ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
УДК 78.03
Сергеева Е. А.
КОНСЕРВАТОРИЯ КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОКАЛИСТОВ1
Аннотация. В статье рассматривается значение консерваторий как центров профессиональной подготовки музыкантов, и в частности, вокалистов. Приводятся имена ведущих основателей кафедр сольного пения. Представлено в исторической ретроспективе, как формировалась традиция высшего профессионального музыкального образования. Показана роль композитора и общественного деятеля А. Г. Рубинштейна в создании консерватории в России. Дается обзор существующих сегодня в России консерваторий, которые осуществляют подготовку специалистов в сфере культуры и искусства. Рассмотрено, как складывалась традиция профессиональной преемственности от педагогов прошлого к педагогам современности. На примере Санкт-Петербургской консерватории показано, как сложившиеся в ней традиции вокальных школ реализуются в системе профессионального образования вокалистов в российских консерваториях.
Ключевые слова: консерватории в России, Санкт-Петербургская консерватория, русская вокальная школа, профессиональное образование вокалистов, камерное пение, Г. Ниссен-Саломан, А. Г. Рубинштейн, М. Я. Болотова, А. П. Зданович.
Sergeeva E. A.
CONSERVATORY AS A CENTER FOR TRAINING PROFESSIONAL VOCALISTS
Abstract. The article examines the importance of conservatories as centers for the professional training of musicians, and in particular vocalists. The names of the leading founders of solo singing departments are given. It is presented in a historical retrospective of how the tradition of higher professional music education was formed. The role of the composer and public figure A.G. is shown. Rubinstein in the creation of a conservatory in Russia. An overview is given of the conservatories existing in Russia today, which train specialists in the field of culture and art. The article examines how the tradition of professional continuity developed from teachers of the past to teachers of the present. Using the example of the St. Petersburg Conservatory, it is shown how
1 Статья подготовлена под руководством доктора философских наук, профессора Н. Х. Орловой. 10
the traditions of vocal schools that have developed there are implemented in the system of professional education of vocalists in Russian conservatories.
Keywords: conservatories in Russia, St. Petersburg Conservatory, Russian vocal school, professional education of vocalists, chamber singing, G. Nissen-Saloman, A. G. Rubinstein, M. Ya. Bolotova, A. P. Zdanovich.
В современном российском музыкальном образовании мы имеем трехступенчатую систему обучения: музыкальная школа, среднеспеци-альное музыкальное образование (колледжи, училища), высшее профессиональное музыкальное образование (консерватории, институты, академии). На протяжении истории каждое учебное заведение формировало свои традиции и подходы к пониманию целей и задач. Мы ограничимся рассмотрением консерваторского обучения. Сфера нашего пристального внимания — искусство оперного и камерного пения, поэтому рассмотрим, как в консерваториях появляется вокальное направление1.
Консерваторскоеобразованиесво-ими корнями уходит в эпоху барокко: в период, когда были заложены важнейшие аспекты для развития классического пения: возникновение гомофонно-гармоничес-кого строя и создание оперы2. «В настоящее время не подвергается сомнению тот факт, что эпоха барокко оказалась мощным фундаментом для развития современных методик обучения пению» [9, с. 83].
Значение слова консерватория было заимствовано от итальянского conservatorio, образованного от латинского conservare — сохранять. Изначально консерваториями
1 Опираясь в том числе на [4; 7; 8].
2 Об этом см.: [6].
в Италии называли приюты на базе церквей для детей-сирот, где беспризорным ребятам прививались вечные ценности. Молодое поколение обучали различным ремеслам и музыкальному искусству, в том числе и пению, с целью подготовки певчих для церковных хоров. Первая консерватория — Санта-Мария ди Лорето — была основана в 1537 году в Неаполе, являющемся третьим по величине итальянским городом. Постепенно консерватории открываются и в других крупных городах Италии: Венеции, Риме.
Обучение составляло 8-10 лет и было бесплатным. Дети-сироты подписывали контракт, обязывающий их в течение нескольких лет (от 4 до 12) оставаться работать при консерваториях. Строгая дисциплина была основой регламента. День ученика был расписан практически поминутно. Уровень образованности выпускников был высочайшим: они владели техникой вокала, игры на различных инструментах, композиторскими навыками, а также обладали знаниями в области географии, физики, математики и иностранных языков.
С XVIII века обучение в консерваториях становится все более престижным. В Италию начинают съезжаться музыканты из других стран. Вследствие широкого распро-
странения музыкальной культуры увеличивается потребность в подготовке профессиональных музыкантов. Возникла необходимость создания для этого специализированных учебных заведений. Так консерватории стали приобретать статус высшего профессионального образовательного учреждения.
Первым учреждением такого типа явился Национальный музыкальный институт в Париже (1793), на основе которого в 1795 была организована Консерватория музыки и декламации. Далее к началу XIX века музыкальные вузы основательно открываются в Праге (1808), Вене (1817), Лейпциге (1843) и других европейских музыкальных центрах, где до этого времени вокальное обучение, главным образом, велось индивидуально в домашних условиях.
В России до открытия первой консерватории центром музыкального образования, как и в Италии, были церкви и монастыри. Но в нашей стране этот подготовительный этап начался намного раньше — с X века, после принятия христианства и приезда первых учителей пения из Византии. «В то время как народное исполнительство развивалось "из уст в уста", в церков-но-монастырских стенах формировалась нотопись, осуществлялась музыкально-теоретическая деятельность, фиксируя имеющиеся практические наработки и направляя ход дальнейшего композиторского и исполнительского творчества» [5, с. 122].
До середины XIX века в России широкая «музыкальная деятельность как профессия не была легализована, и закон признавал лишь
тех музыкантов, которые состояли на службе в казенных учреждениях: в придворных театрах, институтах благородных девиц и других государственных заведениях» [1, с. 43]. Концертная деятельность была не слишком активной и разнообразной. В театрах в основном ставились итальянские оперы, а камерная музыка звучала в приватных музыкальных салонах: эти концерты устраивали меценаты для узкого круга любителей музыки.
Однако ведущие музыкальные деятели того времени (В. В. Стасов, М. А. Балакирев и другие композиторы «Могучей кучки») стремились очистить русскую музыкальную традицию от западных влияний (в том числе систему музыкального образования) и старались развивать русское искусство по национальным канонам. Они считали, что профессиональное обучение может ограничивать природные способности музыкантов и вместо индивидуального творческого выражения будет сухая техника, как, по их мнению, произошло в западноевропейской традиции.
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) придерживался менее радикальной позиции о западноевропейской традиции музыкального образования. Как и «кучкисты» он стремился развивать именно российскую самобытную музыкальную культуру, но при этом не отказываясь от лучших достижений мирового музыкального искусства. Для этого он популяризировал не только лучшие произведения отечественных, но и зарубежных композиторов, что способствовало высокому уровню музыкального образования и эруди-
ции. Известно, что в свое время Рубинштейну пришла идея создания Русского музыкального общества, которое было первым, но важным шагом к рождению консерватории в России.
Следующим шагом стало открытие Общедоступных музыкальных классов. Главной задачей было привлечь широкую публику к профессиональному музыкальному образованию. Рубинштейн с самого начала возглавил Музыкальные классы, пригласил в преподавательский состав лучших музыкантов того времени, что сразу же обеспечило высокий уровень обучения. Следует уточнить, что первыми педагогами по вокалу были иностранцы: Генриетта Ниссен-Саломан (1819-1879) — ученица Мануэля Гарсиа-сына (1805-1906); Камил-ло Эверарди (1825-1899) — ученик Мануэля Гарсиа-сына и Франческо Ламперти (1813-1892); позже — Каролина Людвиговна Ферни-Джи-ральдони (1839-1926) — ученица Джудитты Паста (1797-1865). Но несмотря на это, певцы-педагоги сумели адаптировать свое мастерство к специфике русской оперы и камерной лирики, фонетическим особенностям языка, что привело к воспитанию целой плеяды национальных певцов, представителей русской школы пения.
А. Г. Рубинштейн стоял у истоков появления в России консерваторской традиции профессионального музыкального образования. Он чутко уловил запросы того времени. В своей деятельности опирался на богатое музыкальное наследие
России и лучшие образцы мировых музыкальных достижений.
Первая отечественная консерватория была торжественно открыта в 1862 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года в 1866 году примеру старшего брата последовал Николай Григорьевич Рубинштейн и основал Московскую консерваторию. Постепенно консерватории стали открываться в крупных городах, где требовались высоко квалифицированные кадры для музыкальной индустрии. В СССР консерватории функционировали почти во всех столицах союзных республик. В постсоветское время многие из них были переименованы в академии. На сегодняшний день в России 12 консервато-рий1.
В настоящей статье мы приводим краткий обзор этих консерваторий. В хронологию основания учебных заведений мы специально включили даты создания вокальных отделений, а также имена их основателей. Для того, чтобы построить данный обзор мы применили исторический ретроспективный анализ, опираясь на сведения, представленные на официальных сайтах консерваторий.
Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург)
В 1859-1861 были организованы музыкальные классы, в 1861-1862 музыкальное учреждение функционировало как среднеспециальное учебное заведение, с 1862 — как высшее профессиональное (консерва-
1 Тема формирования традиций системы консерваторского образования в России сегодня привлекает внимание ученых. См., напр.: [2; 3; 10].
тория). Кафедра сольного пения существует с 1862 года, со дня основания консерватории. Основатель кафедры Генриетта Ниссен-Саломан (1819-1879) — шведская певица и музыкальный педагог. Пению обучалась в Париже у Мануэля Гар-сиа-сына. Написала труд «Школа пения».
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (Москва) В 1860-1866 были организованы музыкальные классы, с 1866 функционирует как высшее профессиональное учебное заведение. Кафедра сольного пения открыта в 1866 году. Основатель Александра Дорминдоновна Александрова-Ко-четова (1833-1902) — российская оперная певица, которая обучалась в Берлине у Герберта Тешнера (1916-1984).
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова (Саратов) В 1873-1895 организованы музыкальные классы, в 1895-1912 реорганизовано в среднеспециальное учебное заведение, с 1912 — высшее профессиональное учебное заведение. Кафедра академического пения существует с 1912 года. Основатель Михаил Ефимович Медведев (18521925), Мария Александровна Эйхен-вальд-Дубровская (1872-1926), которые с блеском окончили Московскую консерваторию в классах Джа-комо Гальвани (1825-1829) и Эрнста Осиповича Тальябуэ. Проработав много лет на различных оперных
сценах России, певцы начали педагогическую деятельность в Саратове.
Волгоградская государственная консерватория имени П. А. Серебрякова (Волгоград) В 1911-1917 организованы музыкальные классы, 1917-1996 — сред-неспециальное учебное заведение, с 1996 два уровня образования: сред-неспециальное и высшее профессиональное. Кафедра вокального искусства открыта с 1996 года. Основатель — Светлана Григорьевна Нестеренко (1947-2020), выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, класс преподавателя Нины Александровны Вербовой (1897-1981).
Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского (Екатеринбург) Консерватория открыта в 1934 году. Кафедра сольного пения существует с 1934 года. Основатели кафедры: доктор искусствоведения, в прошлом солист Большого театра, профессор Егор Егорович Егоров (1877-1949) (ученик Варвары Михайловны Зарудной-Ивановой (1857-1939), профессора Московской консерватории, которая получила образование у Г. Нис-сен-Саломан, а после ее кончины — у К. Эверарди) и заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Михаил Михайлович Уместнов (1879-1948), выпускник Одесской консерватории и Петербургской консерватории у профессора Николая Михайловича Ноле (1862-1908).
Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова (Казань) Консерватория открыта в 1945 г. Кафедра вокального искусства основана в 1945 году.
Становление кафедры связано с деятельностью ее первых педагогов — профессора Ванды Адольфовны Рошковской (1882-1940) — выпускницы Варшавской консерватории, профессора Константина Ефимовича Цветова (1947-1955), доцента Екатерины Георгиевны Ко-вельковой (1876-1963), выпускников Петербургской консерватории, профессора Зюгры Гиреевны Бай-рашевой (1906-1984), выпускницы Московской консерватории.
Нижегородская государственная консерватория имени
М. И. Глинки (Нижний Новгород) Консерватория открыта в 1946 г. Кафедра сольного пения основана в 1946 г. Со дня основания кафедру возглавлял выпускник Петербургской консерватории, профессор Борис Семенович Вепринский (1883?) — солист театров Москвы, Киева, Тбилиси.
Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (Новосибирск) Консерватория открыта в 1956 г. Кафедра сольного пения существует с момента основания учреждения. Основатель — Лидия Владимировна Мясникова (1911-2005) — выпускница Ленинградской консерватории, класс Марии Исааковны Бриан (1886-1965).
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова (Петрозаводск) В 1967-1991 — Петрозаводский филиал Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова, с 1991 — Петрозаводская государственная консерватория. В 1973 г. при кафедре хорового дирижирования было создано отделение сольного пения, ставшее основой будущей кафедры сольного пения и оперной подготовки. В качестве педагогов были приглашены ведущие артисты Карельской филармонии, солисты Петрозаводского музыкального театра. Со дня основания (1976) и на протяжении первых семи лет кафедра возглавлялась М.Я. Болотовой, выпускницей Ленинградской консерватории, класс Любови Александровны Андреевой-Дельмас (18841969).
Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова (Ростов-на-Дону) Консерватория была открыта в 1967 году как Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, в 1992 году преобразована в Ростовскую государственную консерваторию с присвоением имени С. В. Рахманинова. Кафедра сольного пения была создана в 1967 году. Основатель и первый зав. кафедрой, кандидат искусствоведения, профессор Александр Павлович Зданович (1902-1982), который получил образование в Ленинградской консер-
ватории под руководством Иосифа Семеновича Томарса (1867-1934) и Льва Михайловича Образцова (1865-1942).
Астраханская государственная консерватория (Астрахань) При открытии консерватории в 1969 году вокальное отделение входило в состав кафедры хорового дирижирования, как секция. В 1974 г. была организована самостоятельная кафедра сольного пения. Основатель — Наталия Николаевна Лучинина (1914-1985), вы-
пускница Казанской государственной консерватории (класс К. Е. Цветова).
Магнитогорская государственная консерватория имени М. И. Глинки (Магнитогорск) В 1939-1993 — среднеспециаль-ное учебное заведение, с 1993 функционирует как институт, с 1996 — как консерватория. В 1939 г. в училище было открыто вокальное отделение, на котором работали талантливые педагоги, заложившие педагогические и исполнительские
традиции магнитогорских вокалистов — профессор Зинаида Никифо-ровна Малютина (1881-1976), ученица знаменитого маэстро Умберто Мазетти (1869-1919) Московской консерватории, О. А. Ивановская, И. К. Ронферт, М. Г. Павлова.
Заключение
Как мы видим, не все консерватории начинали свою деятельность сразу как высшие учебные заведения, многие изначально создавались как училища или даже музыкальные школы. Но вокальное направление появляется сразу с момента открытия. Прослеживается профессиональная преемственность: на смену педагогам прошлого всегда приходили их ученики, продолжая их исполнительские и педагогические традиции.
Особенный интерес представляет цепочка, которая связывает выпускников Санкт-Петербургской консерватории с консерваториями других
городов России. Мы обнаружили, что из десяти консерваторий (кроме столичных) в шести у истоков открытия вокальных кафедр стояли выпускники разных лет Санкт-Петербургской консерватории. Это консерватории Новосибирска, Петрозаводска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Казани. Из Московской консерватории и других учебных заведений Москвы были выпускники, которые продолжили свой педагогический путь в трех областных консерваториях (Волгоград, Самара, Магнитогорск). А выпускница Казанской консерватории была первооткрывателем вокального направления в консерватории в Астрахани.
На схеме выше мы предлагаем своеобразную именную «родословную» вокальных школ в российских консерваториях, на которой видны их корневые связи с педагогическими традициями Санкт-Петербургской консерватории.
Список литературы
1. Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. М.: Музыка, 1982.
2. Гаврилина О.Н. Большой зал Петербургской консерватории как крупный центр музыкальной жизни города. 1896-1996: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2009. 19 с.
3. Глушкова О.Р. Образовательная деятельность Московской консерватории: становление и развитие (1866-1916): автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Государственный институт искусствознания. М., 2020.
4. Орлова Н. Х., Сергеева Е. А. Некоторые условия формирования профессионального оперного певца: от педагогики прошлого к требованиям современности // Вестник Академии русского балета им. Вагановой. 2023. № 4(87). С. 50-67.
5. Полякова Н. И. Детский голос: особенности развития, выбор репертуара, 3-е изд., стер. СПб.: Планета музыки, 2021.
6. Сергеева Е. А. Формирование музыкальной эстетики в эпоху барокко // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2022. № 37. С. 25-34.
7. Сергеева Е. А. К вопросу о (не)возможности строгого определения камерного пения // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2023. № 39. С. 151-169.
8. Хочу стать оперным певцом. Диалоги о карьере. СПб.: Планета музыки, 2022.
9. Юнеева Е. А. История становления музыкального образования в Италии XVII в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: «Социально-экономические науки и искусство». № 3 (88), 2014. С. 83-86.
10. Яковлева А. С. Вокальная школа Московской консерватории: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. М., 1994.
Сведения об авторе
Сергеева Екатерина Алексеевна — певица, ассистент-стажер вокально-режиссерского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, лектор «Петербург-концерта». E-mail: [email protected]