УДК 342.846
О. Е. Артемова
соискатель
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОРГАНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Аннотация. В статье анализируется порядок организации и деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, ее права и обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. № 613-! «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан». Отмечается, что в соответствии с проведенной реформой ЦИК обрела статус постоянно действующего, самостоятельного конституционного органа; на конституционном уровне были закреплены ее принципы деятельности; выделены не только основные моменты формирования ЦИК, но и принцип избрания ее председателя. В статье проанализированы отчеты БДИПЧ ОБСЕ, которые опубликовывались по результатам мониторингов избирательных кампаний. Выделено, что ЦИК Республики Узбекистан возглавляет систему избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением избирательных законов, обеспечивает их единообразное применение.
Ключевые слова: выборы, избирательный орган, Республика Узбекистан, состав Центральной избирательной комиссии, полномочия.
O. E. Artemova
Applicant
Penza State University, Penza, the Russian Federation
CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE CENTRAL ELECTORAL BODY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract. The article analyses the order of organization and activities of the Central Election Commission of the Republic of Uzbekistan, its rights and obligations stipulated by the Constitution of the Republic of Uzbekistan, the Law of the Republic of Uzbekistan of April 30, 1998, no. 613-I «On the Central Election Commission of the Republic of Uzbekistan». It is noted that, in accordance with the reform carried out, the CEC has acquired the status of a permanent, independent constitutional body; at the constitutional level its principles of activity were fixed; not only the main points of the formation of the CEC, but also the principle of electing its chairman. The article analyses the OSCE ODIHR reports, which were published based on the results of election campaign monitoring. It is emphasized that the CEC of the Republic of Uzbekistan heads the system of election commissions and commissions for holding a referendum, exercises control over the implementation of electoral laws throughout the territory of the Republic of Uzbekistan, ensures their uniform application
Key words: elections, the electoral body, Republic of Uzbekistan, membership of the Central Election Commission, powers.
Точкой отсчета формирования центральных избирательных органов на всем постсоветском пространстве послужили конституционные реформы начала 90-х гг. прошлого столетия. В условиях отказа от социалистической модели управления и стремительного роста национальной государственности возникла необходимость создания собственных высших органов государственной власти. Не стала исключением и Республика Узбекистан. Поскольку в основу конституционного строя легли демократические принципы, выборность стала базой для
формирования законодательного органа, а также наделения полномочиями главы государства. Потребность в организации избирательного процесса обусловила необходимость и в деятельности специальных избирательных органов, имеющих свою иерархию, структуру, принципы построения.
Впервые в условиях новой реальности в Республике Узбекистан упоминание о Центральной избирательной комиссии (далее - ЦИК) произошло в Законе Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 г. № 414-XII «О выборах Президента Республики Узбекистан» (ст. 4). Однако данный орган определялся не как постоянно действующий, а как специализированный именно для процедуры голосования по избранию главы государства. Он имел и соответствующее название - Центральная избирательная комиссия по выборам Президента Республики Узбекистан. В одновременно принятом Законе Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 г. № 417-XII «О референдуме Республики Узбекистан» (ст. 18) упоминается Центральная комиссия референдума, функции которой выполняет Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Республики Узбекистан. ЦИК как орган вне привязки к конкретной избирательной кампании присутствует уже в Законе Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 г. № 991- XII «О выборах в Олий Маж-лис Республики Узбекистан». Самостоятельный статус ЦИК приобрела с 1998 года, с момента принятия Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. № 613-I «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан». Одновременно принятый Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. № 613-I «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» (ст. 10) подтвердил специальный статус ЦИК: «Центральная избирательная комиссия образуется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан». Необходимо отметить, что принятие подобного нормативного акта, посвященного исключительно статусу центрального избирательного органа, - первый опыт на постсоветском пространстве.
Прежде чем перейти к анализу статуса ЦИК Республики Узбекистан, необходимо отметить, что в последние пять лет в национальном строительстве появился запрос на проведение демократических реформ. Еще при нахождении у власти Ислама Каримова (который был главой государства 25 лет) был обозначен курс на перемены, которые должны были привести к установлению прозрачности административной системы, повышения плюрализма и терпимости в обществе. Как отметил М.Х. Рахманкулов: «Важнейшей особенностью развития избирательной системы является поэтапность, последовательность процессов ее демократической модернизации и либерализации. Принцип последовательности, поэтапности общественно-политических и социально-экономических реформ - один из пяти принципов, лежащих в основе «узбекской модели» развития, разработанной Первым Президентом Узбекистана И.А. Каримовым. Суть этого принципа состоит в том, что демократические преобразования должны осуществляться эволюционно, последовательно и поэтапно, с учетом уровня развития общественно-политических, социально-экономических отношений, уровня развития общественного сознания, правовой культуры, зрелости государственных и гражданских институтов» [12, с. 9]. Принцип последовательного перехода выборного процесса на демократическую основу неоднократно отражался в публикациях узбекских ученых-юристов [1].
Одним из первых шагов на данном пути стали изменения в ст. 117 Конституции Республики Узбекистан, внесенные Законом от 16 апреля 2014 г. № ЗРУ-З66, которая была дополнена частями 6-9, касающимися как раз статуса центрального избирательного органа. Нововведение не являлось одномоментным шагом, а стало элементом целенаправленной реформы всей избирательной системы. Здесь следует отметить: 1) ЦИК обрела статус постоянно действующего, самостоятельного конституционного органа; 2) на конституционном уровне были закреплены ее принципы деятельности; 3) выделены не только основные моменты
формирования ЦИК, но и принцип избрания ее председателя. Как отмечает Х.А. Абдурахманов, реформа законодательства о выборах «позволила создать избирательную инфраструктуру, охватывающую деятельность государственных органов по обеспечению избирательного процесса, контроль за выборами со стороны общественных организаций, институт наблюдателей, информационное обеспечение избирательной кампании посредством СМИ, Интернета и других каналов» [2, с. 168].
Необходимо отметить, что в период строительства новой государственности Узбекистан не закрывался от мониторинга избирательных кампаний со стороны международных организаций. Миссия ОБСЕ/БДИПЧ регулярно проводила наблюдение за выборным процессом, подготавливала соответствующие отчеты, обращение к которым может представить целостную картину, в том числе и о статусе центрального избирательного органа страны. Проанализируем некоторые из них. По результатам парламентских выборов 26 декабря 2004 г. представители миссии в своем Отчете [11] отразили невозможность налаживания нормальных контактов с ЦИК Республики Узбекистан даже по таким вопросам, как уведомление о предстоящих заседаниях Комиссии и выдачи базовой документации. Основные претензии заключались в отсутствии прозрачных процедур: от составления списков избирателей до рассмотрения жалоб на решения избирательных комиссий. Было также указано: «Существующий состав Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий других уровней не обеспечивает широкого и плюралистического представительства на основе профессиональных качеств в органе, отвечающем за проведение выборов. Включение в избирательные комиссии членов, представляющих основные политические интересы, может усилить прозрачность и существенно укрепить доверие к выборному процессу со стороны общественности».
В 2007 г. ситуация изменилась, о чем свидетельствует Промежуточный Отчет Миссии от 5-15 декабря 2007 г. [14]. Помимо констатирующей части (состав ЦИКа из 22 членов, четверо из которых женского пола, наличие вебсайта и др.) в Отчете специально указывалось на регулярные рабочие взаимоотношения с ЦИК. Из негативных моментов в статусе ЦИК следует отметить рекомендацию о полной проработке нормативных актов ЦИК, чтобы можно было обеспечить их единообразное применение. В 2014 г. Итоговый отчёт Ограниченной миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ [8] констатирует: «Центральная избирательная комиссия (ЦИК) компетентно организовала техническую подготовку к выборам и соблюдала сроки, отведенные законодательством. ЦИК предприняла активные меры для увеличения прозрачности в своей работе и в информировании общественности о выборах. Вместе с тем наблюдалась существенная задержка в оглашении ряда важных сведений об избирательном процессе; часть этих данных в принципе не была предана огласке, что ограничило прозрачность избирательного процесса. Нехватка ясности и недостаточность информации в решениях ЦИК в совокупности с нехваткой практического обучения привели к неоднородному применению законодательных норм сотрудниками избирательных комиссий, в особенности на уровне избирательных участков». Хотя в целом избирательная кампания характеризуется как бесцветная. Было уделено внимание гендерному представительству: трое из 18 членов ЦИК были женщины, что оценивалось как недостаток. Претензии относительно правового статуса ЦИК не выделялись, рекомендации касались практической деятельности: публикация всех решений ЦИК, большое представительство женщин в ЦИК; проведение интерактивного обучения членной нижестоящих комиссий. Аналогичные рекомендации были высказаны и в Промежуточном отчете БДИПЧ/ОБСЕ по поводу президентских выборов в 2015 г. [10].
4 декабря 2016 г. БДИПЧ/ОБСЕ приняло Заявление о предварительных выводах и заключениях относительно досрочных президентских выборов [6], в
котором подчеркивалась необходимость устранения ограничений фундаментальных прав и свобод. В то же время указывалось на повышение эффективности ЦИК по администрированию выборов (информационная разъяснительная кампания; тренинги, включая интерактивные; публикация решений на вебсайте и др.). Дополнительно отмечено, что многие ключевые моменты избирательного права урегулированы постановлениями ЦИК, а не первичным законодательством, что нарушает принцип правовой определенности.
Происходило снижение численного состава ЦИК: в 2007 г. - 22 члена, 2014 г. - 18, в 2015 г. - 17, в 2016 - 16.
Обратимся к анализу статуса ЦИК. В ст. 1 Закона Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» закрепляется: «Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан образуется для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также референдума Республики Узбекистан и осуществляет свою деятельность на постоянной основе». В Законе отсутствует упоминание статуса ЦИК, нет стандартных характеристик, принятых в избирательных законах ряда стран СНГ - «государственный орган», «орган власти», «орган с особым статусом». Отсутствуют и дискуссии относительно распространения статуса органа государственной власти на ЦИК Республики Узбекистан, которые, наоборот, активно проходят в Российской Федерации (в частности, относительно выделения особой ветви - избирательной власти [5, 7, 10], отнесения избирательных комиссий к органам исполнительной власти [3, 9], придания ЦИК России статуса юридического лица публичного права [4, 15] и др.).
Есть значимый момент в Республике Узбекистан: закрепляются основные принципы деятельности ЦИК (независимость, законность, коллегиальность, гласность, справедливость), которые расшифровываются в самостоятельных статьях Закона. Однако обращает внимание, что расшифровка принципов состоялась позднее - дополнением в ранее принятый закон. Например, ст. 2.5 так представляет принцип справедливости: «Центральная избирательная комиссия принимает необходимые меры по обеспечению кандидатам, политическим партиям равных условий для проведения избирательной кампании, справедливого распределения бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, честности голосования и подведения итогов выборов, референдума».
В соответствии со ст. 5 упомянутого закона ЦИК возглавляет систему избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением законов о выборах Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан и референдуме Республики Узбекистан, обеспечивает их единообразное применение.
Членом Комиссии может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший 25 лет, имеющий, как правило, высшее образование, опыт работы в организации и проведении выборов Президента Республики Узбекистан и в представительные органы государственной власти, референдума, пользующийся авторитетом среди общественности и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти последних лет. Устанавливаются ограничения: членами ЦИК не могут быть не только лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость (в Законе присутствует оговорка «за совершенные тяжкие либо особо тяжкие преступления», что позволяет претендовать на должность члена ЦИК лицам, имеющим судимость за преступления средней тяжести), но и военнослужащие, сотрудники Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, других военизированных подразделений, профессиональные служители религиозных организаций и объединений.
Члены ЦИК избираются парламентом по рекомендации представительных органов областей, Республики Каракалпакстан, города Ташкента. Председатель
хотя и избирается на заседании Комиссии, но кандидатуру представляет Президент Республики Узбекистан. С мая 2005 г. ЦИК возглавляет Абдусаломов Мирза-Улугбек Элчиевич.
Численный состав Комиссии - не менее 15 членов (присутствует лишь нижний предел численного состава). Практика показала, что число членов находится в «плавающем» состоянии - от 20 до 16 (по-видимому, в зависимости от политической ситуации).
Предусматривается возможность прекращения полномочий члена (в законе перечислены основания), но срок полномочий состава Комиссии не определен. Один из членов ЦИК выполняет свои полномочия с 1998 г., однако не удалось найти документы, указывающие на наличие каких-то актов, пролонгирующих его полномочия.
Одним из атрибутов статуса выступает удостоверение члена Комиссии, которое подписывается Председателю - Президентом Республики Узбекистан, другим членам - Председателем верхней палаты парламента по согласованию со Спикером нижней палаты. Акцентирование порядка подписания документа, лишь подтверждающего статус, не совсем понятно, хотя в национальной научной литературе данный момент подчеркивается особо.
В соответствии со ст. 5 Закона «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» ЦИК осуществляет методическое обеспечение деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, в пределах своих полномочий принимает постановления, издает инструкции и утверждает положения и дает разъяснения по вопросам организации выборов и референдума. Отдельной строкой выделено полномочие по утверждению Регламента.
Решения ЦИК принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов от общего числа членов комиссии. При равном разделении голосов, голос Председателя ЦИК является решающим. Форма принятия решения определена ст. 9 указанного Закона - Постановление. Именно постановлениями ЦИК утверждены Инструкция о порядке финансирования и использования средств на подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан, Положение о наблюдателях от других государств, международных организаций и движений, участвующих в выборах Президента Республики Узбекистан, Инструкция об организации работы окружных избирательных комиссий по выборам Президента Республики Узбекистан и др. Ст. 10 Закона устанавливает обязательность решений Комиссии, перечисляя государственные органы, партии, иные организации, но забыв при этом граждан. По-видимому, присутствует забывчивость узбекского законодателя в упоминании граждан, как основных субъектов избирательного права, которая, по-видимому, в дальнейшем будет устранена.
Таким образом, конституционно-правовой статус ЦИК Республики Узбекистан стал одним из элементов «узбекской модели» развития. Запрос на проведение демократических реформ обусловил внесение изменений в Конституцию республики, согласно которым появились отдельные статьи, посвященные центральному избирательному органу; установление прозрачных правил избирательных кампаний; приглашение международных наблюдателей и выстраивание с ними рабочих отношений; закрепление специальных принципов деятельности ЦИК и их детализация в специальных нормах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдурахманов Х. Конституция и выборы / Х. Абдурахманов, Р. Мирзаев. — Ташкент: ИПТД «Узбекистан», 2016. — 48 с. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elections.uz/upload/iblock/f59/f59d4c92e2dcf8c0dde2529b86041227.pdf (дата обращения: 25.04.2017).
2. Абдурахманов Х.А. Обновление избирательной системы Узбекистана: некоторые итоги и их оценка / Х.А. Абдурахманов // Закон. — 2016. — № 6. — С. 166-171.
3. Андриянов В.Н. Законодательное регулирование правового статуса, правоприменительной и нормотворческой деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / В.Н. Андриянов. — М., 1999. — 14 с.
4. Артемова О.Е. Конституционно-правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: монография / О.Е. Артемова, О.В. Романовская. — М. : Проспект, 2017. — 176 с.
5. Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / Р.Т. Биктагиров. — М., 2010. — 50 с.
6. Заявление о предварительных выводах и заключениях 5 декабря 2016 г. (Республика Узбекистан - Досрочные президентские выборы, 4 декабря 2016 г. / БДИПЧ/ОБСЕ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/ uzbekistan/286146?download=true (дата обращения: 28.04.2017).
7. Иванченко А.В. Организационно-правовая основа избирательного процесса в Российской Федерации: дисс. ... докт. юрид. наук. 12.00.02 / А.В. Иванченко. — М., 1997. — 52 с.
8. Итоговый отчёт Ограниченной миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ (Республика Узбекистан Парламентские выборы 21 декабря 2014 г.) Варшава 25 февраля 2015 г. / БДИПЧ/ОБСЕ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/uzbekistan/145911?download=true (дата обращения: 29.04.2017).
9. Краснов К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02/ К.В. Краснов. — М., 2000. — 26 с.
10. Лысенко В.И. Проблемы современного избирательного права в России и в европейских странах: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / В.И. Лысенко. — М., 1995. — 37 с.
11. Отчет ограниченной миссии ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами (Республика Узбекистан Парламентские выборы 26 декабря 2004 г.) Варшава 4 марта 2005 г. / БДИПЧ/ОБСЕ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.osce.org/ru/odihr/ elections/uzbekistan/41950?download=true (дата обращения: 24.04.2017).
12. Последовательная демократизация избирательной системы - приоритетное направление правовой политики Республики Узбекистан / под общ. ред. М.Х. Рахманкуло-ва. — Ташкент: ИПТД «Узбекистан» , 2016. — 88 с. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elections.uz/upload/iblock/263/263d2c7e8925775101ec944b38b60d72.pdf (дата обращения: 29.04.2017).
13. Промежуточный отчет 23 февраля - 19 марта 2015 г. (Республика Узбекистан Президентские выборы, 29 марта 2015 г.) / ОМНВ ОБСЕ/БДИПЧ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/uzbekistan/ 145896?download=true (дата обращения: 25.04.2017).
14. Промежуточный отчет 5-19 декабря 2007 г. (Республика Узбекистан Президентские выборы 2007) / ОБСЕ/БДИПЧ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/uzbekistan/29880?download=true (дата обращения: 27.04.2017).
15. Романовская О.В. О юридических лицах публичного права / О.В. Романовская // Гражданин и право. — 2015. — № 5. — С. 29-40.
REFERENSES
1. Abdurakhmanov Kh., Mirzaev R. Konstitutsiia i vybory [Constitution and elections]. Tashkent, IPTD «Uzbekistan» Publ., 2016, 48 p. Available at: http://elections.uz/upload/ iblock/f59/f59d4c92e2dcf8c0dde2529b86041227.pdf (accessed 25.04.2017).
2. Abdurakhmanov Kh.A. Updating the electoral system of Uzbekistan: some results and their evaluation. Zakon = Law, 2016, no. 6, pp. 166 - 171 (in Russian).
3. Andriianov V.N. Zakonodatel'noe regulirovaniepravovogo statusa, pravoprime-nitel'noi i normotvorcheskoi deiatel'nosti izbiratel'noi komissii sub"ekta Rossiiskoi Federatsii: avtoref. diss. kand. iurid. nauk: 12.00.02 [Legislative regulation of legal status, law-enforcement and rulemaking activity of election commission of the territorial subject of the Russian Federation: abstract of diss. cand. of law] Moscow, 1999, 14 p.
4. Artemova O.E., Romanovskaya O.V. Konstitutsionno-pravovoi status Tsentral'noi izbiratel'noi ko-missii Rossiiskoi Federatsii: monografia [Constitutional legal status of the Central electoral commission of the Russian Federation: monograph]. Moscow, Prospekt, 2017, 176 p.
5. Biktagirov R.T. Sub"ekt izbiratel'nogo prava Rossiiskoi Federatsii: konstitu-tsionno-pravovoe issledovanie: avtoref. diss. dokt. iurid. nauk: 12.00.02 [Subject of the Electoral Law of the Russian Federation: Constitutional and Legal Study: abctract of diss. of doct. of law]. Moscow, 2010, 50 p.
6. Zaiavlenie o predvaritel'nykh vyvodakh i zakliucheniiakh 5 dekabria 2016 g. (Respu-blika Uzbekistan - Dosrochnye prezidentskie vybory, 4 dekabria 2016 g. BDIPCh OBSE (Statement for preliminary conclusions and conclusions on December 5, 2016. (The Republic of Uzbekistan - Early presidential elections, on December 4, 2016. ODIHR OBSE). Available at: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/uzbekistan/286146?download=true (accessed 28.04.2017).
7. Ivanchenko A.V. Organizatsionno-pravovaia osnova izbiratel'nogo protsessa v Rossiiskoi Federatsii: diss. dokt. iurid. nauk. 12.00.02 [The organizational and legal basis of the electoral process in the Russian Federation: abstract of diss. of doct. of law]. Moscow, 1997, 52 p.
8. Itogovyi otchet Ogranichennoi missii po nabliudeniiu za vyborami BDIPCh/OBSE (Respublika Uzbekistan Parlamentskie vybory 21 dekabria 2014 g.) Varshava 25 fevralia 2015 g. BDIPCh OBSE (The final report of Limited Election Observation Mission of the ODIHR/OBSE (The Republic of Uzbekistan Parliamentary elections on December 21, 2014) Warsaw on February 25, 2015. ODIHR OBSE). Available at: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/ uzbekistan/145911?download=true (accessed 29.04.2017).
9. Krasnov K.V. Sub"ekty izbiratel'nogo protsessa v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. diss. kand. iurid. nauk: 12.00.02 [The subjects of the electoral process in the Russian Federation: abstract of diss. of cand. of law]. Moscow, 2000, 26 p.
10. Lysenko V.I. Problemy sovrem.enn.ogo izbiratel'nogo prava v Rossii i v evro-peiskikh stranakh: avtoref. diss. dokt. iurid. nauk: 12.00.02 [Problems of modern electoral law in Russia and in European countries: abstract of diss. of doct. of law]. Moscow, 1995, 37 p.
11. Otchet ogranichennoi missii OBSE/BDIPCh po nabliudeniiu za vyborami (Respublika Uzbekistan Parlamentskie vybory 26 dekabria 2004 g.) Varshava 4 marta 2005 g. BDIPCh OBSE (The report of a limited mission of the OSCE/ODIHR on observation of elections (The Republic of Uzbekistan Parliamentary elections on December 26, 2004) Warsaw on March 4, 2005 ODIHR OBSE). Available at: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/uzbekistan/41950? download=true (accessed 24.04.2017).
12. Rakhmankul M.Kh. (ed.) Povosledovatel'naia demokratizatsiia izbiratel'noi sistemy -prioritetnoe napravlenie pravovoi politiki Respubliki Uzbekistan [Consecutive democratization of the electoral system is a priority direction of the legal policy of the Republic of Uzbekistan]. Tashkent, IPTD «Uzbekistan» Publ., 2016, 88 p. Available at: http://elections.uz/ upload/iblock/263/263d2c7e8925775101ec944b38b60d72.pdf (accessed 29.04.2017).
13. Promezhutochnyi otchet 23 fevralia -19 marta 2015 g. (Respublika Uzbekistan Prezidentskie vybory, 29 marta 2015 g.) OMNV OBSE BDIPCh (The interim report on February 23 -on March 19, 2015. (The Republic of Uzbekistan Presidential elections, on March 29, 2015) OMNV of the OSCE ODIHR). Available at: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/ uzbekistan/ 145896?download=true (accessed 25.04.2017).
14. Promezhutochnyi otchet 5-19 dekabria 2007 g. (Respublika Uzbekistan Prezidentskie vybory 2007) OBSE BDIPCh (The interim report on December 5-19, 2007. (Republic of Uzbekistan Presidential elections of 2007) OSCE ODIHR). Available at: http://www.osce.org/ru/ odihr / elections/uzbekistan/29880?download=true (accessed 27.04.2017).
15. Romanovskaya O.V. On legal entities of public law. Grazhdanin i parvo = Citezen and Law, 2015, no. 5. pp. 29-40 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Артемова Оксана Евгеньевна — соискатель, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: oksana_art2009@ mail.ru.
AUTHOR
Artemova Oksana Evgen'evna — Applicant, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: oksana_art2009@mail.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Артемова О.Е. Конституционно-правовой статус Центрального избирательного органа Республики Узбекистан / О.Е. Артемова. // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Artemova O. E. Constitutional and legal status of the central electoral body of the Republic of Uzbekistan. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).