УДК 342.74
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
М. А. Липчанская
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права, Саратовская государственная юридическая академия E-mail: lipchan_maria@mail.ru
Введение. В современных условиях одним из важных направлений государственного развития признается государственная культурная политика, в том числе в отношении культурного наследия, призванная обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического благополучия, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности Российской Федерации. Теоретический анализ. Предпосылками формирования государственной политики России в отношении культурного наследия являются положения Конституции РФ, общепризнанные международные принципы и акты в культурной сфере, а также задачи Российского государства по сохранению единства и государственной целостности, традиционных ценностей и национальной самобытности. Задачи государства в области культурного наследия предлагается разделить на две группы: задачи ментального нематериального порядка и задачи, направленные на сохранение объектов культурного наследия, т.е. задачи материального характера. Эмпирический анализ. Наличие конституционной обязанности обусловливает объективную необходимость выработки в рамках государственной политики в отношении культурного наследия четкой и действенной системы юридической ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности. Необходимо конкретизировать, что подразумевается под «пассивным» выполнением конституционной обязанности каждого по сохранению культурного наследия. Ключевые слова: конституционная обязанность, культурное наследие, участие в культурной жизни, государственная политика в отношении культурного наследия.
DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-354-359
Введение
Необходимым условием обеспечения благоприятного развития демократического правового государства является достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, идеологическим фундаментом которого выступает уровень культуры каждого гражданина и государства в целом.
Любую страну можно охарактеризовать, исходя из ее исторически сложившихся традиций, менталитета и образа жизни населения. Как сказано в Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики», «Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неисся-
каемого творческого потенциала» [1]. Культура России определяет национальную уникальность, отражает многовековую историю нашего народа, формирует нематериальные ценности, которые являются национальным достоянием, обеспечивая самоуважение и авторитет России на международной арене.
Составной частью культурного богатства является культурное наследие, накопленное нашими предками в виде памятников истории и культуры. В миссии Фонда сохранения культурного наследия Российской Федерации справедливо декларируется: «Наше культурно-историческое наследие - это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом» [2].
Теоретический анализ
Конституция РФ в ч. 3 ст. 44 обязывает каждого заботиться о сохранении культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [3]. Исключительная важность данной конституционной нормы неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации, отражена в Государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 г.
Так, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г., Президент РФ заявил: «... Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции» [4].
На расширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству 3 февраля 2014 г. Президент РФ отметил: «.Мы все понимаем ту огромную роль, которую играет культура в развитии России, в укреплении ее авторитета, влияния в мире, да и в сохранении целостности нашего государства и национального сувере-
нитета...» [4]. В Государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации подчеркивается: «Сохранение культурного наследия Российской Федерации представляет собой одно из необходимых условий устойчивого развития Российского государства, обеспечения его целостности, разнообразия социокультурного пространства и национальной безопасности народов России» [5].
Бесспорно, в условиях современной глобализации и нарастания внешних угроз обеспечение сохранности культурного наследия является гарантией не только сохранения целостности государства, но и развития общества, человека как гражданина своей страны.
Приоритетные направления в развитии культуры и обеспечении сохранности культурного наследия аккумулированы в государственной политике Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия, которая регламентируется Конституцией Российской Федерации, соответствующими международными актами, Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [6].
Среди задач государства в культурной сфере в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» [1] определены и задачи государственной политики в отношении объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Проведенный анализ позволяет разделить их на две группы: задачи ментального нематериального порядка и задачи, направленные на сохранение объектов культурного наследия, т.е. задачи материального характера.
К первой группе задач государственной политики относятся:
- утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития;
- поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации;
- практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц;
- сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного раз-
нообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности;
- систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе.
Ко второй группе государственных задач в отношении культурного наследия можно причислить:
- совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.
- создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия.
- повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов; создание условий для развития культурно-познавательного туризма;
- поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.
Говоря о современной государственной политике в отношении объектов культурного наследия, нельзя не провести историческую аналогию.
Идея правового закрепления обязанности по бережному отношению к объектам культурного наследия возникла достаточно давно. Уже в XIX в., помимо частных решений, принимались нормативно-правовые акты, регулирующие строительную деятельность, тем самым оберегая памятники раннего зодчества от разрушения. Например, был принят Строительный устав, запрещающий перестраивать или реставрировать здания XVIII в., если это может привести к существенному изменению их первоначального вида [7].
В начале XX в. в России существовали нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечения сохранности объектов культурного наследия. Например, в 1911 г. был опубликован закон об охране памятников старины в России.
Октябрьская революция и последующая Гражданская война резко обострили данную проблему в связи с масштабными разрушениями и массовым вывозов за рубеж объектов национального культурного наследия. В связи с этим в 1918 г был издан Декрет Советской власти, запрещающий вывоз за границу и продажу предметов,
имеющих историческое и культурное значение, а также началась регистрация данных объектов.
Но самым значительным достижением того времени было подписание в 1935 г. Пакта Рериха, также известного как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников [7], автором идеи и инициатором которого стал русский художник Н. Рерих. Можно с уверенностью сказать, что данный пакт стал первым документом в мире, который поднял вопрос о защите памятников истории на международный уровень.
В 1948 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята Всеобщая декларация прав и свобод человека. В этом документе основные права и свободы, в том числе права на использование и охрану объектов всемирного культурного и природного наследия, получили полноценное оформление. Впоследствии международным сообществом было создано большое количество нормативных документов, регулирующие права и обязанности как в культурной жизни, так и в отношении сохранности культурного наследия. Однако, по определенным причинам, лишь некоторые были рассмотрены и ратифицированы нашим государством. Конвенция 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», Первый протокол 1954 г. к Конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г., Конвенция 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г., а также Конвенция 1972 г. «Об охране всемирного культурного и природного наследия» ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г.
Принимая во внимание ратифицированные документы, в Конституции СССР 1977 г. появляется ст. 68, устанавливающая в качестве долга и обязанности граждан СССР заботу о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей [8]. С этого момента обязанность защиты памятников истории и культуры можно считать конституционной. Однако существовавшую в советское время систему охраны памятников культурного наследия сложно было назвать действенной.
Эмпирический анализ
С принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации меняется конституционное измерение прав и обязанностей в культурной
сфере. В Конституции РФ присутствует диалектическое единство прав и обязанностей по отношению к культурному наследию. Так, в п. 2 ст. 44 гарантируется каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям, в п. 3 этой же статьи определяется обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [3].
Конституция РФ, устанавливая обязательства в отношении культурного наследия, употребляет две различные глагольные формы «заботиться о сохранении» и «беречь». Интересно их содержание с точки зрения лексического значения. Согласно словарю В. И. Даля, сохранять означает сохранить что-то, сберегать, хранить, беречь, блюсти, держать в целости..., в то время как, беречь - это хранить, оберегать и т.д. [9]. Соответственно, содержание конституционной формулы «заботиться о сохранении» включает в себя и понятие «беречь». Следовательно, фактически они соотносятся как целое и частное, но зачастую в законодательстве и правоприменительной практике употребляются как синонимы.
Терминологическая неточность усложняет практику реализации действующего законодательства. Отсутствие однозначного понимания, какие действия каждого человека предполагает конституционная обязанность по сохранению культурного наследия, влечет сложность закрепления и применения юридической ответственности.
Поскольку в Конституции РФ закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия, то необходимо определить, совершение или же воздержание от совершения каких-либо действий повлечет ответственность за непроявленную заботу о его сохранении. К сожалению, в законодательстве четко и системно не предусмотрены, какие именно действия (бездействия) необходимо осуществлять каждому человеку для выполнения конституционной обязанности заботиться о сохранении культурного наследия.
Разумеется, наличие конституционной обязанности обусловливает объективную необходимость выработки государственной политики в отношении культурного наследия, в соответствии с задачами и принципами которой принимаются законы и подзаконные нормативные акты, регламентирующие отношения в данной сфере.
В теории конституционного права установление конституционной обязанности детерминирует закреплении юридической ответственности за ее невыполнение или ненадлежащее выполнение.
В целях обеспечения конституционной обязанности в отношении культурного наследия меры юридической ответственности закреплены в отдельных федеральных законах, гражданском, административном и уголовном законодательстве.
Одной из мер гражданско-правовой защиты является принудительный выкуп культурных ценностей согласно ст. 240 Гражданского кодекса РФ. Условием для применения данной меры является совпадение двух факторов:
1) объект должен являться культурной ценностью;
2) в судебном порядке должна быть доказана угроза утраты данной ценности в результате действия или бездействия владельца [10].
За нарушение закрепленной ч. 3 ст. 44 Конституции РФ обязанности возможно привлечение не только к гражданско-правовой, но также к административно-правовой и уголовно-правовой ответственности. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрено применение мер административного характера при нарушении требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны. Например, согласно ст. 7.13 за нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предполагается санкция: на граждан - в размере от 15 тыс. до 200 тыс. руб.; на должно стных лиц - от 20 тыс. до 400 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 5 млн руб. В общей сложности ответственность закреплена в ст. 7.13-7.16 КоАП РФ [11].
В практике чаще всего встречаются административные дела по данной категории. К примеру, в Постановлении 5-1208/15 от 7.09.2015 Тверского районного суда г. Москвы установлено, что гражданин Ц., «находясь в ЦВЗ "Манеж", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Манежная площадь, дом 1, учинил потасовку с посетителями выставки, а именно: выражался нецензурной бранью, разбил фарфоровые статуэтки, хватал за руки посетителей, громко кричал, плевал в экспонаты, на замечания не реагировал».
Суд постановил: «Ц. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного ареста сроком на 10 (десять) суток» [12].
Что касается охранного обязательства, а точнее, его неоформление показано на примере
Постановления по делу 5-1162/2015 Останкинского районного суда г. Москва.
ФИО является собственником здания, ко -торое является объектом культурного наследия регионального значения «Дом деревянный, кон. XIX - нач. XX вв.» (далее - Объект) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № 202-ПП.
Мосгорнаследием в адрес собственника направлялось уведомление о принятии под государственную охрану здания. Охранное обязательство собственника Объекта не оформлено. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ п. 2 Предписания Собственником не выполнен - работы по сохранению Объекта по согласованной в установленном порядке с Мосгорнаследием документацией не проведены. Суд постановил: «Признать ФИО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей» [12].
За более серьезные нарушения предполагается уголовное ответственность. Так, согласно ст. 164 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность. Наказание за данный вид правонарушения возможно в виде лишения свободы сроком до пятнадцати лет со штрафом до 500 тыс. руб. [13]. Также предполагается уголовная ответственность за уничтожение или повреждение, нарушение требований сохранения или использования памятников истории и культуры, незаконный поиск и изъятие археологических предметов, уклонение от передачи государству предметов, имеющих особую культурную и историческую ценность (ст. 243, ст. 2431 -2433 УК РФ).
Исходя из вышеизложенного, сохранение культурного наследия и сбережение памятников истории и культуры можно формально поделить на активное и пассивное. Что касается первого, то это относится к собственникам и иным законным владельцам объектов культурного наследия, которые независимо от своей воли должны качественно исполнять охранные обязательства. Пассивное «сохранение» культурного наследия выражается, как правило, в соблюдении действующего законодательства в данной сфере и характерно для каждого человека, находящегося на территории Российской Федерации.
Результаты
Сохранение культурного наследия Российской Федерации представляет собой одно из необходимых условий устойчивого разви-
тия Российского государства, обеспечения его целостности, разнообразия социокультурного пространства и национальной безопасности народов России.
Государственная политика в отношении культурного наследия является составной частью государственной культурной политики, охватывающей все стороны жизни, способствующей сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной.
Правовой основой формирования государственной политики России в отношении культурного наследия являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права в культурной сфере, а также федеральные законы и подзаконные акты Российской Федерации.
Важное значение для систематизации действующего законодательства и выработки современной государственной политики в отношении объектов культурного наследия имело принятие Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-Ф3, которым были внесены изменения в базовый федеральный закон об объектах культурного наследия и отдельные законодательные акты Российской Федерации [14]. В указанном нормативном правовом акте установлены требования к сохранению, содержанию и доступу к объектам культурного наследия, обязанностям пользователей, собственников и иных законных владельцев памятников, детализированы и четко разграничены полномочия федерального, региональных и муниципальных органов охраны культурного наследия, конкретизированы полномочия федерального органа охраны культурного наследия в отношении контроля за деятельностью региональных органов охраны памятников. В Законе дано определение территории объекта культурного наследия, установлен порядок определения и установления границ территории объекта, порядок использования земельных участков в его границах.
Принципиальное значение в контексте формирования государственной политики в отношении культурного наследия принадлежит Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики». Обозначенные в нем задачи государства в области культурного наследия предлагается разделить на две группы: задачи ментального нематериального порядка и задачи, направленные на сохранение объектов культурного наследия, т.е. задачи материального характера.
Государственная политика по сохранению объектов культурного наследия, представляющих
собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, предполагает установление для них специального правового режима и действенной системы юридической ответственности.
Список литературы
1. Об утверждении основ государственной культурной политики : указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 52 (ч. I), ст. 7753.
2. Фонд сохранения культурного наследия Российской Федерации : [сайт]. URL: http://fundskn.ru/ (дата обращения: 19.02.2016).
3. Конституция Российской Федерации (в ред. от
21.07.2014) // Рос. газ. 1993. 25 дек. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. 1), ст. 4202.
4. Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/ 19243 (дата обращения: 27.02.2016).
5. Министерство культуры Российской Федерации: [сайт]. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2015 (дата обращения: 27.02.2016).
6. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (в ред. от 3.09.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 26, ст. 2519 ; 2016. № 1 (ч. I), ст. 79.
7. Масленицына С. П. Законодательство по охране памятников истории в России XVIII - начала ХХ века. URL: http://art-con.ru/node/5680 (дата обращения: 27.02.2016).
8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 // Ведомости ВС СССР 1977. № 41, ст. 617.
9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. СПб., 1863-1866. URL: http://www. classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-6195. htm (дата обращения: 27.02.2016).
10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от
30.12.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. РосПравосудие: [сайт]. URL: https://rospravosudie.com (дата обращения: 21.02.2016).
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 22.10.2014 № 315-Ф3 (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 43, ст. 5799 ; 2015. № 29 (ч. 1), ст. 4359.
Constitutional Basis of the State Policy of the Russian Federation with Regard to Cultural Heritage
M. A. Lipchanskaya
Saratov State Law Academy, 1, Volskaya str., Saratov, 410056, Russia E-mail: lipchan_maria@mail.ru
Introduction. In modern conditions, one of the important areas of national development is acknowledged state cultural policy, including with regard to cultural heritage, designed to ensure priority of cultural and human development as the foundation of economic prosperity, national sovereignty and civilizational identity of the Russian Federation. Theoretical analysis. prerequisites for the formation of the state of Russia's policy in relation to cultural heritage are the provisions of the Constitution, the generally recognized principles and international acts in the cultural sphere as well as the objectives of the Russian state to preserve the unity and integrity of the state, traditional values and national identity. State objectives in the field of cultural heritage are proposed to divide into two groups: the tasks of the intangible mental order and tasks aimed at preserving the cultural heritage, that is, the material nature of the problem. Empirical analysis. Existence of the constitutional obligation determines the objective need for the production of a clear and effective system of legal liability for failure or improper performance of duties within the public policy with respect to the cultural heritage. It is necessary to specify what is meant by «passive» implementation of the constitutional responsibilities of each one to preserve cultural heritage. Key words: constitutional duty, cultural heritage, participation in cultural life, state policy with regard to cultural heritage.
References
1. Ob utverzhdenii osnov gosudarstevennoi kul'turnoi politiki: ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabria 2014 g. № 808 [On Approval of the foundations of the state cultural policy. Presidential Decree of December 24, 2014 № 808]. Sobrante zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 52 (pt. I), art. 7753.
2. Fond sokhranentta kul'turnogo nasledtta Rossttskot Federatstt (Conservation Fund of the Russian Federation cultural heritage. Site). Available at: http://fundskn.ru/ (accessed 19 February 2016).
3. Konstitutsia Rossiiskoi Federatsii (v red. ot 21.07.2014) [The Constitution of the Russian Federation (in the red. From 21.07.2014)]. Rossttskata gazeta [Russian newspaper], 1993, 25 December; Sobrante zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 30 (pt. 1), art. 4202.
4. PreztdentRosstt (President of the Russia. Site). Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19243 (accessed 27 February 2016).
5. Ministerstvo kul 'tury Rossiiskoi Federatsii (Ministry of Culture of Russian Federation. Site). Available at: http:// mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2015 (accessed 27 February 2016).
6. Ob ob#ektakh kul'turnogo naslediia (pamiatniki istorii i kul'tury) narodov Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 25.06.2002 № 73-FZ (v red. ot 03.09.2016) [On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation. Federal law of 25.06.2002 № 73-FZ (an edition of 03.09.2016)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 26, art. 2519; 2016, no. 1 (pt. I), art. 79.
7. Maslenitsyna S. P. Zakonodatel 'stvopo okhranepamiat-nikov istorii v Rossii XVIII - nachala XX veka (Legislation on the protection of historical monuments in Russia XVIII - early XX century). Available at: http://art-con. ru/node/5680 (accessed 27 February 2016).
8. Konstitutsia (Osnovnoi Zakon) Soiuza Sovetskikh Sotsi-alisticheskikh Respublik (priniata VS SSSR 07.10.1977 [The Constitution (Fundamental Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (USSR Armed Forces adopted 10.07.1977]. Vedomosti VS SSSR [Bulletin of the USSR Armed Forces], 1977, no. 41, art. 617.
9. Dal V. I. Tolkovyi slovar ' zhivigo velikorusskogo iazyka (Explanatory Dictionary of the language. In 4 vol.) St. Petersburg, 1863-1866. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-6195.htm (accessed 27 February 2016).
10. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 31.01.2016) (Civil code of the Russian Federation of 30.11.1994 № 51-FZ (an edition of 31.01.2016). ATP «Consultant» [electronic resource],
11. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 30.12.2015) (Code of the Russian Federation of Administrative Offences of 30.12.2001 № 195-FZ (an edition of 30.12.2015). ATP «Consultant» [electronic resource],
12. RosPravosudie. Site Available at: https://rospravosudie. com (accessed 21 February 2016).
13. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 (red. ot 30.12.2015) (Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (an edition of 30.12.2015). ATP «Consultant» [electronic resource],
14. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «Ob ob#ektakh kul'turnogo nasledia (pamiatniki istorii i kul'tury) narodov Rossiiskoi Federatsii» I otdel'nie zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 22.10.2014 № 315-FZ (red. ot 13.07.2015) [On Amendments to the Federal Law «On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation. Federal law of 22.10.2014 № 315-FZ (an edition of 07.13.2015)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 43, art. 5799; 2015, no. 29 (pt 1), art. 4359.