МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х
основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости, что в свою очередь, увеличивает доверие общества, работников и клиентов к компании и тем самым повышает конкурентоспособность бизнеса.
Список использованной литературы.
1.Трудовой кодекс РФ 2016. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03.10.2016.
2.Редакция Гражданского Кодекса Российской Федерации с изменениями на 2016 год. Комментарии к статьям ГК РФ.
3.Камарова Т. А. Применение программы аутплейсмента при высвобождении персонала в организациях Управленец. - 2013. - № 5. - с. 40-45
4.Тонконог М. С. Аутплейсмент как направление корпоративной социальной ответственности Труд и социальные отношения. - 2013. - № 8. - с. 31-40
5.Доморников А. Н. «АУТСОРСИНГ» ВМЕСТО «АУТСТАФФИНГА» ИЛИ ЗАПРЕТ ЗАЕМНОГО ТРУДА Символ науки 2016 №1-10 с.180-183
©Доморников А. Н. 2016
УДК-4414
Ерзин Ратмир Маратович
Аспирант
Мордовский государственный университет E-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ
«ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ»
Аннотация
Статья посвящена исследованию понятия «передача полномочий» через призму конституционного права. Автор исследует принципы передачи государственных полномочий. Также исследуются понятия «передача», «наделение» и «делегирование». Отдельное внимание уделяется сравнению понятий «наделение» и «делегирование» при определении субъектов передаваемых полномочий.
Ключевые слова
принципы, передача полномочий, делегирование, наделение, органы местного самоуправления,
межгосударственные объединения
Термин «полномочия» используется конституционным законодателем для обозначения прав и обязанностей широкого круга субъектов: Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Его содержание является предметом обсуждения, о чем свидетельствуют многочисленные источники. Не менее интересным и важным является исследование правовых конструкций, образуемых с использованием этого термина. Например, статья 79 Конституции РФ закрепляет право Российской Федерации передавать межгосударственным объединениям с участием России часть своих полномочий[1]. На первый взгляд норма ясная и определенная. В то же время, как отмечает Б.С. Эбзеев, «высокий уровень абстракции» не исключает конкретизацию ее положений «в процессе интерпретации» [2, с. 654].
Передача полномочий должна основываться на определенных принципах, получивших закрепление в Конституции РФ, международных актах, законах РФ. Соблюдение основополагающих конституционных положений позволяет обеспечить единство подходов правового регулирования «в процессе интерпретации». Следует согласиться с тем, что необходимо формировать уважение к конституционным
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
принципам, поскольку они «скрепляют государство», а их неукоснительное соблюдение обеспечивает стабильность системы управления [3, с. 60].
Толковый словарь русского языка определяет слово «передача», как вручение (в распоряжение, владение) объекта каким-нибудь способом кому-нибудь. Юридическая наука использует термин «передача» для характеристики отделения, исключения из компетенции, перехода, прав и/или обязанностей от одного субъекта (физического лица, юридического лица,государственного органа), другому субъекту правоотношений. Можно сделать вывод, что передача отдельных государственных полномочий- есть регулирование полномочий адресата передаваемых полномочий, характеризуемое исключением какого-либо полномочия из компетенции органа государственной власти и включением данных полномочий в компетенцию адресата передаваемых полномочий.
Анализа термина «передача государственных полномочий» часто осуществляется в контексте взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Применительно к процедуре передачи части государственных полномочий РФ иным органам часто используют и такие термины как «наделение», «делегирование». Они имеют свое правовое содержание, основанное на общепринятых понятиях.
Слово «наделение» в словаре Ожегова раскрывается как «распределяя, предоставить, дать что-нибудь, снабдить»[5, с. 321]. В юриспруденции термин «наделение» определяется как односторонний волевой акт одного субъекта правоотношения в отношении второго субъекта, при отчуждении, переходе полномочий, причем согласия второго субъекта на принятие полномочия не требуется.
Конституция РФ использует данный термин при закреплении основ возможного формирования правомочий органов местного самоуправления. В частности,часть 2 статьи 132 гласит: «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».
Таким образом, наделение отдельными государственными полномочиями - есть способ одностороннего регулирования объема полномочий, путем передачи отдельных государственных полномочий, на основе принудительного акта органа государственной власти, выраженного в форме закона. В данном случае делегирование применительно только к передаче полномочиям органам местного самоуправления.
Термин «делегирование» используется при временной передаче прав от одного субъекта другому, от одних органов государственной власти другим. Возможность делегирования (взаимной передачи) полномочий, прямо может не предусматриваться законом, но следует из общих принципов права. Ее реализация предполагает соблюдение принципов равенства, доброй воли и оформляется договором.
Таким образом, делегирование отдельных государственных полномочий - есть способ регулирования объема полномочий на основе двухстороннего свободного волеизъявления путем передачи отдельных государственных полномочий органу-адресату, оформленный договором.
Подводя итог, можно сделать вывод о соотношении понятий «передача», «наделение» и «делегирование». Передача - как метод регулирования объема полномочий, реализуется двумя способами: наделением и делегированием. Передача - есть родовое понятие по отношению к видовым понятиям «наделение» и «делегирование».
Передача государственных полномочий международным объединениям возможна посредством договора с соблюдением принципов добровольности, равноправия, соблюдения основ конституционного строя каждого из государств, а также безусловного обеспечения и защиты прав граждан. Механизм такой передачи исключает односторонние действия какого-либо из участников объединения.
Конституция РФ не использует термин «делегирование» применительно к межгосударственным объединениям, хотя он может быть востребован для характеристики передачи полномочий внутри системы управления объединением - передачи полномочий от одного органа другому. При этом, очевидно, речь должна идти о делегировании прав вышестоящего органа нижестоящему. Возможность делегирования полномочий должна быть предусмотрена учредительным документом и основываться на утвержденной процедуре.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
Развитие внутрисистемных отношений в межгосударственном объединении является процессом, вовлекающим в свою орбиту новые понятия и правовые конструкции. Он требует разработки понятийного аппарата, наполнения его содержанием, оценки не только действующих норм, но и анализа функций. Функциональная характеристика позволяет понять и оценить эффективность норм, закрепляющих полномочия органов, выявить пробелы правового регулирования [4, с. 46]. Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всероссийским референдумом 12 декабря 1993 года.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д.Зорькина. - 2-е изд., пересмотр. -М.: Норма : ИНФРА-М, 2011. - 1008 с. С. 654.
3. Малый А.Ф. О принципах организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Ученые записки Казанского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 155. Кн. 4. - С. 5561.
4. Малый А.Ф.Функции органов государственной власти: институционализация правовой категории // Ученые записки Казанского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 154. - Кн. 4. - С. 46-51.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка - 17-е изд., стереотип - М.: Рус. Яз. , 1985. - 797 с.
© Ерзин Р.М., 2016
УДК 342.41
ББК 67.400.6
Ильина Зоя Олеговна
студентка 2 курса магистратуры юридического факультета Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОЗНАНИЯ
В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ
Аннотация
В статье рассматривается сущность повышения качества уголовного судопроизводства, проблема препятствий производству дознания в сокращенной форме.
Ключевые слова
производство дознания, дознание в сокращенной форме, изменение законодательства, развитие, возможности участия прокуратуры в правотворческом процессе.
Федеральным законом от 4 марта 2013 года № 23-Ф3 [1] введен институт сокращенной формы дознания по уголовным делам небольшой и средней тяжести (гл. 32.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Целью внесенных изменений является упрощение процедуры расследования уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также эффективности деятельности органов расследования. Рассматриваемое правовое решение законодателя является своевременным и актуальным для повышения качества уголовного судопроизводства ввиду того, что сокращенная форма дознания обладает значительными правоприменительными достоинствами, а именно быстротой и эффективностью его производства [2, с. 97].
Законодатель предпринял серьезные меры к детальной регламентации досудебного производства в виде дознания в сокращенной форме: определены основания и порядок его производства, указаны