А.Г. Дугин
КОНСЕРВАТИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ: ВОЗМОЖНА ЛИ ЕГО ОБЩАЯ ТЕОРИЯ?*
В статье исследуется определение консерватизма в философском, социологическом и психологическом аспектах, особо отмечается, что консерватизм не является политической идеологией. Для детального осмысления консерватизма предлагается обобщающая схема, описывающая его типы как функциональное явление, позиции и установки.
Ключевые слова: консерватизм, традиционализм, типы консерватизма, консервативная революция, религия.
Дефиниции консерватизма: определение от обратного
Все попытки дать строгое, четкое, структурное определение консерватизму сталкиваются с тем, что под данное определение начинает попадать очень широкий спектр понятий. Происходит это из-за того, что политологией в этой области наработана большая описательная база. Но вот что касается философского, социологического и психологического аспектов консерватизма как явления, то здесь серьезных и глубоких исследований, на удивление, мало.
В определении консерватизма следует начать с того, что консерватизм не является политической идеологией. Консерватизм - вне политической идеологии - это очень важная составляющая данного анализа. Консерватизм есть, но какой-то общей консервативной политической идеологии нет, а значит, не может быть и общей теории консерватизма. Может быть теория социализма, теория коммунизма, теория либерализма. Теория же консерватизма исключена.
Дело в том, что консерватизм не является универсальным. Он всегда, в каждом конкретном обществе и на каждом этапе исторического развития защищает совершенно различные комплексы идей, взглядов и ценностей. В одном обществе, рассмотренном в определенный исторический период, консерватизмом будет являться защита одних ценностей, комбинируемых определенным образом. Но в другом обществе или в том же самом обществе, но на ином историческом этапе консерваторы будут защищать совсем иные ценности. Если, например, сравнить общество Московской Руси и общество санкт-петербургской России, или же взять советский период, то станет ясно, что консерваторы есть и там,
и там, и там, но защищают они совершенно разные позиции, идеи и воззрения. Причем выяснить, что в этих точках зрения общего, подчас бывает чрезвычайно трудно.
Тем более разными будут ценностные системы, защищаемые консерваторами в различных обществах. Содержание консервативной идеологии, например, в обществах светских, христианских и исламских будет категорически противоположным, подчас конфликтным.
Вот один наглядный пример асинхронности консерватизма, показывающий, почему не может быть общей консервативной идеи. В Россию в начале XIX века из Франции приехал Жозеф де Местр. Кто такой Жозеф де Местр? Это столп, оплот западноевропейского католического консерватизма. Правее его в Европе в то время была только «стена». Он приехал в Россию как посол Сардинского королевства. Поселился Жозеф де Местр в Санкт-Петербурге, где написал знаменитый манифест европейского консерватора - книгу «Санкт-Петербургские вечера». И кто же у нас в России становится его самым последовательным и верным учеником? Казалось бы, это должны были быть
славянофилы, российские консерваторы того времени. Но нет, им становится Петр Чаадаев, основоположник российского западничества.
Западноевропейский крайний консерватор приезжает в Россию и порождает феномен Чаадаева, ультразападника, разносящего в пух и прах всю российскую традицию. Почему? Потому что содержание католического консерватизма де Местра в сравнении с православными устоями русского монархического поствизантийского общества выглядит как самый настоящий модернизм.
Поэтому консервативные исследования должны быть в первую очередь типологическими, функциональными, иначе говоря, социологическими, философскими, а не только политологическими. Функционально Ж. де Местру соответствуют славянофилы и представители российской реакции. Это одна линия типологических связей (здесь консерватизм осмысляется как позиция, как функция, отстаивающая прошлое перед лицом настоящего и будущего). Но с содержательной, собственно политикоидеологической, точки зрения, католический консерватизм, сопоставленный с российской стихией, провоцирует призывы к модернизации, западничеству, либерализму и космополитизму. Это вторая линия связей.
А если рассмотреть идеологические установки русских староверов радикальных толков того же времени, то их, безусловно, консервативная позиция в вопросах религии вообще граничила бы с революционностью и анархизмом, что и пытались эксплуатировать позже следующие поколения русских западников, от революционного демократа Кельсиева до марксиста Бонч-Бруевича.
Невозможно достичь успеха в попытке свести воедино все ценностные модели, которые в разных обществах и на разных исторических этапах консерваторы призывают защищать и охранять. Почти все существующие ценностные системы в тот или иной момент становились и становятся объектом особого внимания консерваторов. Поэтому изучение феномена консерватизма требует, в первую очередь, исторической и географической контекстуализации. В содержательном смысле консерватизм целиком и полностью зависит от исторического контекста и, если угодно, национального. Чистого универсального консерватизма, который был бы как, например, социализм или либерализм, т.е. самостоятельной и обобщающей идеологической моделью, и который можно было бы возвести в сводную теорию, нет и быть не может.
И вместе с тем между гигантским веером консервативных политических взглядов и тем, что уж точно не является консерватизмом, проходит очень четкая грань. И вот здесь в типологическом и функциональном, а не в содержательном поле появляется наиболее общая дефиниция консерватизма. Мы пока не в состоянии сказать, что такое консерватизм, но мы можем точно сказать, чем он не является. Это определение от обратного или, по модели Карла Шмитта, «друг-враг», в которой, согласно этому автору, открывается сущность Политического (das Politische). Консерватизм совершенно точно не является догматическим марксизмом и социализмом, и он точно не является догматическим либерализмом.
Когда мы берем законченный комплекс воззрений в форме, например, коммунистической идеологии, то мы имеем дело с универсальной теорией, предполагающей единую модель исторического, социального, политического и экономического развития для всех этносов. Поэтому коммунизм может рассматриваться как теоретически универсальное явление. Другое дело, что на практике он реализуется всегда неодинаковым образом, но это уже касается особенностей «сопротивления среды». Априорно же коммунизм претендует на универсальность и может изучаться как стройная и всеобщая система взглядов.
Точно так же и либерализм имеет строгую и ясную догматическую систему своих основных принципов - целый ряд представлений, аксиом, тезисов, методов, предвидений и расчетов, исходящих, как и в коммунизме, из той же самой просвещенческой модели однонаправленного и постепенного развития человечества. И для либералов, и для
коммунистов все человечество начинает с разного и идет к одному и тому же, проходя в своем развитии одинаковые фазы, становясь по мере этого развития все менее и менее зависимым от истоков,
от различий, коренящихся в «преодоленном прошлом». Это - теория прогресса, и только она позволяет построить систематическую идеологическую теорию, которая обобщила бы исторический опыт и установила бы всеобщую цель развития.
Консерватизм либо отрицает, либо релятивизирует прогресс. Для консерватора прошлое и, соответственно, различия, разделяющие общества, народы, культуры и религии другу от друга, имеют положительное значение. В этом состоит сущностный характер всех типов консерватизма, как бы они между собой ни различались. Консерватизм - это не догматический социализм и не догматический либерализм - в этом его наиболее общее определение.
Политический консерватизм и традиционализм
Социолог Мангейм в свое время предложил понимать консерватизм в очень узком смысле. Согласно Мангейму, консерватизм - это политическое явление Нового времени. Он возник в эпоху Модерна, где-то с 1770 года, как реакция на революционные события во Франции. Такой консерватизм Нового времени представляет собой реакцию на либеральные и демократические преобразования в Европе XVIII века. Мангейм противопоставляет консерватизм как политическое явление Нового времени традиционализму как установке обращения к прошлому, свойственной всем типам общества - современным и архаическим.
Схему Мангейма следует учесть, но едва ли можно принять безоглядно. Сам ученый ссылается на то, что термин «консерватизм» появился именно в XVIII веке, что верно. Но термин «традиционализм», призванный, по Мангейму, обозначать более широкий круг политических явлений, появился еще позже и изначально заключал в себе иной смысл -описывая, в частности, тенденцию в идеалистической философии конца XIX - начала XX веков, противопоставлявшую «традиционное общество» (со знаком «плюс») «современному миру» (со знаком «минус»).
Строго говоря, то, что мы сегодня понимаем под «консерватизмом» в самом широком смысле и в обычной речи, по мангеймовской классификации, можно было бы отнести к «традиционализму». Но не стоит в угоду схематизации отдельно взятого социолога, даже не лишенной определенного интереса, корежить формы привычного в нашем обществе словоупотребления. Под консерватизмом следует понимать не только политические идеологии, партии и течения, которые стали осмыслять свое отличие от либеральных и социальных проектов в XVIII-XIX веках. Консерватизм - это общая социальнополитическая, психологическая и философская установка, которую можно обнаружить в любом обществе - как в современном, так и в традиционном. Самым общим образом консерватизм - это приверженность прошлому, его институтам, его ценностям, его идеалам. Но при этом консерватизм - не столько идеология, сколько установка (attitude), отношение к миру и обществу, к истории и политическому устройству.
Плюральность консерватизма
С самого начала мы отметили, что у консерватизма нет единого, универсального содержательного определения. Однако эта невозможность получить общую систематизированную теорию консерватизма имеет и свое позитивное содержание. Описание консерватизма невозможно, потому что он всегда плюралистичен, в отличие от других, универсальных систем. То, что не может быть универсальной теорией
консерватизма, - это не какой-то дефект, а выражение сущности консерватизма как явления.
Консерватизм во всех своих формах выдвигает на первый план различия, отличия, самобытность, идентичность, оценивает их позитивно и призывает их охранять. В связи с этим можно вспомнить русского консерватора Константина Леонтьева с его принципом «цветущей сложности». В позитивной оценке «сложности», «многообразия» и «своеобразия» состоит силовая линия консервативного отношения к миру.
Как бы консерватизм ни пытался универсализировать в отдельных случаях свою систему ценностей, все равно эта система всегда сохранит национальную и историческую печать своего происхождения. Плюральность рассматривается консерватизмом как положительная категория, это основа консервативного подхода к миру.
Защита различий является, может быть, самой общей чертой консерватизма перед лицом альтернативных ему идеологий - в первую очередь, либеральной и коммунистической. Эти идеологии признают наличие различий, но предлагают их снять
- постепенно или единовременно. Проблема различия (la difference) решается по-разному в различных идеологиях. Согласно догматическим универсалистским идеологиям либерализма и коммунизма, различия в конечном итоге должны быть преодолены. А подход консерватора, напротив, видит в различиях ценность. И если даже они утрачиваются или видоизменяются, все равно эти различия фундаментально ценны и важны, поскольку составляют нашу идентичность. И здесь мы подходим к фундаментальному первичному философскому определению консерватизма.
Главные функции мыслительного процесса - это процессы дифференциации и
интеграции. Человеческое мышление устроено так, что оно постоянно различает и
объединяет. Вся наша ментальная деятельность сводится к этим двум простейшим операциям: мы постоянно отличаем одно от другого, замечая, что стакан - это не
бутылка, и одновременно соединяем их, обнаруживая, что они сделаны из стекла и
предназначены для хранения жидкости. Консерватизм делает акцент как раз на различении, рассматривает как нечто в высшей степени позитивное базовые перводвижения различающей человеческой мысли. Дифференциация рассматривается консерватизмом как базовая, позитивно нагруженная операция сознания. Логика такова: это ценности наши, наши предки их создали, мы их защищали, пусть они и впредь будут таковыми. И не важно, что у других народов и культур иные ценности. Пусть они защищают их. А в самом наличии различных и несводимых друг к другу ценностных систем консерватор видит не противоречие, не недоразумение, но выражение богатства мира.
Другой путь - построение интегральных проектных моделей, которые сняли бы противоречия, - это удел универсалистских идеологий. Таким образом, из нашего затруднения в определении консерватизма с помощью универсальных теоретических конструкций мы выходим на богатство его собственного содержания. Плюральность, «цветущая сложность», осмысленные как ценность, являются главной чертой всех типов консервативных течений и философий.
Четыре типа консерватизма
Для более детального осмысления консерватизма можно предложить обобщающую схему из четырех пунктов, которая описывает типы консерватизма как функционального явления, как позиции, установки. С одной стороны, эта типология консерватизма приблизит нас к уже известным и понятным нам явлениям, к политической истории последних столетий и, соответственно, к нашей актуальной российской ситуации. С другой стороны, она покажет возможность широко толковать консерватизм применительно к тем обществам, где (пока еще) не утвердились (а быть может, и никогда
не утвердятся!) социально-культурные штампы и модели, основанные на идеологии Просвещения.
Это обобщающее отношение к консерватизму как к установке, которую мы можем распознать в самых различных типах общества, чрезвычайно важно, когда мы имеем дело, например, с таким явлением. как исламское общество. Исламское общество было очень поверхностно и фрагментарно затронуто парадигмой Просвещения. И, тем не менее, там есть политика, там есть идеологические позиции, партии, движения, есть серьезная и дифференцированная политическая жизнь. Но если мы попытаемся это современное исламское общество строго сопоставить с западноевропейскими и американскими стандартами, мы придем к нонсенсу - поскольку реально политической системой, строго отвечающей этим стандартам, там окажется узкая прослойка, группка вестернизированной элиты (в которой и будут концентрироваться социалисты, либералы и консерваторы, отвечающие политическим критериям Нового времени), а политизированные исламские массы у нас просто пропадут из виду или подпадут под некорректное и уничижительное определение «исламского фундаментализма». Даже в России, которая европеизирована куда больше, чем страны Востока, политическая система является вполне оригинальной, а российская демократия имеет множество органических отличий от западноевропейских образцов. Поэтому корректное понимание консерватизма применительно к разным типам обществ требует отказа от узких западноевропейских и американских политологических клише.
Итак, можно выделить четыре обобщающих типа консерватизма, понятого широко, функционально, социологически. Консервативные социально-философские установки, помогающие нам систематизировать консерватизм как явление, можно обозначить следующим образом:
- фундаментальный консерватизм;
- либеральный консерватизм;
- социальный консерватизм;
- революционный консерватизм.
Конечно, эти формулировки взяты из политической практики Нового времени. Но, выделив данные социально-типологические конструкции в качестве основы для систематизации, мы можем спроецировать их не только на Новое время и западноевропейские политические модели, но и описывать с их помощью политические и идеологические явления традиционного общества, живущего вне парадигмы Нового времени.
Фундаментальный консерватизм: Время, назад!
Фундаментальный консерватизм отличается утверждением того, что абсолютно все прошлое означает «хорошее».
Например, в православной богослужебной практике мы часто слышим, что священник (или дьякон) произносит при чтении Евангелия: «Во время оно...» «Во время оно вышел Исус из Назарета». Что такое «во время оно»? «Оно» - это указательное местоимение, означающее «в то время». По-латыни это звучит как in illo tempore. То, что находится in illo tempore, для консерватора фундаментального толка является позитивным и нагруженным ценностью уже ipso facto (то есть «в силу самого этого факта»). Прошлое -значит истинное, благое и красивое, если взять, например, платоновскую триаду определения абсолютной идеи - как единства Истины, Добра и Красоты. Для емкого описания этой триады у фундаментального консерватора есть одно слово - «прошлое», «время оно».
Прошлое абсолютно. И фундаментальный консерватор не должен доказывать, что «прошлое есть хорошее», потому что, например, оно полезное, поскольку «в нем изобрели
колесо». Напротив, если колесо изобрели давно, «во время оно», то именно поэтому оно есть благо, оно священно. А если бы его «изобрели недавно», «только вчера», то это было бы какое-то безобразное, сомнительное, возможно, «бесовское» изобретение. Священно не то, что полезно, не то, что прогрессивно. Священно то, что появилось в прошлом. Прошлое есть священно. Здесь совершенно обратная система ценностей.
С точки зрения фундаментал-консерватора, все религиозные, социальные, экономические, политические институты тем более совершенны, чем более они древние. То, что было раньше, заведомо лучше, чем есть сегодня. То, что было позавчера, заведомо лучше, чем вчера. Это - полное неприятие прогресса, любых идей относительно того, что настоящее лучше или, по крайней мере, такое же, как прошлое. Фундаментальный консерватизм говорит: не трогайте старое, оно заведомо лучше современного.
Но при всем этом отношение к «статус-кво», то есть к конкретному положению вещей, у фундаментального консерватизма, как ни парадоксально, довольно положительное. Почему? Потому что завтра точно будет еще хуже, чем сегодня. В этом неумолимая логика фундаментального консерватора: как бы плохо ни было сегодня, завтра будет еще хуже, а следовательно, надо защищать «сегодня» перед лицом «завтра». Уже пусть лучше будет то, что сегодня.
Для фундаментал-консерватора период досоветский был гораздо лучше СССР. Но при этом советское - лучше, чем ельцинское, либерал-реформаторское «постсоветское», хотя «царское», в свою очередь, гораздо лучше, чем советское. Московское же царство несравнимо лучше петровской, романовской России. Но. фундаментальные консерваторы умрут за ненавистную им петровскую Россию просто потому, что для них принципиально сохранять статус-кво, ведь после окончания правления династии Романовых придут совсем уже ненавистные «Советы», а вот после Советов начнутся настоящий «Апокалипсис», «глобализм», «либеральная демократия» и «новый мировой порядок».
Фундаментальные консерваторы стоят против времени, они говорят: «Время, назад!». Они борются со временем, они убеждены, что историческое время есть процесс энтропии. Здесь можно вспомнить древние учения о «золотом» веке, «серебряном», «медном» и «железном» веках. «Золотой век» - это высшая точка консервативного мышления.
Классики такого фундаментального консерватизма возвели этот принцип в доктрину -это уже упоминавшийся де Местр, а также Доносо Кортес, Морис Баррес, Леон де Блуа и целая плеяда авторов и политических деятелей.
Фундаментальный консерватизм - это полная неприязнь к прогрессу, жесткий антисоциализм, антилиберализм.
Для фундаментал-консерваторов ХХ века США и СССР выступали как две головы единой гидры «современности». США - как триумф либерализма, СССР - как триумф марксизма (социализма).
В своем чистом виде фундаментальный консерватизм всегда скажет: «Ни того, ни другого ни при каких обстоятельствах».
Полнее всего в ХХ веке фундаментальный консерватизм отразила школа последователей Рене Генона, которые сами себя называли «традиционалистами». Традиционализм и есть иное название для фундаментального консерватизма.
Либеральный консерватизм: disposition to preserve and ability to improve
Либеральный консерватизм представляет собой совсем иной набор взглядов и отношений (attitudes).
«Общество меняется», - считают либеральные консерваторы, и это нормально, это хорошо. Надо лишь заботиться о том, чтобы изменение не было «чересчур резким и
разрушительным». Либеральные консерваторы, как и прогрессисты, убеждены, что «вчера было лучше, чем позавчера, а сегодня лучше, чем вчера». Но лучше только в том случае, если изменение идет гармонично, постепенно и естественно.
Для либеральных консерваторов «сегодня» - это разумный компромисс между «вчера» и «завтра».
Либеральные консерваторы утверждают: реформировать общество надо, но это следует делать «постепенно», «спокойно», «с уважением к институтам, структурам, позициям, ценностям, взглядам». Чтобы ни в коем случае не навредить. Какие бы хорошие цели социалисты, революционеры, реформаторы или демократы ни ставили перед собой, либеральные консерваторы говорят: «Это все хорошо, но цель не оправдывает средства». Такова формула либеральных консерваторов. Для того, чтобы создать более свободное общество, ни в коем случае не надо никого насиловать, искоренять, уничтожать.
Свобода, говорят либеральные консерваторы, лучше, чем несвобода, но не любой ценой. И если придется, то надо потерпеть и рабство.
Стремление к справедливости - «аморально» - утверждают либеральные
консерваторы. Это важнейшая черта всех либерально-консервативных учений и программ. Резкое, обостренное, пронзительное стремление к справедливости чревато революцией, радикализмом и разрушением. Но любая революция - это зло, абсолютное зло. Те, кто хотят справедливости, хотят невозможного, утопии. И тем самым они приносят в жертву невозможной революционной мечте возможные эволюционные улучшения. В результате этого будет построено общество еще более несправедливое, чем то, которое есть сейчас.
Либеральные консерваторы всегда и при всех обстоятельствах выступают за статус-кво. Они преданы настоящему, осмотрительно и критически относятся как к прошлому, так и к будущему.
Если брать традицию западноевропейского и американского либерал-консерватизма, то его классики - это Эдмунд Берк, Алексис де Токвиль, Фридрих фон Хайек, Джордж Фридман, Лео Штросс.
Базовой формулой всех либеральных консерваторов можно считать слова Эдмунда Берка: «(Консерватизм) это и предрасположенность к тому, чтобы сохранять, и способность к тому, чтобы улучшать, взятые вместе» («The disposition to preserve and the ability to improve, taken together»). Это такой мягкий, спокойный, ненавязчивый прогресс с учетом всего лучшего из старого и уже имеющегося.
Социальный консерватизм: социальная утопия плебса
Логика социального консерватизма (социал-консерватизма) такова: в прошлом было хорошее и плохое. Но надо построить утопическое общество, которое будет соединением лучшего из того, что было в прошлом, с теми иллюзией, мечтой, надеждой, упованием, на которые люди ориентируются в будущем.
Народность, народ, но не аристократия являются движущей силой и главным ориентиром всех социально-консервативных систем и программ. Социал-консерватизм -это своего рода «плебейский консерватизм», а не консерватизм аристократов. В центре подобных доктрин стоят «массы», «низшие классы», «простой народ». Социал-консерваторы стремятся выступать от их лица и отстаивать их интересы. Высшей целью борьбы социал-консерваторов является справедливость. Однако справедливость мыслится здесь не как «вселенская абстракция»,
не как мировая республика, а как «деревенский рай», как реализация мечты вполне конкретного народа, конкретной культуры, конкретной общности. Земной рай социал-консерваторов глубоко национален, уникален и локален.
Социал-консерваторы признают прогресс и эволюцию, но особый акцент падает на революцию,
на радикальные действия во имя справедливости широких народных масс.
В спектре социал-консервативных теорий и движений сплошь и рядом встречаются монархические тенденции. Революционность и стремление к осуществлению чаяний масс сочетается с авторитаризмом, лояльностью к царю, религии и традиционным ценностям. Теории социальной монархии, «народной монархии» (И. Солоневич) прекрасно вписываются в этот относительно «социалистический» проект. Часто встречается идея «хорошего, доброго царя, который идет против своих бояр».
В этом контексте вспоминается русская опричнина Ивана Грозного. В большинстве социал-консервативных теорий и движений «бояре, аристократы, всегда - суть воплощение зла», они «виноваты во всем». На противоположном конце - фигура доброго (справедливого, народного) царя-батюшки,
в борьбе против аристократии опирающегося на народные массы.
Если взять европейский сектор, то основными теоретиками социального консерватизма следует признать Лоренца фон Штайна, Густава Шмоллера, защитников так назвываемого «Staatssozialiamus» (А. Вагнер, Р. Тодт, Р. Майер и т.д.), социолога Вернера Зомбарта, поздние идеи анархо-синдикалиста Жоржа Сореля и т.д.
Социал-консерватизм отличается жестким антибуржуазным характером. Практически во всех своих вариациях его сторонники выступают против капитализма. При этом он не догматичен. Как только он встречается с социал-неконсерватизмом, то есть с догматическим социализмом, он говорит: «Нет, универсальный догматизм не пройдет, мы должны сохранять нашу национальную самобытность». Наша утопия хотя и является народной, массовой, она не тождественна массовым утопиям иных народов и культур. Мы их можем понимать и быть с ними солидарными, но никогда не будем тождественны им. «Интернационализм не пройдет».
Примером могут служить наши русские теоретики социал-консерватизма, например, народник Михайловский. Как он понимал интернационализм? Он говорил: «я, конечно, интернационалист, так как я стою не только за освобождение русского народа, но и за освобождение всех народов Российской Империи». «А за пределами?» - «А там кто-то есть? - спрашивал Михайловский. - Впрочем, это не мое дело». Вот такой «интернационализм» в очень конкретных рамках отдельной цивилизации, империи, культурного круга. Отсюда же спор русских марксистов и немарксистов-народников (позже эсеров) о целях Революции, ее масштабах и о необходимости (или ненеобходимости - на чем настаивали народники - русские социал-консерваторы) капитализма.
Освальд Шпенглер обобщил тезисы социал-консерватизма в знаменитой работе «Социализм и пруссачество». Сюда же, в контекст социал-консерватизма, вписывается феномен итальянского фашизма (особенно раннего), отчасти левого национал-социализма (братья Штрассеры, ранний Геббельс в его романе «Михаэль»), национал-большевизм Эрнста Никиша или Николая Устрялова. Или же, если взять современность, то идеологическое крыло «Единой России», которое возглавляет Андрей Исаев - это мягкий социал-консерватизм (сам Исаев - выходец из крайне левых - «Община»).
Какие-то из этих явлений демонизированы и дискредитированы исторической практикой. Какие-то вполне политкорректны (как, например, то, что предлагает Исаев). Но мы говорим о типологии,
а не о том, что носители данного мировоззрения совершили или чего не совершили.
Социальным консерватизмом была идеология Слободана Милошевича. Его партия (Сербская социалистическая партия) придерживалась именно социального консерватизма, связывая сербскую национальную идею с идеей социалистической справедливости.
Консервативная революция:
старые боги ушли, новые еще не пришли
Консервативная революция - это последняя разновидность консервативной идеологии. К этому направлению следует отнести немецких романтиков (Новалиса, братьев Шлегелей, В. Тика, А. Мюллера), а также немецких философов и публицистов ХХ века -юриста Карла Шмитта, Артура Мюллер ван ден Брука, величайшего философа Мартина Хайдеггера. Яркий пример этого направления - колебавшийся между фундаментал-консерватизмом («Фашизм, критика справа», «Ориентации») и собственно Консервативной революцией («Языческий Империализм», «Оседлать тигра») -итальянский барон Юлиус Эвола. Сам термин «революционный консерватизм» был введен русским славянофилом второго поколения Юрием Самариным и популяризирован в Европе Томасом Манном.
У консервативных революционеров такая модель: позавчера было все идеально, вообще прекрасно.
Но вчера было уже безобразно плохо. А сегодня - совсем уже невыносимо, «надо с этим заканчивать». Так мыслят консервативные революционеры.
Начинают они с фундаментал-консерватизма, но быстро приходят к тому, что статус-кво категорически неприемлем. Они убеждены: завтра либо будет полное восстановление «золотого века», повсюду расцветут райские сады, либо все рухнет в ничто. Консервативные революционеры жестко ориентированы против настоящего, статус-кво объявляется бой не на жизнь, а на смерть.
Консервативные революционеры выступают категорически против капитализма, это для них абсолютный враг, так как воплощает в себе «статус-кво». Но не лучше их отношение и к догматическому социализму (марксизму). Их формула: «старые боги ушли, новые еще не пришли». Но без богов люди (настоящие люди, а не «ублюдочные торговцы» или «чернь») жить не могут. Формула Хайдеггера из его толкований Хельдерлина точно соответствует этому подходу.
Фундаментальные консерваторы в полемике с консервативными революционерами возражают: нет, старые боги просто удалились, и хотя их, конечно, совсем мало, но они есть. На что консервативные революционеры отвечают: нет, боги вообще ушли. От них остались только следы. А значит, современность тотально богооставлена. Можно вспомнить Кириллова из «Бесов» Достоевского - «Если Бога нет, то все позволено!». Можно делать все, что угодно. Но консервативные революционеры, в отличие от нигилистов и атеистов, которые то же самое провозглашают с оптимизмом, но не делают, все что угодно.
Классиком Консервативной революции считается Ницше, который сказал: «Сверхчеловек - это победитель и Бога, и ничто». В том, что «Бог умер» - в этом консервативные революционеры согласны с крайне левыми. Но они хотят быть не служителями открывшегося после Его смерти ничто, но победителями, укротителями ничто.
Консервативные революционеры говорят: «вокруг только ничто, но перед лицом бездны мы создадим систему ценностей из самих себя и вернем богов; мы призовем их или создадим» (как считал Эрнст Юнгер). Консервативные революционеры убеждены -«Іеіішт datur» («третье дано»).
Между нигилизмом и фундаментал-консерватизмом располагается платформа Консервативной революции.
Консервативные революционеры призывают к «Новому Средневековью».
В отличие от социал-консерваторов они ориентированы на аристократию и героические личности, на активную ницшеанскую позицию. Их ориентир - Сверхчеловек. Инструментом консервативных революцинеров являлись не народные массы, но закрытые ордена, кружки, «заговор сеньоров», аристократические «тайные общества».
Консервативные революционеры обращаются к древнейшему, в том числе к бессознательному, как к революционной силе.
У истоков германского национал-социализма мы встречаем различных представителей Консервативной Революции. Но постепенно они маргинализуются и сами подпадают под пресс гитлеровского тоталитарного (во многом плебейского) режима.
Консерватизм за пределами современного общества
В традиционном обществе, как правило, доминирует фундаментальный консерватизм. Это мейнстрим политики и социальной психологии тех обществ, которые предшествовали Новому времени и до сих пор пребывают в ином социальном измерении.
Все религии утверждают, что вначале было хорошо, а потом плохо (от рая - к аду, от золотого века - к железному). Все религии говорят о деградации человечества. Религиозное сознание всегда фундаментально консервативно. Представители религиозных кругов, которые мыслили бы иначе, являлись бы белыми воронами. Такие встречаются, но, как правило, считаются «редкими оригиналами».
Религиозный человек автоматически впитывает в себя политические основы фундаментального консерватизма. Если мы будем внимательно слушать, что нам говорят в Церкви на проповеди или во время богослужения, вдумываясь читать религиозную литературу, прилежно совершать рекомендованные традицией обряды, если мы задумаемся над логикой учения Церкви, то немедленно поймем, что она призывает нас к фундаментальному консерватизму.
Церковь, традиционные конфессии (ислам, иудаизм, буддизм, индуизм) не могут быть политически индифферентными. В нормальном случае они естественным образом продуцируют фундаментальный консерватизм всегда и везде. Это не так только тогда, когда над религией довлеет атеистическая или секулярная (светская) идеология, жестко запрещающая священнослужителям открыто провозглашать политико-идеологические тезисы, напрямую вытекающие из церковного учения.
Либеральный консерватизм или его аналоги свойственны большинству реформаторов традиционного общества. Не важно, двигались ли они к светскости (этот случай характерен только для Европы Нового времени или для европеизированных колониальных или полуколониальных держав) или к иным религиозно-идеологическим формам. Вполне можно себе представить либеральных консерваторов времен Римской империи, которые одновременно были не против распространения христианства как «новой религии», но вместе с тем считали целесообразным и сохранение культа древних римских богов (или, по меньшей мере, императора).
Из такого компромисса и выросла Империя Константина Великого.
Социальный консерватизм в традиционном обществе сплошь и рядом вдохновлял идеологов народных восстаний. В духе марксистской теории мы обычно считаем, что народные восстания простолюдинов в Древнем мире возглавляли «недоделанные коммунисты» (в частности, «восстание желтых повязок» в Китае, альбигойцы, анабаптисты То-маса Мюнцера). На самом деле это были социал-консерваторы, пытавшиеся утвердить, вопреки идеологии и религии, статус-кво иную - часто эсхатологическую - религиозную веру. Они были глубоко консервативны, искренне религиозны, но при этом отстаивали альтернативную утопическую версию религии. Это очень важный концептуальный момент. Когда мы спрашиваем: «Почему восстание желтых повязок базировалось на даосской философии?», марксистская школа историков отвечает: «Это не важно, тогда все были темные и непросвещенные, верили в разную чепуху; главное - это социально-экономические причины восстания». Но если мы посмотрим с консервативной точки зрения на то же самое «восстание желтых повязок», то увидим, что фактор даосской религии, конкурирующей с конфуцианством и отчасти с
буддизмом, там был преобладающим. И тогда, с учетом фактора социал-консерватизма, наше внимание будет заостряться на других вещах.
Или, например, восстание Томаса Мюнцера. С одной стороны, это - ультракоммунизм, восстание масс, а, с другой стороны - ожидание сошествия Нового Иерусалима. Консервативный (социал-консервативный) взгляд на историю такого рода явлений может принести существенные плоды и дать неожиданные научные результаты.
Идеи консервативной революции тоже проявляются не только в Новое время, но и в традиционном обществе. Например, когда те или иные деятели традиционного общества выступают под эгидой восстановления династий или возврата к прежним религиозным культам.
Юлиан-отступник - пример такого выступления. Посреди христианского общества, успевшего укорениться в Византии, вдруг император провозглашает: «Вернемся к язычеству, восстановим культы древних богов». Пусть будет позавчера. Это своего рода консервативная революция.
Консерватизм как научная позиция
Перечисленные четыре установки консерватизма мы встречаем как в традиционном, так и в современном обществах. Если мы примем их и применим к нашему российскому обществу, к американскому, к современному европейскому или исламскому обществу или же используем как метод исторического анализа, то получим очень интересный и специфический результат, который будет заведомо отличен от анализа и либеральных, и марк-систских ученых: отличен и по своей методологии, и по своим результатам. Консерватизм, принятый и осознанный как научная установка, даст нам новый ракурс в понимании и изъяснении многих привычных, изученных, но однобоко и пристрастно рассматриваемых явлений.
Почему это будет ново и оригинально? Потому что большинство исторических и политологических исследований сделаны в большинстве своем либо социалистами, либо либералами. А это значит - людьми с универсалистскими идеями, свято верящими в прогресс и в унификацию человечества. Для таких ученых локальная идентичность, древность, традиция шире - все различное в цивилизации, в политологии, в истории конкретных обществ и народов проходит сквозь пальцы, ускользает от внимания, считается свего рода externalities («погрешностями», «несущественными аберрациями»). Если что-то не подходит под их жесткую эволюционистскую схему, то просто отбрасывается как «акциденция».
А если мы с тем консервативным подходом, о котором говорим, начнем изучать историю или политологию, мы увидим, что множество факторов, которые мы игнорировали при либеральном или социалистическом догматическом универсалистском подходах, оказываются не только существенными, но чрезвычайно важными, а подчас и решающими. А значит, это фундаментально обогатит наш научный горизонт.
Ценность Традиции - общая черта всех типов консерватизма
Консерватизм - это фундаментальне свойство человеческой психологии, воплощенное в многообразии социальных, политических и религиозных форм. Выделенные нами 4 основных издания консерватизма (его разновидности) могут быть иногда и конфликтными друг с другом. Консерватизм - явление диалектическое, и он может развертываться через столкновение противоположных подходов и оппозиции различных ценностных систем.
Но вместе с тем, будучи многообразными, диалектически и подчас прямо противоположными, все версии консерватизма имеют одну общую черту: они основаны на позитивной оценке прошлого, они защищают различия, признавая в них ценность и
оправданность, они противостоят как коммунистическим (марксистским, социалистическим), так и либеральным теориям в их догматических выражениях.
Либерализм и социализм свято верят в прогресс, а значит, считают традиционное общество чем-то, что следует преодолеть, что и так преодолевается без остатка самим ходом истории, логикой развития человечества. А значит, настоящей непреходящей ценности прошлое не имеет. Ею обладают только настоящее и будущее. А вот тут-то консерваторы всех типов считают иначе и солидарны друг с другом: традиционное общество, утверждают они, ценно и актуально само по себе - независимо от преходящих волн современности. Прошлое - это не только то, что прошло, но то, что было, это бывшее - а так как бытие есть категория фундаментальная, то бывшее есть и бывшее будет (Хайдеггер). Консерватизм всех видов следует не за логикой развития, но за логикой бытия, за логикой постоянства, за логикой вечности.
Ведь, как сказал немецкий консервативный революционер Артур Мюллер ван ден Брук -«на стороне консерватора вечность».