Конституционно-правовые основы использования языков в РФ
В.С. Жуковина, к.ю.н., М.С. Бороздин, студент, Ор-ский филиал АНОУ ВПО «Московская финансовоюридическая академия»
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Она состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). По форме государственного устройства Российская Федерация является уникальной асимметричной федерацией, то есть «государством, где политико-правовые отношения между федерацией в целом и её отдельными субъектами разные» [1].
В современной России проживает около 180 народов и действует более 150 языков [2]. Одним из ключевых вопросов в федеративном государстве, образованном на национальнотерриториальной основе, всегда остаётся вопрос о коллективных правах народов, в том числе на использование языка.
Целенаправленная языковая политика в России начала проводиться лишь со времён Петра I. Законодательство о языках и языковая политика прошли длинный исторический путь, меняли свои направления и пережили несколько переломных периодов. Первый наиболее крупный переломный момент — это падение Российской империи, второй — распад Советского Союза. Современный этап конституционно-правового регулирования использования языков в России начался в конце 80-х — начале 90-х гг. XX века.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, которая установила, что:
— государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык (ч.1 ст. 68);
— республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком России (ч.2 ст. 68);
— Российская Федерация гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч.3 ст. 68);
— каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч.1 ст. 29), запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст. 29);
— каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст. 26);
— каждый имеет право на образование (ч.1 ст. 43);
— каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и пользование культурными ценностями (ч.2 ст. 44) и т.д.
Помимо Основного закона, законодательство РФ о языках включает:
а) Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 и Федеральный закон «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ;
б) отдельные правовые нормы о языках закреплены в других нормативно-правовых актах РФ, например, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Федеральном законе «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, Указе Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» 14 ноября 2002 г. № 1325; Постановлении Правительства РФ «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации» от 23 ноября 2006 г. № 714 и др.;
в) конституции (Уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ о языках, в том числе Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. (ст. 11), Устав (Основной закон) Алтайского края (ч.1 ст. 13), Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 8 июля 1992 г. № 1560-ХІІ и другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
В отличие от предыдущего периода правового регулирования языковых отношений, современное законодательство Российской Федерации о языках основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ (ч.1 ст. 1 Закона «О языках народов РФ»).
Как мы уже заметили, сложилась система законодательства РФ о языках со своими достоинствами и недостатками. Однако в научной литературе наблюдается явная недооценка изучения правового регулирования языковых отношений в РФ, подтверждением чего является
давность подобного рода исследований и малое количество (за последние 11 лет) защищённых диссертаций по специальности «12.00.02 — конституционное, муниципальное право».
С момента защиты последней диссертации, направленной на исследование законодательства РФ о языках, прошло практически шесть лет. В связи с этим законодательство РФ о языках нуждается в дальнейшем изучении и совершенствовании.
В научной литературе идёт спор между теоретиками государства и права по вопросу о том, относится ли государственный язык к признакам государства. Одни совсем не называют его в качестве такого признака (Абдулаев М.И., Перевалов В.Д., Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Морозова Л.А., Хропа-нюк В.Н.), другие (Матузов Н.И., Малько А.В., Воротилин Е.А., Бережнов А.Г., Кененов А.А.) упоминают государственный язык, герб, гимн, флаг в качестве формальных атрибутов, или косвенных признаков государства. Есть и такие авторы (Ляшенко Л.Н., Мальцев Г.В.), которые утверждают, что государственный язык «входит в группу основных признаков государства, поскольку государственный язык является уникальной формой функционирования государства, позволяющей его идентифицировать и выделить среди других государств» [3]. На наш взгляд, язык как средство коммуникации, знаковая система, средство мышления и передачи информации относится к признакам общества, а государственный язык, как символ государства, можно отнести к группе второстепенных признаков государства.
До сих пор сохраняется и терминологическая путаница: «государственный язык РФ», «государственный язык республики в составе РФ», «официальный язык», «региональный язык», «язык большинства населения данной местности», «титульный язык», «языки народов РФ», «статус языка», «статус субъекта права на использование языка», «правовой режим языка» и так далее.
Заслуживают особого внимания исследования Е.М. Доровских, в которых автор проводит черту между понятиями «государственный язык» и «официальный язык» [4]. Мы полностью согласны с исследователем в том, что нельзя употреблять в отношении языка понятие «статус языка». Более уместно употреблять в данном случае понятие «правовой режим языка». Правовой статус соотносится с наличием субъекта права, то есть данное понятие характерно лишь для субъектов права на использование языка [5], например, для человека и гражданина, национально-культурной автономии, народа и т.д.
С целью защиты своих титульных языков республики РФ воспользовались правом установления государственного языка республики
в составе РФ (ч.2 ст. 68 Конституции РФ). Так, статус государственного языка республики имеют абазинский язык (Карачаево-Черкесия); адыгейский язык (Адыгея); алтайский язык (Республика Алтай); башкирский язык (Башкирия); бурятский язык (Бурятия) (бурятский язык может использоваться наряду с русским в Агинском Бурятском округе Забайкальского края); ингушский язык (Ингушетия); кабардино-черкесский язык (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия); калмыцкий язык (Калмыкия); карачаево-балкарский язык (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия); язык коми (Республика Коми); марийский язык (Марий Эл); мокшанский язык (Мордовия); ногайский язык (Карачаево-Черкесия); осетинский язык (Северная Осетия); татарский язык (Татарстан); тувинский язык (Тува); удмуртский язык (Удмуртия); хакасский язык (Хакасия); чеченский язык (Чечня); чувашский язык (Чувашия); эрзянский язык (Мордовия); якутский язык (Якутия); все языки Дагестана.
Другие же языки народов России получили официальное закрепление: вепсский (Карелия); долганский (Якутия); казахский (Республика Алтай); карельский (Карелия); коми-пермяцкий (Коми-Пермяцкий округ Пермского края); мансийский (Ханты-Мансийский АО); ненецкий (Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО); селькупский (Ямало-Ненецкий АО); чукотский (Якутия); финский (Карелия); хантыйский (Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО); эвенкийский (Якутия); эвенский (Якутия); юкагирский (Якутия). В законодательстве республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Чукотского АО установлен официальный статус языков национальных меньшинств в местах их компактного проживания без перечисления языков данных нацменьшинств.
Есть и такие языки, которые не являются ни государственными, ни официальными. Например, на территории Оренбургской области сложилась уникальная полилингвистическая ситуация, при которой соседствуют и развиваются одновременно свыше 100 языков [6], однако государственным языком на территории Оренбуржья выступает только русский, никакой другой язык не закреплён в качестве государственного или официального.
Под «правовым режимом языка» понимается «целостная система регулятивного воздействия, которая характеризуется специфичными приёмами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм» [7].
Считаем, что данное направление исследований нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо подробнее изучить конституционноправовой режим каждого языка в РФ, в каждом субъекте РФ, определить достоинства и недостатки законодательства о языках Российской Федерации и каждого субъекта РФ в отдельности, предложить возможные пути решения существующих проблем.
Исследуя конституционно-правовое регулирование использования языков в РФ, мы выделяем четыре вида конституционно-правовых режимов языков в Российской Федерации:
1. Конституционно-правовой режим общегосударственного языка РФ.
2. Конституционно-правовые режимы государственных языков республик в составе Российской Федерации.
3. Конституционно-правовые режимы языков других народов РФ, закреплённые в качестве официальных.
4. Конституционно-правовые режимы языков других народов РФ, не закреплённые в качестве государственных или официальных.
В ч. 1. ст. 2 Закона «О языках народов РФ» провозглашается равноправие языков народов России. Но, так или иначе, наиболее привилегированный конституционно-правовой режим в силу различного рода условий (исторических, территориальных, социально-экономических и других) имеет русский язык как общегосударственный язык России (ч.1 ст. 68 Конституции РФ и ФЗ «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005 г. № 53-Фз).
Отечественному законодателю предстоит ответственная работа — до конца определить компетенцию РФ и её субъектов в языковой сфере, определить соотношение степеней использования общегосударственного языка РФ, государственных языков субъектов РФ и языков других народов России. Во многом именно этот вопрос создаёт ряд проблем во всех сферах использования языков народов России: общении, воспитании, обучении, изучении и преподавании языков, работе государственных органов власти и органов местного самоуправления, опубликовании нормативно-правовых актов, подготовке и проведении выборов и референдумов, работе государственных органов, предприятий и организаций, делопроизводстве, официальной переписке, судопроизводстве и делопроизводстве в судах, нотариальном производстве, деятельности СМИ, промышленности, связи, транспорте, энергетике, обслуживании, коммерции и т.д.
Для русского языка, как и для всех остальных языков народов России, существует потребность сохранения литературной его формы, фольклора и диалектов. Реальной угрозой самобытности и
многообразию языков становится интенсивное воздействие таких факторов, как глобализация, урбанизация, усложнение социальных структур, «американизация» образа жизни, коммерциализация всей духовной сферы, рост влияния СМИ. Падает уровень культуры, средств массовой информации, образования, в том числе филологического. Носитель русского языка в массе своей не умеет адекватно выражать мысли на родном языке в устной и письменной форме, не говоря уже о массовом неразличении стилей, речевых жанров, пренебрежении орфографией.
Нами неоднократно предлагались некоторые меры по совершенствованию гарантий защиты языков народов России, которые закреплены в ст. 4 ФЗ «О языках народов РФ», и установлению новых. К ним, на наш взгляд, следует отнести:
— приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с общефедеральным законодательством России, например, исключение дискриминационных правовых норм типа ч. 4 ст. 93 Конституции Республики Татарстан;
— установление более жёсткой системы ответственности за нарушения языковых прав в РФ, например, за намеренное искажение норм русского литературного языка, употребление латинской графики в русском языке, в печати, в рекламе, чрезмерное употребление заимствованных иноязычных слов и т.п.;
— создание Федеральной лингвистической службы Российской Федерации и некоторые иные предложения [8].
Не будем сводить цель нашей статьи к даче рекомендаций по совершенствованию законодательства РФ о языках. Мы определили ключевые проблемы законодательства РФ о языках и наметили основные направления нашего дальнейшего исследования системы конституционно-правового регулирования использования языков в РФ.
Литература
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. 5-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008. С. 147.
2. Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru. (дата обращения: 20.10.2010).
3. Ляшенко Н.В. Русский язык как государственный язык РФ: конституционно-правовой анализ: автореф. дисс. ... к.ю.н. М.: РАГС, 2004. С. 8.
4. Доровских Е.М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» // Журнал российского права. 2007. №12. С. 8-20.
5. Доровских Е.М. Конституционно-правовое регулирование использования языков в РФ: автореф. дисс. ... к.ю.н. М.: ИГП РАН, 2005. С. 7.
6. Официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://orenstat.gks.ru. (дата обращения: 15.09.2010).
7. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. Т.1. М., 1981. С. 245.
8. Бороздин М.С. Сохраним ли мы русский язык? // Материалы заседания Общественной молодёжной палаты России при ГД ФС РФ от 24-25 июня 2010. М.: Государственная Дума ФС РФ, 2010. С. 73-74.