткий анализ основных законодательных источников Казахской ССР и Республики Казахстан, в которых была регламентирована система государственной власти и управления Казахстана накануне и после распада СССР, в первые годы государственной независимости.
The paper carried a brief analysis of the main legislative sources of the Kazakh Soviet Socialist Republic and the Republic of Kazakhstan, which was regulated by a system of state authority and administration of Kazakhstan before and after the collapse of the USSR in the early years of independence.