Научная статья на тему 'Конные монументы Древнего Рима Всадники и квадриги (к вопросу о формах римского репрезентативного портрета)'

Конные монументы Древнего Рима Всадники и квадриги (к вопросу о формах римского репрезентативного портрета) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Рим / портрет / конный памятник / римский скульптурный портрет. / Ancient Rome / portrait / Equestrian Statue / statue of a rider mounted on a horse / Roman portraiture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назарова Мария Сергеевна

Среди многочисленных форм репрезентативной портретной пластики Древнего Рима особое место занимает группа, которую можно охарактеризовать термином «конные монументы». Сюда традиционно относят памятники, представленные в виде скульптуры всадника или портретируемого, изображенного на колеснице, запряженной несколькими лошадьми. Сложность в изучении этой формы римского портрета заключается в том, что до наших дней сохранилось крайне мало подлинных древних скульптур. Изучение данных нумизматического и эпиграфического материалов, а также текстов древних авторов способно пролить свет на иконографию этой группы памятников и выявить традиционные места их установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Equestrian Monuments of the Ancient Rome Riders and Quadrigas (to a Question of Roman Representational Portrait Forms)

Among the many forms of representative portrait sculpture of the Ancient Rome a special place is occupied by a group that can be described by the term “equestrian monuments”. Monuments statues as the rider or the model, 42 shown in a chariot drawn by several horses, are attributed to this group. The complexity of studying this form of the Roman portrait is that up to now there are very few genuine ancient sculptures remained. The study of these numismatic and epigraphic material as well as the texts of ancient authors can shed light on the iconography of this group of sites and identify the traditional site of their installation.

Текст научной работы на тему «Конные монументы Древнего Рима Всадники и квадриги (к вопросу о формах римского репрезентативного портрета)»

М. С. Назарова

Конные монументы Древнего Рима Всадники и квадриги (к вопросу о формах римского репрезентативного портрета)

Среди многочисленных форм репрезентативной портретной пластики Древнего Рима особое место занимает группа, которую можно охарактеризовать термином «конные монументы». Сюда традиционно относят памятники, представленные в виде скульптуры всадника или портретируемого, изображенного на колеснице, запряженной несколькими лошадьми. Сложность в изучении этой формы римского портрета заключается в том, что до наших дней сохранилось крайне мало подлинных древних скульптур. Изучение данных нумизматического и эпиграфического материалов, а также текстов древних авторов способно пролить свет на иконографию этой группы памятников и выявить традиционные места их установки. Ключевые слова: Древний Рим; портрет; конный памятник; римский скульптурный портрет.

M. S. Nazarova Equestrian Monuments of the Ancient Rome Riders and Quadrigas (to a Question of Roman Representational Portrait Forms)

Among the many forms of representative portrait sculpture of the Ancient Rome a special place is occupied by a group that can be described by the term "equestrian monuments". Monuments statues as the rider or the model,

shown in a chariot drawn by several horses, are attributed to this group. The complexity of studying this form of the Roman portrait is that up to now there are very few genuine ancient sculptures remained. The study of these numismatic and epigraphic material as well as the texts of ancient authors can shed light on the iconography of this group of sites and identify the traditional site of their installation.

Key words: Ancient Rome; portrait; Equestrian Statue; statue of a rider mounted on a horse; Roman portraiture.

Плиний Старший, несомненный авторитет для римлянина в области истории искусства, в повествовании о памятниках, где имеет место изображение коня или упряжки, утверждает, что традиция устанавливать такие статуи берет свое начало из Греции. «Конные статуи пользуются почетом и у римлян, но примером им, без сомнения, были греки... отсюда и у нас появились колесницы в изображениях триумфов», - писал автор «Естественной истории» [цит. по: 1, с. 243]. Его слова подтверждают многочисленные примеры, известные древнему энциклопедисту, часть из которых дошла до наших дней.

В Древнем Риме такие монументы всегда воспринимались гражданами как совершенно особый, высочайший знак отличия. Наиболее достоверные свидетельства, касающиеся их, относятся к эпохе Поздней Республики. В те годы, по мнению современников, наиболее примечательной была группа конных статуй, изображавших Суллу, Помпея, Цезаря и Октавиана [1, с. 242-244].

В I—II вв. н.э., уже в эпоху Империи, конные статуи правителя и его приближенных являлись типичной формой репрезентативного портрета персоны, наделенной властью. Интересно отметить, что подобные изваяния украшали не только столичный Рим, но и города всего государства в целом. Об этом факте красноречиво свидетельствуют эпиграфические источники (уцелевшие надписи к самим монументам) и изображения на реверсах монет. Помимо археологических сведений, современные исследователи не обходятся и без обращения к свидетельствам древних авторов. Ученые подсчитали, что римские историки и писатели упоминают около 32-х статуй всадников в самом Риме [9, с. 34]. Однако до наших дней немногие из них сохранились полностью, например, статуя

Марка Аврелия в Риме (Капитолийский музей, Рим) из позолоченной бронзы и статуя Марка Нония Бальба из Геркуланума (Археологический музей, Неаполь; гипсовая копия - Отдел слепков НИМ РАХ) [3, с. 71], группа позолоченных бронзовых статуй из Картоце-ро [9, с. 75], статуя мальчика на коне (Национальный музей, Рим) (илл. 35). Однако последняя - это особый случай, о котором речь пойдет ниже. Еще сюда следует отнести конную статую императора Домициана из Бай, которая после его гибели была переделана сторонниками нового правителя в монумент Нервы [8, с. 200]. Правда, этот памятник не сохранился целиком. В наши дни он представляет собой множество фрагментов.

Так как всякий общественно значимый памятник в Риме обязательно отвечал всем необходимым требованиям государственного регламента, то у исследователей не возникло особых трудностей при создании реконструкции конной статуи Домициана-Нервы. К тому же нумизматический материал дает сведения об иконографии различных статуарных типов и позволяет составить довольно четкие представления об особенностях конкретной группы, например, конных памятников [4, с. 174].

Так, согласно данным археологических исследований, древних авторов и нумизматике, портретируемого изображали одетым в тогу или доспехи. Согласно римским обычаям, «исконно римское» одеяние указывало на статус «гражданина». Всадник смотрел вперед, делая навстречу приветственный жест: правая рука вытянута вперед и поднята вверх. Сам жест, по всей вероятности, мог варьироваться, что хорошо видно при сравнении памятников, перечисленных выше.

Всадник, приветствовавший толпу на площади, изображался на коне, идущем иноходью. Его передняя правая нога согнута и поднята вверх, голова немного опущена и наклонена к шее. Так, смотрящему на него снизу вверх могло показаться, что конь делает шаг вперед или ретиво бьет копытом, стоя на месте.

Как правило, конные монументы отличались внушительными размерами. И, соответственно, постаменты для них были также велики - в пять-шесть раз больше человеческого роста. Все это

делалось для того, чтобы в зрительно ограниченном пространстве тесного города памятник был хорошо виден и узнаваем. Сегодня эти слова подтверждают археологические находки, сделанные в Риме. Например, результаты раскопок на форуме Траяна [6, р. 21] и Римском Форуме [7, с. 58-59]. Так, на последнем были найдены фрагменты колоссальной статуи всадника на коне, которая, по мнению исследователей, представляла императора Домициана [10, с. 90]. После его гибели этот памятник был уничтожен.

И в столичном Риме, и в провинциальных городах почетные статуи всадников пользовались популярностью. Исследователи отмечают, что данное явление на провинциальной почве являлось «скорее правилом, чем исключением» [9, с. 35].

Однако все же существуют те нюансы, которые вносят различие между столичными и провинциальными конными памятниками. Это касается не иконографии монументов, а их значения для современного общества и той роли, которая отводилась почетным статуям такого рода. Установленный в провинции, конный памятник становился своеобразным символом, указывающим на особый статус представителей сословия всадников как таковых и местной элиты вообще.

Чтобы подчеркнуть важность конного монумента, акцентировать внимание именно на нем, такой памятник покрывали позолотой. В пользу этого утверждения свидетельствуют статуя Марка Аврелия и группа бронзовых всадников из Картоцеро, сильно поврежденная, но частично сохранившая свою позолоту [9, с. 75].

Совершенно особый случай внутри рассматриваемой нами группы репрезентативных статуй представляют собой изображения детей верхом на конях. Подобные портреты своих отпрысков заказывали представители сословий сенаторов и всадников [9, с. 35]. Выше мы уже приводили пример такого памятника - статуя мальчика на коне из Музея Терм в Риме (илл. 35). Но не случайно ранее мы отметили, что в случае с конными портретами детей все обстоит несколько иначе. Находясь в рамках данной иконографической группы, эти памятники по своему смыслу и назначению относятся все же к типу погребальных портретов. Их роль не прославлять

и возвеличивать гражданина за великие деяния на благо Отечества, а хранить скорбную память о рано ушедшем, который даже не успел достичь возраста «juveшs» [2, с. 87]. Согласно правилам, установленным римским законодательством, поставить конную статую ребенка разрешалось только после его смерти [цит. по: 1, с. 71]. В некоторых источниках можно найти свидетельства о том, что некоторые конные статуи, изображавшие частных лиц, были установлены также посмертно [1, с. 242-244].

Выше мы рассмотрели изображения римлян, представленных в образе всадников верхом на конях. Однако данная группа памятников не ограничивается только изображением наездника. Традиционно сюда же относят и монументы, установленные на триумфальных арках, так как здесь есть место изображению упряжи, коней и в отдельных случаях - всадников.

Плиний Старший утверждает, что целью возведения почетных статуй, возвышающихся над привычным городским пространством (на колоннах и арках) было «возвышение изображенных над прочими смертными» [цит. по: 1, с. 224]. Благодаря этой остроумной находке своего времени скульптуры были видны лучше с дальнего расстояния, и зрителю казалось, что изображенный действительно «господствует над всем миром». К тому же не стоит упускать из вида и практичность подобного решения - памятникам, размещенным таким образом в городском пространстве, требовалось намного меньше места. Восхищенный Плиний замечает, что эти изваяния, «стоя на дороге, отнюдь не загораживают ее» [цит. по: 1, с. 243]. Сегодня удостовериться в истинности этих слов мы можем только на примере сохранившихся по сей день в Риме колонн Тра-яна и Марка Аврелия. Что же касается непосредственно конных групп на триумфальных арках, то отметим, что ни одна из них не дошла до нашего времени.

Из многочисленных триумфальных арок города, которых в Риме насчитывалось не менее пятидесяти, сохранились лишь единицы. Фундаменты и остатки архитектурного убранства некоторых из императорских арок были найдены во время раскопок, что свидетельствует об их существовании и позволяет в некоторых

случаях создавать реконструкции. Все же большая часть информации о декоре и убранстве этих памятников известна только по уцелевшим надписям, упоминаниям в источниках, редким изображениям на древних рельефах (например, рельеф с изображением Циркуса Максимус из Ватикана) [12, с. 265] и нумизматическому материалу [4, с. 149]. Здесь в качестве примера можно привести бронзовую монету императора Нерона, на реверсе которой изображена арка, которую венчает квадрига императора и парные фигуры римских воинов, сдерживающих горячих коней [9, с. 36].

Несмотря на то, что изображения на монетах, по понятным причинам, очень малы, мастера, изготавливавшие штампы, старались как можно точнее передать все особенности памятника. Это позволяет реконструировать утерянные памятники и констатировать существование нескольких иконографических разновидностей скульптур, венчавших арки [4, с. 140].

На арках, которые по официальным документам воздвигал Сенат в честь императоров, располагались статуи трех различных типов, часто образующие группу. Сюда входят: «statuae pedestres» (лат. - стоящая статуя) - изображения людей в полный рост на колесницах, статуи коней и фигуры в доспехах. Такие скульптуры, предназначенные для убранства триумфальных арок, всегда отливались из бронзы.

Императора изображали стоящим на колеснице, нередко рядом стояла увенчивающая его Виктория - богиня победы. Упряжка представляла собой квадригу - четверку коней, но иногда могли быть запряжены шесть, восемь или даже десять лошадей [7, с. 59]. Благодаря дошедшим до нас изображениям на монетах сохранились сведения о квадригах арок Августа, Нерона, Веспасиана и Тита. Источники подтверждают факт возведения арок Траяна (илл. 36). Одну из них венчала статуя правителя, стоявшего на колеснице, которую тянули за собой сразу десять лошадей [1, с. 246]!

Нумизматические источники сообщают, что на сохранившейся арке Септимия Севера на Римском Форуме располагалась колесница со статуей императора, запряженная шестью или восемью лошадьми, рядом с которой стояли самостоятельные статуи всад-

ников - его сыновей Каракаллы и Геты. Таким образом, над всей площадью высился грандиозный скульптурный ансамбль, который был виден и за ее пределами.

Плиний рассказывает, что римляне позаимствовали традицию воздвижения квадриг в качестве почетных монументов также у греков [цит. по: 1, с. 242]. Однако этот обычай для римлян является «новым» на фоне других скульптурных традиций в области портрета. Об этом Плиний Старший замечает на страницах «Естественной истории» [цит. по: 1, с. 242]. Так, колесницы, которые тянули за собой шесть лошадей или даже несколько слонов, появились лишь во времена Августа. А значит, что этот тип почетного общественного портрета является уникальным детищем Империи и ее новой идеологии. В частности, в честь императора Домициана в годы его правления было построено такое количество арок с конными скульптурами на них, что по Риму распространялись шутливые стихи о невиданном изобилии монументов. Марциал в своих эпиграммах подробно описывает один из них [см.: 1, с. 246]. По его словам, на этой арке располагалась колесница со статуей императора, которую едва тянули за собой два внушительных слона. Светоний в справедливом гневе истинного римлянина осуждает безвкусное изобилие и чрезмерное расточительство и вспоминает поучительную историю. В ней римский историк рассказывает об одной из особо пышных арок Домициана, увенчанной многофигурной конной композицией с портретной статуей императора, на которой «неизвестная рука начертала по-гречески: „Довольно!"» [цит. по: 1, с. 245].

Интересно отметить, что изображения на монетах подтверждают, что поэт Марциал и историк Светоний ничуть не преувеличивали! Их слова может проиллюстрировать нумизматический материал времен правления Домициана.

Однако конные упряжки устанавливались не только как украшение триумфальных арок, но и в связи с созданием иных сооружений, представлявших собой отдельно стоящие памятники. К этой группе почетных официальных портретных изображений можно отнести колоссальную квадригу с портретной статуей Адриана, венчавшую мавзолей императора и колесницу, запряженную четырьмя лошадьми,

со статуей Юлия Цезаря, установленную на Капитолии, прямо напротив священного изображения Юпитера. Через некоторое время Октавиан распорядился поставить подобный памятник в честь Марка Антония перед трибуной на Форуме Романум. Правда, квадрига Антония простояла там очень недолго по причине разрыва между прежними политическими союзниками.

После того, как Гай Октавий Фурин стал Августом, Сенат установил квадригу в его честь в центре форума Августа. Последний памятник этого типа был воздвигнут в Риме в 398 г. [11, с. 167-168]. Конная упряжка с изображением Аркадия и Гонория стояла по традиции на Римском Форуме перед трибуной [13, с. 84]. Как мы видим, это почетное место на главной площади Рима никогда не пустовало, и в разные эпохи там располагались уже привычные римлянам формы официального парадного портрета, тогда как конкретные памятники сменялись один за другим.

В Риме частное лицо никоим образом не могло себе позволить устанавливать в общественном месте собственную колесницу с почетной статуей. В провинции дела обстояли по-иному. При случае власти охотно позволяли украшать города монументами-квадригами. Хотя гораздо чаще там можно было встретить колесницы, запряженные двумя-тремя лошадьми - биги и триги.

В Панормусе (совр. Палермо) в честь «достойного гражданина» было разрешено установить несколько конных памятников. Заказчик избрал иконографический вариант «statuae pedestres», т. е. был представлен статуей в полный рост, поставленной на колесницу. По традиции, получив разрешение на установку своего конного монумента, отмеченный таким способом гражданин мог установить в этом городе не более двух памятников [9, с. 36].

В Кумах, расположенных неподалеку, римлянин, учредивший игры, получил в дар от города скульптурную группу: бигу, то есть колесницу, запряженную двумя лошадьми, на которой возвышалось его почетная статуя. Скорее всего, если следовать римской логике, то такой памятник учредителю игр мог быть установлен, очевидно, в амфитеатре, где и проходили столь любимые римлянами зрелища.

Некий «добрый гражданин» в испанской провинции Бетика был награжден сразу несколькими позолоченными памятниками, представлявшими собой группу из двух изображений всадников, колесницы и портретной статуи в полный рост на ней. Подобный иконографический тип мы уже встречали при рассмотрении иконографии императорских монументов на триумфальных арках Рима. Это значит, что такая иконография почетного памятника была широко известна и распространена на территории Империи.

В Северной Африке благодаря археологическим находкам были получены довольно многочисленные сведения о таких знаках почета и отличия. Например, в Сабрате (совр. Ливия) был установлен памятник, представлявший собой квадригу с портретной статуей одного из жрецов города. Из надписи на этом памятнике известно, что по желанию городских жителей он создан на государственные средства [9, с. 37, 54]. «Почтенный гражданин» смиренно принял этот дар, но все же оплатил его самостоятельно. Другому римлянину, который приобрел четырех слонов для представления, был установлен памятник также в виде биги. До сегодняшнего дня благодаря надписям, найденным на территории римской провинции Африка, сохранились сведения о шести бигах и двух квадригах, посвященных частным лицам, которые предоставили значительные средства для проведения общественных игр.

Эти сведения доказывают, что почетные конные монументы частных лиц, установленные в местах, где собиралось значительное количество горожан, призваны были напоминать об их немалых заслугах перед народом. Так, именно «конные» памятники, благодаря своему смысловому значению и внушительным размерам, демонстрировали особенное почтение к изображенному лицу и возносили над всеми прочими когда-либо жившими или живущими гражданами Рима.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. М., 1939.

2. Кнабе Г. С. Древний Рим - история и повседневность. М., 1986.

3. Маслова Е. Н., Пушнина Л. Т., Рогачевский В. М. Отдел слепков с античной и западноевропейской скульптуры : Каталог НИМ РАХ. Л., 1958.

4. Мэттингли Г. Монеты Рима. С древнейших времен до падения Западной империи. М., 2005.

5. Bergmann J. Roemische Reiterstatuen. Mainz, 1990.

6. ChenaultR. Statues of Senators in the Forum ofTrajan and the Roman Forum in Late Antiquity // Journal of Roman Studies. London, 2012.

7. Freyberg K. S. Das Forum Romanum. Spiegel der Stadtgeschichte des antiken Rom. Mainz, 2009.

8. Kleiner D. Roman Sculpture. London, 1992.

9. Lahusen G. Roemische Bildnisse. Mainz, 2010.

10. Neumeister C. Das Antike Rom. Ein literarischer Stadtfürer. München, 2010.

11. Reece R. The later Roman Empire. An archaeоlogy AD 1500-600. London, 2007.

12. Toms J., Claridge A., Cubberley T. Rome : An Oxford Archaeological Guide. NY., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.