УДК 343 .825 :342.731 СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОРОБЬЕВ,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права (Академия ФСИН России), e-mail: editor62@yandex.ru
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Реферат: Российская Федерация является многонациональной и многоконфессиональной страной. Изначально российская государственность складывалась на основе сосуществования народов, исповедующих разные религиозные конфессии и говорящих на разных языках. Конституция Российской Федерации создает основу правового регулирования отношений, связанных со свободой мысли, совести и вероисповедания. В ст. 14 Конституции РФ Россия провозглашается светским государством, уточняя, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов этих объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства. Таким образом, светский характер государства не запрещает ему взаимодействовать с религиозными организациями. Российская Федерация создает законы, обеспечивающие права и свободу вероисповедания, и устанавливает определенные санкции за их нарушение, оскорбление религиозных чувств верующих.
Одной из задач реформирования современной деятельности уголовно-исполнительной системы является переход от исправления к сохранению и развитию личности осужденных. ФСИН России проводит работу с миссионерскими организациями, поскольку она вносит большой вклад в адаптацию осужденных. Однако до сих пор нет нормативно-правового акта, который регулировал бы деятельность священнослужителей при исправительных учреждениях.
Ключевые слова: религиозные организации, уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, исправление осужденных, Конституция Российской Федерации.
Российская Федерация является многонациональной и многоконфессиональной страной. Изначально российская государственность складывалась на основе сосуществования народов, исповедующих разные религиозные конфессии и говорящих на разных языках. Попытки расшатать единство народов России предпринимались много раз, но чаще всего не имели успеха. В обращениях Президента РФ неоднократно высказывалась тревога по этому поводу, давались наказы о терпимости, толерантности, взаимоуважении. Только на этой основе возможно дальнейшее существование России как единого государства.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) отбывают наказания осужденные, которые исповедуют различные религии. В наше время в трудные минуты редкий человек не обращается за помощью к Богу, а для людей, оказавшихся в местах лишения свободы, часто вера становится одной из немногих отдушин. Как правило, осужденные, ограниченные режимом содержания и под-
чиненные строгому распорядку, находясь в изоляции от общества и семьи, испытывают эмоционально-напряженное состояние. Одним из факторов создания душевного равновесия, спокойствия, доброжелательности, переориентации нравственных ценностей и пробуждения положительных качеств характера становится религия.
Высшей ценностью демократического общества является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав - обязанность государства. Конституция РФ как Основной Закон страны, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, оказывает непосредственное воздействие на органы государственной власти, в том числе на деятельность уголовно-исполнительной системы.
В новейшей российской истории первым законом о свободе совести стал Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», который заложил демократические основы современного законодательства в области
© Воробьев С. М., 2016
свободы совести и вероисповедания. Впоследствии его важнейшие положения составили базу Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также на федеральном уровне действует значительное число законодательных норм, прямо или косвенно регулирующих данную сферу общественных отношений.
Согласно ст. 1 Конституции РФ страна имеет республиканскую форму правления, которая означает, что носителем и источником власти являются народ и выборные государственные органы. Вся полнота власти принадлежит многонациональному народу. Как в федеративное государство в состав России на 30 января 2015 г. входит 85 субъектов. Все субъекты различаются между собой по территории, численности населения, национальному и этническому составу, культурному и экономическому развитию.
Конституция РФ создает основу правового регулирования отношений, связанных со свободой мысли, совести и вероисповедания. Статья 14 провозглашает Россию светским государством, уточняя, что, во-первых, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, во-вторых, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Согласно конституционному принципу отделения государства от церкви государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями с учетом свободного права ребенка на свободу совести и вероисповедания, не возлагает также на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти и других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Российская государственность обеспечивает светский характер образования государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В Российской Федерации ни одно из вероучений не является предпочтительным, правила и канонические установления не могут быть источником права и не должны оказывать влияния на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, на систему государственного и муниципального образования, которая носит также светский характер. В ст. 19 Конституции РФ равенство религиозных объединений корреспондирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его убеждений и отношения к религии.
Государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в
реставрации, содержании и охране зданий объектов, являющихся памятниками истории и культуры. В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании образовательные учреждения, созданные религиозными организациями, обеспечиваются преподавателями общеобразовательных дисциплин.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, движений и других общественных отношений.
Таким образом, светский характер государства не запрещает ему взаимодействовать с религиозным организациями. Российская Федерация создает законы, обеспечивающие права и свободу вероисповедания, и устанавливает определенные санкции за их нарушение, оскорбление религиозных чувств верующих.
Статья 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести и вероисповедания. В содержание этих свобод включено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любыми религиями или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать согласно с ними.
Государство предоставляет право каждому человеку мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Каждому человеку предоставляется в течение своей жизни иметь право менять религиозные и иные убеждения, а также свободно выходить из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.
В ч. 2 ст. 29 Конституции РФ закреплена недопустимость пропаганды или агитации, содержащей религиозную ненависть, вражду и нетерпимость. Кроме того, запрещается пропаганда превосходства какого-либо одного религиозного вероучения.
Лица, нарушившие законодательство в области свободы совести и вероисповедования, несут уголовную, административную и иную ответственность.
Согласно ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) воспрепятствование законному осуществлению права на свободу совести и вероисповедания наказывается соответствующими санкциями, а именно штрафом, исправительными работами или арестом. Уголовные санкции предусмотрены ст. 214 УК РФ за оскорбление чувств и
убеждений граждан в связи с их религией с использованием с этой целью средств массовой информации или в иной публичной форме, а равно путем разрушения или повреждения культовых зданий, сооружений, предметов мировоззренческой символики, памятников, захоронений, нанесение на них оскорбительных подписей и изображений.
Согласно ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания», а также ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях наказываются административным штрафом воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе вступление в религиозное объединение или выход из него, принятие религиозных и иных убеждений или отказ от них, а равно оскорбление религиозных чувств верующих либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.
Одной из задач реформирования современной деятельности уголовно-исполнительной системы является переход от исправления к сохранению и развитию личности осужденных. Оказавшись в местах лишения свободы, осужденные в большинстве случаев обращаются к вере, богослужению, а для удовлетворения их духовных потребностей необходимы, во-первых, комнаты для богослужения, во-вторых, священники, ламы, муфтии, которые помогли бы осужденным адаптироваться в создавшейся ситуации. В ст. 14 УИК РФ говорится: «Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совес-
ти и вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться требования внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться интересы других людей. К осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказание, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение. Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей». Из закона видим, что уголовно-исполнительная система взаимодействует с религиозными объединениями.
Религиозные объединения проявляют заботу о предотвращении преступности в стране. Сотрудничая с УИС, они помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а именно в местах лишения свободы. Служение церкви в тюрьмах заключается в проповеди священнослужителей различных религий (муфтиев, лам), а также в возможности добрым отношением к ним изменить их жизнь к лучшему.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместная работа ФСИН России и миссионерских организаций вносит большой вклад в адаптацию осужденных. Однако до сих пор нет регламентированного нормативно-правового акта, который регулировал бы деятельность священнослужителей при пенитенциарных учреждениях.
SERGEJ MIHAJLOVICH VOROB'EV,
phd in law, associate professor professor at the theory of state and law, international law and European law department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: editor62@yandex.ru
THE CONSTITUTIONAL-LEGAL BASES OF ACTIVITY OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN PENAL SYSTEM
Annotation: the Russian Federation is a multinational and multireligious country. Initially, the Russian statehood was formed on the basis of coexistence among peoples professing different religious faiths and speaking different languages. The Constitution of the Russian Federation provides the basis of legal regulation of relations connected with the exercise of freedom of thought, conscience and religion. It is in article 14 declares
© Vorob'ev S. M., 2016
Russia a secular state, stating that no religion can be established as state or mandatory, and all religious associations shall be separated from the state and equal before the law.
Separation of religious associations from the state does not entail limitation of the rights of members of these associations participate on an equal basis with other citizens in managing the Affairs of the state. Thus, the secular state does not forbid him to interact with religious organizations. The Russian Federation makes laws that protect the rights and freedom of religion, and establishes certain penalties for violating them, for insulting religious feelings of believers.
One of the objectives of reforming the modern activities of criminal Executive system is transition from corrections to the preservation and development of the convicted person. The FPS of Russia is working with missionary organizations, because it greatly contributes to the adaptation of convicts. However, until now there is no regulatory legal act which would regulate the activities of priests in prisons.
Key words: religious organizations, correctional system, correctional institutions, correctional rehabilitation of offenders, the Constitution of the Russian Federation.