Научная статья на тему 'Конституционное право каждого свободно производить информацию: понятие и сущность'

Конституционное право каждого свободно производить информацию: понятие и сущность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
634
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ПРАВОМОЧИЯ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ / ПРОИЗВОДСТВО ИНФОРМАЦИИ / ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО ИНФОРМАЦИИ / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERA-TION / RIGHT TO INFORMATION / WARRANTS OF THE RIGHT TO INFORMATION / PRODUCTION OF INFORMATION / RIGHT TO PRODUCE INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапова Анастасия Андреевна

Введение. Статья посвящена комплексному анализу конституционно-правового регулирования права каждого производить информацию. Теоретический анализ. Автор рассматривает различные подходы ученых к содержанию права на информацию. В большинстве случаев право на производство информации рассматривается как правомочие права на информацию. В российском законодательстве отсутствует понятие «производство информации», однако наряду с таковым используются синонимичные понятия, которые отражают суть производства информации, а именно: «изготовление», «создание», «редактирование», «обработка», «формирование», «подготовка» информации. Рассматриваются составляющие конституционной формулировки «каждый имеет право производить информацию». Результаты. Автор отмечает, что право на производство информации можно рассматривать как субъективное конституционное право создавать информационный продукт независимо от формы его представления в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности человека и гражданина, как право изготавливать, обрабатывать, подготавливать и редактировать информационную продукцию с целью тиражирования такой информации. Автор предлагает рассматривать право на производство информации как самостоятельное субъективное право и формулирует собственное понятие конституционного права на производство информации.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a complex analysis of the constitutional legal regulation of the right of everyone to produce information. Theoretical analysis. The author considers various approaches of scientists to the content of the right to information. The right to produce information is generally considered as one of the warrants of the right to information. There is no concept of the production of information in Russian legislation, but at the same time, synonymous terms are used. They reflect the essence of the production of information, such as: “making”, “creation”, “editing”, “processing”, “formation”, “preparation” of information. The author considers constituents of the constitutional formulation that reads «everyone has the right to produce information». Results. The author notes that the right to produce information can be regarded as a subjective constitutional right to create an information product, regardless of its presentation in the process of creative, production and other socially useful activity of a person and citizen, as the right to make, process, prepare and edit information products with the aim of replicating such information. The author proposes to consider the right to produce information as an independent subjective right and formulates her own notion of the constitutional right to produce information.

Текст научной работы на тему «Конституционное право каждого свободно производить информацию: понятие и сущность»

УДК 342.727

Конституционное право каждого свободно производить информацию понятие и сущность

А. А. Шапова

Шапова Анастасия Андреевна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, nastushka_smile@mail.ru

Введение. Статья посвящена комплексному анализу конституционно-правового регулирования права каждого производить информацию. Теоретический анализ. Автор рассматривает различные подходы ученых к содержанию права на информацию. В большинстве случаев право на производство информации рассматривается как правомочие права на информацию. В российском законодательстве отсутствует понятие «производство информации», однако наряду с таковым используются синонимичные понятия, которые отражают суть производства информации, а именно: «изготовление», «создание», «редактирование», «обработка», «формирование», «подготовка» информации. Рассматриваются составляющие конституционной формулировки «каждый имеет право производить информацию». Результаты. Автор отмечает, что право на производство информации можно рассматривать как субъективное конституционное право создавать информационный продукт независимо от формы его представления в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности человека и гражданина, как право изготавливать, обрабатывать, подготавливать и редактировать информационную продукцию с целью тиражирования такой информации. Автор предлагает рассматривать право на производство информации как самостоятельное субъективное право и формулирует собственное понятие конституционного права на производство информации. Ключевые слова: Конституция РФ, право на информацию, правомочия права на информацию, производство информации, право на производство информации.

йС1: https://doi.Org/10.18500/1994-2540-2019-19-1 -108-113

Введение

В настоящее время право человека и гражданина на информацию закреплено в конституционных нормах и является одним из основных прав российских граждан. В Конституции Российской Федерации устанавливается право любого человека (гражданина РФ, иностранного гражданина, лица без гражданства) искать, получать, передавать, производить любые сведения о любых процессах и явлениях любым законным способом [1]. Эта возможность обеспечивается соответствующей данному праву обязанностью органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц предоставлять гражданам определенные сведения, если

они не являются государственной, личной или коммерческой тайной, охраняемой российским законодательством.

Теоретический анализ

В правовой литературе существует множество исследований, посвященных праву на информацию, однако совершенно различен подход ученых к толкованию внутреннего содержания данного права. Так, по мнению В. С. Хижняк, все правомочия права на информацию делятся на три категории: искать и получать информацию; передавать и распространять информацию; производить информацию [2, с. 15]. А. В. Минбалеев рассматривает данный вопрос в узком (право на получение (доступ) к информации) и широком смысле (все субъективные права, направленные на информацию или действия с ней) [3, с. 204]. С точки зрения А. А. Чеботаревой, права и свободы информационного характера можно рассматривать в качестве суммы правомочий различных субъектов в информационной сфере: в области поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, применения информационных технологий, а также обеспечения защиты информации [4].

Также существует ряд ученых, которые рассматривают отдельные правомочия права на информацию в качестве субъективных прав. Например, С. Н. Шевердяев, Н. Н. Федосеева и другие [5, с. 230; 6, с. 8] придерживаются позиции, что право на доступ к информации имеет статус самостоятельного конституционного права. Таким образом, право на производство информации рассматривается учеными как одно из правомочий права на информацию.

В законодательстве понятия «поиск» и «получение» информации закрепляются через категорию доступа к информации. В соответствии со ст. 2, 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) под доступом к информации понимается право граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) осуществлять поиск, получение любой информации в любых формах и из любых источников и ее использова-

ние при условии соблюдения требований законодательства [7]. Таким образом, можно сказать, что понятия «поиск» и «получение» информации определены в законодательстве через понятие «доступ».

Под предоставлением информации понимаются действия, направленные на получение или передачу информации определенному кругу лиц, а под распространением - действия, направленные на получение и передачу информации неопределенному кругу лиц (ст. 2 Закона об информации).

Однако в настоящее время отсутствуют законодательное понятие « производство информации», а также комплексные правовые исследования, посвященные конституционному праву на производство информации.

В то же время понятие «производство информации» используется в ст. 1, 3, 12, 15.1 Закона об информации, например: «... свобода ... производства и распространения информации любым законным способом» является одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в рамках государственного регулирования в сфере применения информационных технологий. А также в ст. 1, 2, 4, 8, 19, 22, 32.1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) используется понятие «производство продукции средств массовой информации» [8].

К тому же наряду с «производством информации» в законодательстве употребляются такие синонимичные понятия, как «изготовление», «создание», «редактирование», «обработка», «формирование», «подготовка» информации, при этом законодатель не определяет, в чем их существенное отличие. Например:

- в соответствии со ст. 1228 Гражданского кодекса РФ, под автором результата интеллектуальной деятельности признается «гражданин, творческим трудом которого создан такой результат» [9];

- в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ, под воспроизведением произведения, понимается изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме;

- в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона об информации, под обладателем информации понимается «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам»;

- ч. 1 ст. 10.4 Закона об информации закреплено, что «программы для электронных вычислительных машин, сайт и (или) страница сайта в

сети "Интернет" используются для обработки и распространения новостной информации в сети "Интернет"»;

- в соответствии с ч.1 ст. 10.5 Закона об информации, «владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений. обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации.»;

- в соответствии со ст. 2 Закона о СМИ, журналистом понимается «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации» и др.

В ряде законодательных актов используются четыре прямо выраженных запрета на производство информационных материалов, три из них относятся к ограничениям производить массовую информацию:

- ст. 242 и 242.1 Уголовного кодекса РФ запрещают незаконное изготовление порнографических материалов, а также изготовление порнографических материалов с участием несовершеннолетних [10];

- ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье [11];

- ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» относит к экстремизму в том числе «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения» [12]. В соответствии с этим положением Закона ст. 20.29 КоАП предусматривается административная ответственность за «массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения»;

- Федеральным законом от 02.05.2015 № 116-ФЗ в ст. 13.15 КоАП была введена ч. 6,

согласно которой предусматривается административная ответственность за «производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности» [13].

Таким образом, в базовых законах об информации отсутствует понятие «производство», однако используются термины «изготовление», «создание», «редактирование», «обработка», «формирование», «подготовка», которые отражают суть производства информации. В то же время из ст. 1 Закона о СМИ можно сделать вывод, что производство информационной продукции имеет массовый масштаб и существует в целях распространения данной продукции. С. А. Куликова также отмечает, что право на производство информации «может осуществляться только при наличии цели передачи информационных материалов неопределенному кругу лиц» [14, с. 218, 219].

В научной юридической литературе «производство информации» рассматривается как одно из правомочий права на информацию, вытекающее из Конституции Российской Федерации [15, с. 8; 16, с. 33]. Но как «право на производство информации» оно не получило достаточной теоретической разработки. Встречаются оценки этого права как декларативного, высказываются сомнения как в возможности его ограничения, так и в необходимости его гарантирования [17, с. 79].

Исходя из ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что производство информации необходимо рассматривать не как правомочие права на информацию, а как самостоятельное субъективное право каждого свободно производить информацию, не только потому что оно представляет собой гарантируемую законом возможность управомо-ченных субъектов производить информацию, но, прежде всего, потому, что оно имеет существенное значение для каждого человека, живущего в современном информационном обществе [1].

В данной статье Конституции РФ закреплено право каждого на производство информации, рассмотрим подробнее все составляющие конституционной формулировки данного права: каждый, производство, информация.

В соответствующих статьях Конституции Российской Федерации проводится различие

между правами человека и правами гражданина. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все», а применительно к правам гражданина указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане».

Конституционная норма ч. 4 ст. 29 содержит термин «каждый». Следовательно, субъективное право каждого на производство информации характеризуется широтой субъектного состава такого права, а не исключительно правом средств массовой информации изготавливать информационную продукцию. Субъективным правом на производство информации могут обладать:

- человек;

- граждане РФ;

- лица без гражданства и иностранцы.

В рамках современных реалий каждый может производить те или иные сведения, сообщения, данные, и термин «производить информацию» связан с авторством как в общеупотребительном, так и в юридическом смысле. Он означает «породить, выработать, вызвать к жизни, создать в результате обдумывания, изучения, творческих усилий». С юридической точки зрения данное право тесно связано с авторским правом и правом на интеллектуальную собственность. У лиц, являющихся производителями информации, возникают определенные права в отношении произведенной ими информации, так как она становится их собственностью.

Исходя из анализа толковых словарей, можно прийти к выводу, что понятие «производить» может рассматриваться в нескольких смыслах:

- творить, создавать, т.е. делать существующим, вызывать к жизни;

- изготавливать, вырабатывать некий материальный продукт;

- выпускать промышленные товары, продукты питания; осуществлять процесс создания материальных благ или ценностей в массовом масштабе [18, с. 611; 19, с. 632; 20, с. 805; 21, с. 61].

В Законе об информации под информацией понимаются «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Результаты

Как в законодательстве, так и в научной литературе в настоящее время отсутствует понятие «производить информацию». Понятия «производство информации» и «право на производство информации» не являются тождественными в той же мере, в какой не следует считать однозначными категории «собственность» и «право собственности», «жизнь» и «право на жизнь»

и т.п. Производство информации - это объект конституционно- правового регулирования. Право на производство информации закрепляется во второй главе Конституции Российской Федерации - в законе, обладающем высшей юридической силой в Российской Федерации, пересмотр положений которой возможен только посредством принятия новой Конституции. С юридической точки зрения производство информации фиксируется в конституции государства в форме субъективного права. Носителями данного права могут являться каждый человек, гражданин РФ, лицо без гражданства или иностранец. Соответственно, если существует право, то оно должно гарантироваться государством, и в целях защиты от посягательств на данное право должны устанавливаться ограничения, но это невозможно без уяснения понятия содержания этого права.

В современном мире каждый нуждается в информации в процессе производственной, творческой и иной общественно полезной деятельности, следовательно, в случае наличия необходимой субъекту информации на нее будет расти спрос. На наш взгляд, производство информации является основой права на распространение информации, поскольку без производства информации невозможно ее распространение.

Таким образом, право на производство информации можно рассматривать в двух смыслах:

- как субъективное конституционное право создавать информационный продукт (сведения, сообщения, данные) независимо от формы их представления в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности человека и гражданина;

- как право изготавливать, обрабатывать, подготавливать и редактировать информационную продукцию с целью тиражирования такой информации.

Непосредственный опыт человека образует первичную информацию, а знания, полученные человеком в результате обработки первичной информации или в результате некоторых сведений об имеющемся опыте других людей, представляют собой вторичную информацию. Таким образом, получаемые знания в первом или втором случае человеком фиксируются, сохраняются, обрабатываются и передаются другим людям, что служит основой возникновения информационной деятельности и информационных технологий. Понятие «новая информация» является относительным, поскольку любая информации не может быть новой, она может создаваться на основе других ранее известных сведений и фактов. Следовательно, стоит го-

ворить о первичной и итоговой информации, которая в процессе производства становится новой по отношению к первичной

В основе производства информации заложена цель - получение новых знаний. В связи с изданием Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [22] изучение права на производство информации представляется актуальным, так как стимулирует создание общества знаний. В рамках данной Стратегии под ним понимается информационное пространство, в котором граждане должны обладать примерно одинаковыми знаниями, а также возможностью производить любую информацию.

Таким образом, под конституционным правом на производство информации следует понимать гарантированную государством возможность человека, граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан создавать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. Хижняк В. С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. 26 с.

3. Минбалеев А. В. Право на информацию : природа и особенности развития в современном мире // Вопр. управления. 2014. № 4 (10). С. 203-207.

4. Чеботарева А. А. Теоретико-правовые проблемы законодательного обеспечения информационных прав и свобод // Юридический мир. 2015. № 1. С. 49-53.

5. Шевердяев С. Н. Право на доступ к информации в России : проблемы теории и законодательства // Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. М., 2004. С. 217-270.

6. Федосеева Н. Н. Право граждан на доступ к информации в Российской Федерации // Гражданское право. 2007. № 3. С. 6-11.

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448 ; 2018. № 30, ст. 4546.

8. О средствах массовой информации : закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) // Рос. газ. 1992. № 32 ; 2018. № 85.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЭ (ред. от 23.05.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 52 (ч. 1), ст. 5496 ; 2018. № 22, ст. 3040.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЭ (ред. от 29.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954 ; 2018. № 31, ст. 4818.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1 ; 2018. № 32 (ч. 1), ст. 5091.

12. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ(ред. от 23.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031 ; 2015. № 48 (ч. 1), ст. 6680.

13. О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 02.05.2015 № 116-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 18, ст. 2619.

14. Куликова С. А. Конституционный запрет цензуры в России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2016. 256 с.

15. ХижнякВ. С. Право человека на информацию : Механизм реализации / под ред. В. Т. Кабышева. Саратов, 1998. 68 с.

16. Куликова С. А. Информационное право России : учеб. пособие. Саратов, 2010. 196 с.

17. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И. Л. Бачило. М., 2014. 192 с.

18. Ожегов С. И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 944 с.

19. Современный толковый словарь русского языка / РАН, Ин-т лингвистических исследований ; авт. проекта и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2003. 960 с.

20. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2006. 1136 с.

21. Большой академический словарь русского языка : в 30 т. Т. 21. СПб., 2012. 630 с.

22. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2901.

Образец для цитирования:

Шапова А. А. Конституционное право каждого свободно производить информацию: понятие и сущность // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 108-113. Б01: М1р8://(1о1. о^/10.18500/1994-2540-2019-19-1-108-113

The Constitutional Right of Everyone to Freely Produce Information: Concept and Essence

A. A. Shapova

Anastasia A. Shapova, https://orcid.org/0000-0001-9950-1355, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya Str., Saratov 410012, Russia, nastushka_smile@mail.ru

Introduction. The article deals with a complex analysis of the constitutional legal regulation of the right of everyone to produce information. Theoretical analysis. The author considers various approaches of scientists to the content of the right to information. The right to produce information is generally considered as one of the warrants of the right to information. There is no concept of the production of information in Russian legislation, but at the same time, synonymous terms are used. They reflect the essence of the production of information, such as: "making", "creation", "editing", "processing", "formation", "preparation" of information. The author considers constituents of the constitutional formulation that reads «everyone has the right to produce information». Results. The author notes that the right to produce information can be regarded as a subjective constitutional right to create an information product, regardless of its presentation in the process of creative, production and other socially useful activity of a person and citizen, as the right to make, process, prepare and edit information products with the aim of replicating such information. The author proposes to consider

the right to produce information as an independent subjective right and formulates her own notion of the constitutional right to produce information.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, right to information, warrants of the right to information, production of information, right to produce information.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended of 30.12.2008 no. 6-FKZ, of 30.12.2008 no. 7-FKZ, of 05.02.2014 no. 2-FKZ, of 21.07.2014 no. 11-FKZ)]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).

2. Khizhnyak V. S. Konstitutsionnoe pravo cheloveka i grazhdanina na informatsiyu v Rossiiskoi Federatsii [Constitutional Right of a Person and Citizen to Information in the Russian Federation]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Jur.). Saratov, 1998. 26 p. (in Russian).

3. Minbaleyev A.V. Right to Information: Nature and Specificity of Development in Modern World. Voprosy upravleniya [Management Issues], 2014, no. 4 (10), pp. 203-207 (in Russian).

4. Chebotareva A. A. Theoretical and Legal Problems of Legislative Support of Information Rights and Freedoms. Yuridicheskiy mir [The Legal World], 2015, no. 1, pp. 49-53 (in Russian).

5. Sheverdiaev S. N. The Right to Access Information in Russia: Problems of Theory and Legislation. In: Aktual'nyye problemy obespecheniya dostupa k informat-sii [Current Problems of Providing Access to Information]. Moscow, 2004, pp. 217-270 (in Russian).

6. Fedoseeva N. N. The Right of Citizens to Access Information in the Russian Federation. Grazhdanskoye pravo [Civil Law], 2007, no. 3, pp. 6-11 (in Russian).

7. On Information, Information Technologies and Protection of Information. Federal Law of 27.07.2006 no. 149-FZ (an edition of 19.07.2018). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 31 (pt. 1), art. 3448; 2018, no. 30, art. 4546 (in Russian).

8. On the Mass Media. The Law of the Russian Federation of 27.12.1991 no. 2124-1 (an edition of 18.04.2018). Rossiiskaia gazeta [Russian Newspaper], 1992, no. 32; 2018, no. 85 (in Russian).

9. Civil Code of the Russian Federation (Part 4) of 18.12.2006 no. 230-FZ (an edition of 23.05.2018). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 52 (pt. 1), art. 5496; 2018, no. 22, art. 3040 (in Russian).

10. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 no. 63-FZ (an edition of 29.07.2018). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 25, art. 2954; 2018, no. 31, art. 4818 (in Russian).

11. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 no. 195-FZ (an edition of 03.08.2018). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 1 (pt. 1), art. 1; 2018, no. 32 (pt. 1), art. 5091 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. On Counteracting Extremist Activity. Federal Law of 25.07.2002 no. 114-FZ (an edition of 23.11.2015). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 30, art. 3031; 2015, no. 48 (pt. 1), art. 6680 (in Russian).

13. On Amending Articles 13.15 and 20.29 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federa-

tion. Federal Law of 02.05.2015 no. 116-FZ. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2015, no. 18, art. 2619 (in Russian).

14. Kulikova S. A. Konstitutsionnyi zapret tsenzury v Rossii [The Constitutional Prohibition of Censorship in Russia. Ed. by G. N. Komkova]. Moscow, 2016. 256 p. (in Russian).

15. Khizhnyak V. S. Pravo cheloveka na informatsiyu: Me-khanizm realizatsii [The Human Right to Information: Implementation Mechanism. Ed. by V. T. Kabyshev]. Saratov, 1998. 68 p. (in Russian).

16. Kulikova S. A. Informatsionnoye pravo Rossii [Lex of Russia Information]. Saratov, 2010. 196 p. (in Russian).

17. Konceptsiya Informatsionnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii [The Concept of the Information Code of the Russian Federation. Ed. by I. L. Bachilo]. Moscow, 2014. 192 p. (in Russian).

18. Ozhegov S. I., Shvedova I. Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of Russian Language]. Moscow, 1999. 944 p. (in Russian).

19. Sovremennyi tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Modern Explanatory Dictionary of Russian Language / RAS, Institute of Linguistic Researches; the author of the project and editor in chief S. A. Kuznetsov]. St. Petersburg, 2003. 952 p. (in Russian).

20. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka nachala XXI veka. Aktual'naia leksika [Explanatory Dictionary of Russian Language Beginning ofthe XXI Century. Current Lexicon. Ed. by G. N. Skliarevskaya]. Moscow, 2006. 1136 p. (in Russian).

21. Bol'shoi akademicheskiy slovar' russkogo yazyka [Big Academic Dictionary of the Russian Language: in 30 vols]. Vol. 21. St. Petersburg, 2012. 630 p. (in Russian).

22. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 no. 203. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2017, no. 20, art. 2901 (in Russian).

Cite this article as:

Shapova A. A. The Constitutional Right of Everyone to Freely Produce Information: Concept and Essence. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2019, vol. 19, iss. 1, pp. 108-113 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-1-108-113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.