Научная статья на тему 'Консенсус, «новый патриотизм» и эффект ностальгии в российской медиакультуре (опыт изучения молодежных сообществ в VK)'

Консенсус, «новый патриотизм» и эффект ностальгии в российской медиакультуре (опыт изучения молодежных сообществ в VK) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиадискурс / медиапотребление / медиасоциализация / «цифровая молодежь» / «новый патриотизм» / память / ностальгия / media discourse / media consumption / media socialization / digital youth / new patriotism / memory / nostalgia

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денис Владимирович Дунас, Елена Александровна Салихова, Дарьяна Александровна Бабына

Представлены результаты эмпирического исследования, в рамках которого изучены первый и второй уровни установления повестки дня молодежных сообществ в социальной сети VK. Сделаны выводы о сложном устройстве цифровой медиакультуры: ее содержание соответствует традиционным отечественным духовным ценностям, а форма – глобальным. При этом риск двоемыслия и поляризации нивелируется консенсусом как особым состоянием, в котором находится изученная медиакультура. Формируемый медиадискурс использует инновационные инструменты работы с коллективной памятью, прежде всего с коммуникативной, а также нацелен на создание эффекта ностальгии. Такие подходы ориентированы на формирование «нового патриотизма» у молодых цифровых россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Денис Владимирович Дунас, Елена Александровна Салихова, Дарьяна Александровна Бабына

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consensus, “new patriotism”, and the nostalgia effect in Russian media culture (based on the experience of studying youth communities on VK)

The article presents the results of an empirical research in which first and second levels of agenda setting of youth communities on the VK social media platform were studied. The research sample included three most popular VK communities among the “digital youth” (Rifmy i panchi [Rhymes and Punches], Leonardo Dayvinchik, Ovsyanka, ser). The content analysis was aimed at identifying the main topics in social media content that were covered and that resonated the most with the potential audience, the “digital youth”. We studied not only the “editorial” content produced by the editors of the community or the authors of the channel, but also the space of public communication (comments, reposts, likes, hashtags, etc.) of the “digital youth”. Moreover, the analysis paid attention to the evaluability, values, and key characters of the publications. This kind of approach made it possible to identify the main attributive characteristics of the topics (the particular aspects of the topic that received more attention, as well as the type of evaluability – neutral, negative, positive, and the sociocultural context of the topic). We study drew conclusions about the complex structure of modern digital media culture. We found that the content corresponds to traditional Russian spiritual values, while the form corresponds to the global ones. The constructed digital media culture relies on black humour as one of the crucial tools for assimilating contradictionary social experience. Hip-hop singers, celebrities, and influencers in the mirror of editorial culture become transmitters of values familiar to Russians or, conversely, objects of irony over idleness, self-destructive behaviour. At the same time, traditional values of Russian culture such as patriotism, family values and loyalty in relationships, strong national economy and prosperity of Russia, historical memory of the exploits of the Russian people are also actualized. Ideology as a system of ideas, attitudes and values fundamental for the country, as well as the governmental ideology in the discourse itself, dominates in the content to be transmitted to the youth. Thus, the media culture studied smoothes the risk of double-mindedness and polarisation by consensus as a special state of culture. The formed media discourse uses innovative tools for working with collective memory, primarily with its communicative memory. Thus, the memory of the recent past, which embeds a representative of the “digital youth” in a context linking the past with the present, in the process of discussing and exchanging nostalgic memories in the comments, creates a local memory of the group resembling an “information bubble” and an “echo chamber”. Such media discourse also aims to create a nostalgia effect. The study concludes that the approaches described are aimed at forming a “new patriotism” among young digital Russians.

Текст научной работы на тему «Консенсус, «новый патриотизм» и эффект ностальгии в российской медиакультуре (опыт изучения молодежных сообществ в VK)»

Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 85. С. 247-268 Tomsk State University Journal of Philology. 2023. 85. рр. 247-268

ЖУРНАЛИСТИКА

Научная статья

УДК 004.55

doi: 10.17223/19986645/85/13

Консенсус, «новый патриотизм» и эффект ностальгии в российской медиакультуре (опыт изучения молодежных сообществ в VK)

Денис Владимирович Дунас1, Елена Александровна Салихова2, Дарьяна Александровна Бабына3

12'3МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 daribabyna@gmail. com

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования, в рамках которого изучены первый и второй уровни установления повестки дня молодежных сообществ в социальной сети VK. Сделаны выводы о сложном устройстве цифровой медиакультуры: ее содержание соответствует традиционным отечественным духовным ценностям, а форма - глобальным. При этом риск двоемыслия и поляризации нивелируется консенсусом как особым состоянием, в котором находится изученная медиакультура. Формируемый медиадискурс использует инновационные инструменты работы с коллективной памятью, прежде всего с коммуникативной, а также нацелен на создание эффекта ностальгии. Такие подходы ориентированы на формирование «нового патриотизма» у молодых цифровых россиян.

Ключевые слова: медиадискурс, медиапотребление, медиасоциализация, «цифровая молодежь», «новый патриотизм», память, ностальгия

Благодарности: Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00398).

Для цитирования: Дунас Д.В., Салихова Е.А., Бабына Д.А. Консенсус, «новый патриотизм» и эффект ностальгии в российской медиакультуре (опыт изучения молодежных сообществ в VK) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 85. С. 247-268. doi: 10.17223/19986645/85/13

© Дунас Д.В., Салихова Е.А., Бабына Д.А., 2023

Original article

doi: 10.17223/19986645/85/13

Consensus, "new patriotism", and the nostalgia effect in Russian media culture (based on the experience of studying youth communities on VK)

Denis V. Dunas1, Elena A. Salikhova2, Dariana A. Babyna3

12'3 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected]

3 daribabyna@gmail. com

Abstract. The article presents the results of an empirical research in which first and second levels of agenda setting of youth communities on the VK social media platform were studied. The research sample included three most popular VK communities among the "digital youth" (Rifmy i panchi [Rhymes and Punches], Leonardo Dayvinchik, Ovsyanka, ser). The content analysis was aimed at identifying the main topics in social media content that were covered and that resonated the most with the potential audience, the "digital youth". We studied not only the "editorial" content produced by the editors of the community or the authors of the channel, but also the space of public communication (comments, reposts, likes, hashtags, etc.) of the "digital youth". Moreover, the analysis paid attention to the evaluability, values, and key characters of the publications. This kind of approach made it possible to identify the main attributive characteristics of the topics (the particular aspects of the topic that received more attention, as well as the type of evaluability - neutral, negative, positive, and the sociocul-tural context of the topic). We study drew conclusions about the complex structure of modern digital media culture. We found that the content corresponds to traditional Russian spiritual values, while the form corresponds to the global ones. The constructed digital media culture relies on black humour as one of the crucial tools for assimilating contradictionary social experience. Hip-hop singers, celebrities, and influencers in the mirror of editorial culture become transmitters of values familiar to Russians or, conversely, objects of irony over idleness, self-destructive behaviour. At the same time, traditional values of Russian culture such as patriotism, family values and loyalty in relationships, strong national economy and prosperity of Russia, historical memory of the exploits of the Russian people are also actualized. Ideology as a system of ideas, attitudes and values fundamental for the country, as well as the governmental ideology in the discourse itself, dominates in the content to be transmitted to the youth. Thus, the media culture studied smoothes the risk of double-mindedness and polarisation by consensus as a special state of culture. The formed media discourse uses innovative tools for working with collective memory, primarily with its communicative memory. Thus, the memory of the recent past, which embeds a representative of the "digital youth" in a context linking the past with the present, in the process of discussing and exchanging nostalgic memories in the comments, creates a local memory of the group resembling an "information bubble" and an "echo chamber". Such media discourse also aims to create a nostalgia effect. The study concludes that the approaches described are aimed at forming a "new patriotism" among young digital Russians.

Keywords: media discourse, media consumption, media socialization, digital youth, new patriotism, memory, nostalgia

Acknowledgments: The study was funded by a grant from the Russian Science Foundation (Project No. 22-18-00398).

For citation: Dunas, D.V., Salikhova, E.A. & Babyna, D.A. (2023) Consensus, "new patriotism", and the nostalgia effect in Russian media culture (based on the experience of studying youth communities on VK). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 85. рр. 247268. (In Russian). doi: 10.17223/19986645/85/13

Введение

Практики медиапотребления «цифровой молодежи» качественно отличны от медиапаттернов людей старшего возраста. Кроме того, они постоянно демонстрируют динамику, что обусловлено экстенсивным развитием цифровых медиакоммуникационных технологий и решительным подходом молодежи к их использованию. Именно представители молодёжи, по данным исследований поведения аудитории, часто входят в группу «новаторов» концептуальной модели диффузии инноваций [1].

Данные компании Mediascope (TV Index, Россия 100k+) показывают, что традиционные СМИ не являются столь же привлекательными для школьников старших классов и студентов, как социальные медиа. К телевидению, радио и печати обращаются лишь 30% молодых респондентов, в то время как 70% не используют их вообще. Функции традиционных медиа для данной аудитории выполняет Интернет. При этом 99% российских «зумеров» активно используют мессенджеры и социальные сети. Цифровые продукты платформ социальных сетей, а также официальные интернет-сайты представители молодежи в возрасте от 14 до 24 лет выделяют как приоритетные источники новостей: по данным Deloitte, к ним обращаются 67 и 55% соответственно, в то время как к телевидению лишь 34%:. По другим данным, к социальным сетям и интернет-сайтам обращаются более 41% российских школьников, тогда как к традиционным медиаканалам - менее 7% [2. С. 120].

Несомненным лидером в структуре медиапотребления российской молодежи выступает платформа VK. Согласно статистике Brand Analytics, в 2022 г. самой популярной у авторов контента из России площадкой была социальная сеть VK. При этом платформа богата не только пользователями, но и «активной аудиторией», или «авторами», к которым система мониторинга и анализа социальных медиа относит тех пользователей платформы, которые делали публичные записи хотя бы однажды в течение месяца, и исчисляет в 28 млн пользователей. При этом 29,1% «авторов» в VK младше 25 лет, что соответствует когорте «цифровая молодежь». Платформа VK всегда была доминирующей социальной сетью для реализации самых разных потребностей молодежи. В среднем 96% от общего количества

1 Медиапотребление в России - 2020. Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. 2020. URL: https://oohmag.ru/wp-content/uploads/2020/11/mediapotreblenie-v-rossii-2020.pdf (дата обращения: 28.02.2023).

респондентов из числа российского студенчества отметили УК как самую востребованную популярную социальную сеть [2. С. 144]. В 2022 г. платформа к тому же стала приоритетным местом «миграции» русскоязычной аудитории пользователей социальных сетей после введения законодательных ограничений на использование медиасервисов корпораций, признанных экстремистскими.

Проводя в медиакоммуникционной среде социальной сети много времени, молодежь, очевидно, испытывает на себе влияние медиасоциализации как процесса усвоения социокультурных норм и ценностей из медиатизиро-ванного (личного и социального) опыта в результате медиапотребления. Авторы данной статьи исходят из положения о вездесущности, широкомас-штабности и необратимости медиасоциализации. Признание того, что индивиды могут быть социализированы одновременно разными социальными агентами, не может не вызывать озабоченность и поднимает исследовательские вопросы о последствиях конфликта норм и ценностей между социальным и медиатизированным мирами. Исследователи говорят о «соконструи-руемом» с помощью медиа мире, где открытым остается вопрос благополучия молодой личности [3]. Именно поэтому попытка контент-аналитического исследования материалов наиболее востребованных у молодежи сообществ на платформе УК стала целью настоящего исследования.

Объектом исследования стали особо популярные сообщества на платформе УК: «Рифмы и панчи», «Овсянка, сэр» и «Леонардо Дайвинчик», объединяющие наибольшее количество представителей «цифровой молодежи».

Предмет исследования - публикации сообществ, представляющие сложный медиатекст, состоящий из совокупности элементов: заголовка, новостной информации, фотографии, редакционного комментария или мнения, используемых эмодзи, сопутствующих тексту, эмодзийному и комментарий-ному дискурсу (при наличии), производимому аудиторией.

Медиатекст и его эффекты: двоемыслие V« консенсус, культурная память V« ностальгия

Медиаэффекты становятся главным образом результатом социализации в медиа, которую сегодня относят к таким же мегатенденциям и метапро-цессам современности, как цифровизацию, медиатизацию, сетевизацию, глобализацию и деглобализацию [4]. При этом медиасоциализация не представляет собой равномерного и одинакового для всех ее субъектов процесса: выделяют как минимум три уровня медиасоциализации - первичный, вторичный и самоциализацию. Различия объясняются не аудиторными или медийными особенности, а интегральными категориями, например своеобразием жизненного пути представителя аудитории.

Понимая медиасоциализацию как результат и эффект медиапотребления, представляется необходимым соотнести ее, во-первых, с результатами проведенного эмпирического исследования и, во-вторых, предложить возможные направления теоретического анализа.

В основу концептуального понимания текста анализируемых сообществ положено представление о медиатексте как «тексте высшей семиотической сложности» [5], деконструкция которого возможна в условиях признания его семиотической природы [6. С. 15]. Визуальные элементы в медиатексте играют важную роль в процессе трансляции новостей, поскольку они менее навязчивы, чем текст [7, 8], а синтез элементов разных семиотических систем делает медиатекст уникальным [9. С. 166]. Визуальная составляющая имеет ключевое значение для характеристики медиатекста анализируемых сообществ.

Тексты со сложной семиотической природой не только информируют, убеждают, развлекают [10], но формируют тематическую доминанту, отражающую медиатопику в соответствии с национальным медиаландшафтом [11]. Они способны давать оценку и побуждать [12], выдвигать аргументы и контраргументы [13, 14], формировать культуру [15], воспроизводить идеологию [16], укреплять политические предпочтения [17], а также служат идеальными носителями прямого и часто эмоционального сообщения без языковых или других барьеров [18], рассказывают и контекстуализируют истории [13, 19].

Медиатексты и порождаемая ими медиасреда имеют системные характеристики, которые оказывают комплексное воздействие на человека в вопросе формирования идентичности, менталитета, идеологии, т.е. обладают культуроформирующим потенциалом. Такой подход дает основания рассматривать медиасреду и практики медиапотребления как медиакультуру, которая в свою очередь становится неотъемлемой частью современной культуры общества.

Однако медиакультура питается поляризованными медиадискурсами, от чего не является однородной и гармонизированной сущностью, а, скорее, представляет собой противоборство различных стратегий ментально-дискурсивной деятельности медиакоммуникаций, среди которых и стратегии манипуляции, и гедонизма, и секуляризации или десакрализации, и стратегия культурного шока [20. С. 16].

Очевидно, что смешение различных медиадискурсивных стратегий внутри одного медиадискурса может вызывать определенную дисгармони-зацию публичной сферы. Например, создавать культуру двоемыслия. Нормативная модель жизненного пути человека, его жизненного мира предполагает многомерность и многополярность. Однако системы ценностных координат, точки отсчета нормативных суждений, представления о допустимом, правильном, добром, хорошем не должны вступать в очевидные противоречия, поскольку иначе возникает феномен двоемыслия [21]. Безусловно, на разных этапах общественного развития, особенно в периоды социальных и политических трансформаций, возможен нормативный релятивизм, поскольку определённые исторические, национально-государственные контексты, конкурируя, наслаиваются друг на друга и создают конфликтную структуру. Такая структура не должна иметь постоянного

характера, поскольку не является свидетельством благополучного общества и его устойчивого развития.

Развитие концептуального осмысления цифровой молодежной медиа-культуры представляется важным по двум направлениям: теоретические вопросы формирования консенсуса в условиях двоемыслия и поляризации ме-диакультуры; а также изучение вопросов формирования устойчивых и актуальных форм патриотической социализации молодой личности, прежде всего за счет инструментов памяти.

«Консенсус» становится ключевым подходом в осмыслении потенциала медиа не только поляризовать и фрагментировать общество, но создавать его единство на основе общих и разделяемых большинством его членов ценностей, которые претендуют на значимость в масштабах всего человечества, а не каких-либо социальных групп или элит. По словам Л. Вирта, «консенсус -это не столько соглашение по всем вопросам (и даже не по самым существенным вопросам) среди всех членов общества, сколько установленная привычка коммуникации, обсуждения, дискуссии и переговоров, поиск компромисса и терпимость к иным точкам зрения» (цит. по: [22. С. 28]). Фундаментальным трудом в осмыслении консенсуса стала теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, описывающая такой тип коммуникационного устройства общества, при котором исходной позицией осуществления коммуникации становится установка на мораль и общечеловеческие ценности [23].

В цифровой среде платформы социальных медиа оказались новой общественной сферой, где происходит гражданский диалог по всем вопросам, включая воспоминания об общем прошлом, его обсуждение и ностальгия по нему. Социальные сети обладают мощным потенциалом влияния на нашу коллективную и историческую память. Исследователи различают индивидуальную, коллективную, коммуникативную, культурную, историческую память. Трансформация категории памяти в условиях цифрового пространства является предметом отдельных исследований. Исследования цифровой памяти выявляют место цифровых инструментов, сервисов и социальных платформ в активации прошлого и конструировании на его основе настоящего. Центральным тезисом в теоретическом осмыслении памяти является понимание ее как социального конструкта: память возникает только в процессе социализации индивида, опосредуется социальной средой, содержательное наполнение памяти определяется внешними, социальными и культурными рамками [24]. Сегодня стало возможно говорить о том, что в эпоху медиатизации память является не только социальным, но медийным конструктом.

И хотя памятью обладает лишь отдельный человек, она сформирована коллективом, а следовательно, объединяет индивидуумов в группы, в том числе аудиторные. Особое место в исследованиях памяти отводится коммуникативной памяти, которая охватывает воспоминания, связанные с недавним прошлым. Это те воспоминания, которые человек разделяет со своими современниками [25. С. 51]. Известность приобретает мемориальный феномен ностальгии как сожаления, тоски об идеализированном прошлом: о

безвозвратно утраченных персонах, событиях, временах [26]. Ностальгические эпизоды важны с точки зрения формирования преемственности, поскольку могут воспроизводиться из поколения в поколение. Исследователи связывают возрастание значения ностальгии в кризисные периоды общественного развития [27-29], поскольку ностальгия может стать эффективным инструментом консолидации российского общества [29. C. 9-10].

Программа контент-аналитического исследования

Для формирования выборки была предложена двухступенчатая система отбора сообществ в качестве материалов исследования. На первом этапе мы обратились к данным Brand Analytics1, представляющим собой ранжированный список страниц VK на основе не только числа подписчиков, но и такого показателя, как вовлечённость - одного из ключевых в анализе социальных сетей. Так, стало возможно выявить сообщества, аудитория которых не только подписана на ту или иную публичную страницу, но и проявляет в ней активность: просматривает публикации, оценивает их, делится ими на своей личной странице и оставляет комментарии, т. е. выполняет определенные действия с контентом.

Второй этап был посвящён выявлению числа представителей «цифровой молодежи» в сообществах, имевших наивысшую вовлечённость на момент проведения исследования. Для этого мы с помощью механизма ранжирования подписчиков сообществ по указанному ими возрасту рассчитывали процент подписчиков в возрасте от 14 до 22 лет. С помощью данной системы были определены три сообщества, в которых наибольшее количество представителей «цифровой молодежи» проявляет заметную активность: «Рифмы и панчи», «Овсянка, сэр» и «Леонардо Дайвинчик».

Для исследования повестки дня в данных сообществах была выбрана неделя с 20 по 26 июня 2022 г., не отмеченная государственными праздниками и дополнительными выходными. Анализировались заголовочный комплекс публикации (наличие/отсутствие заголовка и подзаголовка, тип, тональность и формат заголовка), тип, тональность и тематика/проблематика публикации, основа информационного повода, масштаб события, личность ньюсмейкера, тип источника информации, наличие ссылок и прямых цитат, хештегов. Выявлялось, для кого публикация представляет ценность, определялись ключевые герои и антигерои, ценности и антиценности, а также степень поляризации мнений в комментариях [30].

Анализируя данные, полученные при анализе публикаций по вышеуказанным пунктам, мы ставили целью решить следующие исследовательские вопросы (ИВ):

ИВ1: Что представляют собой сообщества? О чем они?

1 Рейтинг авторов и групп VK. Аналитический центр Brand Analytics. 2022. URL: https://br-analytics.ru/mediatrends/authors/vk/202206/ER/public (дата обращения: 28.02.2023).

ИВ2: Какие темы наиболее часто представлены в повестке дня сообществ?

ИВ3: Какие ценности транслируются сообществами?

Результаты исследования

Сообщество «Рифмы и панчи» обладает наивысшим показателем вовлечённости в июне 2022 г. в УК. На момент исследования сообщество имело 5 001 225 подписчиков, 48,4% которых являлись представителями «цифровой молодежи».

Изначально публичная страница «Рифмы и панчи» была посвящена русскоязычной рэп- и баттл-рэп культуре, имевшей широкую популярность среди молодежи в 2015-2017 гг. Сообщество размещало публикации с цитатами из баттлов и музыкальных треков рэп-исполнителей, новости, интересные представителям данной субкультуры, значимые рэп-композиции зарубежных исполнителей и мемы. Со снижением популярности баттлового движения изменилось и наполнение постов: на смену субкультурной тематике пришла более общая, в том числе и новостная повестка. На сегодняшний день редакция позиционирует сообщество «Рифмы и панчи» так: «РиП - новостной ресурс обо всем, что сейчас обсуждает молодежь: от музыки и мемов до футбола, ИБС, политики и твич/тикток блогеров»1.

Сообщество «Овсянка, сэр» в период проведения исследования имела 5 689 350 подписчиков, 61,5% которых составляли представители «цифровой молодежи». На странице размещаются публикации преимущественно новостного содержания, освещающие события из жизни блогеров и других публичных личностей в юмористическом ключе, а также новости общего интереса. Иллюстрациями к постам нередко выступают мемы или фотографии девушек модельной внешности.

Отличительной особенностью сообщества является размещение публикаций, призывающих подписчиков к знакомству друг с другом и общению в рамках рубрик «Ночной чат» и периодических постов с призывом обмениваться в комментариях данными, характеризующими личные предпочтения (например, любимой музыкой или маркой кроссовок), и продолжать обсуждение в личных сообщениях. Такой подход способствует укреплению сообщества, основанного на личных связях его членов, объединенных общими вкусами и целеполаганиями. Стоит отметить, что подписчики проявляют заметную активность в комментариях к публикациям данных рубрик и в целом охотно обмениваются мнениями под постами.

Наибольшее количество подписчиков по состоянию на июнь 2022 г. имеет сообщество «Леонардо Дайвинчик» - 15 667 899, из них 50,7% являются представителями «цифровой молодежи». Основу публикуемого содержания представляют мемы на актуальные темы, оказавшиеся в поле зрения

1 Сообщество «Рифмы и панчи». URL: https://vk.com/rhymes (дата обращения: 28.02.2023).

массмедиа, а также абстрактный юмор, не привязанный к актуальной новостной повестке.

Сообщество «Леонардо Дайвинчик» также имеет площадку для знакомства подписчиков между собой, однако это не отражено в публикациях. Страница имеет бот, в котором подписчик может заполнить анкету и получить предложение о знакомстве с указанием страницы другого подписчика, указавшего в своей анкете релевантные данные.

Подобная политика публичных страниц в целом соответствует направлению платформы УК «Знакомства» - внутреннему дейтинг-сервису, запущенному в 2021 г.1 Сервис формирует пары посредством искусственного интеллекта, анализирующего музыкальные вкусы и данные анкет пользователей. Ключевым отличием здесь является ограничение по целевой аудитории, сокращающее возможную выборку анкет до аудитории сообщества, а также фактор личной инициативы подписчика, который самостоятельно принимает решение о размещении комментария или обращении к боту.

Исследуемые сообщества имеют как общие черты, так и различия, обусловленные изначальной тематической направленностью и редакционной политикой администрации страницы. В графе «Контакты» сообщества размещают страницы анонимных пользователей под псевдонимами, к которым рекламодатель может обратиться с предложением о рекламном посте. Реальные владельцы и редакторы страниц неизвестны. Во всех сообществах выявлено наличие модерации, особенно заметное в комментариях к публикациям. Возможно говорить о наличии редакционной политики сообществ, проявленной в формировании повестки, форме подачи материалов и повторяющихся фреймов как внутри каждого конкретного паблика, так и во всех исследуемых сообществах одновременно.

Мы исследовали публикации на предмет их тематики, разделив на следующие категории: международная, политика, экономика, общество, стиль жизни, армия, происшествия, спорт, юмор/развлечения, культура, медицина, религия, экология, межличностная/семейная/гендерная и другая.

Среди 283 публикаций, размещённых сообществом «Рифмы и панчи», 32% было посвящено культурной тематике (рис. 1). Важно отметить, что современная музыкальная культура, в частности связанная с русскоязычной рэп-культурой, также принимается как ее часть, поскольку является значимой и актуальной для молодёжной аудитории. Например, нередко публикации представляли собой презентации новых музыкальных композиций рэп-исполнителей. Повлияло на высокое число постов о культуре и значительное количество публикаций, посвящённых уходу из жизни певца Юрия Ша-тунова, музыка которого периодически публиковалась в течение исследуемой недели.

Значительно меньше - 14% публикаций - было посвящено тематике стиля жизни. В случае страницы «Рифмы и панчи» посты о стиле жизни

1 Блог платформы VK. URL: https://vk.com/press/vk-znakomstva (дата обращения: 28.02.2023).

нередко были связаны с политической, санкционной тематикой. Редакция страницы освещала уход иностранных компаний с российского рынка, изменение названий популярных брендов и удачные примеры импортозаме-щения. Тональность подобных публикаций была преимущественно нейтральной или негативной в отношении ушедших из России компаний, что находило отражение в комментариях: их авторы выражали несогласие с подобной политикой брендов.

Сопоставимые показатели у юмористической, общественной и политической тематик (по 11% у каждой), нередко пересекавшихся в рамках одних и тех же публикаций. Например, американские политические лидеры становились причиной насмешек, а также героями мемов, особенно в связи с возрастными изменениями в поведении президента США Джо Байдена или склонности к скандалам Дональда Трампа. В юмористический контекст помещались и высказывания российских политиков, например депутата Госдумы и экс-боксера Николая Валуева, а также других общественных деятелей.

Другим тематическим направлениям был посвящен 21% публикаций. Это объясняется как диверсифицированностью поднимаемых в сообществе тем (никак не освещалась лишь тема религии, всего один пост был посвящен экологии, два - теме армии), так и трагическим событиям, имевшим место на исследуемой неделе. Так, 31 пост (11%) напрямую затрагивал тему смерти, не входившую в матрицу анализа, ровно столько же было юмористических публикаций.

Другие исследуемые сообщества - «Леонардо Дайвинчик» и «Овсянка, сэр» - ввиду отсутствия культурной повестки имеют практически идентичное распределение поднимаемых тем. Оба сообщества публиковали преимущественно мемы, однако уделяли особое внимание выбору информационных поводов, связывая их с новостной повесткой и новостями из жизни блогеров.

0 Культура ф Стиль жизни # Юмор развлечения

ф Общество

# Политика

• Другое

Рис. 1. Тематика постов в сообществе «Рифмы и панчи»

Так, 41% публикаций в сообществе «Овсянка, сэр» посвящен теме стиля жизни (рис. 2), а 25% - юмору и развлечениям. Значительную часть постов лайфстайл-тематики занимали рассуждения о правильном летнем досуге, связанном для большей части подписчиков с проведением школьных и студенческих каникул, обсуждение изменения уровня жизни в связи с ростом на потребительские товары, а также находчивости людей в вопросах выстраивания быта в сложившихся условиях. Схожую направленность имели посты на общественную тематику, занявшие 10% тематического разнообразия сообщества.

Ф Культура # Стиль жизни 4 Юмор развлечения ф Общество

0 Межличностная/семейная/

тендерная ф Другое

Рис. 2. Тематика постов в сообществе «Овсянка, сэр»

Не осталась без внимания межличностная, семейная и гендерная тематика (12%), которая затрагивала в том числе и освещение конфликтов между блогерами. Немаловажной оказалась тема семьи - как и в сообществе «Рифмы и панчи», героями одобрительных публикаций сообщества «Овсянка, сэр» становились знаменитости (рэп-исполнители и блогеры), заключившие брак.

Тематическое разнообразие публикаций в сообществе «Овсянка, сэр» оказалось значительно ниже, чем в паблике «Рифмы и панчи», как и процентное соотношение политически окрашенных постов. Вероятно, это связано с некоторым смещением акцента на тематику знакомств и стиля жизни, вытеснившим в данном сообществе культурную и политическую повестку.

Схожая с «Овсянкой...» тематическая политика наблюдалась и в сообществе «Леонардо Дайвинчик» - классическом паблике с мемами.

Несколько отличалось соотношение юмористических (41%) и лайфстайл-постов (30%), что видно из рис. 3.

Востребованной оказалась межличностная, семейная и гендерная тематика (17%), в рамках которой освещались события из жизни публичных личностей. Не осталась без внимания тема культуры - ей посвящено 9% публикаций, часть из которых сопряжена со смертью Юрия Шатунова, воспоминаниями о его творческом пути и благодарностью за музыку.

О Культура О Стиль жизни

Юмор'развлечения ф Межличностная/семейная/

тендерная • Другое

Рис. 3. Тематика постов в сообществе «Леонардо Дайвинчик»

Таким образом, несмотря на различия в концепции сообществ, круг освещаемых тематик оказался схожим, а различия в процентном соотношении их освещения были связаны в первую очередь с разницей в подаче новости.

Различия в повестках возможно объяснить как редакционной самостоятельностью сообществ, так и особенностями подачи информации - сугубо новостной или иронизирующей, ориентированной на создание мемов.

Например, ирония стала неотъемлемым элементом новостных публикаций во всех сообществах. Речь идет, прежде всего, об иронии как инструменте «упаковки» контента, что не опровергает как единство информационных поводов, положенных в основу публикации, так и целостность ключевых ценностей, объединяющих все три сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмпирическое исследование показало присутствие не только единой информационной повестки дня во всех анализируемых сообществах, но и механизм формирования общих фреймов, что в очередной раз убеждает в необходимости рассматривать повестку дня неразрывно с анализом фреймов в концептуальном единстве [30].

Ценности, которые возможно обнаружить в медиатекстах сообществ, соответствуют традиционным ценностям российского общества: патриотизм, семья и верность, экономическая стабильность и процветание, а также историческая память1. Эти ценности кодируются в умозаключениях, изложенных в медиатекстах, к которым приходит пользователь в результате процесса медиапотребления.

Например, ценности патриотизма транслируются посредством тезиса «Сильная Россия - достойный уровень жизни» и апелляции к важности сохранения памяти о знаковых событиях (исторической памяти), людях и даже предметах быта, ассоциирующихся с детством, временами

1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Официальный портал Президента России Krem-lin.ru. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 28.02.2023).

процветания и изобилия товаров. Рост курса рубля, наблюдаемый в исследуемый период, активно освещался в сообществах и сопоставлялся с событиями 2015 г. Представители «цифровой молодежи» тогда были еще детьми или младшими подростками, поэтому публикации об укреплении национальной валюты соседствовали с упоминанием музыкальных треков и товаров российского производства, популярных в те годы. Вероятно, этот прием возможно считать продуманной медиатехнологий, связанной с провоцированием у аудитории радостных и одновременно печальных воспоминаний о прошлом и родине - ностальгии, которая по своей сути является глубоко патриотичным чувством. Однако ностальгия как медиатехнология, направленная на молодую цифровую аудиторию, инновационная и малоизученная практика, поскольку ностальгии подвержены люди более старшего возраста.

Эффект ностальгии в случае молодежной аудитории, вероятно, работает на опережение - формирует патриотизм в ситуации отсутствия «утраты» прошлого или когда боль или печаль от невозможности вернуть прошлое еще не так велика.

Особое значение в производстве ностальгии приобретал контекст публикаций. Например, уход зарубежных компаний, производящих продукты питания (McDonald's, Coca-Cola), во всех трёх сообществах сопровождался публикациями о напитке Frustyle, который был популярен у детей нулевых, но позже исчез с прилавков магазинов, а также о пакетированных соках с трубочкой и других атрибутах детства представителей «цифровой молодежи». Таким образом, срабатывал механизм переключения ностальгии с «тоски» по ушедшим из России глобальным брендам на «светлую грусть» по атрибутам потребления прошлого - времени детства. Уход товара, связанный с завершением периода детства, способствовал принятию, смирению, тогда как уход товара по политическим соображениям вызывал негативные эмоции. Пробуждение ностальгии сопровождалось оценочными суждениями в адрес брендов и политиков из недружественных стран, их действия расценивались как попытки ослабить Россию.

Другим вызывающим ностальгию информационным поводом стал юбилей телеведущего Николая Дроздова: поздравительные публикации с благодарностью «за детство» были размещены во всех трёх сообществах. К другим юбилейным информационным поводам можно отнести годовщину выхода первого фильма франшизы «Форсаж», поддержанную публикацией связанных с картиной мемов, и дня смерти Виктора Цоя. Частые обращения к детству подписчиков связаны не только с задачей вызвать эффект ностальгии, но и с тем, что у «цифровой молодежи» период 2000-2010-х гг. пришёлся на время процветания и геополитических побед России.

Широкое освещение получило событие трагического характера - смерть певца Юрия Шатунова, солиста группы «Ласковый май». Данной новости было посвящено 8% от общего числа исследуемых публикаций, 11% публикаций в сообществе «Рифмы и панчи» (30 постов из 283), 6% - в паблике «Овсянка, сэр» (18 из 286) и 5% - в «Леонардо Дайвинчик» (5 из 96). При

этом отнести эту новость к соответствующей тематике страниц нельзя, поскольку Юрий Шатунов не являлся кумиром поколения «цифровой молодежи». Очевидно, столь частое обращение к этой новости было направлено на приведение в действие эффекта ностальгии. Событие освещалось как в день смерти исполнителя, так и в день похорон: выделялись заслуги музыканта перед культурой, обстоятельства кончины и поведение поклонников артиста во время прощания. Шатунов позиционировался в сообществах музыкантом, преданным творчеству до конца дней, символом детства и кумиром родителей. К тому же уход Юрия Шатунова из жизни портал «Медиа-логия»1 назвал одним из наиболее цитируемых событий, попавших в поле зрения СМИ в июне 2022 г., что говорит о пересечении в повестках дня сообществ УК, популярных у «цифровой молодежи», и традиционных медиа.

Редакции пабликов, вероятно, осознанно использовали прием провоцирования дискуссии в комментариях с целью не только повысить индекс вовлечённости аудитории в сообщество, но и с целью сформировать необходимый фрейм. Например, во всех трёх сообществах публиковались высказывания публичных политиков (преимущественно - Джо Байдена), становившихся объектом насмешек.

Другой провокационный прием, используемый редакциями пабликов, предлагал в качестве новости фейк, который тут же подвергался опровержению в комментарийном дискурсе, т.е. был верифицирован аудиторией. Например, сообщения о росте цен в ресторанах быстрого питания «Вкусно -и точка» и на лапшу быстрого приготовления «Роллтон» были опровергнуты подписчиками в комментариях во всех трёх сообществах. Подписчики указали на отсутствие экономических проблем, повышения цен и ухудшения уровня жизни, поддерживая общий фрейм о взаимосвязи положения России как сильного государства и уровня жизни, не снижающегося из-за санкций. Единство редакционного текста и комментарийного дискурса - характерная черта медиатекста в молодежных сообществах, который все больше напоминает постмодернистский текст со множеством авторов, нар-ративов, провокационными стратегиями и новейшими эффектами.

Формирование ценности патриотизма происходило также посредством апелляции к историческим событиям, памятным датам и личностям. В каждом сообществе присутствовали посты в честь Дня памяти и скорби (22 июня), причем «Рифмы и панчи» обращались к этой теме в 4 постах из 45, размещённых в тот день. Один из постов сообщал об опросе, который выявил, что около 30% россиян не знают дату начала Великой Отечественной войны. Это было преподнесено в сообществе с открытым порицанием. Сообщества «Овсянка, сэр» и «Леонардо Дайвинчик» посвятили этому событию по одному посту, причем второй паблик акцентировал внимание на акции «Сад памяти», в ходе которой происходит высадка деревьев в память о жертвах войны.

1 Федеральные СМИ: июнь 2022 г. Медиалогия. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/11328/ (дата обращения: 28.02.2023).

Развитием ценности патриотизма возможно считать конструирование фрейма о любви к природе и животным. Сообщества регулярно публиковали российские пейзажи невероятной красоты, в том числе небо в цвете российского флага, ставили в пример случаи проявления заботы о животных (например, пешеходный переход для ежей в Подмосковье стал информационным поводом в трёх пабликах).

Не менее ярко в анализируемых сообществах сделан акцент на ценности семьи и деторождения. Формированию этой ценности способствовало конструирование бинарных оппозиций по принципу «герой - антигерой», «ценность - антиценность». В 47% публикаций ключевыми героями или антигероями становились селебрити, на примере которых конструировались фреймы, направленные на поддержку традиционных семейных ценностей. В публикациях одобрение получали информационные сообщения о появлении детей в семьях знаменитостей, а также совместные романтические фотографии пар. Порицание получали расставания, измены, РЯ-романы, трансгендерные переходы, ЛГБТ-отношения, фетишизм и другие сексуальные девиации, а также нетрадиционная внешность, расходящаяся с половой принадлежностью и стандартными представлениями о женственности или маскулинности в традиционных обществах.

Дискуссия и заключение

Сообщества в УК имеют четкую редакционную структуру. Это подтверждает, что социальные медиа в конкурентной среде адаптируются под условия и принципы существования редакционного продукта по типу журналистского текста, а не наоборот. Журналистика размывает свои границы в условиях цифровизации, но к ее стандартам качества и профессионализма стремятся приблизиться даже социальные сети, мимикрируя под редакционные практики. Признаками редакционного текста в сообществах стали четкий и неизменный формат публикации, периодичность, актуальная социально значимая тематика, присутствие источника, последовательность в оценочности. Редакционная политика отразилась на комментарийном дискурсе, который модерируется в соответствии с редакционными стандартами. Внимание редакционной политики направлено в том числе на язык вражды - буллинг и троллинг - и ориентировано на формирование экологичной цифровой медиакультуры, в том числе в связи внедрением системы правил и запретов, связанных как с само-, так и регулированием медиа. Единство редакционного текста и аудиторного - комментарийного - становится новым типом профессионально-любительского, произведенного в условиях редакции текста, поскольку в нем развивается дискурс, заданный в редакционном материале.

Политэкономический анализ сообществ не позволяет напрямую выявить его собственников и управленцев, так как эти данные скрыты. Однако тематический анализ сообществ указывает, что исследуемые паблики

встраиваются в наиболее распространённую для отечественной медиаси-стемы государственно-коммерциализированную модель [31].

Повестку дня составляют актуальные для российского общества темы, которые соответствуют культурным кодам глобального мира, при этом они остаются понятны и близки «цифровой молодежи» России. Новостная информация преломляется через русскоязычную рэп- и хип-хоп-музыку, праздный образ жизни блогеров, иронизируется, интегрируется в визуальный дискурс современности через мем. Конструируемая цифровая медиа-культура опирается на черный юмор, который становится одним из ключевых инструментов усвоения противоречивого социального опыта. При этом актуализируются традиционные для российской культуры ценности - патриотизм, семья и верность, экономическая стабильность и процветание России, историческая память подвигов российского народа. Очевидно доминирование идеологии как системы наиболее важных, фундаментальных для страны идей, взглядов и ценностных установок как основного содержания, важного для трансляции молодежи. Формирование фреймов медиадискусра происходит в соответствии с доминирующим идеологическим дискурсом. Однако актуализация традиционных отечественных ценностей происходит через нетипичные для российской традиции культурные формы. Возможно ли в связи с этим говорить о культуре двоемыслия как проявлении ценностного релятивизма, сосуществовании и взаимодействии различных нормативных императивов, свойственных поляризованным культурам?

Вероятно, корректнее говорить о консенсусе как базовом опорном конструкте многокомпонентной цифровой медиакультуры. Юрген Хабермас развивает теорию коммуникативного действия, признавая центральное место в ней за консенсусом, основанном на обсуждении и аргументации, что является ядром коммуникативной рациональности. Любой консенсус является продуктом, скорее, властных отношений, а не только общественных размышлений. Хабермас признает возможность искаженной коммуникации, которая будет негативно влиять на социальную систему [23]. Анализ публичной сферы Джеффри Александера [32] признает возможные исключения, присущие бинарным дискурсам, которые структурируют гражданское общество. Некоторые несвойственные отечественной традиционной культуре формы - рэп, черный юмор, селебрити - прошли репозициониро-вание, поскольку аргументация, наполняющая коммуникативное действие, привела к универсальности и включенности этих явлений в национальный контекст, став предметом консенсуса.

Вместе с этим это ставит вопрос о трансформации патриотизма в условиях глобализации. Очевидно, что такие шаблонные суждения, как «осознание долга перед Отечеством», «беззаветное служение своей стране», перестали иметь такое же сильное значение для современных молодых людей, как они имели раньше [33]. Это связано с глобализацией, космополитизацией, медиатизацией и прочими трансформационными процессами, характерными для национальных государств, которым молодёжь особенно подвержена [34]. Именно поэтому значение приобретает концепция «нового

патриотизма» как поиска актуальных инструментов патриотизации граждан, переформатирования «неработающих» конструкций.

Одним из таких инструментов выступает политика памяти, которая в случае с исследуемыми пабликами оказывается эффективна в конструировании не только эпических мифов о прошлом величии, сколько образа детства, культивации героев и атрибутов недавнего прошлого. Такая пересборка вызывает эффект ностальгии и органично связывает цифрового россиянина с историческим сознанием российского народа, поскольку глубина исторической памяти в случае молодой личности не имеет принципиального значения. Национальная идентичность конструируется через светлые образы прошлого, что служит интеграции молодого россиянина в культуру страны, ее медиадискурс, историю и территорию. Медиаисследователям следует сфокусироваться на изучении социальных функций коммуникативно-культурной памяти внимательнее, поскольку «ее сегодня следует выделять и описывать не просто как актуальнейший феномен Новейшего времени, но и как фактор формирования и сохранения национально-культурной идентичности нации в условиях глобализации при посредстве в том числе и открывшихся возможностей конвергентных массмедиа цифровой эпохи» [35. С. 23].

Значительная доля контента исследованных пабликов имеет ностальгическую тематику. Апеллирующий к ностальгии контент демонстрирует максимальную вовлеченность аудитории. Администраторы пабликов в исследуемых сообществах в социальных сетях умело управляют групповой памятью читателей. Под управлением администраторов оказалась коммуникативная память - о недавнем прошлом, которая встраивает представителя «цифровой» молодежи в контекст, связывающий прижизненное прошлое с настоящим, а обсуждения и обмен ностальгическими воспоминаниями в комментариях создают локальную, замкнутую память группы, напоминающую «информационный пузырь» и «эхо-камеру» [36].

Значительная доля повестки дня в изучаемых пабликах оказалась посвящена умершим. Память об умерших находится в промежуточном положении между двумя формами социальной памяти - коммуникативной и культурной памятью. Обращаясь в воспоминании к мертвым, общность подтверждает свою идентичность [24. С. 66-67]. Именно этот феномен подтверждения идентичности группы мы увидели на примере высокой вовлеченности в посты, связанные со смертью певца Ю. Шатунова, а также других умерших селебрити в неделю исследования. Умершие не являлись непосредственными кумирами для молодежи, но при этом память о них имела объединяющую силу.

Таким образом, редакционная политика проанализированных пабликов, опирающаяся на достижение консенсуса, формирование «нового патриотизма» и эффекта ностальгии, представляет собой, вероятно, осознанную и продуманную дискурсивную стратегию. Такая политика способствует принятию противоречивого социального опыта, кодированного на понятном молодежи языке глобального мира. Медиапотребление «цифровой

молодежи» способствует социализации через осмысление и усвоение социального опыта во всей его сложности, а также самореализации через самые разнообразные сопутствующие медиапрактики: прослушивание музыки, участие в дискуссиях, знакомства.

Как показал проведённый анализ, исследуемые паблики формируют не столько сообщества, сколько общность - единство российской «цифровой молодежи», опирающееся на традиционные духовные ценности российского народа, «упакованные» в не всегда типичные для отечественной культурной традиции формы, однако понятные и консенсуально одобренные ею.

Список источников

1. Rogers E. Diffusion of Innovations. N.Y. : Free Press, 2003. 576 p.

2. Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / под ред. Д.В. Дунаса. М. : Факультет журналистики МГУ: Изд-во Моск. ун-та, 2021. 406 с.

3. Anderson L., McCabe D. A Coconstructed World: Adolescent Self-Socialization on Internet // Journal of Public Policy & Marketing. 2012. Vol. 31, Is. 2. P. 240-253.

4. ВартановаЕ.Л., Дунас Д.В. Российская медиасистема в начале 2020-х гг.: вызовы эпохи неопределенности // Меди@льманах 2022. № 6 (113). С. 8-19.

5. Язык средств массовой информации : учеб. пособие для вузов / О.В. Александрова, Ю.Д. Артамонова, Е.А. Брызгунова и др. ; под ред. М.Н. Володиной. М. : Альма Матер: Академический проект, 2008. 760 с.

6. Солганик Г.Я. К определению понятий текст и медиатекст // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 7-15.

7. Messaris P., Abraham L. The role of images in framing news stories // Framing public life: Perspectives on media and our understanding of the social world / eds. by S.D. Reese, O.H. Gandy Jr., A.E. Grant. US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2001. Р. 215-226.

8. Tankard J. The empirical approach to the study of media framing // Perspectives on media and our understanding of the social world / eds. by S. Reese, O. Gandy, A. Grant. US : Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2001. Р. 95-106.

9. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М. : Высш. шк., 1979. 224 с.

10. Клушина Н.И. Коммуникативная стилистика публицистического текста // Язык и дискурс СМИ в 21 веке. М. : Академический проект, 2011.

11. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь). М. : Флинта, 2008.

12. Дускаева Л.Р. Стереотипы речевого поведения в блогосфере сообществ // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 183-188.

13. Birdsell D.S., Groake L. Toward a theory of visual argument // Argumentation and Ad-vicacy. 1996. Vol. 33, № 1. P. 1-10.

14. Palczewski, K. Crystal Structure of Rhodopsin: Implication for Vision and Beyond. Mechanisms of Acti // Scientific World Journal. 2002. Vol. 5, № 2. P. 106-107.

15. Edwards J.L., Winkler C.K. Representative form and the visual ideograph: The Iwo Jima image in editorial cartoons // Quarterly Journal of Speech. 1997. Vol. 83, Is. 3. P. 289310.

16. Hariman R., Lucaites J. No Caption Needed: Iconic Photographs, Public Culture, and Liberal Democracy. Chicago : University of Chicago Press, 2007.

17. Azoulay A. Civil Imagination: A political Ontology of Photography. London : Verso Books, 2015. 288 p.

18. Damanhoury K.E., Garud-Paktar N. Soft Power Journalism: A Visual Framing Analysis of COVID-19 on Xinhua and VOA's Instagram Pages // Digital Journalism. 2022. Vol. 10, Is. 9. P. 1546-1568.

19. GreenM.C., DillK.E. Engaging with Stories and Characters: Learning, Persuasion, and Transportation into Narrative Worlds // Oxford Handbook of Media Psychology / ed. by K. Dill. N. Y. : Oxford University Press, 2013. P. 449-461.

20. Анненкова И.В. Современная медиакартина мира: неориторическая модель (Линг-вофилософский аспект) : автореф... дис. д-ра филол. наук. М., 2012.

21. Левада Ю. Человек лукавый: двоемыслие по-российски // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 1. С. 19-27.

22. Manning P. News and News Sources: A Critical Introduction. London : SAGE Pub. Ltd., 2001. 228 p.

23. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston, MA : Beacon Press, 1989. Vol. 2.

24. Halbwachs М. Les Cadres sociaux de la mémoire. Paris : Librairie F. Alcan, 1925. URL: http://classiques.uqac.ca/classiques/Halbwachs_maurice/cadres_soc_memoire/cadres_ sociaux_memoire.pdf (дата обращения: 28.02.2023).

25. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

26. HerzfeldM.A. Place in History. Social and Monumental Time in a Cretan Town. Princeton : Princeton University Press, 1991.

27. Карпова Н.В. «Back in the USSR», или о причинах ностальгии российского общества о «золотом веке» // Вестник ВГУ. Серия История. Политология. Социология. 2020. № 1. С. 41-46.

28. Федорова М.М. Мемориальный феномен и кризис исторического сознания модерна // Вопросы философии. 2020. № 6. С. 38-42.

29. Романова А.П., Федорова М.М. «Советская ностальгия» несоветского цифрового поколения. Российской Федерации // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, № 1. С. 6-18.

30. Дунас Д.В., Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Бабына Д.А. Установление повестки дня и эффект фрейминга: о необходимости концептуального единства в медиаис-следованиях цифровой молодежи // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 47-78.

31. Vartanova E.L. The russian media model in the context of post-soviet dynamics // Comparing Media Systems Beyond the Western World / ed. by D. Hallin, P. Mancini. N.Y. : Cambridge University Press, 2012. P. 119-142.

32. Alexander J.C. The Civil Sphere. Oxford, UK : Oxford University Press, 2006.

33. Ремарчук В.Н. «Новый патриотизм» в современной российской политике // Этно-социум и межнациональная культура. 2014. № 12. С. 9-17.

34. Мохов В.П. Патриотизм и политика памяти в условиях глобализации // Техноло-гос. 2019. № 3. С. 115-128.

35. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2020.

36. Салихова Е.А., Вартанов С.А., Гладкова А.А., Дунас Д.В. Алгоритмические рекомендательные системы и цифровые медиаплатформы: теоретические подходы // Информационное общество. 2022. № 6. С. 84-95.

References

1. Rogers, E. (2003) Diffusion of Innovations. New York: Free Press.

2. Dunas, D.V. (ed.) (2021) Mediapotreblenie "tsifrovol molodezhi" v Rossii [Media Consumption of "Digital Youth" in Russia]. Moscow: Moscow State University.

3. Anderson, L. & McCabe, D. (2012) A Co-constructed World: Adolescent Self-Socialization on the Internet. Journal of Public Policy & Marketing. 2 (31). pp. 240-253.

4. Vartanova, E.L. & Dunas, D.V. (2022) Rossiyskaya mediasistema v nachale 2020-kh gg.: vyzovy epokhi neopredelennosti [Russian media system in the early 2020s: challenges of the era of uncertainty]. Medi@l'manakh. 6 (113). pp. 8-19.

5. Volodina, M.N. (ed.) (2008) Yazyk sredstv massovoy informatsii [Language of the Media]. Moscow: Al'ma Mater, Akademicheskiy proekt.

6. Solganik, G.Ya. (2005) K opredeleniyu ponyatiy tekst i mediatekst [Towards the definition of the concepts text and media text]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 2. pp. 7-15.

7. Messaris, P. & Abraham, L. (2001) The role of images in framing news stories. In: Reese, S.D., Gandy, O.H.Jr. & Grant, A.E. (eds) Framing Public Life: Perspectives on media and our understanding of the social world. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. pp. 215-226.

8. Tankard, J. (2001) The empirical approach to the study of media framing. In: Reese, S.D., Gandy, O.H.Jr. & Grant, A.E. (eds) Perspectives on Media and our Understanding of the Social World. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. pp. 95-106.

9. Rozhdestvenskiy, Yu.V. (1979) Vvedenie v obshchuyu flologiyu [Introduction to General Philology]. Moscow: Vysshaya shkola.

10. Klushina, N.I. (2011) Kommunikativnaya stilistika publitsisticheskogo teksta [Communicative stylistics of journalistic text]. In: Volodina, M.N. (ed.) Yazyk i diskurs SMI v 21 veke [Language and Media Discourse in the 21st Century]. Moscow: Akademicheskiy proekt.

11. Dobrosklonskaya, T.G. (2008) Medialingvistika: sistemnyy podkhod k izucheniyu yazyka SMI (sovremennaya angliyskaya mediarech') [Medialinguistics: A systematic approach to the study of media language (modern English media speech)]. Moscow: Flinta.

12. Duskaeva, L.R. (2011) Stereotipy rechevogo povedeniya v blogosfere soobshchestv [Stereotypes of speech behavior in the blogosphere of communities]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2. pp. 183-188.

13. Birdsell, D.S. & Groake, L. (1996) Toward a theory of visual argument. Argumentation and Advocacy. 1 (33). pp. 1-10.

14. Palczewski, K. (2002) Crystal Structure of Rhodopsin: Implication for Vision and Beyond. Mechanisms of Acti. Scientific World Journal. 2 (5). pp. 106-107.

15. Edwards, J.L. & Winkler, C.K. (1997) Representative form and the visual ideograph: The Iwo Jima image in editorial cartoons. Quarterly Journal of Speech. 3 (83). pp. 289-310.

16. Hariman, R. & Lucaites, J. (2007) No Caption Needed: Iconic Photographs, Public Culture, and Liberal Democracy. Chicago: University of Chicago Press.

17. Azoulay, A. (2015) Civil Imagination: A political ontology of photography. London: Verso Books.

18. Damanhoury, K.E. & Garud-Paktar, N. (2022) Soft Power Journalism: A Visual Framing Analysis of COVID-19 on Xinhua and VOA's Instagram Pages. Digital Journalism. 9 (10). pp. 1546-1568.

19. Green, M.C. & Dill, K.E. (2013) Engaging with Stories and Characters: Learning, Persuasion, and Transportation into Narrative Worlds. In: Dill, K. (ed.) Oxford Handbook of Media Psychology. New York: Oxford University Press. pp. 449-461.

20. Annenkova, I.V. (2012) Sovremennaya mediakartina mira: neoritoricheskaya model' (Lingvofilosofskiy aspekt) [Modern media picture of the world: non-rhetorical model (Linguistic and philosophical aspect)]. Abstract of Philology Dr. Diss. Moscow.

21. Levada, Yu. (2000) Chelovek lukavyy: dvoemyslie po-rossiyski [The crafty man: doublethink in Russian]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 1. pp. 19-27.

22. Manning, P. (2001) News and News Sources: A critical introduction. London: SAGE Pub. Ltd.

23. Habermas, J. (1989) The Theory of Communicative Action. Vol. 2. Boston, MA: Beacon Press.

24. Halbwachs, M. (1925) Les Cadres sociaux de la mémoire. Paris: Librairie F. Alcan. [Online] Available from: http://classiques.uqac.ca/classiques/Halbwachs_maurice/cadres_ soc_memoire/cadres_sociaux_memoire.pdf. (Accessed: 28.02.2023).

25. Assmann, J. (2004) Kul 'turnaya pamyat '. Pis 'mo, pamyat ' o proshlom i politicheskaya identichnost'v vysokikh kul'turakh drevnosti [Cultural Memory. Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity]. Translated from German by M.M. Sokol'skaya. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury.

26. Herzfeld, M.A. (1991) Place in History. Social and Monumental Time in a Cretan Town. Princeton: Princeton University Press.

27. Karpova, N.V. (2020) "Back in the USSR", ili o prichinakh nostal'gii rossiyskogo obshchestva o "zolotom veke" ["Back in the USSR", or about the reasons for the nostalgia of Russian society about the "golden age"]. Vestnik VGU. Seriya Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya. 1. pp. 41-46.

28. Fedorova, M.M. (2020) Memorial'nyy fenomen i krizis istoricheskogo soznaniya moderna [Memorial phenomenon and crisis of historical consciousness of modernity]. Voprosy filosofii. 6. pp. 38-42.

29. Romanova, A.P. & Fedorova, M.M. (2021) "Sovetskaya nostal'giya" nesovetskogo tsifrovogo pokoleniya Rossiyskoy Federatsii ["Soviet nostalgia" of the non-Soviet digital generation of the Russian Federation]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk. 1 (22). pp. 6-18.

30. Dunas, D.V. et al. (2022) Ustanovlenie povestki dnya i effekt freyminga: o neobkhodimosti kontseptual'nogo edinstva v mediaissledovaniyakh tsifrovoy molodezhi [Agenda setting and the framing effect: on the need for conceptual unity in media studies of digital youth]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 4. pp. 47-78.

31. Vartanova, E.L. (2012) The Russian media model in the context of post-Soviet dynamics. In: Hallin, D. & Mancini, P. (eds) Comparing Media Systems Beyond the Western World. New York: Cambridge University Press. pp. 119-142.

32. Alexander, J.C. (2006) The Civil Sphere. Oxford: Oxford University Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Remarchuk, V.N. (2014) "Novyy patriotizm" v sovremennoy rossiyskoy politike ["New patriotism" in modern Russian politics]. Etnosotsium i mezhnatsional 'naya kul 'tura. 12. pp. 917.

34. Mokhov, V.P. (2019) Patriotizm i politika pamyati v usloviyakh globalizatsii [Patriotism and the politics of memory in the context of globalization]. Tekhnologos. 3. pp. 115-128.

35. Oleshko, V.F. & Oleshko, E.V. (2020) SMI kak mediator kommunikativno-kul'turnoy pamyati [Media as a Mediator of Communicative and Cultural Memory]. Yekaterinburg: Ural Federal University.

36. Salikhova, E.A. et al. (2022) Algoritmicheskie rekomendatel'nye sistemy i tsifrovye mediaplatformy: teoreticheskie podkhody [Algorithmic recommender systems and digital media platforms: theoretical approaches]. Informatsionnoe obshchestvo. 6. pp. 84-95.

Информация об авторах:

Дунас Д. В. - канд. филол. наук, доцент РАО, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия). E-mail: [email protected]

Салихова Е.А. - преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия). E-mail: [email protected] Бабына Д. А. - аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

D.V. Dunas, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor of the Russian Academy of Education, leading research fellow, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

E.A. Salikhova, lecturer, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

D.A. Babyna, postgraduate student, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interest

Статья поступила в редакцию 04.03.2023; одобрена после рецензирования 14.03.2023; принята к публикации 06.10.2023.

The article was submitted 04.03.2023; approved after reviewing 14.03.2023; accepted for publication 06.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.