Конституционно- правовые гарантии разделения власти государственных органов
Щекотихин Артем Игоревич,
студент, кафедра конституционного права, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
E-mail: [email protected]
В конституционном праве, как системе норм, играющих важнейшую роль в установлении, развитии и согласовании связей между обществом, государством и личностью, находят отражение юридически значимые признаки, определяющие деятельность государственных органов. Исследование норм конституционного права обеспечивает основу информации в изучении концептуальных вопросов юриспруденции, связанных с функционированием всех ветвей власти Российской Федерации. Положение Конституции РФ о единственном источнике власти - народе Российской Федерации - позволяет говорить о единстве государственной власти. В силу необходимости обеспечения сдержек и противовесов в функционировании органов государственной власти, она разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Гарантией стабильного политического режима государства является конституционное закрепление системы государственных органов, изменение которой невозможно без изменения Конституции Российской Федерации.
Ключевые слова: конституционное право, органы государственной власти, юридически значимые признаки, разделение власти государственных органов, конституционно-правовые гарантии
S2
сэ см о см
03
Государственный режим одной из своих характеристик имеет разделение власти как условие функционирования органов государственной власти.
В государственной системе органов власти, по мнению В.Е. Чиркина «первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной». При этом взаимные сдержки всех ветвей власти на основе конституционных норм позволяют говорить об уравновешивании и взаимном контроле государственных органов власти.
В рамках данного исследования так называемая «четвертая власть»-средства массовой информации нами не рассматриваются, не смотря на наличие исследований о влиянии информационных структур на органы государственной власти.
При наличии установленного Конституцией принципа разделения органов государственной власти единство обеспечивается установленной нормой Конституции о единственном и едином источнике власти-российском народе.
Российская модель разделения государственной власти основана на установлении сущности, системы и функций государственных органов.
Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.
Правовое регулирование деятельности государственных органов учитывает, что «государственные органы связаны между собой началами субординации и координации» [1; с. 199]. Соответствие демократическому принципу развития Российской Федерации предполагает, как минимум двух законодательно установленных составляющих: источник правового регулирования, то есть орган, функцией которого является издание соответствующих правовых норм; правовые нормы, которые закреплены нормативно-правовыми актами.
Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый правотворческим органом и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права -общеобязательное правило постоянного или временного характера рассчитанное на многократное применение [2; с. 70] и служащее гарантом правового демократического государства.
При рассмотрении конституционных споров, оспаривании законов РФ, подзаконных актов РФ, споров о компетенции органов федеральной государственной власти и органов субъектов Федерации Конституционный суд РФ, который состоит из 19 судей, разрешает споры в соответствии
с Конституцией РФ. Кроме того, по запросам органов государственной власти Конституционный суд РФ устанавливает «соответствие нормативно-правовых актов Конституции РФ».
Правовые дела, в виде гражданских, уголовных, административных подпадают под надзор Верховного Суда РФ, который разрешает споры, связанные с судебной практикой, т к является высшим судебным органом и гарантирует соблюдение правового режима как гражданами, так органами власти и местного самоуправления.
Конституция определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72) Конституция устанавливает (ст. 73), что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».
Гражданские, административные, финансово-экономические интересы граждан и юридических лиц, взаимодействующих с государственными органами, определяются правовым регулированием. Объективно, необходимостью является оформление законов, отсутствие пробелов в законодательном регулировании государственных органов. Предпочтительным и необходимым в деятельности государственных органов является прямое действие закона, без дополнительных разъяснений, уточнений.
Применительно к закону издаваемые инструкции, разъяснения и комментарии, методические рекомендации, в правовом регулировании деятельности государственных органов затрудняют определение места закона в системе источников права. При большом разнообразии классификаций подзаконных правовых актов, можно выделить: общие, ведомственные как федерального уровня, так и субъектов Федерации.
К общим федеральным, как правило, можно отнести законодательные акты Правительства РФ, которые принимаются по предметам его ведения (ст. 114 Конституции РФ). Ст. 115 устанавливает обязательность их исполнения.
К общим подзаконным актам субъектов РФ относятся акты глав правительств субъектов РФ, которыми руководствуются в своей деятельности органы государственной власти субъектов РФ
Органы государственной власти специальной компетенции (министерства, комитеты, службы, агентства) издают и применяют ведомственные нормативные акты, которые имеют правовое регулирование ограниченной сферы общественных отношений, например, сферы охраны здоровья. Местные подзаконные акты издают местные органы власти.
Акты судебной власти конкретизируют действующие нормы права и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства. [3; с. 19]
В правовом регулировании деятельности органов государственной власти применяются все перечисленные подзаконные нормативные акты, что должно обеспечивать полноту нормативно-правовых актов, согласованность и гарантии демократического политического режима государства.
В системе правового регулирования органов государственной власти согласуются: время издания нормативно-правовых актов, содержание нормативно-правовых актов, юридический статус (юридическая сила) нормативно-правовых актов. Согласование нормативно-правовых актов должно обеспечить своевременность их подготовки и издания, применения и исполнения как со стороны органов федеральной власти, так и органов власти субъектов РФ, а также отсутствие разночтений в законах и подзаконных нормативно-правовых актах.
Конституционное определение о разделении власти не подразумевает отсутствия единства законодательной, исполнительной и судебной властей в рамках их компетенций и функциональной деятельности.
Процедуры и регламент, порядок взаимодействия всех ветвей власти нуждаются в более детальной нормативно-законодательной проработке, в развитие ст. 71, п. «г», ч. 2 ст. 77 Конституции РФ. В частности, Федеральный закон, определяющий принципы организации власти субъектов Федерации (Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,№ 184-ФЗ от 06.10.1999 г), не содержит правовых положений о возможном, на наш взгляд взаимодействии Правительства РФ и исполнительных органов власти субъектов Федерации, так как на территории субъекта могут быть только территориальные органы Правительства. Общие положения о «координации», «рассмотрении», «осуществлении контроля», рассмотренные в Федеральном законе ««О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016), ст. 43 и 44, также не конкретизируют механизм координации Правительством РФ исполнительных органов власти субъектов, как и результатов деятельности, подпадающих под рассмотрение и контроль. Аналогичная правовая ситуация и с установлением взаимодействия органов власти и местного самоуправления, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ, к котором от- р сутствуют данные положения. Д
Законодательная деятельность по вопросам Ч
т
взаимодействия и единства ветвей власти осу- К ществляется парламентариями Конституция РФ, ё ст. 136, устанавливает порядок взаимодействия у Совета Федерации и субъекта Федерации в лице А
органов законодательной, исполнительной власти и расширяет вопросы взаимодействия Федеральными законами.
Таким образом, правовых основ требуют вопросы процедур взаимодействия Федеральных органов власти и органов субъектов Федерации при эффективном законотворческом процессе со стороны законодателей всех уровней для сохранения подчиненности (законодательной иерархии) нормативно-правовых актов, указывающих вопросы как исключительного, так и совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.
Вместе с тем, судебная власть, как независимая, согласно Конституции РФ, служит, в вопросе возможных юридических несоответствий в Федеральных законах, регламентирующих взаимодействие всех ветвей власти, гарантом возможности обжалования нормативных актов органов власти и их решений (ст. 46 Конституции РФ). Ст. 125 Конституции РФ указывает на полномочия Конституционного суда РФ, на основании обращения граждан, судов, инициатив органов государственной власти и их должностных лиц, осуществлять проверки на соответствие конституции нормативно-законодательных актов федерального уровня в части соблюдения прав и интересов граждан или нарушений компетенций должностными лицами. Конституциональной гарантией соблюдения законности является указание на возможность применения Конституции РФ как акта прямого действия (ст. 15 ч 1) и использование положений международного права, как неотъемлемой части российской правовой системы, согласно ст. 15, ч. 4.
Полнота и целостность законодательства о судебной власти подтверждается устанавливающими правовой порядок законами о принципах работы органов судебной власти, статусе граждан, являющимися судьями или находящимися в составе органов судебной власти, о независимом (источником является только Федеральный бюджет) финансировании судебной власти.
Конституционный суд, таким образом, полномочен на защиту гражданских дел, а также административных, затрагивающих публичные правовые отношения, как и уголовных и арбитражных, что особенно важно для достижения гарантий по налоговому регулированию, а также уголовному, таможенному, где противостояние интересов гражданина и государства особенно нуждается в конституционных гарантиях, как факт подтверждения демократического политического режима.
Совершенствование судебной власти связано с потребностью в доступности в момент обращения и оперативности и независимости в вынесении решения для достижения правопорядка в демократическом государстве. Действующее судебное законодательство находится в стадии рефор-— мирования в связи с вступившими с 1 октября 2 2019 года изменениями которые касаются системы судов и порядка судопроизводства. ° Необходимо отметить позитивные изменения г в части возможности групповых исков в суды об-
щей юрисдикции, от граждан (не менее двадцати присоединившихся к обращению, в том числе за счет публичности иска и его публикации на официальных порталах), подобно Арбитражному Процессуальному Кодексу.
Новые суды (пять апелляционных и девять кассационных) будут объединять судебные округа, включающие территориальные регионы. Согласно новому законодательству, повышается актуальность правовой грамотности граждан и их образованности в связи с обязательностью юридической специальности (согласно диплому) при представлении сторон по гражданским делам и в арбитраже (за исключением представительства в силу закона, как в случае с патентными поверенными, представителями профсоюзов, арбитражными управляющими).
Реформирование затронуло процедуры по апелляционным и кассационным жалобам, а также представлениям на судебные акты, которые в настоящее время не рассматриваются в том же суде, где дело рассматривалось в первой инстанции. Выделение судебных инстанций, подобно арбитражным судам, ввод сплошной кассации (каждая кассационная жалоба проверяется не выборочно, а по существу), как и групповые иски в суды общей юрисдикции от граждан, усилит независимость судебной власти и ее соответствие режиму демократического государства.
Действующее законодательство должно способствовать стабильной политической ситуации в стране на основе прерогативы правопорядка и укрепления государственного механизма всех ветвей власти с учетом сдержек и противовесов законодательной и судебной власти, позволяющим осуществлять контроль, согласно Конституции РФ деятельности исполнительной власти.
Единство власти может достигаться посредством разработки правовых процедур по взаимодействию органов власти, согласованности нормативно-правовых актов Правительства РФ с законами, принятыми Парламентом РФ, для целей реализации единой государственной политики и с учетом функционального законодательного разделения исполнительной, законодательной и судебной власти.
Литература
1. Енгибарян Р. В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учеб.пособие. - М.: Норма, 2007,- 576с., 198 с.
2. Краснов Ю. К., Надвикова В.В., Шкатулла В. И Юридическая техника. Учебник. - М.; Юсти-цинформ, 2014. - 220с.
3. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / Т.Я. Хабри-ева, В.В. Лазарев, А.В. Габов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: ИНФРА М, 2017. - 432 с.
CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF SEPARATION OF POWERS
Shchekotikhin A.I.
Moscow State Institute of International Relations Department of Constitutional Law
The constitutional law, as a system of norms playing the most important role in establishing, developing and coordinating relations between society, the state and an individual, reflects legally significant signs determining the activity of state bodies. The study of norms of constitutional law provides the basis for information in the study of conceptual issues of jurisprudence related to the functioning of all branches of government of the Russian Federation. The provision of the Constitution of the Russian Federation about the only source of power - the people of the Russian Federation -allows to speak about unity of the state power. Due to the need to ensure checks and balances in the functioning of public authorities, it is divided into legislative, executive and judicial branches.
The guarantee of a stable political regime of the state is the constitutional consolidation of the system of state bodies, which cannot be changed without changing the Constitution of the Russian Federation.
Keywords: constitutional right, public authorities, legally significant signs, division of public authorities, constitutional-legal guarantees.
References
1. Yengibaryan R. V., Krasnov Yu.K. Theory of State and Law: textbook. - M. Norma, 2007,- 576 s., 198 p.
2. Krasnov Yu K., Nadvikova VV, Skatulla V. And Legal Technology. Textbook. - M.; Yushinform, 2014. - 220p.
3. Litigation practice in the modern legal system of Russia: monograph (in Russian) / T. Ya. Khabrieva, V.V. Lazarev, A.V. Gabov et al.; under the editorship of T.I. Khabrieva, VV Lazarev. - Moscow: Institute of Law and Comparative Law under the Government of the Russian Federation: Norm: INFRA M, 2017. - 432 p.