Научная статья на тему 'Консалтинг в сфере посреднических услуг'

Консалтинг в сфере посреднических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаго Е. В.

Многие предприятия в своей хозяйственной деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и др.) вынуждены прибегать к помощи специализированных фирм, оказывающих различного рода посреднические услуги. Посреднические фирмы выступают связующим звеном между предприятием и его контрагентами, в частности, между производителями, поставляющими на рынок свою продукцию, и их потребителями. В статье рассмотрены методы применения и организации консалтинга в сфере посреднических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Many enterprises in their business activity (production, commercial and finance) have to address specialized firms rendering different intermediary services. Intermediary firms act as a linking element between enterprise and its counterparts, in particular between manufacturers supplying their products to the market and their customers. The article discusses methods of using and organizing consulting in the sphere of intermediary services.

Текст научной работы на тему «Консалтинг в сфере посреднических услуг»

Е. В. Шаго

КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ

Многие предприятия в своей хозяйственной деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и др.) вынуждены прибегать к помощи специализированных фирм, оказывающих различного рода посреднические услуги. Посреднические фирмы выступают связующим звеном между предприятием и его контрагентами, в частности, между производителями, поставляющими на рынок свою продукцию, и их потребителями. В статье рассмотрены методы применения и организации консалтинга в сфере посреднических услуг.

В научных публикациях описаны такие разновидности посреднических услуг, как информационно-коммерческие, комиссионные, рекламные, инжиниринговые, консалтинговые. В состав консалтинговых услуг включаются услуги по разработке методик принятия экономических и технических решений, по созданию новых фирм и их ликвидации, по разработке бизнес-планов, подготовке аналитических материалов, проведению стажировок в России и за рубежом, обучению и переподготовке кадров [5. С. 117].

Особенность консалтинговой деятельности состоит в том, что она находится на стыке научно-исследовательской и практической деятельности. В работе М. Кубра указывается на важность взаимосвязи консалтинга с научными исследованиями, обучением и информационным обеспечением [9. С. 33-34]. Так, например, при оказании посреднических услуг в сфере коммерческой деятельности может возникнуть потребность в особых научно-практических способах разработки и проведения рекламной кампании с применением психологических методов манипулирования потребительским поведением. Могут потребоваться также известные математические модели логистики, используемые для решения транспортных задач выбора оптимальных маршрутов движения товаров от поставщиков к оптовым покупателям.

При оказании посреднических финансовых услуг по выбору надежного банка могут понадобиться методы финансово-экономического анализа и финансового менеджмента, предназначенные для выявления финансовой устойчивости коммерческих банков, а также методы управленческой диагностики для оценки управленческих взаимодействий банка и его клиентов [3] .

Выделим условно в составе посреднических услуг консалтинговые услуги и опишем содержание типовых этапов процесса консультирования.

Первый этап консалтинговой услуги включает в себя обсуждение с клиентом вопроса о возможности предоставления консалтинговой услуги и ее стоимости. В случае достижения соглашения с клиентом этот факт фиксируется в договоре на оказание посреднической услуги, где также целесообразно оговорить план осуществления консалтинговой услуги с соответствующими сроками.

На втором этапе проводится диагностика консалтинговой проблемы, основанная на сборе, изучении и анализе информации о форме и содержании посреднической услуги, относящейся к консалтингу.

Третий этап включает в себя составление детализированного и скорректированного плана оказания консалтинговой услуги. На этом этапе может выясниться, что первоначальный план не соответствует фактической ситуации посреднической услуги либо возможна модификация консалтинга. В таких случаях по согласованию с заказчиком в первоначальный план работ по оказанию консалтинговых услуг вносятся соответствующие изменения.

На четвертом этапе проводится работа по оказанию консалтинговой услуги и представлению предложений заказчику для принятия решения. При этом заказчик должен принять активное участие в обсуждении и утверждении предложений консультантов.

Пятый этап включает внедрение предложений консультантов, которые заказчик может осуществить либо самостоятельно, либо совместно с консультантами, либо поручить полностью консультантам.

Шестой этап завершает консалтинговую услугу. Заказчик проводит оценку результатов и качества консалтинговой услуги.

Успешность консультирования в процессе оказания посреднической услуги во многом определяется применяемым научно-методическим инструментарием, а также уровнем развития профессиональных знаний и личностных качеств работников посреднических фирм, осуществляющих консалтинговые услуги.

Методический инструментарий консалтинга включает в себя способы, приемы и процедуры проведения консалтинговых работ, т. е. консалтинговые технологии. Методика консалтинговой работы может быть представлена в самых различных видах, например, сведена к конкретным расчетам выбора транзитной или складской формы оптовой продажи продукции покупателям, дана в виде описания некоторой последовательности процедур по разработке программы стимулирования сбыта и оказания услуг покупателям, представлена в виде комплекта образцов оформления договоров на поставку продукции, изображена в

виде графической блок-схемы, регламентирующей порядок и содержание процедуры по оценке технико-экономических параметров контрагентов, и т. д.

Описания методик проведения консалтинговой работы имеют различную степень формализации. Предприятиям следует формировать собственную информационную базу консалтинговых технологий, содержащую стандартизированные методики консалтинга. Такой подход включает в себя предварительную экспертизу консалтинговых методик, их формализацию и систематизацию, что в значительной степени позволяет повысить эффективность применения этих методик в практической консалтинговой деятельности.

Вместе с тем предложенный подход не свободен от определенных недостатков, поскольку в нем не учитывается, что консалтинговая деятельность представляет собой органический сплав науки и искусства, т. е. по своей сути относится к творческим видам профессий. Согласно Д. Гоулмену, креативные компоненты, высокий интеллектуальный потенциал и так называемый эмоциональный интеллект играют огромную роль в работе консультанта [13]. Исходя из этих позиций компьютерную картотеку консалтинговых технологий необходимо формировать в соответствии с требованиями экспертных систем, основанными на эвристических принципах принятия решений.

Все консалтинговые технологии можно условно подразделить на две группы: предназначенные для организационного развития фирмы и для оказания посреднических услуг по профилю деятельности фирмы (рисунок).

Перейдем теперь к анализу человеческих ресурсов посреднической фирмы, которые определяются такими параметрами, как численность, кадровый (должностной и профессиональный) состав и личност-но-квалификационный потенциал сотрудников фирмы.

Для проведенного нами исследования проблем организации консалтинга применительно к торгово-посреднической сфере интерес представляют те категории работников, в функциональные обязанности которых входит наряду с обычной посреднической деятельностью оказание консалтинговых услуг. Назовем их посредниками-консультантами. Они объединяют в одном лице консультанта, посредника, коммерсанта и поэтому в общем случае выполняют три типа функций: консалтинговые, посреднические и коммерческие. Таким образом, они должны обладать всеми необходимыми личностными качествами работников указанных профессий.

Функциональной основой деятельности посредника является межличностное общение. От умения находить общий язык с клиентами, разрешать конфликтные ситуации, пользоваться эмпатическими

приемами делового и межличностного общения во многом зависит успех посреднической деятельности. В научной и деловой литературе к числу качеств, способствующих успешной коммуникативной деятельности, относятся самые различные черты характера и психологические свойства человека.

Консалтинговые технологии посреднической фирмы

Технологии организационного развития фирмы

Организационное проектирование Реинжиниринг Реструктуризация Управленческая диагностика Проектирование работ Стратегическое управление и планирование

Инновационный менеджмент Антикризисный менеджмент Управленческое консультирование Персональное консультирование

Технологии оказания посреднических услуг

Маркетинговый консалтинг Логистический консалтинг Рекламный консалтинг Консалтинг в сфере брендинга Правовой консалтинг Финансовый консалтинг Инвестиционный консалтинг Инновационный консалтинг Консалтинг в области человеческих ресурсов

Коммуникационный консалтинг Информационный консалтинг Консалтинг в сфере софт-менеджмента

Проектный консалтинг (консалтинг по управлению проектами) Консалтинг качества, стандартизации и сертификации продукции и услуг Консалтинг обеспечения безопасности Консалтинг в сфере управления рисками

Консалтинг в сфере внешнеэкономической деятельности_

Рис. Консалтинговые технологии посреднической фирмы

В работе [11] указывается, что в структуре профессионально важных качеств лиц, участвующих в коммуникативной деятельности, нужно выделить интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные качества и организаторские способности, к которым прежде всего относятся контактность и адаптивный тип общения. Лица, обладающие этими свойствами, быстро адаптируются в любой обстановке и легко подстраиваются к любым собеседникам, что расширяет возможности установления эффективных личных контактов, эмпатического

взаимопонимания и компетентного делового и межличностного общения. Еще одним важным качеством является доминантность, т. е. способность оказывать влияние на людей.

Л. Б. Сульповар и Н. П. Мазаева к числу коммуникативных способностей относят эмоциональную проницательность (способность понять и принять партнера, поставив себя на его место), управление взаимодействием (способность гибко вести диалог), внимательность и заинтересованность, эмоциональную выразительность (способность использовать вербальные и паралингвистические средства коммуникации), самоутверждение и контроль над внешней микросоциальной средой [8. С. 263].

Так как торгово-посредническая деятельность выступает неотъемлемой частью предпринимательства, то посреднику-консультанту тор-гово-посреднической фирмы должны быть присущи в той или иной степени личностные качества предпринимателя-коммерсанта, в частности, определенный уровень развития интеллектуальных способностей, нравственно-этические качества и умение создавать новые комбинации из известных факторов производства, что, согласно Й. Шумпе-теру, является отличительным признаком успешного предпринимателя, а также, по П. Друкеру, определяет способность овладеть предпринимательским стилем управления [11].

По мнению Ф. Г. Панкратова и Т. К. Серегиной, с точки зрения личностных требований коммерсант должен обладать такими характеристиками, как:

- готовность рисковать и брать на себя ответственность за то, что связано со способностью предвидеть и просчитывать все возможные варианты;

- честность, надежность, верность данному слову, т. е. требования, без которых невозможен цивилизованный рынок;

- физические качества, необходимые для того, чтобы переносить высокие физические нагрузки;

- инициативность в поиске дополнительных задач, находчивость, смекалка;

- дружелюбное отношение к людям, обходительность, лидерство, ответственность, организаторские способности, решительность, быстрота и точность, упорство и целеустремленность [6. С. 37].

И наконец, профессиональная компетентность консультанта определяется объемом знаний и навыков в области методологии консультирования, достаточным для того, чтобы он смог работать самостоятельно в рамках проекта. В перечень указанных навыков А. П. Посадский включает умение собирать и критически анализировать информацию, идентифицировать все аспекты проблемы, а затем разраба-

тывать практические меры для улучшения ситуации, используя собственное воображение и творчество, умение легко налаживать контакты с людьми, способность преодолевать сопротивление и доказывать правоту собственной позиции [7].

Указанные личностные качества консультантов-посредников проявляются в ходе непосредственного их делового общения с клиентами посреднических услуг. Однако исследования показали, что эффективность делового общения зависит также от уровня организационной культуры посреднической фирмы, что вполне согласуется с мнением ряда западных и отечественных экономистов о том, что организационная культура является самостоятельным фактором производства, играющим роль основного понятия в теории софт-менеджмента [10].

Таким образом, на современном этапе в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и образования конкурентной среды возникают проблемы организации, правового обеспечения и внедрения новых для российской экономики методов делегирования производственных, коммерческих, финансовых, управленческих и консалтинговых функций. Особая роль посреднических услуг в современной экономике обусловлена еще и тем, что дальнейшее развитие коммуникаций в бизнесе привело к появлению сетевых структур и выявило необходимость рационализации трансакционных издержек, связанных с посреднической деятельностью.

Для того чтобы наладить деловые коммуникации между экономическими субъектами, посредник должен грамотно спроектировать такую технологию продвижения товаров или услуги, которая снижала бы издержки, расширяла возможности в оказании всех видов посреднических услуг, что в конечном итоге способствовало бы повышению экономических результатов деятельности всех контрагентов. Эти сложные функции наиболее эффективно выполняются с помощью современных консалтинговых технологий.

Список литературы

1. Дородников В. Н. Коммерческо-посреднические фирмы. Экономика и управление: Учебное пособие. Новосибирск, 2000.

2. Завидов Б. Д. Договоры посреднических услуг: М.: ФБК-ПРЕСС, 1997.

3. Ким А. Г., Петросян Д. С., Раскатов А. В. Банк и предприятие: стратегия управленческого взаимодействия. М.: Экономика, 1998.

4. Масленников В. В. Посредническое предпринимательство: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2003.

5. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.

6. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

7. Посадский А. П. Основы консалтинга. М.: ГУ - ВШЭ, 1999.

8. Сульповар Л. Б., Мазаева Н. П. Основы управления персоналом. М.: ГАСБУ, 1996.

9. Управленческое консультирование. Т. 1 / Под ред. М. Кубра: Пер. с англ. М.: Интерэксперт, 1992.

10. Фаткин Л. В. Парадоксы менеджмента. М.: Издательство журнала «Проблемы теории и практики управления», 2002.

11. Фаткин Л. В., Петросян Д. С., Раскатов А. В. Управление финансовой организацией: Теория и практика. М.: Инфра-М, 1998.

12. Хадыева О. В. Посреднические операции. М.: Бератор-Пресс,

2001.

13. www.psycho.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.