Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Трибуна молодого автора
УДК 342 Е. Н. Близнова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В РФ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема достоверной информации об окружающей среде. Выявлена и обоснована необходимость изучения конституционного права на достоверную информацию об окружающей среде. Автор проводит сравнение таких понятий как «экологическая информация» и «информация об окружающей среде». Дается определение экологической информации.
Ключевые слова: право, экологическая информация, окружающая среда
E. N. Bliznova
CONSTITUTIONAL LAW ON RELIABLE INFORMATION ABOUT ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION:
ESSENCE AND CONTENT
Abstract. The article analyses the reliable information issue about environment. Necessary studying of a constitutional law on reliable information about environment had been revealed and proved. The author compares such concepts as «ecological information» and « information about envi-ronment» and defines ecological information concept.
Key words: law, ecological information, environment
Состояние окружающей среды относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. На современном этапе развития общества прослеживается тенденция к возрастанию роли информации в решении глобальных проблем. Это служит основанием для вывода о том, что «в нынешних условиях наивысшего уровня цивилизации достигает то государство, которое будет располагать наиболее качественной информацией, осваивать ее быстрее, в большем объеме и эффективнее использовать для достижения общечеловеческих ценностей»^]. Также следует сказать о том, что надежная информация
Близнова Е. Н., 2013
1
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Трибуна молодого автора
о состоянии окружающей среды является существенной основой для разработки эффективной экологической политики.
В связи с этим можно утверждать, что если общество располагает высоким уровнем информатизации, то оно способно успешно решать и экономические, и природоохранные проблемы. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с реализацией права на экологическую информацию.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Действующее законодательство не содержит определения экологической информации, поэтому следует выяснить содержание понятия «экологическая информация». Российский законодатель обошел вниманием обозначенный вопрос при разработке проекта Федерального закона «Об охране окружающей среды». Не решил эту проблему и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В нем дается лишь общее определение информации - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Между тем в контексте исследования права на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение указанного вопроса было бы полезным. Невозможно практическое осуществление права, если законодательно не определено содержание этого права. В этом случае оно приобретает декларативный характер. Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Кроме этого, Закон в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а в ч. 3 ст. 63 устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга. По мнению М. М. Бринчука [2], экологическая информация может содержать данные:
- о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов;
- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;
- о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;
- о деятельности, отрицательно влияющей и могущей повлиять на природные объекты и человека;
Близнова Е. Н., 2013
2
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Трибуна молодого автора
- о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;
- о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость такой деятельности установлена российским законодательством.
Если проанализировать европейское законодательство, то в соответствии с Директивой Европейского сообщества 90/313 о свободном доступе к экологической информации она определяется, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников» и, с другой - как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее.
Более широко содержание экологической информации регламентируется Модельным законом об охране окружающей среды, принятым Советом Европы в 1954 г. Согласно этому закону (ст. 21), она включает информацию о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Причем эта информация может существовать в письменной, визуальной, устной форме.
Более широко содержание экологической информации регламентируется Модельным законом об охране окружающей среды, принятым Советом Европы в 1954 г. Согласно этому закону (ст. 21), она включает информацию о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Причем эта информация может существовать в письменной, визуальной, устной форме.
Согласно Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к право-
Близнова Е. Н., 2013
3
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Трибуна молодого автора
судию по вопросам, касающимся окружающей среды, экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:
а) о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;
б) факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;
в) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или через посредство этих элементов факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте «б» выше.
Аналогичное определение экологической информации содержит и Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества независимых государств (общая часть) [3].
Необходимо отметить, что в российском отраслевом законодательстве называются и регламентируются различные виды информации применительно к конкретной сфере общественных отношений, что называется «ad hoc». В частности, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ст. 46 закрепляет гарантию на своевременное получение полной и достоверной информации по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами местностей, в которых они проживают (работают), степени загрязненности продуктов питания и имущества, а также других требований и условий соблюдения режима радиационной безопасности).
Согласно Федеральному закону от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 29), граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении,
Близнова Е. Н., 2013
4
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Трибуна молодого автора
а также, об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него [4] и т.д.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает следующие виды экологической информации:
- о состоянии окружающей среды;
- о состоянии компонентов природной среды;
- о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- в области использования атомной энергии;
- о радиационной обстановке;
- в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
- о радиационной безопасности и т.д.
Существует и иная проблема - соотношение экологической информации и информации о состоянии окружающей среды. Дело в том, что очень часто авторами под экологической информацией понимается право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Иными словами, они воспринимаются как тождественные [5]. Как нам представляется, это не совсем верно. Действительно, экологическая информация включает в себя информацию о состоянии окружающей среды, однако, учитывая законодательное определение окружающей среды, а именно, включение в ее содержание антропогенно измененную среду, современный поход к окружающей среде, то можно выделить и иные виды экологической информации:
- о соответствии экологическим требованиям жилищных условий;
- о качестве продуктов питания (экологически чистый продукт);
- о качестве продуктов бытового назначения;
- об условиях труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации);
- о соответствии экологическим нормам решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- о соответствии экологическим нормам экономических проектов и т.д.
Обобщая вышеизложенное, на мой взгляд, можно дать следующее определение экологической информации: под нею понимаются сведения об окружающей человека среде, о деятельности, негативно влияющей (или могущей влиять) на окружающую среду и организм человека, а также сведения о мерах по
Близнова Е. Н., 2013
5
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Трибуна молодого автора
охране окружающей среды и обеспечению соблюдения защиты экологических прав граждан.
Библиографический список
1. Черных А. В. Обеспечение безопасности автоматизированных информационных систем // Советское государство и право. - 1980. -№ 6. - С. 116.
2. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). - М., 1998. - С. 248.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. -№ 31 (ч. 1). - Ст. 3448.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. -№ 18. - Ст. 2222 ; 2004. - № 35. - Ст. 3607 ; 2005. - № 19. - Ст. 1752 ; 2006. - № 1. - Ст. 10.
5. Мишанин К. С. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду: гарантии и защита в законодательстве Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 17.
Referenses
1. CHernyh A. V. Obespechenie bezopasnosti avtomatizirovannyh informacionnyh sistem // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1980. - № 6. - S. 116.
2. Brinchuk M. M. JEkologicheskoe pravo (pravo okruzhajushhej sre-dy). - M., 1998. - S. 248.
3. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2006. - № 31 (ch. 1). - St. 3448.
4. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1999. - № 18. -St. 2222 ; 2004. - № 35. - St. 3607 ; 2005. - № 19. - St. 1752 ; 2006. -№ 1. - St. 10.
5. Mishanin K. S. Konstitucionnoe pravo cheloveka i grazhda-nina na blagoprijatnuju okruzhajushhuju sredu: garantii i zashhita v za-konodatel'stve Rossijskoj Federacii : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. -M., 2005. - S. 17.
Информация об авторе
Близнова Екатерина Николаевна - аспирант, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: [email protected]
Author
Bliznova Ekaterina Nikolaevna - post-graduate student, Penza State University, Penza, e-mail: [email protected]
Близнова Е. Н., 2013
6