УДК 34 ББК 67.400
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛАРИСА ИВАНОВНА ГЕРАСИМОВИЧ,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются функции и роль правоохранительных органов в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка, рассматриваются конституционно-правовые основы формирования системы правоохранительных органов в сфере национальной безопасности.
Ключевые слова: конституция, законодательство, взаимодействие, сотрудничество, правоохранительные органы, национальная безопасность, полиция, органы местного самоуправления, правопорядок, обеспечение конституционного правопорядка.
Annotation. The article examines the functions and role of law enforcement in the constitutional legal mechanism of ensuring the rule of law, examines the constitutional-legal bases of formation of system of enforcement in the sphere of national security.
Keywords: constitution, legislation, cooperation, law enforcement, national security, police, local authorities, rule of law, ensuring the constitutional order.
На внешнюю и внутреннюю политику современного государства оказывают все большее влияние глобализационные и интеграционные процессы, отражающиеся на всех направлениях жизни общества. Неотъемлемой частью структуры государственного механизма является конституционно-правовой механизм политики. При этом проблема безопасности всегда привлекала внимание не только практиков и государственных деятелей, но и ученых. Поскольку безопасность является важным условием существования и жизни человека и личности, общества и государства. Особую актуальность она приобрела в последнее время.
Обеспечение правопорядка является главной функцией государства, в реализации которой участвуют почти все органы власти. Конституция Российской Федерации провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью российского государства. Правопорядок есть
результат правового регулирования, для подержания правопорядка издаются правоприменительные и правовые акты, формируется конституционно-правовой механизм его обеспечения органами власти, в котором особое место занимают правоохранительные органы. Главным признаком которых является осуществление правоохранительной деятельности: «Правоохранительный орган — это такой орган государства, который осуществляет специализированную правоохранительную деятельность, обеспечивающую защиту прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов»1, т.е. основной акцент делается на охране гарантированных государством прав, свобод и интересов.
Правоохранительные органы занимают ключевое место в системе обеспечения конституционного правопорядка.
Функция охраны правопорядка закреплена в ст. 132 Конституции РФ2 за органами местного само-
управления, что свидетельствует о реализации такого полномочия не только государственными, но и местными органами власти. Следовательно, обеспечение правопорядка является важнейшей конституционной задачей органов местного самоуправления, причем во многих зарубежных странах такая задача для них является одной из приоритетных. Однако пока нам представляется преждевременным перенимать такой западный опыт, где в обеспечении правопорядка ведущая роль принадлежит органам местного самоуправления, которые выполняют функцию обеспечения правопорядка как часть общегосударственной задачи в пределах конкретного муниципального образования.
Обычно выделяют признак, позволяющий выделить правоохранительный орган из других государственных органов — сдерживание преступности и других правонарушений, а не просто функция правоох-раны. Мы тоже считаем, что предупреждение преступлений — это важнейшая функция правоохранительных органов, заключающаяся в охране прав и свобод граждан, их защита не только от правонарушений, но и от наиболее опасного его вида — преступлений.
В учебнике «Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских)», подготовленном авторами десяти вузов системы МВД России определение правоохранительных органов дается через дефиницию правоохранительной деятельности «это государственные органы (а в ряде случаев и негосударственные организации), осуществляющие правоохранительную деятельность, т.е. деятельность специально уполномоченных государством органов (а в ряде случаев негосударственных организаций) по охране права от нарушений, осуществляемая в установленном законом порядке и обеспеченная мерами принудительного характера3. На наш взгляд, данное определение можно считать оптимальным для выделения признаков, объединяющих правоохранительные органы в процессе реализации своей деятельности.
Заметим, что конституционное положение о том, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, конкретизируется в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-Ф34 об общих принципах организации местного самоуправления, согласно которому организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной милицией отнесена к числу вопросов местного значения муниципального района (п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона) и городского округа (п. 9 ч. 1 ст. 16 Закона). Следовательно, органам местного самоуправления целесообразно осуществлять указанное конституционное полномочие в конструктивном сотрудничестве с правоохранительными
органами, в первую очередь с полицией.
Из всего вышеизложенного можно выделить следующие характерные черты правоохранительных органов:
1) созданы по решению руководства государства или уполномочены государством (так как государство гарантирует защиту прав и свобод, а также принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, то для этого необходимы соответствующие структуры — правоохранительные органы);
2) основной целью является охрана права (т.е. создание условий, препятствующих нарушению гарантированных прав и свобод, выявление нарушений и реагирование на них, восстановление нарушенных прав и свобод, наказание виновных);
3) правоохранительные органы могут осуществлять свою деятельность не любыми способами, а лишь теми, которые определены законодательными актами в качестве мер государственного принуждения или взыскания;
4) любая деятельность правоохранительных органов должна осуществляться в соответствии и в том порядке, который установлен законодательством, в противном случае речь может идти о «беззаконии»;
5) обязательность исполнения решений представителями правоохранительных органов (при этом решения должны быть законными и обоснованными).
Стоит заметить, что в настоящее время в мире набирают силу интеграционные процессы между государствами, стремящимися к развитию экономики, улучшению социальной жизни граждан, созданию и налаживанию межгосударственных отношений, единого экономического пространства.
Однако наряду с международными интеграционными процессами возрастает влияние международных националистических организаций, прикрывающихся лозунгами о национально-освободительных процессах в ряде стран, всё более глубоко проникают в различные слои общества.
Так, для обеспечения национальной безопасности, важно организовать эффективное взаимодействие полиции с органами местного самоуправления, их конструктивное сотрудничество, направленное на обеспечение безопасности, правопорядка и реализацию конституционных прав граждан, проживающих в соответствующих муниципальных образованиях5. С учетом этого правовую характеристику взаимодействия органов внутренних дел и муниципальных органов в системе обеспечения правопорядка следует выстраивать исходя из того, что первые являются государственными органами и относятся к исполнительной ветви государственной власти, а вторые, в соответствии с Конституцией РФ, не входят в систему органов государственной власти, но являются органами власти
на муниципальном уровне.
Определены и пути обеспечения безопасности:
• совершенствование структуры и деятельности правоохранительных органов;
• повышение эффективности деятельности правоохранительных органов;
• совершенствование единой государственной системы профилактики преступности;
• разработка и использование специальных мер, направленных на повышение уровня общественного доверия;
• искоренение причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов;
• комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, улучшение социальных гарантий сотрудникам, совершенствование научно-технического обеспечения правоохранительной деятельности, развитие системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;
• повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности.
Наиболее значимым в реализации задач по совершенствованию структуры федеральных органов, ответственных за обеспечение общественной безопасности, стало решение Президента РФ о преобразовании внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Указом от 5 апреля 2016 г6. образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
В структуру указанной Федеральной службы, помимо войск национальной гвардии, включены подразделения, осуществляющие контроль в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана. Кроме того, в ее структуру вошли специальные отряды быстрого реагирования и отряды мобильные особого назначения территориальных органов МВД России.
Помимо этого, функции Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной ми-
грационной службы переданы МВД России.
Данные шаги, как представляется, являются конкретизацией тех общих положений о главных направлениях и путях обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации, которые изложены в Стратегии национальной безопасности.
Таким образом, эффективность функционирования и слаженность взаимодействия правоохранительных органов и органов местного самоуправления во многом предопределяют качественное состояние правопорядка и результативность его обеспечения органами власти в целом.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822
3. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. №2 157 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.
4. Пономаренко Я.А. Роль государственной политики по совершенствованию правоохранительных органов в сфере национальной безопасности. // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества материалы XX международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 116-119.
5. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. М.: ДГСК МВД России, 2014. С. 14
6. Роша А. Н. Функции и структура муниципальной милиции // Муниципальная милиция: проблемы организации и правового обеспечения, зарубежный опыт. М., 1991. С. 25-28.
Reference
1. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FCL from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL) // "Collection of legislation of the Russian Federation", 04.08.2014, N 31, art. 4398.
2. Federal law of 06.10.2003 N 131-FZ (as amended on 28.12.2016) "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" (as amended. and EXT., joined. in force 09.01.2017) // "Collection of legislation of the Russian Federation", 06.10.2003, N 40, p 3822
3. Issues of Federal service of national guard troops of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation of 5 April 2016, No. 157 // Sz the Russian Federation. 2016. No. 15. St. 2072.
4. Ponomarenko, Y. A. the Role of public policy to improve law enforcement in the field of national security. // In collection: Problems and prospects of socio-economic reformation of the modern state and society materials of XX international scientific-practical conference. Scientific information and publishing center "Institute for strategic studies". 2015. P. 116-119.
5. Vocational training of employees of internal Affairs bodies (police training): textbook in 2 parts / under the General editorship of V. L.
Kubyshko. Part 1. M.: DGSK Ministry of internal Affairs of Russia, 2014. P. 14 6. Rocha A. N. Functions and structure of municipal police / Municipal police: problems of organization and legal support, foreign experience. M., 1991. S. 25-28.
1 Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. М.: ДГСК МВД России, 2014. С. 14
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
3 Роша А. Н. Функции и структура муниципальной милиции // Муниципальная милиция: проблемы организации и правового обеспечения, зарубежный опыт. М., 1991. С. 25-28.
4 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822
5 Пономаренко Я.А. Роль государственной политики по совершенствованию правоохранительных органов в сфере национальной безопасности. // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества материалы XX международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 116-119.
6 Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.