Плотников А. А., Петренко Н. И.
УДК 342.7
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Плотников Александр Александрович
магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: proklyatyi@mail.ru
Научный руководитель:
Петренко Николай Иванович,
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: pr.petrenko@mail.ru
В статье рассматривается нормативно правовая база конституционного права на образование в Российской Федерации.
Ключевые слова: право на образование, конституция, всеобщая декларация прав человека, уровни образования.
Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры [1]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.
Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду [2].
Воспитание - создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты [3].
В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека [4].
В системе прав и свобод человека и гражданина право на образование занимает одно из главных мест. Впервые право на образование было закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, которая, обозначив цель образования в мировом масштабе, закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами» [5]. Свое дальнейшее развитие право на образование получило в ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
В Российской Федерации право на образование закреплено ст. 43 Конституции РФ, которая, утвер-
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
ждая право каждого на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, обязательность основного общего образования, обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечивать получение детьми основного общего образования, устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Российская Федерация, исходя из особой значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» провозгласила область образования приоритетной. В указанном законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Названный закон закрепил также следующие принципы государственной политики в области образования:
1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.
2. Единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, регио-
57
Конституционное, муниципальное и административное право
нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
5. Свобода и плюрализм в образовании.
6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования [6]. Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой степени и типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких- либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования, не допустимо.
Согласно ст.5 Закона РФ «Об образовании» гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. К сожалению, на практике российские граждане зачастую сталкиваются с фактической дискриминацией в реализации своих конституционных прав на образование. Существование данной дискриминации обусловлено разными возможностями получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны, неодинаковым качеством получения образования вследствие нехватки учителей в отдельных местностях и сельских районах, в различиях уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений и другими причинами.
Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является положение о том, что граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан РФ на получения образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования [7].
Материальной гарантией получения каждым гражданином РФ образования выступает государствен-
58
ное и (или) муниципальное финансирование образования. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется в государственных образовательных учреждениях не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих на территории РФ. В то же время следует отметить, что на практике отмечается недофинансированность государственного и муниципального образования, что сказывается в первую очередь на его материально-технической базе, и качестве образования.
Частью 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эти гарантии характеризует их взаимообусловленность, возможность бесплатного получения вышеназванных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно.
Обязательность получения каждым основного общего образования относится к конституционным обязанностям граждан. Требования об обязательности основного общего образования (9 классов) применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено учеником ранее. Этот возраст может быть увеличен для подростков с общественно опасным поведением и для подростков с отклонениями в развитии. Устанавливается также предельный возраст для получения основного общего образования по очной форме обучения он составляет 18 лет.
В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Данный стандарт состоит из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок разработки, утверждения и введения в действие стандартов определяется Правительством РФ. Однако стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
Плотников А. А., Петренко Н. И.
в десять лет также на основе конкурса, который объявляется Правительством РФ. Для обучающихся с отклонениями в развитии государством устанавливаются специальные стандарты.
Главное социальное предназначение стандартов состоит в том, что они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Конкретизируют стандарты в нашей стране образовательные программы. Именно они определяют содержание образования определенных уровней и направленности. В образовательном процессе в настоящее время используются общеобразовательные (основные и общие) и профессиональные (основные и общие) программы.
Действующая в стране система образования поддерживает различные формы образования, в том числе получение образования в негосударственных образовательных организациях, создаваемых в организационно-правовых формах, предусмотренных для некомерческих организаций (частные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций, объединений). В соответствии с законом РФ «Об образовании» образование может быть получено в следующих формах: в образовательном учреждении -в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Государство также поощряет получение образования в форме семейного образования и самообразования с прохождением аттестации в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа, а также получение дополнительного образования в учреждениях повышения квалификации, на курсах, центрах профессиональной ориентации, школах искусств, домах детского творчества и т. д. Согласно закону «Об образовании» семейное образование рассматривается как форма освоения ребенком общеобразовательных программ в семье.
Принципы организации семейного образования как формы освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье изложены в «Примерном положении о получении образования в семье», утвержденном приказом Минобразования России от 27 июня 1994 г., № 225. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования. В то же время обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.
Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируются договором. Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут пригласить преподавателя самостоятельно, обратиться за
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
помощью в общеобразовательное учреждение, обучать самостоятельно. Родители (лица, их заменяющие) информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного учреждения возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования. В приказе о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение указывается форма получения образования.
Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения, обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.
Родители (лица, их заменяющие) совместно с общеобразовательным учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ. Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами. Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.
Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.
Хотя законодательство в области образования достаточно серьезно и основательно разработано, ещё существуют возможности для дальнейшего его улучшения.
Литература
1. Большой советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 569.
2. Новый словарь русского языка. М., 2000. С. 312.
59
Конституционное, муниципальное и административное право
3. Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 120.
4. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент прав на жизнь, на развитие, на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
5. Позднее международное сообщество подтвердило это стремление в Декларации принципов толерантности, принятой
Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Кроме того, Всеобщая декларация прав человека закрепила приоритетное право родителей на выбор вида образования для своих малолетних детей.
6. СССР и международное сотрудничество в области прав человека // Документы и материалы. М., 1989. С. 241. (Россией ратифицирована).
7. О языках народов Российской Федерации: закон РФ от 25 окт. 1991 г. № 1807-1, с изм. от 12 марта 2014 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.
А. А. Plotnikov, N. I. Petrenko
the constitutional right to education
The article presents a normative legal base of Constitutional law’s education in the Russian Federation.
Key words: right to education, the Constitution, the universal Declaration of human rights, levels of education.
PLOTNIKOV Aleksandr Aleksandrovich - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: proklyatyi@mail.ru
Scientific advisor: PETRENKO Nikolai Ivanovich - Doctor of Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: pr.petrenko@mail.ru
60
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015