Научная статья на тему 'Консолидируя ресурсы, стать сильнее'

Консолидируя ресурсы, стать сильнее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Т.

Рассмотрены основные задачи менеджмента пищевых холдингов. Приведены примеры использования ERP􏰀-системы, которая сыграла роль «недостающего звена» между такими разными компаниями, как производитель и потребитель. Microsoft Dynamics AX объединила разрозненные части в единую структуру с едиными правилами и стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consolidating resources to become more strongly

The main objects of management of food holdings are considered. Examples of use of ERP􏰀-system are resulted which has played a role of «missing part « between such different companies as manufacturer and consumer. Microsoft Dynamics AX has united the isolated parts in uniform structure with uniform rules and standards.

Текст научной работы на тему «Консолидируя ресурсы, стать сильнее»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Консолидируя ресурсы, стать сильнее

Умный народ китайцы слова «опасность» и «возможность» обозначают одним иероглифом. Кстати, в английском языке слово «challenge» (вызов) одновременно означает и проблему (опасность) и в то же время возможность. Почему так? Потому что те, кто первыми адекватно отреагируют на эту опасность, получат новые возможности и уникальные конкурентные преимущества.

Стратегия объединения - новое конкурентное преимущество

Ни для кого не секрет, что в последнее десятилетие в пищевой индустрии активно идет процесс формирования холдингов. Предприятия объединяются в вертикально интегрированные структуры полного цикла - от производства сырья и полуфабрикатов до выпуска и сбыта готовой продукции. Очевидно, что такая стратегия решает задачи уменьшения себестоимости продукции и минимизации затрат на продвижение. Кроме того, производственная политика формируется и корректируется на основе данных о динамике продаж. Крупной компании легче завоевывать позиции на общероссийском рынке продовольственной продукции.

Но, как и в любой ситуации, кроме плюсов всегда есть хотя бы один минус. И в данном случае слабым звеном может оказаться централизованный менеджмент. Проблема управления большой территориально распределенной структурой существует во многих российских компаниях, которые растут и расширяются. Амбициозные рыночные стратегии не всегда подкреплены надежными инструментами управления.

С такими трудностями столкнулись и в холдинге «Объединенные кондитеры», когда в рамках новой структуры необходимо было сохранить лучшие традиции 13 кондитерских предприятий страны и в то же время внедрить единые стандарты учета и управления.

Оказалась актуальной эта проблема и для крупнейшего игрока на рынке Сибири - группы компаний «Омский бекон». Только работа по описанию основных бизнес-процессов вылилась в шесть томов (более 2000 страниц) итогового документа. Два года было потрачено на оптимизацию учетной политики и приведение в соответствие экономической и информационной моделей.

Обеспечение прозрачности и управляемости бизнеса для акционеров, усиление конкурентных преимуществ компании и создание инструмента

поддержки принятия решении для менеджмента - таковы стратегические цели и в холдинге «Пивоварни Ивана Таранова».

Основные задачи менеджмента пищевых холдингов:

• планирование производственной программы на основе информации о спросе на региональные и федеральные марки;

• создание оптимальных логистических цепочек по входящему сырью и готовой продукции с учетом рецептур и сроков годности;

• обеспечение прозрачности всей структуры со стороны управляющей компании;

• повышение капитализации.

И здесь важно не только решить задачу построения эффективных сквозных бизнес-процессов, но и обеспечить сложной организационной структуре холдинга соответствующее информационное сопровождение. Ибо главное в менеджменте сегодня - это скорость принятия решения и качество управленческой информации.

Управление производством и эффективный сбыт - первые шаги на пути к успеху

В холдинге «ПИТ» для решения поставленных задач было решено двигаться по трем направлениям:управляющая компания, дистрибуция, производство. Очевидно, что информационную поддержку выбранной стратегии могло обеспечить только решение класса ERP. Выбор был сделан в пользу Microsoft Dynamics AX. Реализацией проекта занимались специалисты компании «АНД Проджект». Автоматизированная система управления охватила производственные площадки в Калининграде, Хабаровске и Новотроиц-ке, дистрибьюторскую сеть и управляющую компанию в Москве. Все структурные подразделения должны были начать работать как единый организм, по общим правилам, ориентируясь на общие цели. Это стало главным принципом для создаваемой информационной системы.

Начать было решено с производства. Производственная часть холдинга «ПИТ» имеет особенности, обусловленные процессным типом организации. В частности, это наличие рецептур на удельное количество готовой продукции.

Поэтому планирование потребности в сырье производилось с учетом программы выпуска и рецептов, которых, как правило, несколько (в зависимости от требуемой сортности и качества входящих ингредиентов). Каждый рецепт перед использованием в производственной программе должен пройти контроль со стороны главного технолога и получить утверждение - этого требовала система качества на предприятии, и это нужно было обязательно зафиксировать в создаваемой информационной системе.

Само производство, в соответствии с нормами процессного типа организации, разбивается на переделы. При этом полуфабрикат, получаемый на выходе предыдущего передела, в сочетании с другими ингредиентами становится сырьем для следующего. Контроль себестоимости готовой продукции в разрезе каждого передела позволяет принимать соответствующие меры, не дожидаясь конца производственного цикла.

Также в системе нужно было учесть, что на любом переделе возможен множественный выход, часть которого может быть готовой продукцией другого, отличного от целевого ассортимента, а часть может пойти в качестве сырья на следующий передел. Например, отходы при производстве майонеза - это не пустые затраты, а сырье для производства мыла, которое также имеет свою себестоимость и способно приносить доход.

Правильное планирование и учет подобных процессов в пищевом производстве - это и есть гибкое управление себестоимостью, которое на практике невозможно осуществлять без БРР-сис-темы в силу сложности организации самого производства и огромного количества данных, которые нужно учесть, обработать и на этом основании быстро принять правильное решение.

Вторым шагом стало построение информационной основы для работы дистрибьюторов. Это должно было дать сбытовой сети холдинга максимальную гибкость в борьбе за клиента, усилив тем самым положение всего бизнеса на жестком конкурентном рынке. Основные задачи на этом участке: обеспечение адекватности ценовой политики, управление дебиторской задолженностью, доставка готовой продукции клиентам «точно в срок», быстрая обработка неполной разгрузки машины и «пересортицы».

Менеджмент компании создал одно из главных конкурентных преиму-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

ществ, которое компания «ПИТ» использует и по сей день и которое стало одним из основополагающих принципов проекта в части дистрибуции: «Если клиент не смог правильно предугадать спрос на продукцию, если он ошибся, делая заказ, то, вне зависимости от ранее поданных заявок, нужно дать ему возможность при разгрузке машины взять то, что ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно».

Для работы с некоторыми дистрибьюторами использовали ввод заявок операторами. Для этих целей был разработан интерфейс быстрого ручного ввода на основе артикулярного номера продукции в едином прайс-листе требуемого количества. При подаче заявки каждый клиент идентифицировался в системе по коду в едином справочнике контрагентов, автоматически происходил контроль задолженности по сумме и по срокам, контроль фактов отгрузки и оплаты. На основе этих данных рассчитывалась величина возможного товарного кредита - одного из основных факторов поддержания лояльности клиента.

В соответствии с введенными строчками заказа, кодом контрагента и состоянием взаиморасчетов сегодня в системе пищевого холдинга происходит автоматическая взаимоувязанная подстановка необходимых счетов и аналитики. Более тысячи заявок в день находят свое отражение в системе силами всего четырех операторов.

Таким образом, была решена важная задача - налажены прозрачные и адекватные взаимоотношения с клиентами через сеть дистрибуции. ERP-сис-тема сыграла роль «недостающего звена» между такими разными компаниями, как производитель и дистрибьютор. Microsoft Dynamics AX объединила разрозненные части в единую структуру, с едиными правилами и стандартами.

Краткая справка о Microsoft Dynamics AX:

Microsoft Dynamics AX - многофункциональная система управления ресурсами предприятия (ERP) для средних и крупных компаний. Система охватывает все области менеджмента: производство и дистрибуцию, управление цепочками поставок и проектами, финансы и средства бизнес-анализа, управление взаимоотношениями с клиентами и персоналом. Специальный модуль «Внутрифирменные расчеты» позволяет консолидировать информацию о финансово-хозяйственной деятельности холдинга на уровне головной компании. Программное обеспечение успешно работает на Останкинском молочном комбинате, «Сарапульском ликероводочном заводе» (Удмуртия), Рыбообрабатывающем комбинате № 1, ООО «Дымовское колбасное производство», в Группе компаний «НИДАН», CEREALIA UNIBAKE, OOO «Рики»...

Надежная информационная система - без нее не обойтись

Решение задачи консолидации информации на уровне управляющей компании впереди. Именно здесь реализуются такие цели, как ПРОЗРАЧНОСТЬ и УПРАВЛЯЕМОСТЬ - т. е. то, ради чего внедряется ERP-система. Важно выстроить общую систему бюджетирования, которая позволяет планировать доходы и расходы контролировать потоки денежных средств, как между самими бизнес-единицами, так и внутри них.

Но даже при «незавершенном» проекте по оценке независимой консалтинговой компании Deloitte, проводившей аудит проекта, холдинг «ПИТ» получил пятикратный выигрыш капитализации по сравнению с затраченными средствами на внедрение и был продан компании «Хайнекен».

Говоря о надежном информационном инструменте для управления холдингом, нельзя не затронуть такой вопрос, как возможности системы в случае стремительного роста бизнеса. Отраслевые эксперты отмечают, что дальнейшее развитие будет связано с увеличением объемов производства и сбыта, с все большим разнообразием ассортимента. Очевидно, что информационные системы холдингов будут испытывать все большие нагрузки.

Любопытно, как к решению такой задачи подошли в промышленном холдинге «ЮНИМИЛК». Потребность в проверке возможностей системы возникла в связи с планами по значительному расширению бизнеса. В настоящий момент решение для управления торгово-закупочными операциями на базе Microsoft Dynamics AX, внедренное Columbus IT, 24 ч в сутки обслуживает 16 заводов и

филиалов компании, поддерживая работу более 400 одновременных пользователей.

Планируется, что в ближайшее время число филиалов холдинга, обслуживаемых системой, существенно возрастет. Всего в системе будет работать около 1300 конкурентных пользователей.

Такие амбициозные планы требовали дополнительных гарантий от всех информационных систем, поддерживающих бизнес компании. И в первую очередь руководству необходимо было убедиться, что используемое в холдинге ERP-решение справится со столь значительным увеличением нагрузки.

С этой целью было организовано опытное тестирование, осуществленное силами специалистов Columbus IT, «ЮНИМИЛК» и Microsoft. Тестирование проводилось при поддержке компании Hewlett-Packard в HP European Performance Center (Германия) в течение 26 дней.

Результаты тестирования подтвердили, что установленное в компании ИТ-решение успешно справляется с двух-, трех- и четырехкратным увеличением нагрузки и способно эффективно обслуживать 1300 пользователей одновременно. При этом скорость работы и производительность системы остаются на прежнем уровне.

Итак, сумма четырех слагаемых (производитель, дистрибьютор, управляющая компания и качественно внедренная система) - это возможность для холдинга не только удержать рыночные позиции, но и совершить качественный скачок, получить дополнительные конкурентные преимущества за счет слаженного и четкого менеджмента. Консолидируя и оптимизируя ресурсы, компании повышают эффективность, увеличивают свою добавленную стоимость. Быстрее других реагируют на вызовы времени.

Т. ИВАНОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.