УДК 342.7
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Э. Ю. Балаян
CONSTITUTIONAL AND LEGAL FACETS OF HUMAN RIGHTS PROTECTION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MODERN STATE FUNCTIONS E. Yu. Balayan
В контексте исследуемого вопроса, по мнению автора, особенно значимо то, что формирование гражданского общества и защита прав и свобод человека и гражданина - одна из основополагающих целей деятельности правового государства. А при осуществлении любых функций современного государства необходимо учитывать стоящие перед ним цели и задачи, при этом должна быть обеспечена чёткая работа юридических механизмов и процедур защиты прав человека.
Выделение защиты прав и свобод человека как основной и реальной цели современного государства дает возможность подумать и об учреждении специализированного органа, занимающегося комплексной защитой прав человека.
Within the framework of the issue being researched, it is of special importance that formation of a civil society and human rights and freedoms protection are fundamental aims of the activity of any constitutional state. When implementing any of the functions of the modern state it is necessary to consider the aims and objectives that it is facing, and at the same time accurate functioning of legal mechanisms and procedures of human rights protection has to be ensured.
The author believes that highlighting the human rights and freedoms protection as a real and core aim of a modern state allows to think over the establishment of the body specializing in comprehensive human rights protection.
Ключевые слова: права и свободы человека, цели, функции и обязанность правового государства, комплексная защита прав человека.
Keywords: human rights and freedoms, aims, functions and responsibilities of a constitutional state, comprehensive human rights protection.
Российская Федерация в наши дни проживает один из важнейших этапов развития своей государственности, правовая основа которого получила своё закрепление в Конституции, принятой 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании. Этот период в России известен реализацией коренных политических, социальных и экономических реформ и характеризуется как переходный этап формирования демократического общества, основанного на рыночной экономике правового, социального государства, где человек, его права и свободы провозглашаются общечеловеческими ценностями, а их защита - конституционной обязанностью государства. В этой связи в юридической литературе обосновывается мысль о том, что обязанностью государства является признание, обеспечение и защита права и свободы человека и гражданина. Это одна из основных функций современного государства, то есть главная цель и первичное направление его деятельности [36, с. 200].
Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется всеми органами государственной власти и местного самоуправления, что нашло закрепление в Основном законе Российской Федерации. Вместе с тем мысль о том, что защита прав человека и гражданина - обязанность современного государства, многократно признавалась важной в юридической литературе [2, с. 23 - 24; 3, с. 101; 5; 7; 8; 10, с. 163; 26, с. 398; 28, с. 19; 29; 33, с. 25; 35, с. 36].
Однако предполагается, что связанные с решением этой задачи конституционно-правовые нормы и положения могут эффективно реализовываться только в том случае, когда уточнены приоритеты развития
страны, лежащая в их основе система ценностей, определены концептуальные подходы для обеспечения развития жизни общества, основанные на программах, вытекающих из этих приоритетов. Современное российское государство развивается в условиях реальных внешних и внутренних угроз - международного терроризма, распространения оружия массового поражения, региональных конфликтов, организованной преступности, коррупции органов власти. Как следствие, РФ вынуждена поддерживать необходимый уровень государственной безопасности для адекватного ответа вызовам указанных и других опасностей и угроз. Остается сложным и даже усугубляется социально-экономическое положение значительной части населения. Эти и другие факторы затрагивают конституционные принципы правового положения личности и, как отмечено во многих исследованиях, негативно влияют на обеспечение внешней и внутренней безопасности России [1].
Вечной проблемой является противоречие между общественной безопасностью, часто называемой государственным интересом, и правами и свободами человека и гражданина.
Обязанности личности перед государством по своей сути являются ее обязанностями в пользу общества, традиционно именуемыми публичными обязанностями, но не обязанностями перед государственным аппаратом (государством в узком смысле). В этом значении государство как доверенное лицо общества контролирует исполнение публичных, устанавливаемых конституционным законодательством обязанностей личности [24, с. 19 - 20].
Обязанности государства перед личностью проявляются в осуществлении регулятивной, организаторской и охранительной функций. Данная задача особо остро стоит перед переходными демократическими общественными системами. Вместе с тем современный этап развития общества и государства задаёт и иные задачи, которые ведут к содержательному изменению и развитию функций Российской Федерации. Функционирование свободной рыночной экономики, сложная внешнеполитическая обстановка, финансово-экономический кризис существенно осложнили и содержание различных функций, осуществляемых государством. Поэтому возникла необходимость уточнить систему функций современного государства, их названия, классификацию, место и роль функции защиты прав человека в контексте последних.
В юридической литературе функции государства характеризуются как такие важнейшие и стержневые направления его деятельности, которые объективно вытекают из его сущности, определяются его историческим и социальным значением и соответствуют решению основных целей и задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития государства [12, с. 98 - 108; 13, с. 64 - 68].
Сущность государства, его социальное значение, цели и задачи более последовательно выражаются в осуществляемых им функциях. Функции современного государства - это главные направления деятельности последнего, которые обеспечивают регламентацию общественных отношений, устойчивость и прогресс развития общества. Это разнообразные формы выражения активности государства, осуществляемые в отношении важнейших сфер жизнедеятельности общества, окружающей среды, разных социальных групп, отдельно взятого человека, а также других стран. Эти функции претворяются в жизнь специализированными органами государства и обеспечиваются системой соответствующих материальных средств, которые необходимы для осуществления функций.
Функции государства по своему характеру - объективные категории. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства. Современное государство обязано решать предъявляемые обществом и первоочередные для государства задачи. В противном случае общество окажется в кризисе и станет невозможным прогрессивное развитие государства. Например, если государство не осуществит функцию обеспечения прав человека и правопорядка, то общество дестабилизируется, возникнет вседозволенность и беззаконие, что и приведёт к распаду общества и государства.
Вместе с историческим развитием государства изменяются и развиваются его функции. Часть из них теряет свою актуальность, другие модифицируются, третьи возникают вновь. Количество и объем функций государства обусловливаются состоянием важных сфер жизнедеятельности общества, ролью основных институтов государственной власти, конституционными и другими принципами их формирования. Состоявшееся гражданское общество сводит к минимуму число осуществляемых государством функций, отводя последнему более важные для общества функции обеспечения безопасности личности, его достойного жизненного уровня и правопорядка, охраны ок-
ружающей среды и др. В этой связи в юридической литературе проблема классификации функций государства понимается не однозначно. Причина в том, что функции государств различных исторических типов существенно отличаются друг от друга. Однако это важно для глубокого и многостороннего изучения, эффективного применения и совершенствования этих функций.
В юридической литературе предлагаются многочисленные критерии классификации функций государства. Так, различают постоянные и временные функции; внутренние и внешние; правотворческие, правозащитные, правоприменительные [14, с. 258]; основные и не основные функции; национальные и местные; функции эксплуатирующего типов и демократического типов государств; законодательная, исполнительная, судебная (иногда и контрольная) функции; экономические, политические, социальные, идеологические и другие функции государства.
Содержание экономической функции государства для Российской Федерации заключается в осуществлении необходимых рыночных реформ, которые преследуют цель коренным образом трансформировать экономический механизм России и обеспечить экономическую свободу, право собственности, реально работающий рынок товаров и услуг и т. д.
В задаче правового регулирования осуществления экономической функции государства особую роль играет Конституция Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). Вместе с тем право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1 и 2 статьи 35).
На основании этих конституционных норм можно обозначить основные принципы развивающихся в Федерации новых экономических отношений. Во-первых, государство без какой-либо дискриминации между его формами признаёт право собственности, во-вторых - государство конституционно гарантирует защиту права собственности, создавая предпосылки для формирования устойчивой экономической системы, долгосрочных инвестиций и эффективной экономической конкуренции. Вместе с тем уточнены право и свобода владения, пользования и распоряжения собственника принадлежащим ему имуществом. Кроме этого, государство обеспечивает конституционные гарантии для свободного развития всех форм собственности, их равной правовой защиты, свободы экономической деятельности, свободной экономической конкуренции. Задача в том, что рыночные экономические отношения предполагают чёткую и действенную систему их правового регулирования, полную гармонию функций и полномочий институтов государственной власти в вопросе их обеспечения, детальной законодательной регламентации роли государства в этой области. Следует отметить, что важнейшие про-
блемы экономических отношений регламентируются не только в главе 1 Конституции Российской Федерации, а также закрепляются в главе 2 Основного закона.
Однако закрепление права собственности и свободы экономической деятельности ещё не являются единственной необходимой предпосылкой для их реализации. Для защиты этих ценностей необходимы серьезные законодательные гарантии. В связи с этим представляет особую важность часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Закрепленное положение, бесспорно, является серьезной законодательной гарантией защиты права собственности. Вместе с тем статья 306 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает: «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».
В регулировании рассматриваемой сферы важное значение приобретает Гражданский кодекс Российской Федерации, который является правовой основой для создания рыночной экономики, в том числе для обеспечения партнёрских отношений между экономической свободой человека, обществом цивилизованных собственников, гражданами и государством. Регулированию указанных отношений также адресовано законодательство об акционерных обществах и других организациях, защищающих права и законные интересы граждан.
В опосредованной форме защите прав человека адресованы также осуществляемые в рамках указанной функции и проводимые государством антимонопольная политика [15], лицензирование производства и реализации различных товаров [16], контроль над процессом импорта и экспорта ряда товаров, стимулирование развития первостепенных отраслей экономики и т. д.
С экономической функцией современного государства тесно соприкасается социальная функция государства. Она вытекает из статьи 7 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает Россию социальным государством. Содержание указанной функции сводится к следующему: государство защищает права человека и гражданина на свободный выбор труда, охрану здоровья, устанавливает минимальный размер заработный платы, оказывает содействие семье, материнству, детству, престарелым, инвалидам. Так, численность лиц впервые признанных инвалидами в Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики в 2008 г. составляла 999 тыс. человек; 2009 г. - 934 тыс. человек; 2010 г. - 893 тыс. человек; 2011 г. - 842 тыс. человека; 2012 г. - 805 тыс. человек; 2013 г. - 754 тыс. человек. При этом число стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) в 1995 г. составляло 871; 2000 г. - 1132, 2005 г. - 1390, 2010 г. - 1475, 2011 г. - 1417, 2012 г. - 1406, 2013 г. - 1411.
Вместе с тем на конец 2013 г. для помещения в учреждения для взрослых состояло на очереди 16,6 тыс. человек, в детские - 389 детей. Работали 9 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, в которых проживали 1,4 тыс. человек, 30 геронто логических центров (6,9 тыс. человек) [25], учреждения для иных социально необеспеченных групп Государство создаёт систему социальных услуг, предусматривает государственные пенсии, пособия и другие социальные гарантии.
Для осуществления социальной функции государство создаёт фонды, разрабатывает и реализует программы, которые регулируют занятость населения, сокращают безработицу и бедность. Решению указанных и многих других задач посвящен Федеральный закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [21]. Согласно утратившему законную силу федеральному закону с аналогичным названием государство гарантировало гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 7). Действующий федеральный закон не содержит статью с аналогичным содержанием. В статье 5 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. устанавливается система социального обслуживания, включающая в себя федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания; орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных законом полномочий в сфере социального обслуживания; и т. п.
В России создана и действует Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
Предпринимаются соответствующие меры и по содействию предпринимательству, организации непрерывного образования, устанавливаются конкретные административные формы обеспечения некоторых социальных групп населения (безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, ограниченно трудоспособных граждан, одиноких матерей и др.). Однако необходимо подчеркнуть, что предпринимаемые органами государственной власти и местного самоуправления шаги и мероприятия не так эффективны, и, несмотря на некоторое сокращение бедности и неравенства за последние годы, бедность в Рос-
сийской Федерации продолжает оставаться неразрешимой проблемой.
Социальная деятельность современного государства регламентируется специальной отраслью права: социальным правом (или правом социального обеспечения). Например, в таких развитых странах, как Федеративная Республика Германия, уже в течение долгого времени действует Социальный кодекс, в котором систематизированы нормы о разных видах социальных льгот и различных формах социального обеспечения и защиты (детей, молодёжи, многочленных семей, жертв войны, семей военнослужащих и т. д.).
Не менее важными представляются проблемы, связанные в высшим образованием. В частности, С. В. Барабанова отмечает отход государства от решения проблем системы высшего образования в период реформирования Российской Федерации под лозунгом развития демократии и автономии как принципов государственной политики в области образования [4, с. 11]. Основным доказательством отсутствия должного внимания государства к проблемам высшей школы, по мнению указанного автора, является не упорядоченное до настоящего времени правовое регулирование отношений в этой сфере. Управление высшим образованием представлено как важная социокультурная функция государства, определяющая многие перспективы развития общества, и государство обязано сохранять регулирующее и поддерживающее воздействие в этой сфере как путем надлежащего финансирования, так и адекватного правового регулирования. Кроме этого, ученым выявлены основные тенденции дальнейшего развития взаимоотношений между государством и вузами и принципиальное отличие государственного регулирования высшего образования в современных условиях: от управления деятельностью переходят к управлению процессами.
Правовому обеспечению социальной функции государства в Российской Федерации служат многочисленные правовые акты, содержание которых даёт основание полагать, что в них отражаются задача и цель государства: обеспечить для гражданина достойный жизненный уровень, свободное развитие личности, защиту семьи, отдельных групп лиц и социальную справедливость. Вместе с тем провозглашение независимой российской государственности, конституционных принципов и положений права, закрепление определённого перечня прав и свобод человека и гражданина не означают, что нормы о них уже претворились в жизнь. Последнее - сложный и долгосрочный процесс, и для реализации и защиты прав и свобод личности требуются активная и запрограммированная долгосрочная политика и воля государства.
Так, статья 40 Конституции Российской Федерации закрепляет: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Однако известно, что значительная часть граждан Российской Федерации не только ни в состоянии улучшить жизненные и жилищные условия своей семьи, но и относится к категории малоимущих. Из-за нехватки своих доходов государство также не всегда в состоянии помочь гражданам, оказавшимся в таких условия, несмотря на то, что по Конституции имеет обязанность по этому вопросу.
За последние несколько лет Правительством Российской Федерации в связи с этим приняты десятки постановлений [22; 17; 18 и др.]. Однако каждый правовой акт и программа, особенно в такой сложной сфере, как права человека, претворяются в жизнь только в созданных для их осуществления реальных условиях. Поэтому практическая реализация конституционных норм по последовательной защите прав и свобод человека и гражданина обеспечивается широкой системой экономических, политических и правовых гарантий. Ведь проблема защиты прав человека в большей степени имеет социально-экономических характер, и только юридическими институтами и механизмами невозможно полностью решить стоящие перед обществом задачи. Данные институты и механизмы должны укрепляться определённым уровнем развития экономики страны, непрерывным ростом производства, наличием развитых производственно-технических, технологических, информационных основ и финансовых средств, а также собственностью членов общества. Так, основные права и свободы человека могут потерять своё значение для тех граждан, которые из-за недостатка соответствующего уровня средств жизнедеятельности лишаются возможности хотя бы в удовлетворительной мере участвовать в жизни общества.
К функциям современного государства относится также политическая функция, содержание которой составляют обеспечение государственной и общественной безопасности, социальной и национальной солидарности, подавление сопротивления противостоящих социальных сил, обеспечение суверенитета государства от внешних посягательств и т. п. Указанная функция государства в некоторой мере ставит задачу защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечить осуществление народовластия, безопасность и солидарность страны, её населения. Кроме этого, суверенитет современного государства, являясь важнейшим признаком современного государства, также выступает необходимой гарантией защиты прав человека.
Функция развития культуры, науки и образования (идеологическая) основывается на идеологическом плюрализме. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (части 1 и 2 статьи 44).
В рамках рассматриваемой функции в течение последних нескольких лет ведущие государства мира развёртывают активную деятельность в направлении развития научно-технического прогресса. В связи с этим расширяется сфера осуществляемых на государ-
ственных началах научно-технических исследований, поскольку по причине увеличения объемов научных исследований и экспериментальных работ государство берёт на себя обязанность стимулирования технического прогресса страны, финансирует расходы на фундаментальные научные исследования.
Правовой основой осуществления анализируемой функции являются законы Российской Федерации «Об образовании» [20], «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и иные правовые акты. В частности, задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы (статья 1) [23].
Однако научно-технический прогресс общества сопровождается опасными для человека отрицательными последствиями. Окружающая среда с огромной скоростью вовлекается в процесс общественного производства, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха, воды, земли (почвы), повышению уровня радиации. Такое состояние окружающей среды угрожает жизни и здоровью человека. В таких условиях функция охраны природы выдвигается на первый план не только для отдельных стран, но и для международного сообщества, и становится важнейшим условием сохранения и безопасности человечества.
В этой связи содержание природоохранной функции государства составляет обеспечение координации деятельности в сфере государственного управления и охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, выздоровления и улучшения качества окружающей среды. С целью решения этих задач государство законодательно устанавливает правовой режим природопользования, берёт на себя обеспечение здоровой среды жизнедеятельности для граждан. Задача в том, что в сфере взаимодействия общества и окружающей среды в Российской Федерации пока первичными для решения признаются экономические проблемы. При этом отсутствует государственная воля по предложению и решению задач, связанных с обеспечением благоприятной окружающей среды для жителей, а также признание того факта, что равноценная защита окружающей среды необходима для обеспечения благополучия человека и осуществления его основных прав, в том числе права на жизнь.
Возникающие в указанной сфере отношения регулируются, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории (часть 1 статьи 9), и другими нормативными правовыми актами.
К важнейшим функциям современного государства относится также функция налогообложения и взимания налогов, содержание которой составляют пополнение казны государства, в первую очередь, государственных и местных бюджетов налогами, иными, предусмотренными законом финансовыми платежами и пошлинами. Основными нормативными актами, которыми регулируется указанная функция, являются Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.
В современных условиях в деле эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина является важным значение функции охраны правопорядка государства. Посредством реализации этой функции обеспечивается существование режима законности, предотвращение и сокращение правонарушений. За последние годы в Российской Федерации в этом направлении предпринимаются необходимые меры, в результате чего в 2013 г. наблюдалось уменьшение числа осужденных по приговорам суда, вступившим в законную силу по сравнению с 2012 г. В частности, за 2013 году в России число осужденных по приговорам суда, вступившим в законную силу составляло 735,6 тысяч человек, вместо 739,3 тысяч предыдущего года [27]. При этом остаётся почти на одном уровне количество совершенных преступлений, направленных против человека, общественной безопасности, здоровья, собственности населения, наблюдается рост количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, незначительно выросло число террористических актов. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2012 г. на территории России было совершено 24 террористических акта, в 2013 г. - 31 [37].
В задаче правового обеспечения борьбы с преступностью особое место занимают Уголовный кодекс Российской Федерации [34], Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре», Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» [19], другие правовые акты.
Из вышесказанного следует, что все функции государства без исключения (как и его деятельность, вообще) содержат элементы защиты прав и свобод человека. Однако при осуществлении соответствующих функций государство и органы государственной власти своё внимание преимущественно сосредотачивают на решении основных задач конкретной функции (например, при осуществлении экономической функции: материально-техническом вооружении разных отраслей экономики, эффективному государственном регулированию совестимым с современными экономическими процессами и другим задачам; в случае с функцией обороны: обеспечению военной мощи вооруженных сил страны, тыла и другим задачам), и не всегда (как по объективным, так и по субъективным причинам) считается важной проблема защиты прав человека. В связи с этим не предполагается целесообразным в системе функций государства выделить самостоятельную функцию защиты прав и свобод человека. Априори современное государство
обязано при реализации всех своих функций первостепенное внимание уделять защите прав человека, тем более что в наши дни случаи массового террористического ущемления прав человека достигли опасного и беспрецедентного проявления. С точки зрения защиты прав человека проблема терроризма стала предметом серьезного обсуждения, особенно на ежегодных сессиях ООН. В этой связи важное значение приобретает резолюция ООН 2001/37 от 23 апреля 2001 г. «Права человека и терроризм». В резолюции осуждаются террористические действия, методы и практика, направленные против прав человека, его основных свобод и демократии, безопасности и развития гражданского общества и государства, призываются все государства в соответствии с международными стандартами защиты прав человека к осуществлению всех необходимых и эффективных мер для предотвращения, борьбы и устранения всех террористических действий, когда-либо и кем-либо они не были бы выполнимы. Важным шагом в указанной сфере является принятая 18 декабря 2013 г. специальная резолюция Л/КБ8/68/178 «Защита прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом» [6].
Вопросы о различного рода взаимосвязи защиты прав человека и терроризма стали предметом более полного обсуждения в разных структурах Совета Европы. Российская Федерация как государство-член Совета Европы придаёт огромную важность европейским правовым подходам и принципам. Дело в том, что особенно в кризисных ситуациях, которые создаёт терроризм, уважение и защита прав человека становятся более актуальными. В этом аспекте целесообразно, чтобы внутригосударственная политика и законодательство в борьбе с терроризмом глубоко учитывали принятые Комитетом министров Совета Европы руководящие принципы [30].
В юридической литературе функция защиты прав человека представляется по-разному, в том числе как:
а) составная часть функции охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка;
б) содержательная характеристика социальной функции государства;
в) элемент внутренней охранительной функции государства [32];
г) главная функция цивилизованного государства [36, с. 200] и др.
В современных условиях права и свободы человека, их защита претерпели существенные изменения. Для признания прав человека в национальном праве потребовались тысячелетия, а в ряде стран этот процесс пока что находится на начальной стадии. Однако очевидно, что от всеобщего признания и уважения прав человека зависит прогрессивное развитие государств и народов. Поэтому важнейшей задачей любого современного правового демократического государства является обеспечение реализации, а также защита основных прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемость при любых обстоятельствах.
Предполагается, что реализация и защита конституционных прав и свобод для человека и гражданина - это возможность требовать от других лиц или государственных органов таких действий, которые соответствуют содержанию и характеру осуществляемых
ими прав. В данном случае целесообразно эти требования направить государству, которое считается основным субъектом осуществления, обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Государство обязано создавать соответствующие условия и предпринимать необходимые мероприятия, чтобы лицо имело возможность свободно и беспрепятственно реализовать закреплённые Конституцией страны свои права и свободы.
Закреплением этой конституционной обязанности государства защита личных, экономических, политических, социальных, культурных и иных прав и свобод граждан становится целью и главной задачей государства, смыслом деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
Разумеется, проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках осуществления функций государства и его органов выражается в различных формах [9, с. 193]. Так, осуществление социальной функции государства непосредственно направлено на гарантирование и обеспечение прав человека. При этом обеспечение прав человека и гражданина в сфере экономического развития и торговли имеет сопутствующий характер, несмотря на то, что эта функция включает вопросы, непосредственно затрагивающие защиту прав человека, а в рамках функции налогообложения и взимания налогов правозащитные механизмы прав человека опосредованы интересами государства, в основном формированием и исполнением государственного и местного бюджетов.
Как отмечалось, осуществление всех функций деятельности современного государства и органов государственной власти в той или иной мере направлено на защиту прав и свобод личности. Однако в правовом государстве на первом плане должны быть права человека и их обеспечение, так как цель существования правового государства и его основная миссия - защита прав человека и его законных интересов.
В гражданском обществе основной целью деятельности государства является человек, реализация и защита его прав и свобод. Деятельность любого современного государства, органов государственной власти можно считать оправданной только в случае эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина. И по этой причине реализация и защита прав и свобод человека должна быть основной целью, а не функцией, современного государства и осуществляться всеми органами государственной власти. Данное заключение непосредственно вытекает из содержания указанной функции и подтверждается анализом деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и различных общественных институтов.
Вместе с тем необходимо учитывать, что функции государства отличаются от функций его органов, поскольку последние носят более конкретный характер и обусловлены задачами, поставленными перед ними. Кроме этого, в отличие от функций государства, государственные органы должны осуществлять свои полномочия в соответствии с их местом и значением в
политической системе общества и государственном механизме.
Выделение защиты прав и свобод человека как основной и реальной цели современного государства даст возможность подумать и об учреждении особенного специализированного органа, занимающегося комплексной защитой всех прав человека. Бесспорно, функции государства не сходятся с осуществляемыми его органами функциями, однако они претворяются в жизнь системой специализированных органов государства. Было бы целесообразным предоставить этому новому органу все полномочия по защите многообразных прав и свобод человека и гражданина. В частности, в современном государстве полномочиями защиты прав и свобод человека наделены органы судебной власти. Однако совместно с защитой прав человека от противоправных действий современное государство обязано создавать необходимые условия для осуществления всех прав личности, поскольку это особенная линия правозащитной деятельности, вытекающая из характера правового государства.
На современном этапе развития Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина - одно из направлений, требующее крайне важного и
актуального решения, так как государство, провозгласившее себя правовым, демократическим, социальным, обязано обеспечить достойную жизнедеятельность личности, ее свободное и непрерывное развитие, личную неприкосновенность, верховенство и защиту прав человека.
Изложенное даёт основание заключить, что формирование гражданского общества и защита прав и свобод человека и гражданина - одна из основополагающих целей деятельности правового государства. А при осуществлении любых функций современного государства необходимо учитывать стоящие перед ним цели и задачи, при этом должны чётко работать юридические механизмы и процедуры защиты прав человека.
Таким образом, выделение гарантирования и защиты прав и свобод человека и гражданина как основополагающей цели современного государства для всей системы основных функций государства выдвигает на передний план обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает прогрессивное развитие государства и общества, формирование и становление гражданского общества и правового социального государства.
Литература
1. Агафонова Т. П., Гдалевич И. А., Мамычев А. Ю., Мордовцев А. Ю. Злоупотребления публичной властью и антикоррупционная политика в современной России: монография. М.: Юрлитинформ, 2011. 432 с.
2. Айвазян В. Н. Защита коллективных прав человека в Республики Армения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ереван, 1998. 22 с. (на арм. яз.).
3. Арутюнян Г. Г. Конституционный контроль (сравнительный анализ). Ереван: Нжар, 1997. 264 с. (на арм.
яз.).
4. Барабанова С. В. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 49 с.
5. Бойцова В. В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995. 36 с.
6. Защита прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.2013 г. Режим доступа: http://www.un.org/ru/terrorism/resolutions.shtml (дата обращения: 26.02.2015).
7. Золотых А. П. Конституционное право человека на жизнь и корреспондирующие ему обязанности государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2008. 27 с.
8. Иваненко В. А. Социальные права человека и их закрепление в Конституциях государств участников Содружества независимых государств: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000. 26 с.
9. Капицын В. Права человека и механизмы их защиты. М.: Юркнига, 2003. 288 с.
10. Конституционное законодательство России / под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец, 1999. 382 с.
11. Курис Э. О стабильности конституции, источниках конституционного права и мнимом всемогуществе конституционных судов // Сравнительное конституционное право. 2004. № 3. С. 92 - 102.
12. Морозова Л. А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 98 - 108.
13. Мухаев Р. Т. Теория государства и права. М., 2002. 464 с.
14. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М.: НОРМА, 2002. 552 с.
15. О защите конкуренции. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.07.2006. № 31 (1 ч.), ст. 3434.
16. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон РФ от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.05.2011. № 19, ст. 2716.
17. О порядке и условиях признания лица инвалидом. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 // Собрание законодательства РФ. 27.02.2006. № 9, ст. 1018.
18. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 // Собрание законодательства РФ. 08.12.2014. № 49 (часть VI), ст. 6975.
19. О противодействии терроризму. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2006. № 11, ст. 1146.
20. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.
21. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.12.2013. № 52 (часть 1), ст. 7007.
22. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 // Собрание законодательства РФ. 28.04.2014. № 17, ст. 2059.
23. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Российская газета. № 248. 17.11.1992.
24. Поляков С. Б. Принцип взаимной ответственности государства и личности: теоретико-правовые и прикладные аспекты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. 59 с.
25. Положение инвалидов // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://-www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 24.02.2015).
26. Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. 2-е изд. М.: НОРМА, 2011. 560 с.
27. Правонарушения // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/# (дата обращения: 22.02.2015).
28. Радченко В. И. Судебная защита прав человека и гражданина в административных правоотношениях // Права человека в России и правозащитная деятельность государства / под ред. В. Н. Лопатина. СПб: Юридический центр пресс, 2003. 400 с.
29. Рамазанов Г. С. Теоретико-правовые проблемы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (по материалам Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2012. 30 с.
30. Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом (утверждены на 804-м заседании Комитета Министров 11 июля 2002 г.). Страсбург, 2003.
31. Тарасова А. Г. Юридические процедуры и реализация прав человека (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. 31 с.
32. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. 2-е изд. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 2002. 616 с.
33. Тохян Ф. Модель института индивидуальной конституционной жалобы в Республики Армения // Вестник Конституционного суда. 1997. № 5. С. 25 - 26. (на арм. яз.).
34. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996. № 25, ст. 2954.
35. Хачатурян Г. М. Первая Конституция Республики Армения. Ереван: Гитутюн НАН РА, 1997. 398 с. (на арм. яз).
36. Чиркин В. Е. Современное государство. М.: Изд. Международные отношения, 2001. 416 с.
37. Число зарегистрированных преступлений по видам // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/pravo/10-01.htm (дата обращения: 26.02.2015).
Информация об авторе:
Балаян Эллада Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права КемГУ, +7951-573-11-94, [email protected].
Ellada Yu. Balayan - Candidate of Law, Assistant Professor at the Department of Constitutional and Administrative Law, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 02.03.2015 г.