25. Сапожникова Н.Г. Корпоративный учет и отчетность: методология и практика: монография. Воронеж : Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2008. 248 с.
26. Сапожникова Н.Г. Типология трансакци-онных издержек в корпоративном учете и отчетности // Научно - технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. Т. 5. №2 64.
С.251-256.
27. Слиняков Ю.В. Организационные и экономические меры по предотвращению кризиса в организации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2009. № 1-2. С. 37.
28. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 9-1. С. 52-56.
29. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 9-1. С. 52-56.
30. Слиняков Ю.В. Оценка и развитие кадрового
потенциала в высшей школе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2007. Т. 1. № 19. С. 98-103.
31. Слиняков Ю.В. Построение системы корпоративной социальной ответственности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 4. С. 227-233.
32. Слиняков Ю.В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства и возможные пути их решения // Микроэкономика. 2009. Т. 2. С. 150-157.
33. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 3. С. 275-281.
34. Слиняков Ю.В. Финансовые аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2007. Т. 1. № 19. С. 312-319.
35. Соколов Я.В. Лука Пачоли в России // Лука Па-чоли. Трактат о счетах и записях. М.: Финансы и статистика, 2001.
36. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000.
УДК 34 ББК 67
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,
ученый секретарь
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор; ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВИЧ НУРАДИНОВ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Общественные объединения как элементы гражданского общества рассматриваются с позиции формирования новой системы гражданской инициативы, характеризуются как атрибуты демократического общества. Ключевые слова: Конституция, общество, объединения, правовой статус, гражданин, гражданское общество.
Annotation. Public associations as elements of civil society are considered from position of the formation of a new system of civil initiatives, are described as attributes of a democratic society.
Keywords: Constitution, society, associations, legal status, citizen, civil society.
■ф-
В Российской Федерации в последнее десятилетие идет активный процесс формирования новой системы общественных объединений, созданных на основе гражданских инициатив и общественной самодеятельности с учетом разнообразных интересов различных слоев общества. Не будучи непосредственными носителями государственной власти, общественные объединения являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни.
Общественными объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы, молодежные ассоциации, творческие союзы, национально-культурные общества и иные общественные организации, массовые движения, религиозные и другие объединения. Они создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, развития научного, технического и художественного творчества, охраны здоровья населения, участия в благотворительности, охраны природы, памятников истории и культуры, а также другой деятельности, не запрещенной законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Они создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов, самоуправления, законности. Все общественные объединения, выполняя функции, предусмотренные их уставами, другими актами, действуют в рамках Конституции и законов. Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом.
Общественные объединения, за исключением массовых движений, зарегистрированные в установленном законом порядке, обладают правами юридического лица. Они могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами. Денежные средства общественных объединений формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставами; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения лекций, выставок и иных мероприятий.
Конституционно-правовой статус общественных объединений, порядок их создания и деятельности, реорганизации и ликвидации, а также содержание права граждан на объединение и основные государственные
гарантии этого права регулируются соответствующим законодательством1.
Конституция РФ посвятила деятельности общественных объединений ряд статей. Так, в ст. 13 закрепляются основы правового статуса общественных объединений, вводятся ограничения на создание и деятельность общественных объединений, если их цели и действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушают целостность Российской Федерации, подрывают безопасность государства, содействуют разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), государство гарантирует гражданам России свободу создания общественных объединений. В ст. 30 Конституции указано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В то же время никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.
Право на объединение в различные общества и свобода деятельности общественных объединений рассматриваются как одни из основных прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя конституционно указанные права за гражданами Российской Федерации, государство стремилось предоставить им возможность самостоятельно защищать свои интересы и активно участвовать в общественной и политической жизни страны2.
По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность реализовать его не только гражданами России, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства, законно находящимися на территории Российской Федерации. Все они обладают правом вступать в объединения, создавать их. Об этом говорит термин «каждый», употребляемый в ст. 30. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об общественных объединениях»3 «иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». В ст. 27 также подчеркивается, что осуществление прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Ранее действовавшее отечественное законодательство наделяло правом на объединение только граждан России.
Право на объединение тесно связано с рядом других конституционных прав и свобод. Например, объединения нередко действуют через собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, которые выступают в качестве мероприятий организационного
ф-
(коллективного) волеизъявления. В то же время право на объединение не является абсолютным и может подвергаться определенным ограничениям. Они устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Общественным объединениям предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. Большое значение имеют действия общественно-политических объединений в предвыборной и выборной кампаниях. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме может реализо-вываться через объединения граждан, обладающие самостоятельным, только им присущим статусом политического общественного объединения. Главной задачей такого объединения является участие в политическом волеизъявлении граждан во время выборов4.
Право на объединение связано со свободой массовой информации, свободой мысли и слова. Наличие этих прав - непременное условие реализации права на объединение.
Специфической формой выражения права на объединение является создание религиозных объединений, посредством которых обеспечивается гарантия свободы совести и вероисповедания5.
Право на объединение связано с принципом идеологического и политического многообразия, который закреплен в ст. 13 Конституции РФ. Принцип идеологического и политического многообразия не только исключает наличие в государстве обязательной идеологии и монополию на осуществление политической власти какой-либо одной организации, но и способствует осуществлению народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, обеспечивает легальность существования конституционной политической оппозиции6.
Классификация по целям деятельности, ради которых создаются общественные объединения, может быть самая различная. Каждое из таких объединений в рамках своих целей выдвигает собственные задачи, выражая тем самым специфические интересы объединившихся в него граждан. Граждане объединяются, создавая общественное объединение на основе своих интересов, в зависимости от направления и сферы деятельности, закрепленной в уставе: благотворительные, экологические, молодежные, культурные, образовательные, женские, ветеранские, физкультур-но-спортивные и т.д.
Ю.А. Дмитриев и К.К. Токмаков отмечают, что право граждан на объединение имеет политический характер, что это важнейший институт государственного права7. С таким выводом следует согласиться
лишь в части признания важности и значимости права на объединение, отнесения его к политическим правам, если создаются политические партии или иные политические движения. С тем, что право на объединение носит лишь политический характер, согласиться в полной мере нельзя по следующим основаниям: право на объединение предусматривает создание не только политических партий и иных массовых общественных объединений, преследующих политические цели, но и других общественных объединений, создаваемых для защиты не столько политических, сколько социальных и экономических интересов их членов (общественные объединения потребителей, профсоюзные организации и т.д.).
Закон относит к общественным объединениям все созданные по инициативе граждан организации, кроме религиозных и коммерческих, включая политические партии и профсоюзы.
Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам и т.п.
Так, ряд авторов в зависимости от различных критериев классификации выделяет следующие виды общественных объединений в Российской Федерации:
1) по организационно-правовым формам - организации, движения, фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности;
2) по характеру членства - с фиксированным членством и без такового;
3) в зависимости от направления и сферы деятельности, закрепленной в уставе - благотворительные, экологические, молодежные, культурные, образовательные, женские, ветеранские, физкультурно-спор-тивные и т.д.;
4) в зависимости от проявления в деятельности объединений политических признаков - собственно политические; организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект; собственно неполитические;
5) в зависимости от территориальной сферы деятельности - общероссийские, межрегиональные, региональные, местные и международные;
6) в зависимости от целей и возможности извлечения прибыли - коммерческие, некоммерческие;
7) по количеству членов - массовые, элитарные;
8) по внутриорганизационным структурам - централизованные и нецентрализованные;
9) по социально-правовому статусу - зарегистрированные в соответствующих органах, незарегистрированные, нелегальные (запрещенные государством, подпольные)8.
Такую классификацию можно взять за основу, но она не является исчерпывающей. Рассмотрим некоторые виды общественных объединений.
Согласно законодательству членами общественных объединений могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Разрешается членство в молодежных организациях лиц, достигших 14-летнего возраста. Членство в детских общественных объединениях возможно с 10 лет. Кроме того, Федеральным законом «Об общественных объединениях» наряду с индивидуальным допускается коллективное членство других (уже созданных) общественных объединений. Для того чтобы создать общественное объединение, требуется согласие не менее трех человек.
В заключении необходимо отметить, что для общественных объединений уставные цели, ради которых они были созданы, имеют чрезвычайно важное значение: это направление его деятельности, которое определяет характер и содержание акций, проводимых объединением. Таким образом, становление демократического общества связано со значительным развитием общественных институтов, в том числе общественных движений, политических партий и их союзов, поэтому законодатель счел необходимым ввести в основы конституционного строя принципы политического многообразия и многопартийности.
1 Гражданским кодексом РФ, федеральными законами от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворитель-
ных организациях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с посл. изм. и доп. и др.
2 Конституционное право России / Под. ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. М.,2013. С. 142.
3 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; с посл. изм. и доп. // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6961 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4 См.:ЮдинЮ.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 45.
5 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; с поел. изм. и доп. //СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3477 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
6Дарков А.А. К вопросу о понятии общественного объединения // Юрист. 1999. № 5/6. С. 17.
1 Дмитриев Ю.А., Токмаков К.К. Россия: становление многопартийности. М., 1992. С. 38.
8 Лысенко В.В. Право на объединение и виды общественных объединений // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. С. 12.
УДК 34 ББК 67
О ПОНЯТИИ И ЗНАЧЕНИИ ДОГОВОРА ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОМАН СЕРГЕЕВИЧ РОДИН,
аспирант Российского государственного гуманитарного университета Научная специальность 12.00.03 - гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Н.И. Косякова
Citation-uндекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Обращается внимание на несовершенство гражданского законодательства относительно договора имущественного страхования, высказываются предложения по его совершенствованию.
Ключевые слова: Российская Федерация, гражданское законодательство, Гражданский кодекс РФ (Ч. 2), страхование, страхование имущества, договор имущественного страхования.
Annotation. Highlighted the imperfection of civil legislation concerning the contract the property right insurance, made suggestions for its improvement.
Keywords: the Russian Federation, civil law, Civil code of the Russian Federation (Part two), insurance, property insurance, property insurance agreement.