Е.В. Шевелева
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУТА СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВИДАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исследование конституционноправового содержания института свободы вероисповедания в РФ представляется очень актуальной проблемой в связи с огромной ролью, которую играет свобода веры, религий, религиозных объединений в жизни общества, страны, государства и, прежде всего, каждого отдельного человека. В последние два десятилетия в России произошли кардинальные изменения: рухнули казавшиеся незыблемыми коммунистические идеалы, возник вакуум в духовном сознании людей; государство и общество вплотную встали перед проблемой заполнения этого вакуума новы-
ми социально-духовными ориентирами. Поскольку традиционно функции духовной консолидации общества, его нравственного самоочищения выполняет церковь, то весьма существенным является совершенствование государственных гарантий приобщения к ней людей, в том числе посредством конституционного провозглашения такого важнейшего из основных прав и свобод человека, как свобода вероисповедания.
Исследования нормативной регламентации, а также теоретическое осмысление свободы вероисповедания в РФ необходимы для формирования чет-
2006 № 1 Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
кой государственно-конфессиональной политики, результатом которой должно явиться приведение в соответствие с мировыми и международными стандартами всех правовых норм, регламентирующих вероисповедные вопросы, но с учетом российских особенностей. При этом представляется особенно важным рассмотрение нормативно-правовой регламентации свободы вероисповедания в субъектах РФ в ЮФО, так как именно этот регион отличается наибольшим разнообразием вероисповеданий, которые играют значительную роль в жизни граждан, проживающих на его территории. ЮФО РФ также выделяется наличием множества проблем, связанных с реализацией как свободы вероисповедания в целом, так и отдельных ее составляющих элементов. Проблема изучения свободы вероисповедания и составляющих ее прав и свобод связана также с возросшими масштабами такого драматического фактора современной действительности как терроризм, поскольку многие теракты мотивируются защитой веры, исполнением воли Бога, то есть одной из форм реализации свободы вероисповедания. В теоретическом плане исследование свободы вероисповедания представляется важным потому, что большинство ученых рассматривают ее только в структуре свободы совести, не выделяя в качестве отдельной свободы, и уж, тем более, не определяя ее составных элементов. Таким образом, недостаточность теоретических разработок вопроса регламентации свободы вероисповедания зачастую ведет как к неточностям в формулировке нормативноправовых норм, так и к неправильным решениям государственных органов и их должностных лиц по вопросам, касающимся реализации свободы вероисповедания гражданами и их религиозными объединениями.
В российском законодательстве и науке отсутствует четкое определение свободы вероисповедания и однопоряд-
ковых терминов, раскрывающих ее содержание, не установлено ее место в ряду иных конституционно-правовых понятий и институтов. В связи с этим необходимо отметить, что хотя свобода вероисповедания и является элементом свободы совести, вместе с тем ее можно рассматривать как самостоятельный конституционно-правовой институт, обладающий собственной структурой (принципами, субъектами, составляющими правами и свободами). Отличие института свободы вероисповедания от института свободы совести может быть проведено по критерию субъекта реализации и содержанию возможностей социального блага, заключенных в соответствующем благе. Таким образом, следует законодательно разграничить институт «свободы совести» и институт «свободы вероисповедания». Эта позиция согласуется с формулировкой статьи 28 Конституции РФ 1993г., где, в отличие от советских конституций указанные социальные блага свободы совести и свободы вероисповедания сформулированы не в соотношении части и целого, а как равновеликие социальные возможности.
В ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997г. нет юридического определения понятий «вера», «религиозное убеждение», «вероисповедание». Между тем это исходные понятия во всем механизме правового регулирования в сфере взаимоотношений государства и индивида по поводу религии. Поэтому указанным понятиям необходимо придать качество юридических категорий. Предлагается включить в текст закона следующие определения данных понятий. «Вера» -это выраженная словесно либо в действиях, связанных с отправлением религиозных культов, твердая убежденность, уверенность лица в существовании Бога. «Религиозные убеждения» - это совокупность представлений, идей, предпочтений, выражающих отношение ин-
дивида к религии как мировоззрению в целом, а также к различным разновидностям религии. «Вероисповедание» -идентичность лица какой-либо религии, церкви, конфессии.
Следующим неотъемлемым элементом конституционно-правового института свободы вероисповедания являются принципы свободы вероисповедания. Необходимо выделить следующие принципы правового регулирования: светскость государства; светскость государственного образования; всеобщность свободы вероисповедания; запрет религиозного превосходства, который проявляется в запрете установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, равенстве граждан разного религиозного вероисповедания, а также равенстве и независимости религиозных объединений; запрет принуждения человека сообщать о своем отношении к религии; запрет неправомерного ограничения свободы вероисповедания; толерантность; обязательность во внутригосударственном регулировании свободы вероисповедания общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, регламентирующих реализацию свободы вероисповедания; гарантированность свободы вероисповедания.
Принцип равенства религиозных объединений предполагает юридическое равенство религиозных объединений, равенство подходов государства к ним, наличие единого для всех законодательства, регулирующего их статус, равенство основных прав религиозных объединений, а также их равенство как субъектов права. Необходимо отметить следующие законодательные нарушения данного принципа. Во-первых, это преамбула ФЗ 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», которую многие авторы считают проявлением дискриминационного отношения к религиям, не упомянутым в ней, установлением привилегированного положения
упомянутых в тексте конфессий. При этом сам текст закона не содержит каких-либо преимуществ или ограничений определенных религий.
Во-вторых, одним из аспектов нарушения принципа равенства религиозных объединений в РФ является закрепление в Трудовом кодексе РФ в числе праздничных (выходных) дней Рождества Христова - православного праздника. При этом, согласно Трудовому кодексу РФ и ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в субъектах РФ, в которых население исповедует иную религию (нежели православие), может быть установлен и иной праздничный день. Тогда 7 января становится рабочим днем. Реализация данного положения может вызвать определенные трудности в связи с тем, что в РФ нет субъектов, население которых поголовно исповедует одну религию. В целях обеспечения принципа равенства религиозных объединений в работе предлагается внести в Трудовой кодекс РФ изменения, отражающие праздничные дни других мировых религий, финансируемые за счет федерального бюджета, но с указанием более узкой географии применения этих норм Трудового кодекса РФ, а именно на территориях субъектов РФ, где преобладает население данного вероисповедания.
В-третьих, в СМИ имеют место высказывания о наличии христианской символики в государственном гербе РФ. ФКЗ от 25.12.2000г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе РФ» закрепляет в статье 1 внешний вид герба РФ, в том числе наличие в левой лапе орла державы, а в правой - скипетра. Внешний вид герба представляет собой дань исторической традиции, а не установление каких-либо преимуществ для православия.
Дополнительно законодательными нарушениями принципа равноправия религиозных объединений в РФ можно признать деление религиозных объединений на религиозные организации и
группы, а также различие между так называемыми «традиционными» религиозными организациями и религиозными организациями, у которых отсутствует документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет (п.1 ст.9)
Зачастую выдвигаются предложения о предоставлении привилегированного положения отдельным (из числа традиционных в России) конфессиям. Другие ученые отмечают, что подобные инициативы нарушают многие положения как международного права, так и российского законодательства, в том числе принцип равенства религиозных объединений перед законом. В то же время представляется актуальным законодательное обеспечение протекционизма в отношении всех традиционных для России религий и прямой запрет распространения конкретных видов нетрадиционных религий, преследующих цели, противоречащие принципам конституционного строя РФ в виде установления перечня этих религий. Целесообразно также обсуждение вопроса о введении в практику России так называемой «конкордатной системы», то есть заключения договора государства с каждой из религиозных организаций.
Следующим компонентом конституционно-правового института свободы вероисповедания являются субъекты свободы вероисповедания, а именно: граждане РФ, граждане иностран-
ных государств, лица без гражданства. Исследовав правовой статус субъектов вероисповедания, следует отметить, что объем их правомочий зависит от объема правоспособности и дееспособности, предоставленного отдельным категориям лиц российским законодательством. Различия в правовом статусе являются следствием, например, наличия или отсутствия гражданства РФ, обладания определенным статусом (например, военнослужащие), достижения определенного возраста и других социальных
состояний и проявляются в наделении дополнительными правами, свободами, обязанностями либо ограничениями. Так, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть участниками религиозного объединения только в случае их постоянного проживания в РФ. Иностранные граждане, проживающие за пределами РФ или временно пребывающие на ее территории, не могут возглавлять религиозную организацию в России. Также они не могут быть учредителями местных религиозных организаций. Коллективный аспект свободы вероисповедания (участие в религиозных объединениях) имеет отношение только к гражданам РФ, а также иностранным гражданам и иным лицам, отличительным признаком правосубъектности которых является постоянное и на законных основаниях проживание на территории РФ. Также ограничения в реализации свободы вероисповедания могут быть связаны, во-первых, с обладанием определенным статусом (заключенные, осужденные, военнослужащие), а, во-вторых, с возрастным критерием (в местной религиозной организации могут состоять лица, достигшие возраста восемнадцати лет; запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих).
Особенность деликтоспособно-сти физических лиц, относящихся к субъектам права на свободу вероисповедания, заключается в совершении ими правонарушений на почве религиозных убеждений. Большинство особо опасных общественных деяний, совершенных субъектами права на свободу вероисповедания объединяются термином «экстремизм». В зависимости от общественной опасности за совершение данных деяний могут применяться меры уголовной (статьями 282., 282.1, 282.2. УК РФ) либо административной ответственности (статья 5.26. КоАП). Ответ-
ственность иностранных граждан выражается в отказе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, вида на жительство и разрешения на работу в связи с финансированием, планированием лицом экстремистских актов (ФЗ от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
ФЗ 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (статья 14) и ФЗ от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливают основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. Особо следует отметить такую форму ответственности религиозных объединений как приостановление деятельности. Данная мера служит либо временным ограничением правосубъектности религиозных объединений, либо мерой ответственности, предшествующей судебному решению о ликвидации или запрете деятельности. В любом случае религиозное объединение подвергается специфической форме юридической ответственности, выражающейся в ограничении объема правомочий не на основании судебного решения, а на основании решения должностного лица или государственного органа. В данной ситуации представители исполнительной власти наделены полномочиями судебной власти, что неприемлемо в подлинно демократическом государстве и противоречит принципу разделения властей, закрепленному в Конституции РФ.
Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт включает в себя систему прав и свобод (правомочий), составляющих комплексное право на свободу вероисповедания. К индивидуальным правам и свободам следует отнести: 1) право свободно выбирать и принимать религию, 2) право иметь и свободно менять религиозные
убеждения, 3) право исповедовать индивидуально и распространять религиозные убеждения, 4) право действовать в соответствии с религиозными убеждениями, 5) право на религиозное образование. А к коллективным правам и свободам: 1) право на объединение в религиозную организацию и свободу ее деятельности; 2) право исповедовать совместно, а также публично любую религию (собираться для богослужения или иного дела, связанного с вероисповеданием, а также иметь и обустраивать для этой цели специальные места, создавать религиозные объединения), осуществлять иные права вероисповедания в рамках религиозного объединения, 3) свободно исповедовать свою религию в религиозных обрядах, богослужениях, церемониях.
Право на религиозное образование является существенным элементом конституционно-правового института свободы вероисповедания. Следует согласиться с учеными, предлагающими ввести изучение вопросов религии и включить в обязательную школьную программу, а более углубленный курс необходимо преподавать в вузах наравне с философией и историей. При этом важно детально проработать правовые аспекты преподавания данного предмета, четко определить принципы преподавания, структуру, название и место предмета в школьной программе, требования к преподавателям. Данный курс должен базироваться на изучении различных вероисповеданий, их сравнительном анализе, а преподавать религиозный предмет должен только светский педагог, а не священнослужитель. Система осуществления религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках факультатива, предусмотренная российским законодательством, требует следующих изменений: 1) следует включить в перечень образовательных учреждений, имеющих право
предоставить религиозным организациям возможность обучать детей религии, дошкольные образовательные учреждения либо обозначить минимальный возраст несовершеннолетних учащихся; 2) необходимо включить в Закон «Об образовании» положение о том, что обучение религии - воспитание и преподавание основ вероучения - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках факультатива является разновидностью образовательной деятельности религиозных организаций и их последователей, а также дать определение программ религиозного образования и образовательных услуг религиозных организаций; 3) в п.5 ст. 1 Закона «Об образовании» необходимо уточнить, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается не любая, а именно культовая деятельность религиозных организаций.
Основная часть населения России, в том числе и Южного федерального округа, придерживается православия. Этим, очевидно, объясняется являющееся предметом многочисленных дискуссий выделение в преамбуле ФЗ 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» православия наряду с христианством. Православия придерживается русское, в том числе казачье, население, значительная часть осетин, моздокские кабардинцы. При этом только в Законе Республики Адыгеи «О свободе совести и религиозных объединениях в Республике Адыгее» в преамбуле признается особая роль ислама и православия в истории Республики Адыгеи. Остальные субъекты в своем законодательстве не упоминают наименований каких-либо конфессий. Важной проблемой строительства РФ как поликонфессионального государства является организация эффективного государственного контроля процессов организации и деятельности религиозных организаций, относящихся к традиционным и нетрадиционным для
России видам вероисповедания. Контроль за деятельностью религиозных объединений в ЮФО возложен на Главное управление Министерства юстиции по ЮФО, которым проводятся проверки деятельности местных религиозных организаций, а при нахождении нарушений деятельности направляются предупреждения в адрес их руководителей. Так, по данным Главного управления МЮ по ЮФО, в Республике Северной Осетии-Алании за 2004 год были проведены 4 проверки и направлено 5 предупреждений; в Республике Калмыкии были проверены 34 религиозные организации и направлено 140 предупреждений о нарушении законодательства РФ, в суды направлено 89 исковых заявлений о признании общественных и религиозных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридических лиц (по состоянию на 01.01.05 судами удовлетворено 83 заявления); в Ростовской области продолжала осуществляться работа по выявлению религиозных групп (незарегистрированных религиозных объединений) с последующими профилактическими мерами, направленными на предотвращение экстремистской деятельности - были выявлены 10 новых религиозных групп, из которых 5 были проверены. Также в целях осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений проводится ежегодная систематизация информации об религиозных объединениях обладающих влиянием на общественно-политическую ситуацию в субъектах округа. По состоянию на конец 2004г., по количеству последователей и оказанию влияния на социально-политическую обстановку среди религиозных организаций в Республике Адыгее выделяются РПЦ (37 местных православных организаций), Ислам (17), Свидетели Иеговы (6), Евангельские христиане (6); в Республике Ингушетии лидирующее положение занимает Духовный центр мусульман РИ; в Кабардино-Балкарской Республике -
Духовное управление мусульман КБР (124 организации), а также Благочиние православных церквей КБР (19 приходов); в Республике Калмыкии - объединение буддистов Калмыкии; в Республике Северной Осетии-Алании - местные православные религиозные организации, а также централизованная мусульманская организация - Духовное управление мусульман РСО-Аланиия; в Краснодарском крае зарегистрировано и действует 334 православных прихода; в Волгоградской области - Волгоградская епархия РПЦ; в Ростовской области анализ деятельности религиозных объединений показывает, что ни одно из них не оказывает в какой-либо мере влияния на общественно-политическую ситуацию в регионе.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие именно свободу вероисповедания существуют только в Республиках: Дагестан, Адыгее и в Волгоградской области. Остальные субъекты руководствуются федеральным законодательством и положениями, содержащимися в конституциях и уставах, а при реализации права на получение религиозного образования также и законами субъектов об образовании. По данному критерию субъекты РФ в ЮФО можно разграничить на три группы: 1) характеризуется наличием в законодательной базе Конституции или устава и специального закона, регламентирующего свободу вероисповедания (Республика Адыгея (Конституция от 10.03.1995г. (в ред. от 16.07.2003г.), Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред. от 18.02.2004г.), Решение Верховного суда от 20.11.2000г.); Республика Дагестан (Конституция, Закон «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (в ред. Закона от 10.05.2001г. № 16, от 12.05.2004г. № 14); Волгоградская область (Устав от 17.07.1997г., Закон от 27.11.2001г. № 634-ОД «О защите прав граждан на свободу совести и свободу
вероисповедания на территории Волгоградской области» (в ред. от 18.04.2003г.); 2) регулирует свободу вероисповедания только в Конституции (Кабардино-Балкарская Республика -Закон, посвященный регулированию свободы вероисповедания в республике, был отменен 27.03.2002г. Статья 32 Конституции гарантирует каждому свободу вероисповедания, однако не содержит такого важного ее элемента, как право свободно менять религиозные убеждения); 3) характеризуется отсутствием регламентации свободы вероисповедания вообще, содержатся лишь общие положения о признании, гарантировании, защите и непосредственном действии прав и свобод, закрепленных федеральным законодательством и международными актами (Республика Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область), либо же в основных законах данных субъектов упоминание о правах и свободах отсутствует вообще (Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Северная Осетия - Алания, Краснодарский край). Лишь Устав Ставропольского края упоминает религию, закрепляя в своем тексте равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (статья 13).
Исследовав правовые документы субъектов РФ в ЮФО, касающиеся закрепления свободы вероисповедания, следует отметить, что данным субъектам необходимо внести изменения в действующее законодательство либо принять новые нормативные акты, закрепляющие гарантии и способы защиты прав и свобод, составляющих комплексное право на свободу вероисповедания, в частности, следует рекомендовать всем субъектам РФ в ЮФО урегулировать процедуру уведомления о создании религиозной группы органов местного самоуправления. Законодательство субъектов РФ в ЮФО в регулировании объема правоспособности и дее-
способности религиозных организаций в целом соответствует федеральному законодательству, либо повторяя его нормы, либо несущественно дополняя или уточняя его положения. Так, законодательство Республики Дагестан: 1) предусматривает, что деятельность, связанная с оборотом предметов религиозного назначения, осуществляется только с разрешения уполномоченного органа, что не соответствует федеральному законодательству, которое не предусматривает каких-либо учреждений, контролирующих данный процесс; 2) не предусматривает право религиозных организаций экспортировать и импортировать данные предметы. Статья 14 Закона Республики Адыгеи от 12.01.1999г. № 107 «О свободе совести и религиозных объединениях в Республике Адыгее» (в ред. 18.02.2004г.) не упоминает права приобретать данные предметы. Следовательно, необходимо включить в законодательные акты данных субъектов весь перечень прав религиозных организаций относительно предметов религиозного назначения.
Закон Волгоградской области от 27.11.2001г. № 634-ОД «О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области» и Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (статья 23) содержат дополнительное право религиозных организаций, направленное на гарантирование и защиту права на свободу вероисповедания, а именно право участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих их деятельность в обществе. Подобные положения, закрепленные на уровне законодательства субъектов, являются существенной гарантией реализации религиозными организациями своих прав и свобод, так как позволяют им участвовать в принятии решений, касающихся их деятельности. В связи с этим следует рекомендовать внести данные права в законодательство остальных субъектов РФ в ЮФО, в том числе и в законодательство Ростовской области.