Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Проблемные аспекты'

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Проблемные аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2010
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Президент РФ / разделение властей / Конституция РФ. / President of the Russian Federation / separation of powers / Constitution of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карен Манвелович Конджакулян, Мария Владимировна Величкина

Рассмотрены расширенные полномочия Президента РФ в механизме реализации конституционных принципов разделения властей. Авторами сформулирован вывод о необходимости ограничения полномочий Президента в системе разделения властей и федеративных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional expansion of the powers of the President of the Russian Federation: problematic aspects

The extended powers of the President of the Russian Federation in the mechanism for the implementation of constitutional principles of separation of powers are considered, the conclusion is formulated about the need to limit his powers in the system of separation of powers and federal relations

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Проблемные аспекты»

Административное право; административный процесс

УДК 342.92 ББК Х621.033.2

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10037

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА

W W _ _

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемные аспекты

Карен Манвелович КОНДЖАКУЛЯН, Мария Владимировна ВЕЛИЧКИНА,

доцент кафедры государственно-правовых магистр ИГСУ РАНХиГС

дисциплин ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ,

доцент кафедры государственно-правовых

и уголовно-правовых дисциплин РЭУ

имени Г.В. Плеханова,

кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. Рассмотрены расширенные полномочия Президента РФ в механизме реализации конституционных принципов разделения властей.

Авторами сформулирован вывод о необходимости ограничения полномочий Президента в системе разделения властей и федеративных отношений.

Ключевые слова: Президент РФ, разделение властей, Конституция РФ.

Annotation. The extended powers of the President of the Russian Federation in the mechanism for the implementation of constitutional principles of separation of powers are considered, the conclusion is formulated about the need to limit his powers in the system of separation of powers and federal relations.

Keywords: President of the Russian Federation, separation of powers, Constitution of the Russian Federation.

Важнейшим правовым фундаментом, в отсутствии специального закона, полномочий Президента Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, где закреплены и перечислены полномочия Президента, которые де-факто имеют дискреционные и расширенные полномочия.

Из анализа Конституции РФ следует, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей, а скорее условно становится над ними, но далее мы уви-

дим, что Президент фактически является главой исполнительной ветви власти. В прежней Конституции РСФСР его статус определялся через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». В Конституции РФ 1993 г. Президент РФ определяется как глава государства и в этом качестве является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ1. Первая из основных функций Прези-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

дента РФ — быть гарантом Конституции РФ. В силу этой функции на Президента РФ возлагается ряд полномочий по правовой охране Конституции РФ. На основании этого глава государства обращается к любому федеральному или региональному органу власти с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ и законодательством, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и законодательству, обращается с запросами в Конституционный Суд РФ и т.д.

По специфике компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента РФ могут быть разбиты на несколько групп2. Реализация его полномочий осуществляется с учетом принципа разделения властей, следовательно, можно выделить полномочия Президента РФ в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти.

Полномочия Президента РФ в сфере законодательной власти

Для совершенствования сотрудничества главы государства и палат федерального парламента Президент РФ назначает своих полномочных представителей в Совет Федерации и Государственную Думу.

К полномочиям Президента РФ также относится:

1) участие Президента РФ в законодательном процессе. К подобным полномочиям относятся: право быть субъектом законодательной и конституционной инициативы (статьи 104, 134 Конституции РФ), право относительного вето на принятые федеральные законы (преодолевается квалифицированным большинством каждой из палат Федерального Собрания РФ), подписание и обнародование принятых законов (ст. 107 Конституции РФ);

2) назначение выборов депутатов Государственной Думы;

3) ежегодное обращение к Федеральному Собранию с посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. С учетом законодательной неопределенности правовой природы пос ланий Президента РФ парламенту интересна точка зрения, согласно которой, с одной стороны, общие установки и конкретные поруче-

ния, содержащиеся в послании, имеют общеобязательный характер, а с другой — послание не является нормативным актом, не может противоречить законам, ограничивать правотворческую деятельность парламента;

4) право роспуска Государственной Думы в установленных Конституцией случаях;

5) совместное участие с палатами Федерального Собрания в формировании некоторых органов государственной власти. Президент РФ взаимодействует с палатами парламента при назначении и освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ, Генерального прокурора РФ, членов ЦИК РФ и др.

Важно отметить и тот факт, что Президент обладает правом назначать до 10% членов Совета Федерации, т.е. включение в его состав помимо представителей от регионов еще представителей от федерального уровня власти, напрямую назначаемых Президентом РФ (это положение получило название «президентская квота»). Но исходя из современной модели разделения властей предложение депутатов Госдумы наделить Президента РФ полномочиями напрямую назначать и отрешать от должности членов Совета Федерации ставит под сомнение независимость законодательной власти. В опасности подобного расширения полномочий лежит потенциальный подрыв системы сдержек и противовесов.

Единственным конституционным механизмом прямого воздействия парламента на Президента является процедура импичмента, установленная ст. 93 Конституции РФ. И именно Совет Федерации может отрешить Президента от должности. Однако для осуществления данного полномочия законодательная ветвь власти должна быть действительно независима в принятии решений.

Логично предположить, что если Президент будет наделен полномочием освобождать от должности часть состава Совета Федерации, то это может повлиять на решение палаты. Особенно, если во время процедуры импичмента у членов Совета Федерации будут отсутствовать конституционные или законодательные гарантии того, что их невозможно будет освободить от должности, по аналогии с запретом на досрочный роспуск Госдумы с момента выдвижения ею обвинения против Президента (что предусмотрено ч. 4 ст. 109 Конституции РФ).

Иными словами, предоставление главе государства дополнительных полномочий для воздействия на законодательную власть нарушает и

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

без того смещенный баланс в системе разделе -ния властей.

Не стоит забывать, что сильное влияние и контроль главы государства над высшим органом законодательной власти (парламентом) является одним из характерных признаков «суперпрезидентской республики». Это означает, что страна приобретает форму правления, при которой принцип разделения властей практически не действует, а власть сосредоточена преимущественно у Президента и подконтрольных ему исполнительных органов.

Как правило, для любого государства, включая Россию, нарушение принципа разделения властей ведет к негативным последствиям. Сосредоточение большинства государственно-властных полномочий в руках одного лица или государственного органа делает конституционную систему страны уязвимой и нестабильной.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что весьма обширные полномочия главы государства как в системе разделения властей, так и в федеративных отношениях свидетельствуют о нарушении системы сдержек и противовесов, положенной в основу принципа разделения властей, не позволяющей установить необходимый баланс полномочий как между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, так и между федеральными и региональными органами.

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; ред. от 21.07.2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 Безруков A.B. Роль Президента в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей // Политика и общество. 2013. № 3. С. 263—268.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; ред. от 21.07.2014 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Баглай M.B. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2009.

3. Безруков A.B. Роль Президента в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей // Политика и общество. 2013. № 3. С. 263—268.

4. Кондрашев A.A. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5.

5. Лебедев B.A. Институт Президента Российской Федерации: история становления, конституционно-правовой статус // Проблемы права. 2016. № 5 (59). С. 9—19.

6. Лебедев B.A. Компетенция Президента Российской Федерации // Проблемы права. 2012. № 3.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.