ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ключевые моменты которого могут свидетельствовать о состоянии отдельных сторон межгрупповых отношений: межличностных, деловых, совместной и профессиональной деятельности. В приложении к конкретному факту ротации предложенная структура Я оказалась оправданной, обнаружив недостаточную обоснованность исполненных кадровых перестановок.
3. Особенно показательным в оценке эффективности кадровой политики в системе правоохранительных органов может быть названо графическое моделирование складывающихся отношений. Важные в руководстве и управлении стиль, масштаб, знак и направленность отношений в предложенной методике находят необходимую степень визуализации, повышая объективность исследования.
4. Предложенный подход может дополняться системой коррекционных мероприятий, которые на каждом из уровней способны затрагивать определен-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ные психологические структуры, доводя их до необходимой степени зрелости; полученые результаты затем могут быть использованы при анализе деятельности.
Литература
1. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издат. центр «Академия», 1996.
2. Стрелков В.И. Психологическое проектирование труда учителя. М.: Университет СНГ; Смоленск: «Смя-дынь», 2004.
3. Стрелков В.И, Усачева И.В. Профессионально-важные качества будущего специалиста-психолога правоохранительных органов / Милиция. 2009. № 9. С. 60—61.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991.
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ
А.А. ХАСАНОВА,
аспирант Ставропольского государственного университета
Аннотация. Приводится анализ развития личности с точки зрения психотипологической личностной изменчивости в диапазоне норма — акцентуация — пограничная аномальная личность — психопатии.
Ключевые слова: личность, становление личности, индивидуальная изменчивость личностных свойств, психотип, акцентуации характера, пограничная аномальная личность.
KONSTITUTSIONALNO-KONTINUALNAJA VARIABILITY OF THE PERSON AS THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL HEALTH
A.A. HASANOVA,
the post-graduate student of the Stavropol state university
The summary. In article the analysis of development of the person from the point of view of psychotypological personal variability in a range norm — accentuation — the boundary abnormal person — psychopath is given.
Key words: the person, formation of the person, individual variability of personal properties, psychotype, accentuation character, the boundary abnormal person.
Личность — одна из базовых категорий психоло- (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, гической науки. Проблемы личности длительное В.С. Мерлин, Д.Б. Эльконин; З. Фрейд, К.Г. Юнг, время волнуют мировую научную общественность Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Понятие личность, по нашему мнению, следует рассматривать в единстве (а не тождестве) чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев). Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы. Например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями личности в силу социальной детерминации. Отметим, что становление личности — это длительный процесс ранней социализации индивида. Свойства человека (типологические свойства нервной системы, темперамент, задатки) генетически обусловлены и первоначально существуют независимо от того, какая личность будет ими обладать. Инстинктивные механизмы поведения индивида посредством комплексов социальных связей преобразуются в процессе его развития до личности.
Индивидуальная изменчивость личностных свойств определяется взаимодействием основных компонентов социального и биологического. С.Л. Рубинштейн, опираясь на выдвинутый им принцип детерминизма, указывал на преемственность между социальным и биологическим. Внешние причины действуют только через внутренние условия и, наоборот, — внутреннее (психическое) реализуется внешним (материальным).
Личность не может определяться только общественными отношениями; социальное действует на биологическое через психическое; связующим звеном между социальной средой и биологическим организмом выступает личность. Е.В. Шорохова в связи с этим утверждает, что только через влияние личности человеческий организм испытывает позитивное или деструктивное воздействие социального, общественного, культуры, истории. (Боев И.В.). Отсюда следует, что индивидуально-типологический психотип складывается из объединения свойств индивида и свойств личности, а свойства индивида — неотъемлемая составляющая структуры личности. От того, как будет происходить взаимодействие между конституционально — биологическими основами личности и внешней средой обитания, зависит вероятностная конституционно — типологическая изменчивость — дрейф в сторону диапазона нормы или патологии. (Боев И.В., Ахвердова О.А., Кочергина А.В., Гну-чев В.Ф.).
Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П.Б. Ганнушкина, «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни...не подвергаются сколько — нибудь резким изменениям» и «мешают .приспособиться к окружающей среде» (Личко А.Е.). Эти три критерия были обозначены О.В. Кебриковым как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушаю-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
щей социальную адаптацию, позволяет диагностировать психопатии.
С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема — как разграничить психопатии как патологические аномалии от их крайних вариантов норм. Наиболее удачным представляется термин К. Леонгарда — «акцентуированная личность». Это наименование подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т.п. Характер считается базисом личности. Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других «слабые места», у каждого типа своя «ахиллесова пята».
Таким образом, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. (Леон-гард К.). В целом же проблема динамики акцентуаций характера, как справедливо указывает В.В. Ковалев, разработана еще недостаточно.
На протяжении всей истории психологии неоднократно предпринимались попытки построения типологии характеров. Одной из наиболее известных и ранних явилась та, которая была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и др. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей: характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении последующей его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый; те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не случайны. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было). Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений.
В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К. Леонгардом в 1968 г., вторая разработана А.Е. Личко в 1977. Классификация типологий характера, предложенная немец-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ_^^ -
ким ученым К. Леонгардом, основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Классификация акцентуаций характера отечественного психиатра А.Е. Личко построена на базе наблюдений за подростками. Такие акцентуации характера как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При действии психогенных факторов, адресующихся к месту наименьшего сопротивления, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.
При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются довольно выраженными, теряя свою остроту, но с возрастом при стечении определенных неблагоприятных социально — психологических условий вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание) (Петровский В.А.).
Многолетние наблюдения, экспериментально-психологические, психолого-антропологические и психофизиологические результаты исследований позволяют представить зависимость нормы реакции от конституционально-типологической основы у ак-центуантов и представителей (ПАЛ — пограничная аномальная личность) следующим образом: у акцен-туантов конституциональная обусловленность нормы реакций составляет одну треть, а на две трети — зависимость от внешних микро- и макросоциальных факторов; у ПАЛ наоборот (Боев И.В.).
Исходя из этого, представим и охарактеризуем как основу индивидуально-психологических различий типы и свойства нервной системы. Анализ теоретических источников позволяет утверждать, что «особенно резкие, бросающиеся в глаза» характеристики представляют собой некий стандарт поведения, стереотип, обусловленный комплексом определенных свойств нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности сформулированы благодаря работам И.П. Павлова, Б.Н. Теплова, В.Д. Небылицина, А.Г. Иванова — Смоленского и др. И.П. Павлов раскрыл свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность процессов торможения и возбуждения) и разработал 24 комбинации типов нервной системы, но в действительности было сохранено лишь четыре типа. Типы отличаются по критерию приспособленности к окружающей среде и по стойкости в отношении болезнетворных агентов.
* ипсихологическиЕНАУКИ
Отечественные исследователи предусмотрели сочетание противоположных полюсов: силы — слабости, уравновешенности — неуравновешенности, лабильности — инертности, что позволило соотнести их с флегматическим, сангвиническим, меланхолическим и холерическим темпераментами. Открытие свойств нервной системы, наличие их полярности позволили идти от «свойств» к «типам». При этом следует иметь ввиду, что основные свойства нервной системы служат лишь основой для формирования черт поведения или характера.
В исследованиях О.А. Ахвердовой инертность эпилептоидных и шизоидных акцентуантов на индивидуально — психологическом уровне способствует установлению прочных социальных связей, позволяющих лучше адаптироваться в обществе. Одновременно с этим лабильность и неустойчивость, свойственные истерическим и циклоидным акцентуантам, затрудняют адаптацию, порождая сомнения в их надежности, деловых качествах и т.п. На примере континуума акцентуант — пограничная аномальная личность (ПАЛ) можно наблюдать дрейф изменчивости свойств нервной системы и поведенческих реакций. Подтверждается принцип, согласно которому сильная нервная система легче решает одни проблемы, а слабая — другие. Б.М. Те-плов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов правы в том, что ни сильные, ни слабые свойства нервной системы не могут нести на себе положительное или отрицательное социально — психологическое содержание. С.Л. Рубинштейн склоняется к мнению о том, что темперамент является не самостоятельным компонентом психологической характеристики индивидуума, а представляется как проблема внутри проблемы характера, «динамическая характеристика психической деятельности индивида». Отсюда, в понятие темперамента следует включать проявления характера, обусловленные свойствами типов высшей нервной деятельности. Стереотип поведения человека определяют внешние факторы, опосредованные через внутренние условия, которыми выступают свойства личности — интересы, знания, умения, привычки и др.
Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой одни формы поведения формируются легче, а другие — труднее (Рубинштейн С.Л.).