Grant consolidation as a measure of fiscal policy Fedintseva E. (Russian Federation) Консолидация субсидий как мера бюджетной политики Фединцева Е. О. (Российская Федерация)
Фединцева Елена Олеговна /Fedintseva Elena - аспирант, кафедра «Государственные и муниципальные финансы», финансово-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: специфика бюджетного федерализма в Российской Федерации предопределяет необходимость предоставления финансовой помощи из центра в регионы в различных формах межбюджетных трансфертов. В этой связи статья посвящена анализу такой формы межбюджетных трансфертов, как межбюджетные субсидии. Особое внимание при этом уделено вопросам совершенствования субсидий, в частности - процессу их укрупнения (консолидации). В заключительной части анализируются возможные варианты консолидации субсидий.
Abstract: the specifics of the budget federalism in the Russian Federation predetermines the necessity of providing financial support from the center to the regions in various forms of inter-budgetary transfers. In this regard the article examines the theoretical propositions that define one of the forms of inter-budgetary transfers, namely inter-budgetary subsidies. Special attention is paid to the issue of the сonsolidation of subsidies The final part of the article analyses ways of grant consolidation.
Ключевые слова: бюджетная политика, социально-экономическое развитие, федерализм, межбюджетные трансферты, субсидии, консолидация. Keywords: fiscal policy, economic and social development, federalism, intergovernmental transfers, subsidies, consolidation.
В условиях непростой экономической ситуации в стране одним из наиболее актуальных становится вопрос совершенствования межбюджетных отношений [1]. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития [2], содействие экономическому развитию регионов предполагается осуществлять посредством государственной политики, направленной на сокращение различий в социальном и экономическом развитии регионов.
При этом к одним из основных направлений бюджетной политики в 20152017 годы будет относиться решение задачи по консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации [3].
В бюджетных посланиях Президента Российской Федерации [4, 5] и в исследованиях, посвященных изучению вопроса повышения эффективности и прозрачности межбюджетных отношений в России, указывается необходимость замены существенной части субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектам так называемыми блочными трансфертами. Блочный трансферт - это консолидированная субсидия, которая направлена на финансирование конкретной отрасли экономики при одновременном отсутствии жестких условий расходования получаемых средств с условием контроля качества достижения поставленных целей. Сокращение (консолидация) субсидий, в первую очередь, вызвано необходимостью преодоления рассогласованности приоритетов оказания долевой финансовой помощи, одной из причин которой является наличие большого числа узкоотраслевых субсидий (общее количество субсидий в 2016 году. составило 95 штук объемом 378,0 млрд. рублей [6]), что, в свою очередь, в силу целевой направленности трансферта негативно сказывается на финансовой самостоятельности
регионов. К примеру, в федеральном бюджете на 2016 год предусмотрено предоставление 39 субсидий с объемом менее 1 млрд. рублей. Общий объем указанных субсидий 13,7 млрд. рублей [6]. При этом законом о бюджете 2016 года предусмотрено распределение отдельным регионам субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления с суммами до 0,5 млн. рублей (Мурманской области - 25,6 тыс. рублей, Рязанской области -131,5 тыс. рублей, Ярославской области 63,8 тыс. рублей и т. д.).
Издержки на администрирование подобного вида трансфертов могут оказаться сопоставимыми или больше получаемых выгод, соответственно, при уменьшении количества субсидий (подразумевается их укрупнение) произойдет снижение управленческих затрат, что является особенно актуальным в нынешних экономических реалиях.
В среднесрочной перспективе предполагается осуществлять консолидацию по принципу «одна государственная программа - одна субсидия» [7], и практика предоставления субсидий на софинансирование конкретных расходных обязательств будет минимизирована. При на федеральном уровне будут ставиться конкретные цели перед получателями субсидий и осуществляться контроль за результатами этой работы, а выбор способов достижения поставленных целей и задач будет предоставлен получателям субсидий.
Необходимо отметить преимущества блочных трансфертов перед классическими субсидиями: повышается межотраслевая гибкость, ориентация на региональные приоритеты и возможность поиска путей оптимизации расходов [8]. Помимо этого, консолидация субсидий позволит сократить количество административных процедур, которые сопровождают предоставление субсидий, и оптимизировать затраты за счет использования типовых соглашений и проектов повторного применения при софинансировании объектов капитального строительства. В итоге регионы будут получать субсидии не по отдельным мероприятиям, а в виде консолидированной субсидии под достижение определенных целевых показателей. Соответственно, сами регионы в рамках государственных программ должны будут определить приоритеты в направлениях расходования средств для достижения поставленных целей. В результате осуществления такого бюджетного маневра расширится степень свободы регионов страны при одновременном росте ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за реализацию соответствующих мероприятий, поскольку пропорции и объемы расходования блочной субсидии по каждому конкретному направлению они будут определять самостоятельно. Возможность использования средств с учетом конкретных вызовов и проблем, стоящих перед тем или иным регионом, позволит существенно оптимизировать социально-экономическую ситуацию и обеспечить значительный экономический рост, поскольку на федеральном уровне зачастую тяжелее принять во внимание все имеющиеся трудности, чем на субнациональном.
Однако, несмотря на очевидные достоинства от введения блочных трансфертов, о результатах консолидации субсидий говорить еще рано, поскольку впервые консолидированная субсидия предоставлялась в 2014 году. Федеральным законом о федеральном бюджете [9] предусматривалось предоставление с 2014 года консолидированной субсидии в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» на реализацию отдельных мероприятий в рамках подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации».
В настоящий момент наибольший интерес в контексте консолидации межбюджетных субсидий представляет Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции (далее
- Госпрограмма), в разрезе которой предоставляется 43 субсидии, т. е. больше, чем в рамках других программ.
Таблица 1. Распределение межбюджетных субсидий из федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации на 2016 год
№ ГП Наименование Объем субсидий % в общем объеме Кол-во субсидий*
1 2 3 4 5
Субсидии всего 378 023,9 100 100
в том числе:
1 Развитие здравоохранения 14 176,2 3,8 3
2 Развитие образования на 2013-2020 годы 3 908,0 1,0 6
3 Социальная поддержка граждан 22 811,6 6,0 3
4 Доступная среда на 2011-2020 годы 2 889,8 0,8 2
Обеспечение доступным и комфортным
5 жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации 16 600,6 4,4 8
7 Содействие занятости населения 700,0 0,2 2
Защита населения и территорий от
10 чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах 2 872,5 0,8 2
11 Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы 6 610,3 1,8 4
12 Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы 3 855,8 1,0 2
13 Развитие физической культуры и спорта 8 277,2 2,2 5
15 Экономическое развитие и инновационная экономика 12 984,1 3,4 5
16 Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности 4 548,3 1,2 2
23 Информационное общество (2011-2020 годы) 538,5 0,1 1
24 Развитие транспортной системы 11 389,6 3,0 2
Государственная программа развития
25 сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы 180 640,8 47,8 43
26 Развитие рыбохозяйственного комплекса 511,7 0,1 2
28 Воспроизводство и использование природных ресурсов 5 698,6 1,5 1
29 Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы 871,5 0,2 1
34 Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона 15 790,7 4,2 1
35 Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года 3 569,6 0,9 2
37 Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года 5 420,4 1,4 1
45 Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года 53 158,1 14,1 1
99 Реализация иных функций государственной власти 200,0 0,1 1
Таблица сформирована автором на основании данных Федерального закона от 14.12.2015 N 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год».
*исходя из количества направлений расходов по субсидиям в рамках соответствующей госпрограммы (с учетом направлений расходов по субсидиям на софинансирование капитальных вложений в рамках соответствующей государственной программы как одной субсидии).
Консолидацию субсидий в рамках Госпрограммы следует начать с укрупнения субсидий по отдельным отраслям: растениеводство, животноводство, страхование и т. д. В результате могут быть выделены субсидии на развитие растениеводства, животноводства и на поддержку сельскохозяйственного страхования и других (рисунок 1). В дальнейшем, практику укрупнения субсидий следует продолжить, объединив субсидии, направленные, к примеру, на субсидирование процентных ставок по кредитам и займам. Допустимо консолидировать субсидии и в рамках подпрограмм государственной программы развития сельского хозяйства, однако первые шаги по направлению к созданию блочных трансфертов предпочтительнее начинать с объединения небольшого количества субсидий, в частности, с консолидации по подотраслевому признаку.
Рис. 1. Предложение по объединению субсидий в рамках государственной программы развития
сельского хозяйства
В результате объединения субсидий предложенным образом их количество уменьшится с 13 до 3 штук, за счет чего, как предполагается, повысится эффективность реализации программ развития сельских территорий на региональном и местном уровнях и результативность использования бюджетных средств, поскольку будут минимизированы сложности объективной оценки федеральными органами исполнительной власти региональных приоритетов.
В дальнейшем наиболее предпочтительным в контексте поэтапной бюджетной реформы представляется переход к постепенной замене множества имеющихся субсидий одним блочным трансфертом. При этом наиболее логичным представляется осуществление этого процесса в несколько этапов:
• консолидация субсидий по отраслевому признаку (например, субсидии на поддержку растениеводства, животноводства и т. д.);
• консолидация субсидий на уровне подпрограмм государственных программ Российской Федерации;
• консолидация субсидий на уровне государственных программ Российской Федерации (принцип «одна программа - одна субсидия);
• объединение субсидий в единый консолидированный блок с учетом межотраслевого и моноотраслевого характера развития территории.
Таким образом, в ближайшие годы одним из важных направлений совершенствования межбюджетных отношений в России продолжает оставаться процесс консолидации субсидий, в первую очередь предоставляемых в рамках госпрограммы, посредством которого будет расширена самостоятельность и свобода органов государственной власти субъектов Российской Федерации при одновременном стимулировании модернизации различных отраслей экономики в целом, а не только отдельных направлений.
Литература
1. Силуанов А. Г. Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Российское предпринимательство, 2012. № 2. С. 45.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. От 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. [Электронный ресурс]. Доступ с офиц. сайта Министерства финансов РФ, свободный. URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/0 7/main/ONBP_2015-2017.pdf.
4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах».
5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах».
6. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год».
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 310 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации».
8. Яхъяев М. М. Совершенствование системы межбюджетных отношений на субнациональном уровне. [Текст]: автореф. дис. на соиск.уч. степ. канд. эк. наук (08.00.10) / Яхъяев Махач Магомедсаидович; АНО ВПО «Российская академия предпринимательства». Санкт-Петербург, 2014. С. 23.
9. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
On improvement of standard tax deductions of personal income tax Erchenkova E. (Russian Federation) К вопросу о совершенствовании стандратных налоговых вычетов
по НДФЛ
Ерченкова Е. М. (Российская Федерация)
Ерченкова Елизавета Михайловна / Erchenkova Elizaveta - студент магистратуры, факультет налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о направлениях совершенствования стандартного налогового вычета по НДФЛ, который предоставляется на детей налогоплательщика. Даны расчеты величины налоговой экономии по данному налоговому вычету для семей с разным финансовым достатком. Предложены направления совершенствования условий и порядка предоставления стандартного