Научная статья на тему 'Конституционные демократы начала ХХ века: экономическая и политическая программа'

Конституционные демократы начала ХХ века: экономическая и политическая программа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2655
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные демократы начала ХХ века: экономическая и политическая программа»

СТРАНИЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Л.А. Муравьева

доцент кафедры "Социально-политические науки"

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Либерализм в России начал формироваться в первой половине XIX века. Качественно новый этап в его развитии наступил на рубеже XIX- XX вв. В этот период наряду с консервативным направлением и занимавшими центристские позиции земцами-конституционалистами появляется либеральная интеллигенция, настроенная более радикально и открыто выступающая за признание прогрессивности капиталистического пути развития России. Либеральная интеллигенция исходила из самодостаточности человеческой личности, нуждающейся в обеспечении ее свободы. Классический либерализм не противопоставлял свободу и равенство. Либерализм российской интеллигенции начала ХХ века представлял собой синтез достижений российской и западноевропейской либеральной мысли.

Формирование партии кадетов

Идейные и организационные истоки формирования конституционнодемократической партии — главной партии либеральномонархической буржуазии (называлась также "партией народной свободы") были тесно связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже веков. Представляя левое крыло либералов, кадеты стремились отмежеваться от крайне правых и крайне левых радикалов.

Политическая линия конституционно-демократической партии определялась ее составом. Больше половины партии кадетов составляли профессора, юристы, публицисты, земские деятели — цвет российской интеллигенции, мечтавшей о преобразовании страны парламентским путем, на основе общечеловеческих ценностей.

После принятия Манифеста 17 октября 1905 г. в стране стали образовываться легальные политические партии, как общероссийские, так и национальные. Шло интенсивное формирование многопартийной системы. Почти одновременно появились две крупные буржуазно-либеральные политические партии: конституционно-демократическая (кадеты) и "Союз 17 октября" (октябристы).

Конституционно-демократическая партия организационно

оформилась в октябре 1905 г.*, что совпало с периодом наивысшего подъема революции 1905 г. Учредительный съезд кадетской партии, проходивший 12 - 18 октября в Москве, принял ее программу и устав, избрал временный центральный комитет. К концу 1905 г. в России уже действовало свыше 70 региональных кадетских комитетов, общая численность партии составляла 50 - 60 тысяч человек [1]**. Главным теоретиком и тактиком партии кадетов был талантливый историк и публицист, ученик О. В. Ключевского — П.Н. Милюков, активно включившийся в либерально-оппозиционное движение.

Кадеты в своих программных установках делали ставку на реформы и компромиссы, отрицая крайности. Однако накал революционной борьбы привел к несколько иному результату. Специальная резолюция I съезда была посвящена принятию конституции Учредительным собранием. В реализации данного положения кадеты главенствующую роль отводили Государственной Думе.

По этому поводу лидеры либералов (представители от кадетов и октябристов) вступили в переговоры с председателем Совета министров С.Ю. Витте. Первый тур переговоров прошел 21 октября 1905 г. Требования членов делегации о проведении конституционных реформ Витте квалифицировал как неприемлемые. Во втором туре 23 октября обсуждался вопрос о создании коалиционного правительства, однако и он не принес результатов. Примерно в это же время произошла встреча С.Ю. Витте с лидером кадетов П.Н. Милюковым, на которой премьер-министр прямо заявил, что речь о конституции идти не может.

Всего состоялось десять съездов партии кадетов: I - в 1905 г.; II, III, IV - в 1906 г., V - в 1907 г.,

VI - в 1916 г., VII, VIII, IX, X - в 1917 г. На II съезде (январь 1906 г.) произошло окончательное конституирование партии кадетов, внесены изменения в программу и устав, выбран новый состав ЦК, к основному названию партии сделано добавление - Партия народной свободы (ПНС).

Здесь и далее цифра указывает на источник или примечание в конце материала.

*

**

Изучение программы кадетов представляется важным как минимум по той причине, что после Февральской революции 1917 г. эта партия оставалась, по существу, единственной несоциалистической партией в России, а значит основной альтернативой социалистическому пути развития нашего Отечества.

Программа партии кадетов

Исходной посылкой политической программы кадетов была идея эволюционного развития общества, постепенного реформирования российских властных структур. Они требовали замены неограниченного самодержавия конституционно-монархическим строем. Политическим идеалом кадетов была парламентарная конституционная монархия британского типа, где "король царствует, но не управляет". Последовательно проводилась мысль о разделении властей - законодательной, исполнительной и судебной. Кадеты выступали за введение в России всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод — слова, собраний, союзов и т.д., настаивали на соблюдении гражданских и политических прав личности, т.е. стремились к созданию в России правового государства.

Обоснованию кадетской программы конституционной монархии служила теория правового государства. М. М. Ковалевский* подчеркивал, что право — первично, а государство — вторично, что праву принадлежит приоритет над государством [2].

Кадеты-юристы считали, что признание верховенства права выражается в трех условиях: а) не может быть изменений

правопорядка в государстве без участия народного представительства; б) не может быть безответственных правительственных актов, хотя могут быть безответственные органы; в) должен существовать правильный суд [3]. Для правового государства характерно участие народа в законодательстве, контроль за исполнением законов и самоограничение государственной власти. По мнению Ф.Ф. Кокошкина**, правовое и конституционное государство — синонимы, истинно правовое демократическое государство не может не быть парламентарным, так как венцом конституционального режима является парламентаризм [4].

* Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) — ученый-обществовед, лидер партии демократических реформ.

** Кокошкин Федор Федорович (1871-1918) — юрист, крупнейший эксперт в области государственного права.

Постепенно русские правоведы ввели в научный обиход понятие "конституционное право". Раньше они оперировали термином "государственное право", употребляя понятие "конституционное право" лишь применительно к Западной Европе. Со временем этот термин прочно утвердился в правовом научном лексиконе.

Вместе с тем в программе кадетов было немало положений, которые не соответствовали позиции последовательного демократизма. Так, в национальном вопросе кадеты занимали позицию, которая давала возможность оппонентам-социалистам упрекать их в "великодержавности". Кадеты, будучи по своим принципам унитаристами, не признавали права наций и народностей на политическое самоопределение и отделение от Российской империи, допуская лишь лозунг культурно-национального самоопределения (которое предполагало использование национальных языков в системе образования, в книгоиздании, судопроизводстве) и в отдельных случаях — областной автономии. Для Польши и Финляндии кадеты признавали более широкую автономию, но в рамках единого Российского государства.

Теоретики Партии народной свободы остро осознавали возраставшее несоответствие между отжившей свой век политической системой и потребностями реформирования страны. Являясь идеологами либерализма нового типа, кадеты считали наиболее оптимальной, рациональной основой общественного процесса рыночное хозяйство, поэтому программа кадетов с наибольшей полнотой и последовательностью выражала тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу.

Большое внимание в программе партии уделялось решению экономических проблем. Наиболее обстоятельно был разработан аграрный вопрос. Кадеты исходили из того, что без кардинального решения этого вопроса невозможно преобразование экономики страны и подъем уровня жизни населения. Они выступали за освобождение крестьян от общинных пут, за создание мелкого самостоятельного крестьянского хозяйства, за формирование рыночной инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Предлагалось образовать особый фонд из государственных, удельных, кабинетских, монастырских и части помещичьих земель и из этого фонда наделять крестьян. Кадеты считали, что без частичного принудительного отчуждения помещичьей земли решить аграрнокрестьянский вопрос в России невозможно (министр внутренних дел П.А. Столыпин, крайне правые и октябристы настаивали на полной неприкосновенности помещичьего землевладения).

Вопрос о допустимых пределах отчуждения помещичьей земли был одним из сложных и дискуссионных пунктов аграрной программы. Основным критерием оценки отчуждаемых земель, принадлежащих помещикам, являлся способ их эксплуатации. Партия народной свободы считала возможным пожертвовать крупным помещичьим землевладением, являвшимся экономической основой сохранения полукрепостнических форм аренды, оплотом самодержавия и постоянным источником недовольства крестьян. Определенная часть левых кадетов выступала за отчуждение части среднего помещичьего землевладения. Однако руководство кадетской партии решительно возражало против подобного радикализма. Постоянно подчеркивалось, что на этот шаг следует идти лишь в крайних случаях, когда "не представляется никакой иной возможности удовлетворить земельную нужду окрестного населения и когда притом будет обеспечена надежда, что хозяйство станет и впредь продолжаться в не худшем виде, чем прежде" [5].

Одним из коренных вопросов кадетской аграрной программы был вопрос о выкупе, претерпевший эволюцию. Отчуждение земли кадетами допускалось только за выкуп. Они были убеждены, что выкуп необходим, ибо "земля не дар божий, а продукт трудов человеческих и воплощение капитала". В период подъема революции кадеты выступали за выкуп земли за счет государства. Наряду с этим набирало силу течение, представители которого предлагали возложить часть платежей на самих крестьян. "Неблагоприятное нравственное влияние дарового приобретения земли на народную массу способно было бы уничтожить все благие экономические следствия этой меры, - писал Н.Н. Кутлер*. — Даровая раздача малоземельным крестьянам земель, приобретенных на общегосударственный счет, была бы вместе с тем несправедливостью в отношении прочих классов населения" [6].

Кадетами был разработан демократический и гибкий механизм аграрного реформирования через сеть земельных комитетов, состоявших из представителей помещиков, крестьян и чиновников. По существу, в своей аграрной программе кадеты выступали за очищение аграрного строя России от наиболее грубых форм и методов полукрепостнической эксплуатации. Отстаивая интересы либерально настроенной буржуазии и помещиков, ведущих свое хозяйство на капиталистической основе, кадеты стремились приспособить аграрный строй России к потребностям буржуазного развития, установить в деревне "социальный мир".

* Кутлер Николай Николаевич (1859-1924) - юрист, один из лидеров партии кадетов, автор либерального проекта по земельному вопросу.

На упорядочение буржуазных отношений, стабилизацию и гуманизацию сферы наемного труда была направлена рабочая программа. Стремление перенести тред-юнионизм на русскую почву делало центральным ее требованием создание легальных рабочих союзов, что, по мнению кадетов, должно способствовать мирному урегулированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями. Кадеты настаивали на необходимости заключения профсоюзами коллективного договора с предпринимателями, который мог быть расторгнут только в судебном порядке. Решение вопросов о взаимоотношениях труда и капитала предлагалось перенести в специальные арбитражные органы с участием представителей от рабочих и капиталистов.

Важное место в программе Партии народной свободы занимали вопросы социальной защиты рабочих. В ней были выдвинуты требования постепенного введения 8-часового рабочего дня, сокращения сверхурочных работ, запрещения привлекать к ним подростков. Кадеты выступали за предоставление рабочим компенсации при утрате трудоспособности по причине несчастного случая или профессионального заболевания (выплата компенсации должна производиться за счет предпринимателя), за введение государственного страхования на случай смерти, старости и болезней. Обязательному страхованию от несчастных случаев подлежали все рабочие и служащие независимо от вида предприятия (промышленные, транспортные,

сельскохозяйственные, строительные и т.д.) исключительно за счет предпринимателей.

Потерпевшим предполагалось выплачивать еженедельные пособия и пенсии. Пособия должны были назначаться в размере 60% среднего действительного заработка потерпевшего со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности или признания ее утраты. В случае утраты трудоспособности должны были выплачиваться пенсии, которые также предполагались членам семьи в случае смерти потерпевшего. Обращалось внимание на организацию и деятельность больничных касс, на которые возлагалась обязанность выдавать денежные пособия и предоставлять больным бесплатное лечение. Предусматривалась также организация земских и городских касс, фонды которых составлялись из взносов предпринимателей (две трети) и рабочих (одна треть). Намечалось создание судов для рассмотрения вопросов, касающихся страхования.

Рабочая программа кадетов предусматривала значительное улучшение положения рабочего класса с учетом уровня

экономического развития России и не вела к снижению производительности труда на предприятиях.

Была разработана также обширная программа мер, направленных на преобразование народного хозяйства. Она включала: создание при правительстве специального органа (с участием представителей законодательных палат и деловых промышленных кругов) для разработки перспективного плана развития всех отраслей народного хозяйства; пересмотр устаревшего торговопромышленного законодательства и отмену мелочной опеки и регламентации, стеснявших свободу предпринимательской деятельности; открытие доступа частному капиталу в железнодорожное строительство, горные промыслы, почтовотелеграфное дело и пр.; ликвидацию или сокращение нерентабельного государственного хозяйства; расширение внешней торговли, а также организацию консульской службы.

Предусматривались в программе и финансовые реформы. Это прежде всего расширение бюджетных прав Государственной Думы, организация промышленного кредита и учреждение банка долгосрочного промышленного кредита, создание торговопромышленных палат. Кадеты требовали изменить финансовую политику в области государственного бюджета в целях снижения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительные нужды народа.

Партия народной свободы настаивала также на пересмотре налоговой системы. Эти требования включали: отмену выкупных платежей; понижение косвенного обложения и постепенную отмену косвенных налогов на предметы потребления народных масс; реформу прямых налогов на основе прогрессивного и имущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство; понижение таможенных пошлин; государственное общественное содействие кооперации во всех ее видах, обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита [6].

Поскольку экономическая программа кадетов исходила из интересов буржуазного развития страны, то она поддерживалась и разделялась октябристами и прогрессистами. Особенностью документов партии кадетов было то, что в них предлагались не только те или иные меры, но и механизмы их подготовки и реализации.

Возможность претворить свою программу в жизнь возникла у кадетов после Февральской революции 1917 г., когда конституционно-демократическая партия перестала быть

оппозиционной. Аграрная и промышленно-финансовая программа партии нашла отражение в проекте Декларации Временного правительства по экономическим вопросам и объяснительной записке к нему, представленных на рассмотрение кабинета по линии Министерства промышленности и торговли. Учитывая реальную обстановку в стране, кадеты были вынуждены принять идею государственного регулирования и энергично призывали к широкому привлечению иностранного капитала, без которого не мыслили развитие производительных сил в России.

Политическая позиция кадетов этого периода предполагала отказ от конституционной монархии в пользу парламентской буржуазной республики западноевропейского типа. Однако это положение в программе партии просуществовало недолго — уже к августу 1917 г., по выражению П.Н. Милюкова, кадеты убедились, что "спасение России в возвращении монархии" [7].

Неизменным считался курс на дальнейшее участие России в первой мировой войне. К числу важнейших национальных задач кадеты относили приобретение черноморских проливов Босфор и Дарданеллы и Константинополя. Лидер партии даже получил в прессе прозвище "Милюков-Дарданельский" [8]. По расчетам кадетов, удовлетворение этих требований должно было упрочить стратегическое положение России, усилить влияние на Ближнем Востоке и Балканах, стимулировать развитие экономики страны. Однако широким массам были ненавистны захватнические лозунги, взятые на вооружение Временным правительством. Известная нота П.Н. Милюкова спровоцировала апрельский правительственный кризис, что привело Милюкова - министра иностранных дел Временного правительства - к отставке. Народ жаждал мира. Крестьяне, составлявшие большую часть населения России, требовали земли, пролетариат выступал за контроль над производством и уничтожение частной собственности. После февральских событий становятся все более популярны программы других, вышедших из подполья партий. С апреля начала набирать силу партия большевиков.

Кадеты, ранее занимавшие в Государственной Думе позиции ближе к левому флангу, стали оплотом правых. Их программа, отстаивающая незыблемость принципа частной собственности, передачу крестьянам части помещичьих земель за выкуп, войну до победного конца, привлекала теперь тех, кого страшила и отталкивала революция. Ряды кадетов пополнили царские чиновники, крупные торговцы и промышленники и, что особенно трудно себе представить, черносотенцы с их великодержавным шовинизмом и антисемитизмом. Изменившийся состав кадетской

партии, ее идейный облик, борьба против Советов, стремление к установлению военной диктатуры вызывали в народе раздражение и враждебность.

Революционное нетерпение и уравнительные тенденции, захватившие народные массы, не способствовали укреплению партии кадетов у власти. Их аграрная и промышленная программа подвергалась ожесточенной критике со стороны партий социалистического толка. В восприятии широких народных масс кадеты все больше становились символом консерватизма и сдерживания реформ.

Совершенно справедливо отмечают авторы книги "Драма российских реформ и революций", что в момент отождествления теории и практики либерализм как политическое течение дооктябрьской эпохи оказался несостоятельным, во-первых, потому, что не смог выработать ответ на проблемы, поставленные социальной крестьянской революцией; во-вторых, потому, что либерализму не удалось завоевать массовое сознание; и наконец, в-третьих, кадеты так до конца и не сумели подняться до идеи свержения самодержавия [9].

После Октябрьской революции 1917 г. СНК издал декрет, ставящий партию кадетов "вне закона". В результате репрессий и победы большевиков в гражданской войне партия кадетов сошла с политической арены России.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Либеральные конституционные идеи вновь стали открыто провозглашаться в нашей стране в конце 80-х-начале 90-х годов ушедшего века. В той или иной степени они прозвучали в программах Европейской либерально-демократической партии, Российской социально-либеральной партии, Республиканской партии и ряда других. В 1989 г. было положено начало возрождению кадетской партии. Название новой партии повторяет название дореволюционной партии кадетов — Конституционнодемократическая партия — Партия народной свободы (КДП-ПНС). Зарегистрирована Министерством юстиции РФ 25 сентября 1991 г.

Программа КДП (ПНС) развивает применительно к современности идеи и установки кадетов начала ХХ века. Подобно предшественникам, новые кадеты в своей программе уделяют большое внимание конституционным правам граждан: свободе личности, слова, печати, манифестаций, передвижения, предпринимательства, праву частной собственности, отстаивают

принципы широкого самоуправления. Те и другие — сторонники сильного правового государства.

Вопрос о государственном устройстве рассматривается современными кадетами в духе решений VII съезда Партии народной свободы 1917 г., а именно: провозглашение

демократической парламентарной республики на основе конституционного разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако в вопросе государственного устройства просматривается и различие позиций. Дореволюционные кадеты выступали за единую и неделимую Россию, были унитаристами. Современная кадетская партия придерживается принципа федеративного устройства государства, хотя нельзя не отметить, что права различных народностей в программе дореволюционных кадетов прописаны обстоятельнее.

Итак, программы кадетов начала и конца ХХ века ориентированы на демократическое развитие России. Однако современную партию кадетов сильной и влиятельной пока не назовешь. Ее лидерам на хватает политического опыта и зрелости, а программе — учета всех нюансов политической обстановки в стране.

Изучение истории либеральной традиции и отношения либеральной интеллигенции к вопросам общественного и экономического развития России представляется весьма актуальным в современный период. Все эти проблемы тесно связаны с процессом становления и эволюции гражданского общества и правового государства в современной России.

Литература

1. Политические партии России в период революции 1905-1907 гг. Количественный анализ: Сб. статей. М., 1987. С. 99, 146.

2. Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1905. С. 6-7.

3. Алексеев А.С. Начало верховенства права в современном государстве // Вопросы права. 1910. Кн. II. С. 15.

4. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 261.

5. Чупров А.И. К вопросу об аграрной реформе. М., 1906. С. 27.

6. Программа партии народной свободы (конституционнодемократической). М., 1917. С. 3-22.

7. Законодательные проекты и предложения партии народной свободы. 1905-1907 гг. СПб., 1907. С. 16.

8. Милюков П. Тактика фракции народной свободы во время войны. Пг., 1916. С. 6, 7.

9. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000. С. 273, 281-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.