УДК: 342 (439)
Стенькин Д.С. ©
Преподаватель, кафедра государственного и административного права, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВЕНГРИИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА
Аннотация
Статья посвящена особенностям формирования конституционной мысли в Венгрии и становлению венгерского конституционализма в середине XIX века. Автор уделяет особое внимание борьбе за самоопределение венгерской нации как катализатору Венгерской национальной революции 1848-1849 гг. и ключевому фактору Конституционного развития Венгрии эти годы.
Ключевые слова: Венгрия, Австро-Венгрия, либерализм, национализм, право на самоопределение, конституционализм, конституция.
Keywords: Hungary, Austria-Hungary, liberalism, nationalism, self-determination, constitutionalism, constitution.
Известный российский юрист Г.Ф. Шершеневич в своё время отмечал, что начиная с середины XVII в. наступает новый этап борьбы за права человека: - ««Теперь вопрос о свободе ставится так. Существующий общественный строй, как результат случайной комбинации исторических условий, признается неестественным. Проблема мысли состоит в отыскании того естественного порядка, от которого история отклонила человечество и к которому необходимо возвратиться ввиду полной неудовлетворительности сложившегося порядка»[И, С. 383-384]. Данный постулат был особо применим к Европе XIX века, не исключением из этого правила стала и Венгрия. По сравнению с западными странами в Венгрии отсутствовали такие важные права как: свобода мысли, слова и печати, а политика в Венгрии полностью зависела от привилегированной аристократии [9, С. 4].
В 30 годы XIX в Венгрии разворачивается такой немаловажный этап конституционного развития Венгрии как «Движение за реформы». Данный период традиционно связывают с именем Иштвана Сеченьи. Иштван Сеченьи или « лучший из венгров» (венг. - legnagyobb magyar), как называли его современники, без всякого преувеличения, имел огромную значимость для страны. Иштван Сеченьи полагал, что развитие национализма в Венгрии является весьма опасным явлением из-за многонационального состава Венгерского королевства. По мнению Графа Сеченьи, дворянство должно сконцентрировать свои усилия в экономическом, социальном и культурном развитии, а также на развитии транспортной инфраструктуры [2]. Именно в это время в стране принимаются законы о экспроприации, о шахтном деле, о товариществах с ограниченной ответственностью и ряд других нормативных актов [7, С. 71]. Иштван Сеченьи, осуждая консерватизм венгерского дворянства, призывал его отказаться от феодальных привилегий и стать движущей силой модернизации Венгрии.
Вторым из видных представителей конституционной мысли в Венгрии можно назвать Барона Йожефа Этвёша (1813-1871), который, наравне с Иштваном Сеченьи, так же является одним из известных реформаторов Венгрии. Йожеф Этвёш много размышлял о таких вещах, как: вопросы эмансипации евреев; тюремная реформа; а также писал социальные романы, которые изобличали весь реализм несправедливости социальных отношений отсталого венгерского феодализма, в особенности крепостного права [1, С. 6]. Для венгерского правительства в тот период весьма остро стоял национальный вопрос. Барон Йожеф Этвёш
© Стенькин Д.С., 2016 г.
предложил использовать языки национальных меньшинств в любой начальной школе на равных с языком большинства [9, С. 6]. Он так же добавил, что все это возможно при условии, что в школах, где используется невенгерский язык общего образования, последний должен преподаваться в качестве второго языка. Йожеф Этвёш подчеркнул необходимость отмены привилегий дворянства, освобождения крестьян от крепостной зависимости, внедрения современных форм налогообложения (общего несения бремени налогообложения), кроме того, он предложил ввести свободу совести, прессы, и равенства перед законом [9, С. 6]. Частично его программы были реализованы во время венгерской Национальной революции в 1848—1849 гг., поскольку венгерским революционерам очень импонировали идеи Йожефа Этвёша.
В 40-х г. XIX в. в Венгрии формируется особая плеяда мыслителей, впечатлённых идеей Великой французской революции и находившихся под влиянием французских просветителей (Лайош Кошут, Лайош Батянни, Йожеф Этвёш, Шандор Петёфи и др.) [9, См.: 9-14]. Упомянутые мыслители стали ключевыми персонами в Венгерской национальной революции 1848-49 гг. и внесли особый вклад в развитие венгерского Конституционализма. Данные личности сыграли огромную роль, как в поиске венгерской национальной идентичности, так и в формировании государственных демократических принципов организации многонационального государства [9, С. 3].
Одну из ключевых ролей в разворачивании революционной борьбы в Австрийской империи сыграл Шандор Петёфи. С началом Венгерской революции 1848—1849 гг. Шандор Петёфи наряду с Лайошем Кошутом становится одним из общепризнанных руководителей демократического лагеря. Совместно с Яношем Ирини и Лайошем Кошутом он участвовал в разработке требований авангарда венгерской революционной демократии, переданных 13 марта 1848 австрийскому престолу и ставших впоследствии программой демократической революции («12 пунктов»,) [10]. Анализируя текст «12 пунктов» можно охарактеризовать его как манифест, имеющий конституционное значение. В «12 пунктах» провозглашались: 1) свобода печати и запрет цензуры; 2) ежегодное Государственное Собрание в г. Пешт; 3) равноправие перед законом; 4) создание национальной гвардии; 5) всеобщее налогообложение; 6) ликвидация феодальных отношений; 7) создание суда присяжных, а также равное представительство; 8) создание Национального банка; 9) принесение присяги войском Конституции; 10) освобождение политических узников; 11) Уния с Трансильванией, Свобода, равенство и братство. На содержание «12 пунктов» отразилось влияние «Декларации прав человека и гражданина», принятой Национальным собранием Франции в августе 1789 г., идеей французской просветительской философии и французской революции 1789 - 1794 гг. [9, С. 9].
14 апреля 1849 Кошут провозгласил независимость Венгрии и Республику. Деятельность Кошута была поразительна: он заведовал финансами, сам командовал отрядом войска, вёл переговоры с Англией и Францией, протестуя против вмешательства России, говорил речи и писал прокламации к народу.
Однако продолжительная война истощила страну, а вмешательство Российской Империи поставило точку в революционных событиях. Не смотря на то, что венгерская революция была подавлена, её влияние Революции нельзя недооценивать. Революция под предводительством Лайоша Кошута в 1848—1849 стала кульминацией политико-правовой мысли венгерских либералов, боровшихся за национальную идею. Во-первых, венгерская революция дала мощнейший толчок развитию национальной политико-правовой мысли. Деятели революции предвосхитили создание национального государства, основанное на европейских демократических принципах. Во-вторых, был достигнут компромисс между Австрией и Венгрией. Политика германизации Венгрии была остановлена. Австрийская империя была превращена в двуединое государство — Австро-Венгрию. В-третьих, в Венгрии были созданы собственные национальные государственные органы власти и
сформировано национальное законодательство, обязательное для исполнения на территории Венгрии. Акты Австрийского законодательства на территории Венгрии не применялись. В-четвёртых, национальные меньшинства, проживающие на территории Венгрии такие как румыны, словаки, хорваты, русины, чехи и др. получили право на самостоятельное развитие и использование национального языка [9, С. 11].
Во второй половине XIX века публичные правоотношения в Габсбурской империи, в том числе и на территории Венгерских земель, впервые стали регулироваться полноценными октроированными конституциями. События, происходившие в Австрийской Империи 1848—1849 г., безусловно, явились катализатором в этом процессе.
20 октября 1860 г. по указанию Императора Франца-Иосифа был опубликован особый указ «Октябрьский диплом» (нем. - «Oktoberdiplom») о введении новой Конституции. Он содержал в себе положения новой конституции для государства в форме конституционной монархии. Согласно этому документу, Рейхсрат - Имперский (Государственный) Совет (нем.
- «Reichsrat»), который, по сути, являлся узким кругом лиц, особо приближенных к императору и входивших в состав законосовещательного органа при императоре, превратился в представительское собрание. Однако полноценной законодательной властью Имперский Совет практически не обладал. Сферы внешней и военной политики по-прежнему оставались исключительно во власти императора [8]. В результате всеобщего неудовлетворения Октябрьским дипломом он был заменён на Февральский патент (нем. -«Februarpatent»), который был принят 26 февраля 1861 года [8].
Новый октроированный акт носил выраженный централистский характер и выражал интересы в большей степени австрийской аристократии. Не случайно Государственное устройство, установленное Февральским патентом, встретило резкую критику в Венгрии и Галиции, как излишне централистское. После принятия Февральского патента, Венгерский сейм, избранный на основе новой Конституции, большинством своих голосов отказался послать представителей от Венгерского королевства в Рейхсрат. 21 августа 1861 г. сейм был распущен, и в Венгрии было введено осадное положение. Следуя примеру Венгрии, не приняли участия в выборах австрийского Рейхсрата Представительные Собрания Венеции, Трансильвании и Хорватии. Из Рейхсрата вышли чешские, а затем и польские депутаты.
Было очевидно, что Австрийская модель централизации власти провалилась. Осознав это, австрийские правящие круги были вынуждены возвратиться к идее соглашения с венгерской элитой. Австрийская правящая элита была вынуждена принять программу, выдвинутую венграми. В феврале 1867 г. было заключено Австро-венгерское Соглашение (нем. - «Ausgleich»; венг. - «Kiegyezes») и уже в мае этого года было утверждено Рейхсратом.
В 1867 году Австрия в союзе с Венгрией образует Австро-Венгерскую Империю и принимает Конституцию Австро-Венгрии (Австро-венгерское Соглашение). Австро-венгерское соглашение породило дуалистическую монархию, закрепило общие принципы управления каждой из двух частей государства, а Государственное Собрание Венгрии (венг.
- «Orszäggyüles») в полной мере стало законодательной властью с правом принятия обязательных для исполнения в венгерской части государства законов. Представляет определённый интерес тот факт, что вопреки политическим изменениям венгерского государства, которые происходят с 1867 года по настоящее время, Государственное Собрание Венгрии сохранило своё изначальное название в неизменном виде.
В соответствии с Основным государственным законом от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Рейсрате», в обеих частях государства были провозглашены демократические права и свободы (свобода совести, слова, собраний, союзов и петиций), равенство всех граждан перед законом и судом, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность частной собственности и тайна переписки. Правительства Австрии и Венгрии стали ответственными перед
соответствующими парламентами [4]. Монарх же по-прежнему сохранял за собой право предварительного одобрения законопроектов, лично назначал глав правительств и общих министров, а также оставался верховным главнокомандующим единой австро-венгерской армии.
Австро-Венгерское соглашение 1867 г. формально расширяло права Рейхсрата, но по существу, исполнительная власть оставалась в руках императора. Влиятельные позиции в политической жизни страны по-прежнему занимали земельная аристократия и тесно связанная с нею «верхушка» католического духовенства.
Подводя итоги, следует констатировать, что после перехода Венгерского королевства под патронат австрийской династии Габсбургов (с 1687 г.), в стране начала проводиться политика «германизации», что не могло не вызвать обеспокоенность коренных жителей Венгрии. С первой половины XIX столетия в Венгрии формируется мощнейшее национально-патриотическое движение, которое стало катализатором Венгерской национальной революции 1848-1849 гг. и которое оказало непосредственное влияние на формирование венгерской конституционной идеи. Дальнейшее развитие национализма и борьба за права коренных жителей земель Австрийской империи приводит к вынужденному компромиссу австрийской аристократии с национальными интересами коренных жителей Венгрии. Кульминацией этого процесса стало появлению Австро-Венгерского соглашения от 1867 г., которое одновременно являлось писанной октроированной конституцией Австро-Венгрии. В Венгрии было положено начало процессам конституционализации, которое способствовало созданию собственной правовой системы и дальнейшему обретению суверенитета.
Литература
1. Boka E. Hungarian Thinkers in Search of European Identity / Eva Boka // Grotius : The Journal of the Institute of International Relations of the Corvinus University of Budapest. 2006 / [Electronic resource].
- URL: // http://www.Gro tius.hu/doc/pub/DJUNCB/eva_boka_hungarian_thinkers_eu_identity.pdf -104 p.
2. Széchenyi_Istvan. [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана: https://hu.wikipedia.org/wiki/ Széchenyi_Istvan.
3. Кошут Лайош - Венгерская революция / [электронный ресурс] - Заглавие с экрана: http://finanshist.ru/a7koshut_layosh_-_vengerskaya_ revolyutsiya.
4. Австро-Венгерское соглашение. [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана: http://ru.science.wikia.com/wiki/Австро-венгерское_соглашение.
6. Кровельщикова В.В., Митюков М.А. Об имперском Суде в Австро-Венгрии как конституционном суде (по страницам не переведенной в России книги Г. Еллинека «Конституционный Суд Австрии», Вена, 1885. 70 с.») // Журнал конституционного правосудия.
- М.: Юрист, 2011, № 5 (23). - С. 19-24.
7. Меркулова Т.А. Новый Основной закон Венгрии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - М.: Nota Bene, 2012, № 3 (34). - C. 70-77.
8. Октябрьский диплом. [электронный ресурс] - заглавие с экрана // http://ru.wikipedia.org/wiki/Октябрьский_диплом.
9. Стенькин Д.С. Особенности формирования конституционной мысли в Венгрии (XIX-XX вв.) / Даниил Стенькин // LAP LAMBERT Academic Publishing. ISBN: 978-3-659-69286-4., 2015. - 42 c.
10. Шандор Петёфи / [электронный ресурс] - заглавие с экрана // http : //traditio-ru.org/wiki/Шандор_Петёфи.
11. Шершеневич Г. Ф. История философии права / Г. Ф. Шершеневич. - 2-е изд. - СПб. : Изд. Бр. Башмаковых, 1907. - 588 с.