Научно-теоретический раздел
УДК 342.4 (470) ББК 67.0
© 2015 г. Э. В. Малиненко
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
В статье исследуются причины и особенности принятия конституций республиками Российской Федерации. Автор отмечает, что конституция республики имеет широкий спектр характеристик, признаков, свойств; необходимость ее принятия обусловлена рядом политических, экономических и социальных предпосылок.
Ключевые слова: конституции республик Российской Федерации, федеративное государство, федерализм.
THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION REPUBLICS -
THE MAIN SOURCES OF THE LAW OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
(HISTORICALAND LEGALASPECT)
The article investigates the causes and characteristics of decision-Constitution of the Republic of the Russian Federation. The author notes that the constitution of the republic has a wide range of characteristics, features, properties, the need for its adoption is due to a number ofpolitical, economic and social prerequisites.
Keywords: constitutions of the Russian Federation, federative state, federalism.
Конституции республик Российской Федерации являются важнейшим и основным источником права субъектов Российской Федерации, обладающим высшей юридической силой на территории субъекта Федерации по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам органов государственной власти субъекта. Они, по мнению автора, являются связующим звеном между Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.
В состав Российской Федерации входит 22 республики. Они рассматриваются как государственные образования в составе России. Это исторически сложившаяся тенденция была воплощена в первой советской Конституции (Основном законе) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. В первой главе раздела первого «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» Конституции 1918 г. Россия объявлена Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и учреждалась на основе свободного
союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. Конституция не содержала перечня республик, входящих в состав нового государства. Тем не менее на основании п. 49 главы 9 в составе вопросов, подлежащих ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов можно выделить проблемы субъектов, входящих в состав РСФСР, например, принятие в состав новых сочленов (субъектов), установление границ, разрешение споров, и что немаловажно, общее административное разделение территории, утверждение областных объединений [1].
Период первого этапа государственного строительства сопровождался рядом проблем и был завершен к 1922 г. Особенности федеративного принципа государственного строительства и многонациональный состав населения требовали создания законодательства, регулирующего внутригосударственные федеративные отношения между республиками, входящими в состав РСФСР.
Тенденции, сложившиеся в обществе в связи с завершением создания основ социализма,
Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 4 (71)
обусловили необходимость принятия конституции нового типа - конституции развитого социализма, введенной в действие 7 октября 1977 г. [2, с. 11].
Во исполнение ч. 3 ст. 82 Конституции (Основного закона) СССР автономные республики имели свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики, учитывающую особенности автономной республики. Аналогичные нормы были определены и в ст.78 Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [3].
Высшие органы государственной власти автономной республики в пределах своих полномочий
правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которому способствовал ряд федеральных нормативных правовых актов, например: Указ Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 г. № 194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы», постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 636, где была предусмотрена регистрация уставов добровольных объединений (ассоциаций) экономического развития субъектов Российской Федерации.
Принятие конституции связано с целым рядом
принимали конституции, законы, не противоречащиеособенностей республик: реализацией принципов Конституции СССР, Конституции РСФСР и дейст- федеративного, демократического, правового, вующие на территории автономной республики. светского, социального государства на данной Демократический принцип принятия новой Кон- территории, наличием государственных языков,
ституции проявился и в 1978 г. в процессе подготовки принятия Конституций РСФСР и входящих в ее состав автономных республик. Во всех автономных республиках были проведены заседания конституционных комиссий, проекты конституций выносились на всенародные обсуждения. В 1978 г. в автономных республиках были приняты новые конституции. В целом система конституционного (уставного) законодательства продолжала отсутствовать. Тем не менее конституция автономной республики все больше укрепляла свои позиции в системе источников российского права. Она характеризовалась рядом присущих ей черт: установление системы органов государственной власти, укрепление роли многонационального народа, усиление роли союзного государства, политической и экономической систем, предоставление конституционных гарантий автономным республикам, закрепление права участия в решении вопросов союзного и республиканского значения.
В период подготовки проекта новой конститу-
суверенностью в республиках, источником власти - многонациональным народом, наиболее крупными разновидностями субъектов Российской Федерации, рассматриваемыми по национально-территориальному принципу, конституционно-правовым статусом субъекта Российской Федерации, провозглашением основ конституционного строя, правовым статусом личности, реализацией права народа на самоопределение, национальное устройство, созданием этнических общностей национально-культурных автономий, отличительной системой органов государственной власти. Эти признаки имеют как общие, так и особенные черты с уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа.
Принятие конституций республиками являлось индивидуальной исторически сложившейся правовой нормой на протяжении советского и постсоветского периодов. Отдельно правовая норма о принятии нормативно-правового акта не предусмотрена, но в п. 2 ч. 1 ст. 72 Конституции РСФСР
ции Российской Федерации, подписания федератив- 1978 г. указано, что ведению Российской Совет-
ного договора огромную роль сыграло совершенствование статуса автономных областей [4]. Фактическое изменение статуса Адыгейской, ГорноАлтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в национально-государственные образования повлекло за собой необходимость принятия нормативно-правовых актов нового типа: постановлений и деклараций о суверенитете, а впоследствии и конституций республик.
Период с момента принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. можно охарактеризовать как процесс появления актуально новой системы нормативно-
ской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежит контроль за соблюдением Конституции РСФСР и обеспечение соответствия конституций автономных республик Конституции РСФСР [3].
Впоследствии автономные советские социалистические республики вошли в состав Российской Федерации на основании ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации. Следует отметить, что в 1993 г. количество республик не уменьшилось, а только увеличилось с 16 до 21. В 2014 г. произошли изменения в составе федеративного уст-
ройства государства путем увеличения численности с 83 до 85 субъектов, а республик - с 21 до 22.
Анализируя конституции 22 республик как источника российского права, рассмотрим общие и отличительные черты.
Действительно, несмотря на то, что республики имеют равноправный статус субъекта Российской Федерации, принимаемые ими конституции наравне с уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов представляют собой особую категорию источников российского права.
Изучая конституцию (устав), Н. А. Михалева характеризует ее как учредительный юридический документ, носящий нормативный, легитимный, программный реальный характер, обладающий прямым действием. Исследователь указывает, что конституции и уставы субъектов Федерации встроены в единую правовую систему России, обладают преемственностью, стабильностью, незыблемостью [5].
Конституция республики, по нашему мнению, имеет широкий спектр правовых характеристик, признаков, свойств. Необходимость и возможность ее принятия обусловлена рядом политических, экономических и социальных предпосылок. Конституция республики, реализуя российские конституционные нормы, является нормативным правовым актом, определяющим взаимодействие федерального и регионального законодательства.
Конституция республики обладает принципами: законности, нравственности, духовности, патриотизма, индивидуальности, оригинальности, конституционной безопасности и государственности. Воплощая правовые нормы Конституции Российской Федерации на территории республики, принятие Конституции республики осуществляется населением, зарегистрированным на данной территории либо законодательным (представительным) органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Конституции республик различны по правовому содержанию, но в каждой из них предусмотрено, что республика (государство) есть равноправный субъект Российской Федерации. Конституции характеризуют статус субъекта Российской Федерации по национальному признаку. Например, в таких республиках, как Алтай, Саха (Якутия), Конституция провозглашена Основным законом. Преамбула отражает основное содержание Конституции республики с учетом образования государственности, исторической территории, этнических особенностей. В конституциях республик провозглашено, что они являют-
ся государствами, но каждая республика рассматривает свою государственность индивидуально и самостоятельно.
Часть 4 статьи 1 Конституции Республики Башкортостан предусматривает наличие двух государственных языков. В ст. 14 Конституции Республики Ингушетия указывается, что государственными языками признаются ингушский и русский языки. Сохранение, защита и развитие ингушского языка являются обязанностью государства. В Конституции Марий Эл - марийский (горный, луговой) и русский языки. Статья 10 Конституции Республики Крым определяет необходимость введения трех государственных языков: русского, украинского, крымско-татарского. В конституциях республик предусмотрено, что источником власти является многонациональный народ, но несмотря на то, что республики выступают равноправными субъектами Российской Федерации, их конституционно-правовой, или государственно-правовой, статус различен.
В конституциях республик провозглашены основы конституционного строя, правового статуса личности, реализация права народа на самоопределение.
Определяя государственно-правовой статус Республики Бурятия, следует отметить, что в ч. 1 ст. 60 Конституции Республики Бурятия указано, что Республика Бурятия, образованная в результате реализации права бурятской нации на самоопределение, защищает интересы всего многонационального народа и провозглашена государством в составе Российской Федерации.
Конституции республик определяют национальное устройство, создание этническими общностями национально-культурных автономий. В ст. 4 Конституции Республики Бурятия сказано о гарантиях права малочисленных народов, обеспечении свободного развития наций и национальных групп, проживающих на ее территории, создании условий для сохранения и развития ими своих традиций и обычаев, поощрении не противоречащей законодательству деятельности национально-культурных центров, ассоциаций и иных общественных формирований.
Следующим элементом статуса республик является определение территориальных границ. На основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 27 мая 2014 г.) в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Территория Республики Крым определяется границами, существовавшими на день принятия в Рос-
Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 4 (71)
сийскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов [6]. В то же время конституции республик имеют свои специфические черты. Следует отметить, что отличительной особенностью структуры и основного содержания конституций являются различные наименования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего законодательного органа государственной власти и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, национальные аспекты территории. Эта тенденция отмечается не только в конституциях, но и уставах иных субъектов Российской Федерации.
Все вышеперечисленное позволяет выделить следующие характерные черты конституций республик в составе Российской Федерации как основных источников права этих субъектов Федерации:
1. Предусмотрен особый порядок принятия конституций республик в составе Российской Федерации, что позволяет говорить о том, что они обладают юридической силой на соответствующих территориях среди всех нормативно-правовых актов.
2. Существует законодательно закрепленный
специальный порядок внесения изменений, поправок и дополнений в тексты конституций республик, входящих в состав Российской Федерации.
3. Для охраны и защиты конституций республик в составе Российской Федерации, как правило, в субъектах существуют специальные государственные органы - конституционные суды.
Литература
1. Конституция РСФСР от 10.07.1918 // СПС Гарант.
2. Баранов П. П., Шпак В. Ю. Политическое право в многообразии своих определений: философский анализ // Философия права. 2007. № 1.
3. Конституция РСФСР 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
4. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 05.04.1991 «Об основных началах национально-государственного устройства РСФСР (О федеративном договоре) // СПС Кон-сультантПлюс.
5. Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации. М., 2011.
6. Конституция Республики Крым от 11 апреля 2014 г. // СПС КонсультантПлюс.
УДК 340.15 (470) ББК 67.0
© 2015 г. В. В. Клочков
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ТОРИЗМ И РЕФОРМА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ КОНЦА 20-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
В статье рассматриваются общее состояние английской правовой системы конца 20-х гг. XIXв., а также специфические особенности системы поддержания общественного порядка в этот период. Исследуется значение реформ либеральных тори в процессе трансформации системы поддержания общественного порядка в полицейские механизмы современного типа. Анализируется роль либерального торизма в осуществлении указанных реформ.
Ключевые слова: английская правовая система, либеральный торизм, эволюция системы поддержания общественного порядка, междисциплинарные исследования.
A LIBERAL TORIZM AND REFORM OF SYSTEM OFA PUBLIC ORDER MAINTENANCE IN GREAT BRITAIN AT THE END OF THE 20th YEARS OF THE XIX CENTURY
A common state of the legal system of England at the end of the 20th of the XIX century has been revealed as well as specific peculiarities of law and order maintenance system in England of the examined period. The role and significance of the liberal toryism and its reforms in the process of transformation of law and order maintenance system in England at the end of the 20th of the XIX century is examined. A kind of special attention is given to the role in the liberal toryism in the investigated period.