КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Седалищева П.И.
Седалищева Прасковья Ивановна - магистрант, кафедра конституционного права, Институт государственного и международного права Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье раскрываются особенности конституционно-правовой природы федерального министерства в Российской Федерации. Отдельно рассмотрено положение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ключевые слова: федеральное министерство, МЧС РФ, Конституция РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти.
Не существует юридического определения системы и структуры исполнительных органов. Конституция Российской Федерации [1] часто использует эти понятия довольно часто («система» - статьи 7, 71, 75, 77, 118, «структура» - статья 131), эти условия все чаще используются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» [2].
В современной системе федеральных органов исполнительной власти отраслевое управление является функцией федерального министерства, хотя эта функция не так четко выражена, как раньше. Современное федеральное министерство является исполнительным органом, который выполняет функции по разработке государственной политики и регулированию и регулированию в установленной сфере деятельности. Он координирует и контролирует деятельность федеральных агентств и федеральных агентств, находящихся под его юрисдикцией.
Межсекторальный характер функций федеральных органов исполнительной власти проявляется, когда, например, федеральное министерство принимает решения, которые являются обязательными для других федеральных органов исполнительной власти.
Мы подчеркиваем, что законодатель не использует термин «управленческая ветвь», но использует довольно близкий, но не эквивалентный термин «установленный объем деятельности». В связи с этим можно произвольно называть федеральное министерство компетенцией отраслевой компетенции.
С целью обеспечения гражданской защиты государства и в условиях чрезвычайных ситуаций (в особенности техногенных, природных катастроф, аварий и т.д.) главное значение имеет активность Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации результатов стихийных бедствий (МЧС РФ). Аппараты Министерства реализовывают управление нужной подготовкой жителей и разных объектов к гражданской защите на факт особенных ситуаций, одновременно со специальными подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ спасатели МЧС Российской Федерации первыми прибывают на помощь людям, пострадавшим от естественных аномалий (наводнений, землетрясений, ураганов и т.д.), они воссоздают ресурсы жизнеобеспечения, расчищают завалы, воссоздают для начального применения разваленные объекты, воссоздают пути сообщения при авариях и т.д. Подразделения МЧС Российской Федерации оказывают помощь народам иных государств, потерпевшим от стихии. Спасатели МЧС Российской Федерации постоянно пребывают в готовности и зачастую первыми приходят на место стихийных бедствий для спасения людей и первоначального возобновления объектов жизнедеятельности за рубежом. «Силовые» министерства и ведомства (обороны, внутренних дел, по
чрезвычайным ситуациям, службы безопасности и т.д.), отдельные прочие министерства (иностранных дел, юстиции) находятся под прямым управлением президента, иными управляет правительство.
В качестве примера успешного функционального структурирования органов исполнительной власти по отраслевым и межсекторальным принципам можно привести Закон Республики Татарстан 2005 года «Об исполнительных органах Правительства Республики Татарстан». Он определяет исполнительную ветвь:
- Общая компетенция - исполнительный орган, осуществляющий государственное управление по вопросам своей юрисдикции на подчиненной территории, объединяющий и направляющий деятельность подчиненных исполнительных органов отраслевой, межсекторальной и специальной компетенции;
- отраслевая компетенция - это исполнительный орган, который проводит государственную политику и выполняет управленческие функции в отношении порученной ей отрасли или сферы деятельности;
- межсекторальная компетенция является исполнительным органом, осуществляющим межсекторальную координацию по вопросам, входящим в его компетенцию, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности;
- особая компетенция - это исполнительный орган, который выполняет отдельные административные, контрольные, разрешительные, координирующие, организационные, нормативные и другие специальные управленческие функции в определенной сфере деятельности.
Таким образом, межсекторальное управление представляет собой особый вид управленческой деятельности, осуществляемой государственными органами с межведомственными полномочиями в отношении организационно не подлежащих управлению объектами, содержание которых представляет собой специализированную межсекторальную координацию и функциональное регулирование по вопросам, входящим в их компетенцию.
Особенности правового статуса федерального органа исполнительной власти определяют его место и роль в системе органов исполнительной власти, компетенцию, сферу прав и обязанностей, механизм отношений с другими государственными органами.
В соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 314, созданы и действуют федеральные министерства, которые установили нормотворческую деятельность и развитие государственной политики в соответствующих секторах и сферах общественной жизни; федеральные службы по надзору и контролю; федеральные агентства как структуры, реализующие ряд практических функций.
Идентификация конкретных особенностей правового статуса, которыми в настоящее время пользуются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, и является целью настоящей статьи.
Трансформации в структуре федеральных органов исполнительной власти привели к консолидации федеральных министерств и формированию их полномочий на отраслевой основе. У федеральных министерств снова были «контуры» отраслевой компетенции, которая в принципе соответствует положениям Конституции Российской Федерации. Например, федеральные министерства, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 314, секторальный принцип компетенции почти соответствует перечню субъектов юрисдикции Российской Федерации и совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов (статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации) [4, с. 48].
Таким образом, можно сказать, что федеральное министерство в настоящее время является отраслевым исполнительным органом.
Федеральное министерство характеризуется как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции развития государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере деятельности, установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Напомним, что федеральное министерство имеет право координировать и контролировать деятельность федеральных служб и федеральных агентств, находящихся под его полномочиями, и не имеет права осуществлять функции контроля и надзора за функционированием государственного имущества, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Это отличает его правовой статус от правового статуса других федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, федеральное министерство является «руководителем», ведущим в сфере деятельности, возложенной на него. В то же время он должен функционировать, в основном, с помощью законодательного (нормативного) регулирования.
Принадлежность нормотворческой функции к федеральным министерствам существенно отличает их от других федеральных органов исполнительной власти. Федеральное министерство, с одной стороны, несет ответственность за точное и неуклонное исполнение законов и, следовательно, за положение дел в переданной ему сфере, а с другой стороны, должно регулировать социальные отношения, чтобы государственное администрирование в назначенной сфере осуществлялось должным образом.
Федеральное министерство как «глава» должно определить стратегию и тактику развития сферы (отрасли), доверенные ему, а также определенные сферы деятельности подчиненных органов исполнительной власти. Это связано с тем, что федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся под его юрисдикцией, должны осуществлять государственную политику в сфере деятельности, порученной федеральному министерству.
Правительство Российской Федерации вправе отменить действия федеральных органов исполнительной власти или приостановить действие этих актов (статья 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации») [2]. Руководители федеральных министерств и других органов исполнительной власти Российской Федерации выносят свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Президента, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997. № 51, ст. 5712.
3. Костров А.М. Гражданская оборона. Учебник. М., 2012. С. 37.
4. Организация и обеспечение работ по ликвидации последствий ЧС // НГУ. Новосибирск, 2014. С. 48.