Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы защиты прав несовершеннолетних по делам об административных правонарушениях (некоторые аспекты)'

Конституционно-правовые основы защиты прав несовершеннолетних по делам об административных правонарушениях (некоторые аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
987
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТ / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / THE MINOR / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / THE SUBJECT / THE COMMISSION ON AFFAIRS OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Неказаков Владимир Яковлевич

В представленной статье автор высказывает мнение о снижении возраста, с которого наступает административная ответственность, и предлагает установить ответственность руководителей учреждений образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ненадлежащее содержание, воспитание, обучение и (или) защиту прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в указанных учреждениях, а также ответственность родителей, в целях защиты прав несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Неказаков Владимир Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Konstitutsionno-legal bases of protection of the rights of minors on affairs about administrative offences (some aspects)

In presented article the author expresses opinion on age decrease from which there comes administrative responsibility, and suggests to establish responsibility of heads of establishments of educational, educational, medical or other establishments for children-orphans and children without parental support, for the inadequate maintenance, education, training and (or) protection of the rights and interests of the minors who are in specified establishments, and also responsibility of parents, with a view of protection of the rights of minors.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы защиты прав несовершеннолетних по делам об административных правонарушениях (некоторые аспекты)»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)

Неказаков Владимир Яковлевич, к.ю.н., судья Краснодарского краевого суда.

Аннотация. В представленной статье автор высказывает мнение о снижении возраста, с которого наступает административная ответственность, и предлагает установить ответственность руководителей учреждений образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ненадлежащее содержание, воспитание, обучение и (или) защиту прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в указанных учреждениях, а также ответственность родителей, в целях защиты прав несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, административная ответственность, субъект, комиссия по делам несовершеннолетних.

KONSTITUTSIONNO-LEGAL BASES OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS ON AFFAIRS ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENCES (SOME ASPECTS)

Nekazakov Vladimir Jakovlevich, the judge of the Krasnodar regional court, the senior lecturer.

Annotation. In presented article the author expresses opinion on age decrease from which there comes administrative responsibility, and suggests to establish responsibility of heads of establishments of educational, educational, medical or other establishments for children-orphans and children without parental support, for the inadequate maintenance, education, training and (or) protection of the rights and interests of the minors who are in specified establishments, and also responsibility of parents, with a view of protection of the rights of minors. Keywords: the minor, administrative responsibility, the subject, the commission on affairs of minors.

Защита прав и интересов ребенка является приоритетной задачей российского государства, а Конституция Российской Федерации выступает главным гарантом защиты прав несовершеннолетних.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В соответствии с ч. 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде-

рации являются составной частью ее правовой системы.1

В 1990г. СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка. Так как Российская Федерация является правопреемницей СССР, то указанная Конвенция действует на всей территории Российской Федерации.

В преамбуле Конвенции о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года говорится, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. Государства - участники Конвенции признают, что ООН во Всеобщей декларации прав человека и в международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства. Что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признала, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.2

В Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., устанавливается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Кроме того, учитываются Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов и «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)» принятые в 1990г.

Реализуя положения статей 1 и 2 Конституции Российской Федерации, о том, что Россия есть демократическое государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года а также дополнительные протоколы к ней, взяла на себя важнейшую задачу по приведению всего российского законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

На основании Конституции РФ, с учетом международных актов, в России принимаются федеральные и региональные законы по защите прав несовершеннолетних. Разрабатываются социальные программы с

1 Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. с. 3

2 Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 388 - 389.

Бизнес в законе

2'2010

целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также законодательные, административные, просветительные и иные меры по улучшению положения ребенка в обществе.

Судебная система самостоятельно проводит реализацию в судах ювенальных технологий по защите прав несовершеннолетних. В настоящее время в судах двадцати трех субъектов Российской Федерации внедряется специализация судей по рассмотрению дел, участниками которых являются несовершеннолетние. Что позволяет уже сейчас в большей мере защищать права детей и нарабатывать практический опыт внедрения ювенальных технологий в судопроизводство.

Возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации отношения, регулируются также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде-рации"3. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ в целях создания правовых, социальноэкономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. С учетом норм международного права Россия признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ4 регулирует ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей; незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью и т. д.

Весьма важен в этом аспекте вопрос о субъекте административного правонарушения. Субъект - это, прежде всего, лицо, которое может нести ответственность за совершение административного правонарушения. Общим субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Административная ответственность несовершеннолетних определяется в форме реагирования государства на административные правонарушения, выраженной в применении к ним административного принуждения посредством конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и обязанностью нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер. При этом государству, применяющему административное наказание, на наш взгляд следует учитывать и Эр-Риядские руководящие принципы5, в частности о том,

3 Сборник законодательства РФ.03.08.1998. № 31. ст. 3802.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, М.: Омега-Л, 2009г.

5 См."Руководящие принципы Организации Объединенных На-

ций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)"(Приняты 14.12.1990

Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной

что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется.

Это положение принципов тем более актуально, так как проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства и судебной системы, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.

В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Комиссиям по делам несовершеннолетних принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Однако в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ6 делается исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Полагаем данное исключение себя не оправдывает, на наш взгляд все дела по административным правонарушениям следует рассматривать комиссиями по делам несовершеннолетних. Для этого имеется целый ряд причин. Первое, отсутствует необходимая подготовка должностных лиц по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних. Второе, отсутствует специальная процедура рассмотрения таких дел. Третье, целью административного производства по делам несовершеннолетних является не наказание, а восстановление социальной справедливости и оказание помощи несовершеннолетнему выйти из неблагополучного положения в которое он попал и осознание самим несовершеннолетним своего неправомерного поведения, и конечно же предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Четвертое, как указано в Эр-Риядских руководящих принципах, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «нарушителя» «правонарушителя» или «начинающего правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.

В соответствии со ст. 2.3 КоАП комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может освободить его от ответственности. К указанному лицу могут быть применены меры, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К их

Ассамблеи ООН). //Консультант плюс. Версия ПРОФ. Международные правовые акты.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, М.: Омега-Л, 2009г. с.81.

числу относятся, например, выговор, обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб и др. Применение названных мер не влечет административной ответственности и следовательно иных негативных последствий для развития личности несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 17 Положения Комиссии могут принимать к производству дело о любом ином антиобщественном поступке несовершеннолетнего и никакой необходимости на наш взгляд нет в расширении норм Кодекса об административных правонарушениях, как за счет снижения возраста субъектов, так и за счет введения новых видов составов административных правонарушений для несовершеннолетних.

Комиссии рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП.

Следует уточнить круг субъектов ответственности по ст. 5.35, 6.10 и 20.22 КоАП РФ и расширить его за счет родителей, иных законных представителей, на которых возложены обязанности по уходу и надзору за несовершеннолетними.

Полагаем назрела необходимость усилить ответственность родителей и лиц их замещающих и внести в закон изменения. В ст. 3.2. КоАП РФ установить такой вид административного наказания как общественные работы. Повысить размер штрафов, взыскиваемых на основании ст. 5.35 КоАП РФ., в ст.6.10 и 20.22 КоАП РФ предусмотреть наказание в виде обязательных работ и административного ареста. Действующие же виды и размеры наказаний не обеспечивают в должной мере защиту прав несовершеннолетних.

Следует согласиться с предложением профессора Афанасьева И.В., дополнить ст. 5.35 КоАП частью второй, устанавливающей ответственность руководителей образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ненадлежащее содержание, воспитание, обучение и (или) защиту прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в указанных учреждениях. Дети, пребывающие в детских домах, интернатах, домах ребенка, уже претерпели страдания, причиненные действиями их родителей, и ненадлежащая забота о детях со стороны администрации таких учреждений причиняет дополнительный вред их физическому и нравственному развитию 7.

Установление такой ответственности давно перезревший вопрос, который следует решать незамедлительно, в целях защиты прав и интересов детей.

С учетом действующего административного законодательства и учитывая развернувшуюся полемику в отношении возраста, с которого наступает ответственность за административные правонарушения полагаем выразить свое несогласие с предложениями

7 Статья: Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Афанасьев И.В. "Вопросы ювенальной юстиции", 2008, N 1 с.14-16.

Хорькова В.Н.8, о снижении этого возраста до 14 лет по указанными нами выше причинам.

В место снижения возраста наступления административной ответственности, за которое ратует Хорьков В.Н., полезным и более продуктивным является разработка государством и всеми заинтересованными структурами различных социальных мер по улучшению условий жизни и воспитания несовершеннолетних и их правовой защите. Показательным в этом плане является увеличение законодателем возраста несовершеннолетних с 16 до 18 лет, в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования9.

Как показала история развития нашего государства, снижение возраста и ужесточение мер к правонарушителям не влияет в должной мере на благоприятную обстановку в обществе, а как показала история, даже вредит, особенно когда дело касается несовершеннолетних.

8 См. подробнее статью: К вопросу о реформе административной ответственности несовершеннолетних. Хорьков В.Н. "Вопросы ювенальной юстиции", 2007, N 1 с.53-54.

9 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998г. № 124-ФЗ, ст. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.