Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы использования языков в РФ'

Конституционно-правовые основы использования языков в РФ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1447
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЯЗЫКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЯЗЫКАХ / FEDERALISM / STATE LANGUAGE / OFFICIAL LANGUAGE / NATIONAL LANGUAGES IN RUSSIA / CONSTITUTIONAL-LEGAL LANGUAGE REGIME / LANGUAGES LEGISLATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жуковина Виктория Сергеевна, Бороздин Михаил Сергеевич

В данной статье авторами обозначаются общие теоретические и практические проблемы законодательства РФ о языках, а также определяются перспективы и направления дальнейшего исследования конституционно-правового регулирования использования языков в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL-LEGAL BASES OF LANGUAGES USAGE IN THE RUSSIAN FEDERATION

General theoretical and practical problems of RF legislation on languages are considered. Prospects and trends of subsequent studies on the constitutional legal regulation of using languages in the Russian Federation are outlined.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы использования языков в РФ»

Конституционно-правовые основы использования языков в РФ

В.С. Жуковина, к.ю.н., М.С. Бороздин, студент, Ор-ский филиал АНОУ ВПО «Московская финансовоюридическая академия»

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Она состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). По форме государственного устройства Российская Федерация является уникальной асимметричной федерацией, то есть «государством, где политико-правовые отношения между федерацией в целом и её отдельными субъектами разные» [1].

В современной России проживает около 180 народов и действует более 150 языков [2]. Одним из ключевых вопросов в федеративном государстве, образованном на национальнотерриториальной основе, всегда остаётся вопрос о коллективных правах народов, в том числе на использование языка.

Целенаправленная языковая политика в России начала проводиться лишь со времён Петра I. Законодательство о языках и языковая политика прошли длинный исторический путь, меняли свои направления и пережили несколько переломных периодов. Первый наиболее крупный переломный момент — это падение Российской империи, второй — распад Советского Союза. Современный этап конституционно-правового регулирования использования языков в России начался в конце 80-х — начале 90-х гг. XX века.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, которая установила, что:

— государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык (ч.1 ст. 68);

— республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком России (ч.2 ст. 68);

— Российская Федерация гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч.3 ст. 68);

— каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч.1 ст. 29), запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст. 29);

— каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст. 26);

— каждый имеет право на образование (ч.1 ст. 43);

— каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и пользование культурными ценностями (ч.2 ст. 44) и т.д.

Помимо Основного закона, законодательство РФ о языках включает:

а) Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 и Федеральный закон «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ;

б) отдельные правовые нормы о языках закреплены в других нормативно-правовых актах РФ, например, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1, Федеральном законе «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, Указе Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» 14 ноября 2002 г. № 1325; Постановлении Правительства РФ «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации» от 23 ноября 2006 г. № 714 и др.;

в) конституции (Уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ о языках, в том числе Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. (ст. 11), Устав (Основной закон) Алтайского края (ч.1 ст. 13), Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 8 июля 1992 г. № 1560-ХІІ и другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

В отличие от предыдущего периода правового регулирования языковых отношений, современное законодательство Российской Федерации о языках основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ (ч.1 ст. 1 Закона «О языках народов РФ»).

Как мы уже заметили, сложилась система законодательства РФ о языках со своими достоинствами и недостатками. Однако в научной литературе наблюдается явная недооценка изучения правового регулирования языковых отношений в РФ, подтверждением чего является

давность подобного рода исследований и малое количество (за последние 11 лет) защищённых диссертаций по специальности «12.00.02 — конституционное, муниципальное право».

С момента защиты последней диссертации, направленной на исследование законодательства РФ о языках, прошло практически шесть лет. В связи с этим законодательство РФ о языках нуждается в дальнейшем изучении и совершенствовании.

В научной литературе идёт спор между теоретиками государства и права по вопросу о том, относится ли государственный язык к признакам государства. Одни совсем не называют его в качестве такого признака (Абдулаев М.И., Перевалов В.Д., Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Морозова Л.А., Хропа-нюк В.Н.), другие (Матузов Н.И., Малько А.В., Воротилин Е.А., Бережнов А.Г., Кененов А.А.) упоминают государственный язык, герб, гимн, флаг в качестве формальных атрибутов, или косвенных признаков государства. Есть и такие авторы (Ляшенко Л.Н., Мальцев Г.В.), которые утверждают, что государственный язык «входит в группу основных признаков государства, поскольку государственный язык является уникальной формой функционирования государства, позволяющей его идентифицировать и выделить среди других государств» [3]. На наш взгляд, язык как средство коммуникации, знаковая система, средство мышления и передачи информации относится к признакам общества, а государственный язык, как символ государства, можно отнести к группе второстепенных признаков государства.

До сих пор сохраняется и терминологическая путаница: «государственный язык РФ», «государственный язык республики в составе РФ», «официальный язык», «региональный язык», «язык большинства населения данной местности», «титульный язык», «языки народов РФ», «статус языка», «статус субъекта права на использование языка», «правовой режим языка» и так далее.

Заслуживают особого внимания исследования Е.М. Доровских, в которых автор проводит черту между понятиями «государственный язык» и «официальный язык» [4]. Мы полностью согласны с исследователем в том, что нельзя употреблять в отношении языка понятие «статус языка». Более уместно употреблять в данном случае понятие «правовой режим языка». Правовой статус соотносится с наличием субъекта права, то есть данное понятие характерно лишь для субъектов права на использование языка [5], например, для человека и гражданина, национально-культурной автономии, народа и т.д.

С целью защиты своих титульных языков республики РФ воспользовались правом установления государственного языка республики

в составе РФ (ч.2 ст. 68 Конституции РФ). Так, статус государственного языка республики имеют абазинский язык (Карачаево-Черкесия); адыгейский язык (Адыгея); алтайский язык (Республика Алтай); башкирский язык (Башкирия); бурятский язык (Бурятия) (бурятский язык может использоваться наряду с русским в Агинском Бурятском округе Забайкальского края); ингушский язык (Ингушетия); кабардино-черкесский язык (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия); калмыцкий язык (Калмыкия); карачаево-балкарский язык (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия); язык коми (Республика Коми); марийский язык (Марий Эл); мокшанский язык (Мордовия); ногайский язык (Карачаево-Черкесия); осетинский язык (Северная Осетия); татарский язык (Татарстан); тувинский язык (Тува); удмуртский язык (Удмуртия); хакасский язык (Хакасия); чеченский язык (Чечня); чувашский язык (Чувашия); эрзянский язык (Мордовия); якутский язык (Якутия); все языки Дагестана.

Другие же языки народов России получили официальное закрепление: вепсский (Карелия); долганский (Якутия); казахский (Республика Алтай); карельский (Карелия); коми-пермяцкий (Коми-Пермяцкий округ Пермского края); мансийский (Ханты-Мансийский АО); ненецкий (Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО); селькупский (Ямало-Ненецкий АО); чукотский (Якутия); финский (Карелия); хантыйский (Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО); эвенкийский (Якутия); эвенский (Якутия); юкагирский (Якутия). В законодательстве республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Чукотского АО установлен официальный статус языков национальных меньшинств в местах их компактного проживания без перечисления языков данных нацменьшинств.

Есть и такие языки, которые не являются ни государственными, ни официальными. Например, на территории Оренбургской области сложилась уникальная полилингвистическая ситуация, при которой соседствуют и развиваются одновременно свыше 100 языков [6], однако государственным языком на территории Оренбуржья выступает только русский, никакой другой язык не закреплён в качестве государственного или официального.

Под «правовым режимом языка» понимается «целостная система регулятивного воздействия, которая характеризуется специфичными приёмами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм» [7].

Считаем, что данное направление исследований нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо подробнее изучить конституционноправовой режим каждого языка в РФ, в каждом субъекте РФ, определить достоинства и недостатки законодательства о языках Российской Федерации и каждого субъекта РФ в отдельности, предложить возможные пути решения существующих проблем.

Исследуя конституционно-правовое регулирование использования языков в РФ, мы выделяем четыре вида конституционно-правовых режимов языков в Российской Федерации:

1. Конституционно-правовой режим общегосударственного языка РФ.

2. Конституционно-правовые режимы государственных языков республик в составе Российской Федерации.

3. Конституционно-правовые режимы языков других народов РФ, закреплённые в качестве официальных.

4. Конституционно-правовые режимы языков других народов РФ, не закреплённые в качестве государственных или официальных.

В ч. 1. ст. 2 Закона «О языках народов РФ» провозглашается равноправие языков народов России. Но, так или иначе, наиболее привилегированный конституционно-правовой режим в силу различного рода условий (исторических, территориальных, социально-экономических и других) имеет русский язык как общегосударственный язык России (ч.1 ст. 68 Конституции РФ и ФЗ «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005 г. № 53-Фз).

Отечественному законодателю предстоит ответственная работа — до конца определить компетенцию РФ и её субъектов в языковой сфере, определить соотношение степеней использования общегосударственного языка РФ, государственных языков субъектов РФ и языков других народов России. Во многом именно этот вопрос создаёт ряд проблем во всех сферах использования языков народов России: общении, воспитании, обучении, изучении и преподавании языков, работе государственных органов власти и органов местного самоуправления, опубликовании нормативно-правовых актов, подготовке и проведении выборов и референдумов, работе государственных органов, предприятий и организаций, делопроизводстве, официальной переписке, судопроизводстве и делопроизводстве в судах, нотариальном производстве, деятельности СМИ, промышленности, связи, транспорте, энергетике, обслуживании, коммерции и т.д.

Для русского языка, как и для всех остальных языков народов России, существует потребность сохранения литературной его формы, фольклора и диалектов. Реальной угрозой самобытности и

многообразию языков становится интенсивное воздействие таких факторов, как глобализация, урбанизация, усложнение социальных структур, «американизация» образа жизни, коммерциализация всей духовной сферы, рост влияния СМИ. Падает уровень культуры, средств массовой информации, образования, в том числе филологического. Носитель русского языка в массе своей не умеет адекватно выражать мысли на родном языке в устной и письменной форме, не говоря уже о массовом неразличении стилей, речевых жанров, пренебрежении орфографией.

Нами неоднократно предлагались некоторые меры по совершенствованию гарантий защиты языков народов России, которые закреплены в ст. 4 ФЗ «О языках народов РФ», и установлению новых. К ним, на наш взгляд, следует отнести:

— приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с общефедеральным законодательством России, например, исключение дискриминационных правовых норм типа ч. 4 ст. 93 Конституции Республики Татарстан;

— установление более жёсткой системы ответственности за нарушения языковых прав в РФ, например, за намеренное искажение норм русского литературного языка, употребление латинской графики в русском языке, в печати, в рекламе, чрезмерное употребление заимствованных иноязычных слов и т.п.;

— создание Федеральной лингвистической службы Российской Федерации и некоторые иные предложения [8].

Не будем сводить цель нашей статьи к даче рекомендаций по совершенствованию законодательства РФ о языках. Мы определили ключевые проблемы законодательства РФ о языках и наметили основные направления нашего дальнейшего исследования системы конституционно-правового регулирования использования языков в РФ.

Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. 5-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008. С. 147.

2. Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru. (дата обращения: 20.10.2010).

3. Ляшенко Н.В. Русский язык как государственный язык РФ: конституционно-правовой анализ: автореф. дисс. ... к.ю.н. М.: РАГС, 2004. С. 8.

4. Доровских Е.М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» // Журнал российского права. 2007. №12. С. 8-20.

5. Доровских Е.М. Конституционно-правовое регулирование использования языков в РФ: автореф. дисс. ... к.ю.н. М.: ИГП РАН, 2005. С. 7.

6. Официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://orenstat.gks.ru. (дата обращения: 15.09.2010).

7. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. Т.1. М., 1981. С. 245.

8. Бороздин М.С. Сохраним ли мы русский язык? // Материалы заседания Общественной молодёжной палаты России при ГД ФС РФ от 24-25 июня 2010. М.: Государственная Дума ФС РФ, 2010. С. 73-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.