УДК 482
КОННОТАТИВНЫЕ ФОРМЫ И ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ КЛАССЫ РУССКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
© И.Н. Пахомова
В статье рассматривается состав коннотативных парадигм как один из способов описания предметно-понятийного содержания слова в денотативно-идеографических классах существительного; выделяются наименее и наиболее продуктивные лексические классы субстантивов, способных образовывать различные коннотативные формы.
Ключевые слова: коннотация, компоненты коннотации, коннотативная парадигма, коннотатив-ные формы слова, денотативно-идеографические классы существительного.
В данной работе рассматривается состав коннотативной парадигмы «как один из способов (средств) описания предметно-
понятийного содержания слова» [1].
Анализу были подвергнуты коннотатив-ные образования, производные от коннота-тивно нейтральных существительных (424 денотативно-идеографических класса слов 41 семантической сферы), рассмотренных в словаре под редакцией Л.Г. Бабенко [2].
В аспекте разграничения словоизменения и словообразования мы определяем эти образования как особые формы, которые тождественны с производящими существительными с точки зрения предметно-понятийного содержания, но отличаются от них тем или иным набором коннотативных значений. В теории словообразования их обычно квалифицируют как результат модифика-ционного словообразования, связанного с предметно-понятийными изменениями в структуре производного слова.
Подход к коннотативно маркированным образованиям как к формам слова позволяет рассматривать их в качестве членов парадигмы слова, а наличие или отсутствие тех или иных коннотативных форм в составе этой парадигмы объяснять совместимостью или несовместимостью того или иного кон-нотативного значения с лексическим (предметно-понятийным) содержанием слова. В результате, как отмечалось выше, полнота или дефектность коннотативной парадигмы выступает в качестве одного из способов описания абстрактной лексической семантики слова [3].
Коннотативные формы, входящие в частные коннотативные парадигмы и, соответственно, образующие полную коннотатив-
ную парадигму или неполную коннотатив-ную парадигму, целесообразнее описывать с учетом их принадлежности к определенным компонентам коннотации в семантической структуре слова. В качестве таких компонентов, которые, на наш взгляд, максимально отражают коннотативные модификации кон-нотативных вариантов в языке и речи, выделяются следующие: экспрессивный, эмоциональный, оценочный, экспрессивно-эмоциональный, экспрессивно-оценочный, эмоционально-оценочный.
Проведенный анализ позволил выделить, прежде всего, четырехкомпонентную модель, представленную тем или иным набором коннотативных форм в составе общей коннотативной парадигмы. При этом было выявлено, что коннотативно маркированные формы, образованные от коннотативно нейтральных лексем, обслуживают только девять идеографических классов. Например:
1) существительные, обозначающие совокупность растений (сфера Растения и грибы) / лес - лесок (уменьш.-ласк.), лесочек (усил. степень ласк.), лесище (увелич.-уничиж.), лесишко (уничиж.) - эмоциональный, экспрессивно-эмоциональный, экспрессивно-оценочный, эмоционально-
оценочный компоненты коннотации; 2) существительные, обозначающие власть (сфера Управление) / сила - мощь (усилит.), силушка (уменьш.-ласк.), силища (увелич.-уничиж.), силенка (уничиж.) - экспрессивный, эмоциональный, экспрессивно-оценочный, эмоционально-оценочный компоненты коннотации.
Важно отметить, что в представленной коннотативной парадигме оценочный аспект не был выявлен ни в одном из рассматривае-
мых идеографических классов. Возможно, это связано с тем, что оценочность всегда сопровождалась либо эмоциональной окраской, например, силенка (уничиж.), где значение уничижительности, которое характеризует эмоциональный компонент, сопровождается отрицательной оценкой; либо экспрессивной, например, лесище (увелич.-уничиж.), где эмоциональность уже «практически не ощущается, уступая место оценке и экспрессии» [4].
Экспрессивный, экспрессивно-эмоциональный, экспрессивно-оценочный, эмоционально-оценочный компоненты коннотации функционируют в этом ракурсе по отношению друг к другу примерно равное количество раз.
Семантические особенности данных идеографических классов обусловлены их высокой продуктивностью в разговорной, художественной речи, просторечие [5], т. е. «всякое коннотативно окрашенное слово стилистически маркировано» [2] и, следовательно, существительные представленных номинаций являются носителями информации, наиболее отражающей реалии окружающего мира.
Трехкомпонентная коннотативная парадигма функционирует в 39 идеографических классах.
В данном случае показательным является состав двух частных коннотативных парадигм. Первую обслуживают эмоциональный, экспрессивно-оценочный, эмоционально-
оценочный компоненты, например, в таких идеографических классах: существитель-
ные, обозначающие текст (сфера Интеллект) / книга - книжица (шутл., ласк.), книжечка (усил. степень ласк.), книжища (увелич.-уничиж.); существительные, обозначающие выражение эмоций (сфера Эмоции) / слеза - слезонька (уменьш.-ласк.), сле-зиночка (усил. степень ласк.), слезища (увелич.-уничиж.). Вторую - эмоциональный, экспрессивно-эмоциональный, экспрессивно-оценочный компоненты в следующих классах существительных, например: существительные, обозначающие сооружение, помещение сельскохозяйственного назначения (сфера Сельское хозяйство) / двор - дворик (уменьш.-ласк.), дворище (увелич.-уничиж.), дворишко (уничиж.); существительные, обозначающие изделия производ-
ства (сфера Производство) / работа - работка (уменьш.-уничиж.), работища (увелич.-уничиж.), работенка (пренебр.).
Менее активно функционируют трехкомпонентные модели, которые имеют определенные коннотативные компоненты: 1) экспрессивный, эмоциональный, экспрессивно-оценочный; 2) эмоциональный, экспрессивно-эмоциональный, эмоционально-оценочный. Их мы можем наблюдать в таких идеографических классах, как: 1) существительные, обозначающие конечности и их части (сфера Живое существо) / лапа -лапина (увелич.), лапка (уменьш.-ласк.), лапища (увелич.-уничиж.); существительные, обозначающие погоду (сфера Неживая природа / мороз - стужа (усилит.), морозик (уменьш.-ласк.), морозище (увелич.-уничиж.); 2) существительные, обозначающие водные потоки (сфера Неживая природа) / река - речка (уменьш.-ласк.), речечка (усил. степень ласк.), речонка (уничиж.); существительные, обозначающие пищевые продукты (сфера Питание) / масло - маслице (ласк.), масличко (усил. степень ласк.), маслишко (уничиж.).
Рассмотренные типы коннотативных образований являются наиболее продуктивными в просторечной, разговорной форме общения [5], т. к. «разговорную лексику современного русского литературного языка составляют слова с экспрессивной окраской, характеризующиеся большей или меньшей сниженностью» [б] (сравните: морозище, лапина, работища).
Двухкомпонентная коннотативная парадигма выявлена в 86 денотативно идеографических классах существительных. Наиболее показательным является состав конно-тативной парадигмы, включающий в себя
эмоциональный и эмоционально-оценочный компоненты коннотации. Они обслуживают следующие идеографические классы: существительные, обозначающие предмет, имеющий форму листа (сфера Предмет) / газета - газетенка (уменьш.-уничиж.), листок (пренебр.); существительные, обозначающие металлы (сфера Вещество) / золото - золотце (ласк.), золотишко (уничиж.).
Далее по интенсивности коннотативных образований можно выделить двухкомпонентные модели со следующим набором компонентов коннотации: 1) эмоциональ-
ный, экспрессивно-эмоциональный (существительные, обозначающие части тела и место на теле живого существа (сфера Живое существо) / голова - головка (уменьш.-ласк.), головочка (усил. степень ласк.); существительные, обозначающие знак (сфера Интеллект) / буква - буковка (уменьш.-ласк.), буквочка (усил. степень ласк.));
2) экспрессивный, эмоциональный (существительные, обозначающие эмоциональное состояние (сфера Эмоции) / горе - скорбь (усилит.), горюшко (ласк.); существительные, обозначающие человека, ведущего себя несерьезно (сфера Социальные отношения) / шалун - озорник (усилит.), шалунишка (уменьш.-ласк.)).
Данные коннотативно маркированные формы также высокопродуктивны в разговорной и художественной речи [5]. В этой области, на наш взгляд, человеку необходимо наиболее сильно активизировать степень своих эмоций, чувств, поэтому, например, «слова с эмоциональным компонентом служат ярким выразительным средством, способствующим раскрытию образа в художественной литературе» [5], а экспрессивность усиливает выразительность и яркость данного образа.
Однокомпонентная коннотативная парадигма обнаруживает себя в 143 идеографических классах.
Лидирующая позиция принадлежит эмоциональному компоненту. Он отмечен в 113 идеографических классах и реализуется в тех идеографических сферах, которые наиболее часто используются в разговорной речи. Например: существительные, обозначающие людей, связанных наличием общих предков (сфера Родственные и семейные отношения) / мать - мамуся (ласк.); существительные, обозначающие часть одежды (сфера Одежда) / карман - кармашек (уменьш.-ласк.).
Вторую позицию занимает эмоционально-оценочный компонент. Его мы встречаем в 19 идеографических классах. Например: существительные, обозначающие человека, поведение которого соответствует или не соответствует нормам этикета (сфера Социальные отношения) / хам - хамье (груб.); существительные, обозначающие оценку чего-л. в этическом плане (сфера Оценка) /добро - добришко (уничиж.).
Далее следует экспрессивный компонент коннотации, который отмечен в 6 идеографических классах. Например: существительные, обозначающие виды литературного творчества / драма - трагедия (усилит.) (сфера Искусство); существительные, обозначающие собственность / богатство - шик (усилит.) (сфера Экономика).
Оценочный компонент присутствует в 4 идеографических классах. Например: существительные, обозначающие человека по отношению к деньгам (сфера Социальные отношения) / расточитель - транжира (неодобр.); существительные, обозначающие действия, деятельность (сфера Политика) / восстание - бунт (неодобр.).
Как показал анализ языкового материала, экспрессивно-оценочный коннотативный
компонент не представлен в однокомпонентной коннотативной парадигме. Мы полагаем, это обусловлено тем, что слова этих идеографических классов не отражаются в представлении человека субъективной экспрессивной оценкой увеличительности и поэтому выражены только немаркированными формами.
Нулевой коннотативный компонент
обнаруживает себя в 147 идеографических классах. Например: существительные, обозначающие страну, государство / страна (сфера Политика); существительные, обозначающие экономические показатели / качество (сфера Экономика); существительные, обозначающие человека, играющего на музыкальном инструменте / пианист (сфера Искусство).
Это связано, на наш взгляд, с тем, что слова, несущие в себе дополнительную экспрессивную, эмоциональную, оценочную окраску, обслуживают, как правило, определенные слои лексики русского языка и обычно не представлены в рамках научной, официально-деловой и т. п. лексики.
Таким образом, проанализировав исследуемый языковой материал, мы считаем возможным выделить наиболее (1), наименее (2) и совсем непродуктивные (3) лексические классы субстантивов, способных образовывать коннотативные формы, выражающие соответствующие коннотативные значения:
1) существительные, обозначающие часть головы живого существа, а также часть того, что на ней расположено (сфера
Живое существо); существительные, обозначающие внешний вид человека (сфера Живое существо); существительные, обозначающие отрицательную оценку человека (сфера Оценка); существительные, обозначающие пищевые продукты (сфера Питание);
2) существительные, обозначающие людей по отношению к браку, супружеству (сфера Родственные и семейные отношения); существительные, обозначающие человека, живущего где-либо (сфера Населенный пункт); существительные, обозначающие товар (сфера Экономика); существительные, обозначающие часть вещества (сфера Вещество);
3) существительные, обозначающие минералы (сфера Неживая природа); существительные, обозначающие интеллектуальные качества человека (сфера Интеллект); существительные, обозначающие религиозные убеждения и учения (сфера Религия); существительные, обозначающие место производства чего-либо (сфера Производство).
1. Шарандин А.Л. Курс лекций по лексической грамматике русского языка: Морфология. Тамбов, 2001. С. 41-69.
2. Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание: синонимы: антонимы / под ред. Л.Г. Бабенко. М., 2005.
3. Шарандин А.Л. Способы оформления лексического значения слова // Русский язык на рубеже тысячелетий: сб. науч. тр. СПб., 2001. Т. 1. С. 142-153.
4. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры слова. Воронеж, 1979. С. 96-99.
5. Русская грамматика: в 2 т. Т. 1: Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология. М., 1982. С. 208-216.
6. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения. М., 2005. С. 53.
Поступила в редакцию 6.03.2009 г.
Pahomova I.N. Connotative forms and an ideographic classes of a Russian nouns. In the article the structure of connotation paradigms as one of ways of the description of a lexical word meaning in ideographic classes of a noun is considered; the least and the most productive lexical classes of words, which can form various connotation forms are allocated.
Key words: connotation and its components, connotation paradigms, forms of a word, ideographic classes of a noun.
УДК 482
ДИНАМИКА РУССКОЙ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ «КОМПЬЮТЕР»
© Т.А. Шорохова
В статье рассмотрены проблемы влияния заимствования на динамику русской терминосистемы «Компьютер». На нашем материале выявлены четыре аспекта динамики: начало формирования тер-миносистемы «Компьютер» в русском языке; расширение состава терминосистемы; изменение структуры терминосистемы; изменение содержания ключевого концепта «компьютер», выраженного элементом терминосистемы.
Ключевые слова: лексические заимствования, динамика терминосистемы, концептуальные характеристики.
Предметом исследования является динамика фрагмента русской языковой картины мира, представленного терминосистемой
«Компьютер». В терминосистеме получает отражение соответствующий фрагмент концептуальной картины мира. Данная термино-система начала формироваться в XX в. и претерпевает стремительное развитие в XXI в.
Динамика терминосистемы является одним из факторов, обеспечивающих динамику русской языковой картины мира.
Многие лексические единицы, составляющие терминосистему «Компьютер», были заимствованы из английского языка, например, «компьютер», «монитор», «процессор», «лэптоп», «ноутбук», «кулер», «свитч».