КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ
КОНКУРСНОЕ И ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Г. Ф. Бабушкина, заместитель директора по методической работе ГОУ СПО «Мариинский аграрный техникум», отличник народного просвещения
3. Р. Шестакова, методист
Путь становления в профессии у каждого человека свой, это если речь вести о траектории движения к профессионализму. Что же касается временных рамок данного движения, то здесь очень точно выразил суть академик
В. П. Беспалько, сказав: «Вся жизнь человека - это поход за профессиональным мастерством».
На пути следования к профессиональному мастерству обязательно должны быть контрольные точки, позволяющие определить уровень профессионализма. К таким контрольным точкам, конечно, следует отнести конкурсы: профессионального мастерства, творческих работ, методической продукции. Привлечение педагогов к участию в конкурсах и проектах способствует развитию их творческого потенциала, а также профессиональному самовыражению и самоутверждению. Для обучающихся/студентов конкурсное движение - это возможность убедиться в правильности выбора профессии, возможность проверить прочность знаний, умений, навыков.
Система конкурсного движения решает целый ряд и других важнейших задач: выявляет лучших; оценивает профессионализм участников; создаёт условия для обмена опытом и распространения наиболее востребованных и популярных идей в профессиональном образовании; позитивно влияет на включение педагогов в инновационные процессы в образовании, стимулирует личностный и профессиональный рост педагогических работников и обучающихся/студентов.
Любой конкурс - это возможность публичной творческой самореализации педагога, независимо от результата участия в нём, уже сам по себе конкурс является важной ступенью продвижения
к высотам профессионального мастерства. В этом необходимо убеждать педагогов, чтобы сформировать у них готовность к участию в конкурсном движении, к представлению опыта своей педагогической деятельности на суд жюри и общественности. Необходимо настраивать педагогов на то, что их потенциальные возможности позволяют им участвовать в том или ином конкурсе. Как много в этот период зависит от умения методиста - убеждать.
Процесс подготовки к конкурсу многому учит. Так, в течение двух последних лет участие преподавателей и обучающихся/студентов ГОУ СПО «Мариинский аграрный техникум» в конкурсах позволило выявить следующие взаимосвязанные противоречия:
- между стремлением к участию в конкурсах и отсутствием умений организовать самоподготовку;
- между желанием творчески реализовать себя в конкурсной деятельности и недостаточностью знаний, умений, навыков для этого.
Одним из путей решения указанных противоречий стал разработанный в техникуме механизм организационно-методического сопровождения конкурсантов, который включает ряд важных моментов:
- работа по оформлению соответствующих конкурсных документов и приложений;
- подготовка материала доказывающего результативность деятельности конкурсантов;
- отработка до автоматизма заданий практической части конкурса;
- привитие конкурсанту основных понятий этики.
Главным, на наш взгляд, является создание в коллективе вокруг конкурсантов положительного психологического климата. В таких условиях
обостряется чувство ответственности перед своими коллегами, перед администрацией. И если что-то упустил в своей работе ранее, то при подготовке к конкурсу мобилизуешь свои возможности настолько, что преодолеваешь, кажущееся когда-то непосильным, недостижимым. Нельзя сказать, что это даётся легко, но положительный результат всегда имеет место. Участие в конкурсном движении способствует формированию ценностно-смысловой установки на творческую самореализацию в профессиональной деятельности, реализации личностно ориентированного подхода к ней, достижению удовлетворённости собой как профессионалом или же наоборот, но это тоже результат.
Практически то же самое можно сказать об олимпиадном движении. Следует отметить, что олимпиады способствуют развитию познавательных потребностей и творческих способностей у обучающихся и студентов (техникум -двухуровневое образовательное учреждение, объединяющее НПО и СПО), так как большое количество материала при подготовке к олимпиаде они изучают самостоятельно, т. е. происходит процесс саморазвития и самопознания.
Общие усилия методистов, преподавателей, обучающихся/студентов Мариинского аграрного техникума позволили в 2011/2012 учебном году добиться нескольких побед в конкурсах и олимпиадах областного и муниципального уровней.
Это прежде всего победа Ведерникова Станислава и Мешковой Татьяны, занявших 1 место в Межрегиональном конкурсе профессионального мастерства по ветеринарии, проходившем 21-22 марта 2012 года в г. Прокопьевске.
Победа ребят - заслуженная высокая оценка результатов педагогической деятельности преподавателей-профессионалов отделения «Ве-
- КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ -
теринария», прежде всего Гусева В. А., Тихоновой Е. Г., Самойловой Г. К. Для того чтобы будущие ветеринары овладевали профессиональным мастерством, в 1976 году в техникуме открывается ветеринарный комплекс, включающий в себя:
• учебные кабинеты и лаборатории;
• ветеринарную клинику;
• виварий;
• лабораторию воспроизводства, т. е. лабораторию акушерства, гинекологии, искусственного осеменения.
Ни с чем несравнимы те знания, которые приобретают студенты, когда практикующий преподаватель Гусев В. А. берёт их с собой на вызовы. Затем эти знания и навыки закрепляются в учебных кабинетах и лабораториях.
Заслуженной была победа Рябчикова Вадима, занявшего 1 место в личном зачёте и 2 место в командном зачёте, вместе с Торгунаковой Анной, в областной олимпиаде по экономической теории.
Успешным было участие студентов в выставке творческих работ студентов ОУ СПО Кемеровской области. По итогам выставки были награждены: Огарев Константин, занявший 1 место в номинации «Исследовательские, курсовые работы студентов СПО», Мезенцев Виталий и Фетисова Анастасия, занявшие 1 место в номинации «Информационное и программное обеспечение. Видеофильмы, ролики, популяризирующие профессию и ОУ», Торгунакова Наталья, занявшая 2 место в номинации «Исследовательские, курсовые работы студентов СПО», Рыжа-нова Юлия, занявшая 3 место в номинации «Творческие работы студентов СПО».
Хотелось бы обозначить и то, что конкурсы позволяют выявлять образовательные учреждения, создающие условия для освоения обучающимися/студентами новых видов деятельности; для эффективного использования учебного оборудования; для применения педагогами новых образовательных технологий. Также конкурсы позволяют педагогическим коллективам увидеть свои минусы, намечать пути совершенствования педагогической деятельности и, соответственно, двигаться к высотам профессионального мастерства.