Байрамова Н. Ю.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК КАК СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК КАК СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Байрамова Наталья Юрьевна, соискатель
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: статья посвящена рассмотрению федеративных правоотношений, основанных на принципах формирования и функционирования федеративного государства. В частности, автор анализирует конституционно-правовой статус республик как субъектов федеративных правоотношений, под которыми понимаются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросу разделения государственной власти, объединяющие субъекты Федерации в федеративное государство, представляются исходными в структуре федеративной системы, на основе которых формируются все остальные системные связи и отношения.
Ключевые слова: государственная власть, Конституция Российской Федерации, статус, субъекты, федеративные правоотношения.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE REPUBLICS AS SUBJECTS OF FEDERAL RELATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Bayramova Natal'ya Yu., applicant
Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration
Bayramova_N@mail. ru
Annotation: the article is devoted to the consideration of Federal legal relations based on the principles of formation and functioning of the Federal state. In particular, the author analyzes the constitutional and legal status of the republics as subjects of Federal legal relations, which are understood as regulated by the rules of law social relations arising between the Russian Federation and its subjects on the issue of the division of state power, uniting the subjects of the Federation into a Federal state, are presented as initial in the structure of the Federal system, on the basis of which all other system connections and relations are formed. Keywords: state power, the Constitution of the Russian Federation, the status, the entities of the Federal relationship.
В науке конституционного права под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации, который обуславливает определенные взаимоотношения государственных институтов с органами его составных частей. Как правило, государственное устройство предопределяет множество факторов: размер территории, численность и национальный состав населения, исторические традиции государства, особенности его политического режима и иные факторы. Существуют такие виды государственного устройства, как унитарное, федеративное и конфедеративное.
Конституция Российской Федерации провозглашает страну федеративным государством (ст. 5). Федерализм в Российской Федерации представляет собой явление довольное уникальное. Как отмечают исследователи, «ни в одном государстве с федеративным территориальным устройством в мире нет такого разнообразия членов федерации, как в России» [2, с. 27].
Асимметрия, которая присутствует в конституционно закрепленных положениях о федеративной организации Российской Федерации, отражает сложный территориальный и национальный состав, а также процесс исторического развития. Российское государство отличается не только масштабами, но и многообразием характерных признаков (экономические, национальные, исторические, социально-политические, идеологические). В этой связи особый интерес представляет развитие федеративных отношений.
На сегодняшний день в федеративном устройстве реализуется национальное самоопределение, возможность разделить полномочия федеральных органов и органов государственной власти субъектов. Проблематика, связанная с государственным суверенитетом, в частности, с его разграничением между Федерацией и субъектами, правовым статусом субъектов Российской Федерации, вызывает различные мнения исследователей. Несмотря на наличие значительного количества работ отечественных ученых по проблемам федеративных отношений, требуется их дальнейшее научно-методологическое исследование.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ряде основных принципов, среди которых:
Государственная целостность Российской Федерации, что подразумевает наличие единого и неделимого государства, в состав которого входят соответствующие государственные образования. Российская Федерация провозглашается как суверенное государство, обладающее единой территорией и правовой системой.
Единство системы государственной власти, что находит отражение в целом ряде явлений: суверенитет Российской Федерации, общефедеральные органы государственной власти, верховенство Конституции и федеральных законов на территории страны. В свою очередь, субъекты Российской Федерации также наделены определенными полномочиями, имеют всю полноту власти вне пределов компетенции Российской Феде-
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
рации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (предметы ведения определены в ст.ст. 71-73 Конституции Российской Федерации).
Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации, что означает наличие равных прав народов (национальное развитие, развитие культуры, традиций, возможность пользования родным языком).
Равноправие субъектов Российской Федерации между собой и в процессе взаимоотношений с федеральными органами государственной власти, что подразумевает: равенство прав и обязанностей субъектов; конституционно установленные пределы компетенции; равное представительство субъектов в Совете Федерации.
Характеризуя современный российский федерализм, необходимо отметить ряд его ключевых особенностей. В первую очередь, Российская Федерация - конституционная федерация, т.е. в ее основу положена Конституция Российской Федерации, а также ряд двусторонних договоров, соглашений. В то же время, заключаемые договоры и принятые федеральные законы не оказывают влияние на конституционную природу Российской Федерации, они не могут учреждать федерацию, определять предметы ведения и полномочия. В п. 1 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации устанавливается приоритет конституционных норм над нормами договоров.
Для того чтобы определить конституционно-правовой статус республик, следует проанализировать виды существующих в настоящее время субъектов. На сегодняшний день в состав Российской Федерации входят шесть разновидностей субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Конституция Российской Федерации и республиканские конституции определяют предметы ведения этих субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация является национально-территориальной федерацией, в ее состав входят субъекты с разным конституционно-правовым статусом. Лишь только республики определены в качестве государств (ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации), они имеют некоторые права, которые отсутствуют у других субъектов. По национально-территориальному признаку выделены республики, автономная область, автономные округа. Фактически, они обеспечивают национальное самоопределение титульных для них народов. В свою очередь, остальные субъекты представляют собой территориальные образования. Очевидно, что асимметризм Российской Федерации заключается в одновременном построении федеративного государства на основе территориального и национально-территориального признака.
Субъекты Российской Федерации различны по юридической природе и конституционно-правовому статусу, исходя из этих критериев, можно распределить все субъекты по группам:
1. В состав Российской Федерации входят республики, которые существенно различаются (размер территории, численность населения, уровень особенности социального и экономического развития). При этом различия не влияют на конституционно-правовой статус республик. Как правило, республики принимают собственную Конституцию.
2. Вторая группа субъектов представлена краями, областями и городами федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь). Статус данных субъектов определя-
ет Конституция Российской Федерации, федеральные законы и уставы соответствующих субъектов.
3. К третьей группе субъектов относится автономная область и автономный округ. Существенная особенность автономных образований (исключение - Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ) - вхождение в состав края или области. Указанные субъекты относятся к национальным государственным образованием, которое отличает особый национальный состав и быт населения, предусмотрен для малых народностей и этнических групп определенных районов (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток).
Таким образом, Российская Федерация обладает рядом отличительных признаков:
- конституционный, асимметричный, национально-территориальный характер федерации;
- единство системы государственной власти;
- несуверенный статус ее субъектов;
- конституционно закрепленное разграничение предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами.
У республик, как и у остальных субъектов, присутствует право осуществлять международную и внешнеэкономическую деятельность, но отсутствует право выступать не от имени Российской Федерации, затрагивать вопросы дипломатического признания и пр. Очевидно, что республики имеют международную правосубъектность, которая является при этом ограниченной. Федеративные правоотношения можно представить как исходные, базовые в структуре федеративной системы, именно на их основе происходит формирование всех остальных системных связей и отношений.
Как отмечает И.Б. Гоптарева: «принципы построения федеративных отношений не зафиксированы в непосредственном виде (т. е. в виде каких-то установленных формулировок) в Конституции Российской Федерации, поэтому перечень их остается открытым, разные авторы могут насчитывать разное количество таких принципов, но вряд ли кому-нибудь удастся доказать, что какой-то определенный перечень этих принципов является исчерпывающим» [4, с. 35].
Как ранее было отмечено, конституционно-правовой статус субъектов, в первую очередь, устанавливает Конституция Российской Федерации, ее нормы продолжаются в других правовых актах. Несмотря на провозглашенное равенство субъектов, их правовой статус, тем не менее, не совсем одинаков. Следует отметить точку зрения В.А. Лебедева, который считает, что «...принцип равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленный в российской Конституции, не является абсолютным. Так, в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации признаются государствами, в то время как остальные субъекты Российской Федерации таковыми не называются. Исходя из этого, республики наделяются особыми правами. Например, только республики согласно ст. 66 Конституции Российской Федерации имеют право самостоятельно определять способ принятия их конституций (референдумом, законодательным органом, специально создаваемым органом и т. д.). Другие субъекты Российской Федерации ограничены правом принятия устава только их законодательным органом» [5, с. 10]. Рассуждая о характере взаимоотношений Федерации и ее субъектов аналогичной точки зрения придерживается И.В. Гончаров [3, с. 4-9].
Несмотря на наличие существенных отличий между субъектами, важно отметить, что провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип равноправия затрагивает как права, так и принятые на себя обязательства. В связи с тем, что
Байрамова Н. Ю.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК КАК СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация является ассиметричной федерацией, фактическое равенство субъектов достаточно трудно представить, поэтому правильнее использовать термин равноправие (ч. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации).
Конституционно-правовой статус республик можно охарактеризовать следующим образом: наличием собственной территории, входящей в состав Российской Федерации; наличием собственной правовой системы, в рамках законодательства Российской Федерации; наличием органов государственной власти в рамках, определенных системой государственных органов в стране; наличием республиканской собственности; наличием международной правосубъектности; наличием собственного государственного языка, государственной символики, столицы республики; наличием полномочий в совместном с Российской Федерации ведении, исключительном ведении республики.
С конституционно-правовым статусом республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Здесь следует отметить, что республики обеспечивают собственную территориальную ценность, а административные границы республики не могут быть изменены без ее согласия. Ошибочно провозглашение республиками права собственности на землю, недра и природные богатства, для этого отсутствуют правовые основания.
У субъектов Российской Федерации и государства присутствует разграничение вопросов ведения, а также имеют место вопросы совместного ведения. Несмотря на то, что республики в составе Российской Федерации не суверенны по своему статусу, а также существенно различаются между собой, им присущи общие черты. Каждая республика имеет собственную территорию, но на указанную территорию распространяет свое действие государственный суверенитет, Конституция Российской Федерации и федеральные законы. Каждый из субъектов (республик) обладает собственными предметами ведения и полномочиями. Государственная власть в республиках осуществляется при помощи образуемых ими органов государственной власти. Республики наделены полномочиями в части определения второго языка, решения вопросов, связанных с национальной культурой, просвещением и пр.
Конституционно-правовой статус республик основан на Конституции Российской Федерации, а также продолжающих ее нормах федеральных законов. Несмотря на значительное многообразие субъектов Российской Федерации, их объединяет провозглашенное в Конституции Российской Федерации равноправие, обособленность и наделение обязанностями в рамках Федерации. Следует отметить, что неоднородность субъектов Российской Федерации, основана на сложившихся в прошлом и продолжающих существовать особенностях, имеющих политический, социальный и финансово-экономический характер. Указанные различия связаны с большой территорией страны, различной плотностью населения по регионам, наличием большого количества народностей. Действующая в
настоящий момент государственная политика направлена на то, чтобы сохранить самобытность народов, развивать и сохранять народное творчество, обычаи, язык. В этом отношении республики имеют все необходимые права и полномочия.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,01%.
Список литературы:
1. Байрамова Н.Ю. Зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2. С. 16-17.
2. Глазырина М.В., Петренко Н.И. Проблемы совершенствования федеративного устройства России // Марийский юридический вестник. 2015. № 4. С. 27-29.
3. Гончаров И.В. Федерация и ее субъекты: характер взаимоотношений // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 2. С. 4-9.
4. Гоптарева И.Б. Правовые принципы и механизмы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. С. 35-43.
5. Лебедев В.А. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 1. Право. Выпуск 31. С. 5-12.
6. Прудников А.С., Малахов В.П. Статус республики в составе Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 37-39.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Байрамовой Н.Ю. на тему: Конституционно-правовой статус республик как субъектов федеративных отношений Российской Федерации Актуальность статьи Байрамовой Н.Ю., в которой анализируется конституционно-правовой статус республик как субъектов федеративных правоотношений, является актуальной, поскольку в настоящее время полноценной реализации преимуществ федеративного устройства государства препятствует несбалансированность норм отечественного законодательства с конституционными нормами - принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, с общепризнанными в международном праве принципами федеративных правоотношений.
В своей статье Байрамова Н.Ю. дает подробный анализ системы конституционно-правовых принципов установления компетенции субъектов Федерации в сфере совместного ведения; рассматривает особенности конституционно-правового статуса республик в контексте вопросов о правовом статусе их территорий.
Содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из различных источников. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.
Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых
Г.Н. Щедролюбова