НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА SCIENTIFIC LIFE OF THE UNIVERSITY
Т. Н. Ивлева
КОНКУРС «Я - МЕНЕДЖЕР» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье освещается опыт проведения конкурса докладов и презентаций «Я - МЕНЕДЖЕР» как формы организации внеаудиторной научно-исследовательской деятельности студентов.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, конкурс, менеджер.
T. N. Ivleva
COMPETITION "I AM A MANAGER" AS THE FORM OF ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS
At the present stage of development of the higher education, research work of students (NIRS) is becoming increasingly important and is one of the main components of the training of the future manager. It allows you to more fully express creativity and readiness for self-fulfillment and individuality of the student. It should be noted that the process of research is different and is a value in education, and in the personal sense. In this regard, it is necessary to do a better job of NIRS, for that would make the process more interesting and productive. One of the forms of organization of students' scientific research is the competition.
KemGUKI holds a contest of reports and presentations "I AM A MANAGER." The organizers of the competition are the Department of Social Control and Institute of Sociocultural Technology. Tendering contributes significantly to the effectiveness and quality of the organization of NIRS by enhancing students' cognitive activity, increase motivation of all participants in the educational process.
First contest "I AM A MANAGER" was held in May 2012 to participate in the final stage of the competition out of 21 submitted presentations were selected 10 of the best works. The results of the analysis of the competition suggest that NIRS initiative promotes interest in the profession, and improve professional competence in the field of management.
In the 2013 contest, "I AM A MANAGER" is part II of the Regional Cultural and Educational Forum "Socio-cultural environment of the region: society, culture and science." The competition was attended by 14 students.
The members of the jury were the graduates of different years KemGUKI Department of Management of the social sphere in "organization manager:" Chairman of the jury N. S. Pavlyuk as a manager -practitioner and lecturer on the subject "Fundamentals of communicative culture," noted that the results of the competition are impressive, without exception, the students demonstrated professional interest, scientific awareness. Recommendations were of practical importance for the preparation of future professionals and practitioners alike socio-cultural sphere. The recommendations had reasonable grounds, as many students have shownthemselves serious researchers, having neat polls. From the point ofview ofrhetoric were good performances by students of composition lined monologues. However, many arguments answered questions, defended his point of view, ably led a discussion with the audience. The competition has revealed that even junior students'proficient basics of theoretical training and practical skills, using effective techniques for working with the audience, allowing them to take place in the future as professional managers.
Feedback from the students - participants show that dealt with a wide range of different issues and relevant topics, there were prospects for further research, the ability to self-realization. Thus, the use of "I AM A MANAGER" in the organization of NIRS makes the extracurricular learning motivated, productive, student-centered, which contributes to the formation and development of common cultural and professional skills of future managers.
Keywords: scientific research work of students, competition, managers.
Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.
М. В. Ломоносов
Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами.
Н. И. Пирогов
На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская работа студентов (НИРС) приобретает все большее значение и является одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущего менеджера. Она позволяет наиболее полно проявить творческие способности, готовность к самореализации личности, индивидуальность студента. Следует отметить, что процесс исследовательской деятельности индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном плане. В связи с этим необходимо совершенствовать подходы к НИРС, для того чтобы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным. Одной из форм организации научно-исследовательской деятельности студентов является конкурс.
В КемГУКИ проводится конкурс докладов и презентаций «Я - МЕНЕДЖЕР». Организаторы конкурса - кафедра управления социальной сферы и институт социально-культурных технологий. Организация и проведение конкурса способствует значительному повышению результативности и качества организации НИРС за счет активизации познавательной деятельности студентов, усиления мотивации всех участников образовательного процесса.
В положении о конкурсе (18.04.2012 г., № 1) определены следующие цели:
• совершенствование профессиональных компетенций студентов в области менеджмента и информационных технологий;
• формирование готовности студентов университета к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества;
• привлечение внимания работодателей и демонстрация конкурентных преимуществ будущих менеджеров.
Задачи Конкурса:
• повышение имиджа профессии менеджера;
• развитие интереса к будущей профессии;
• повышение конкурентоспособности будущих менеджеров на рынке труда;
• развитие и совершенствование у студентов навыков публичного выступления на профессиональные темы и использования мультимедиа технологий;
• раскрытие личностного и творческого потенциала студентов;
• формирование банка данных лучших студентов для рекомендаций работодателям.
Впервые конкурс «Я - МЕНЕДЖЕР» был проведен в мае 2012 года. Для участия в
заключительном этапе конкурса из 21 представленной презентации было отобрано 10 лучших работ, авторами семи из которых являлись студенты первого курса (инициаторы проведения конкурса). Следует отметить разнообразие тематики представленных работ, которую студенты формулировали самостоятельно, в соответствии со своими интересами. Это: «Управленческие революции: эволюция профессии "менеджер"», «Портрет успешного менеджера XXI века», «Спортинг как новая парадигма менеджмента: от менеджмента результата к менеджменту победы» и др. Участники конкурса пытались раскрыть в своих докладах и презентациях такие вопросы, как: Кто такой менеджер? В чем специфика деятельности менеджера? Какими качествами должен обладать современный менеджер (на примере анализа политической деятельности В. В. Путина)? Какое значение имеет лидерский потенциал в деятельности менеджера (на примере политической карьеры Барака Обамы)? Какую роль играет мотивация и самомотивация в деятельности менеджера? Каковы принципы современного менеджмента? Какова специфика японской модели менеджмента? Все доклады были записаны на видеокамеру, и видеозапись доклада каждого студента была помещена в раздел «Самостоятельная работа» электронного портфолио «ПИОПРС» (программа индивидуально-ориентированного профессионального развития студента) [1; 2; 3].
Просмотр и анализ видеоматериалов позволил студентам увидеть свои достижения и проблемы, совершенствовать профессионально-коммуникативную компетентность. Результаты анализа проведенного конкурса свидетельствуют о том, что инициативная НИРС способствует развитию интереса к будущей профессии и совершенствованию профессиональных компетенций в области менеджмента.
Оценивали презентации и выступления участников конкурса члены жюри: А. А. Юдина - к. п. н., доцент, директор ИСКТ, председатель жюри; Е. А. Малкина - к. п. н., доцент, заведующая кафедрой управления социальной сферы; Н. А. Русакова - к. п. н., доцент кафедры ЮНЕСКО по новым информационным технологиям КГУ; Т. Н. Ивлева - к. п. н., профессор кафедры управления социальной сферы, модератор конкурса.
Диплом за первое место и денежную премию в размере 1 500 рублей получил Сильев Вячеслав - студент группы СКТ в ИД-111 за презентацию и выступление на тему «Профессионализм менеджера».
Диплом за второе место и денежная премия 1 000 рублей были присуждены Левашову Андрею - студенту группы М-111 за презентацию и выступление на тему «Управленческие революции: эволюция профессии "менеджер"».
Диплом за третье место и денежная премия 500 рублей были вручены Польниковой Ксении - студентке группы М-111 за презентацию и выступление на тему «Портрет успешного менеджера XXI века».
За креативность и оригинальность подачи материала были отмечены презентации и выступления Баракиной Алены - студентки группы ИГ0-091 на тему «Принципы современного менеджмента» и Новиковой Яны - студентки группы М0-091 на тему «Спортинг как новая парадигма менеджмента: от менеджмента результата к менеджменту победы». В качестве поощрительных призов студентки получили флэш-карты.
Остальные участники конкурса были награждены благодарственными письмами института социально-культурных технологий КемГУКИ и пригласительными билетами в музей-заповедник «Томская Писаница» за участие в конкурсе.
В этом году конкурс докладов и презентаций «Я - МЕНЕДЖЕР» проводится в рамках II Регионального культурно-образовательного форума «Социально-культурное пространство региона: общество, культура и наука». В конкурсе приняли участие 14 студентов. Тематика конкурсных работ чрезвычайно разнообразна. Например, «Актуальные вопросы управления индустрией досуга на муниципальном уровне», «Роль лидерских качеств в деятельности современного эффективного менеджера», «Конфликтологическая компетентность современного менеджера» и др.
Жюри возглавляла Павлюк Наталья Сергеевна - к. п. н., директор ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов сферы культуры «Областной учебно-методический центр работников культуры и искусства», почетный работник высшего образования (на фото 1 - слева).
Все остальные члены жюри - это выпускники разных лет кафедры управления социальной сферы КемГУКИ по специальности «менеджер организации»:
Устимова Ольга Владимировна - научный сотрудник научного управления, преподаватель кафедры управления социальной сферы, аспирантка 2-го года обучения КемГУКИ (год окончания 2008); (на фото 1 - справа),
Паузер Андрей Валерьевич - консультант-советник первого заместителя главы г. Кемерово (год окончания 2004) (фото 2),
Фото 1 Фото 2
Грязева Галина Алексеевна - индивидуальный предприниматель (год окончания 2007) (фото 3).
Диплом 1-й степени получила студентка группы М-121 Мухамедиева Екатерина за доклад и презентацию по теме «Роль коммуникативных качеств в деятельности эффективного менеджера» (фото 4).
Диплом 2-й степени получила студентка группы М-111 Польникова Ксения за доклад и презентацию по теме «Электронный портфолио студента как инструмент конкурентоспособности на рынке труда».
Диплом 3-й степени получила студентка группы МСКД-121 Копаева Татьяна за доклад и презентацию по теме «Анализ подходов к определению понятий "менеджмент" и "менеджер"».
Все конкурсанты получили Сертификат участника конкурса «Я - МЕНЕДЖЕР», благодарственные письма директора института социально-культурных технологий КемГУКИ за участие в конкурсе. Благодарственными письмами Областного учебно-методического центра работников культуры и искусства были награждены студент группы СКД в ИД-111 Сильев Вячеслав за социальную значимость проекта; студентка группы М-121 Милькова Зарина за практическую направленность предложенных рекомендаций; студентка группы МСКД-121 Копаева Татьяна за оригинальность выступления. Благодарственным письмом администрации города Кемерово была отмечена студентка группы М-111 Логинова Алина за актуальность и практическую направленность доклада. Приз зрительских симпатий получила студентка группы М-111 Польникова Ксения.
Председатель жюри Павлюк Н. С. как менеджер-практик и преподаватель по дисциплине «Основы коммуникативной культуры» оценила и прокомментировала результаты конкурса: «В конкурсе "Я - МЕНЕДЖЕР" принимали участие студенты младших курсов, но, несмотря на это обстоятельство, результаты конкурса впечатляющие. Все без исключения студенты продемонстрировали профессиональную заинтересованность, научную осведомленность. Рекомендации, высказанные ими, имели практическое значение, как для процесса подготовки будущих специалистов, так и для практиков социально-культурной сферы, при этом рекомендации носили обоснованный характер, так как многие студенты показали себя серьезными исследователями, проведя добротные социологические опросы. С точки зрения риторики выступления студентов представляли хорошие, композиционно выстроенные монологи. При этом многие аргументированно отвечали на вопросы, отстаивали свою точку зрения, умело вели дискуссию со слушателями Конкурс выявил, что студенты даже младших курсов хорошо владеют основами теоретической подготовки и практическими навыками, используют эффективные приемы работы с аудиторией, что позволит им в будущем состояться как менеджерам-профессионалам».
МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ - УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «Я - МЕНЕДЖЕР»:
Мухамедиева Екатерина - студентка 1-го курса направления подготовки «Менеджмент», Диплом 1-й степени конкурса докладов и презентаций «Я - МЕНЕДЖЕР»:
«Студенческий конкурс докладов и презентаций "Я - МЕНЕДЖЕР" произвел неизгладимое впечатление на всех присутствующих. Различные темы докладов выступающих позволили еще глубже вникнуть в проблемы, касающиеся менеджмента. Нельзя не отметить высокий уровень организации. В состав жюри входили выпускники КемГУКИ, что удивило и вызвало еще большую заинтересованность выступающих. Данный конкурс является хорошим способом показать себя в научно-исследовательской деятельности и свою заинтересованность в профессии менеджера. Хочется посоветовать, будущим менеджерам активнее участвовать в подобных конкурсах, ведь они позволяют приобрести опыт научно-исследовательской деятельности, формировать профессиональные компетенции будущего менеджера».
Копаева Татьяна - студентка 1-го курса направления подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», Диплом 3-й степени конкурса докладов и презентаций: «Я - МЕНЕДЖЕР»: «Впечатления от конкурса в целом положительные. Порадовали доклады других участников. На мой взгляд, было раскрыто множество интересных и актуальных тем, которые в дальнейшем можно развивать. Единственный минус - это организация (посторонние шумы и прочее). Надеюсь, с каждым годом конкурс будет развиваться и набирать обороты».
Логинова Алина - студентка 2-го курса направления подготовки «Менеджмент», участница конкурса «Я - МЕНЕДЖЕР»: «Я очень рада, что посетила II Региональный культурно-образовательный форум. Программа состояла из 4-х секций и студенческого конкурса на тему "Я - МЕНЕДЖЕР". На мой взгляд, мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне. Хочу сказать огромное спасибо организаторам конкурса, что собрали таких интересных, активных докладчиков. Мне выпала возможность стать участником конкурса докладов и презентаций "Я - МЕНЕДЖЕР". Я думаю, все молодые исследователи очень благодарны Татьяне Николаевне Ивлевой за оригинальное представление каждого из участников, за высококлассное проведение конкурса. Конкурс был несомненно необходим, в частности для меня. Мероприятие определенно носит положительный характер. Не скрою, были неточности. Но в основном каждый конкурсант, хоть толику, но вынес для себя. Затрагивался широкий спектр различных вопросов и актуальных тем. Появились перспективы для дальнейших исследований. По окончании не покидала одна мысль: "Как много возможностей! И я счастлива, что могу двигаться вперед, развиваться". Да, действительно, существует ощущение счастья, возможно, от самореализации, возможно, от того, что постепенно, медленными шагами намеченные цели достигаются. Возможно, от новых знакомств, впечатлений, драйва. Невозможно не отметить объективную работу жюри. Хотелось бы в следующем году, чтобы было еще больше заявленных качественных, интересных работ, больше вопросов, предложений, практической направленности. В общем, коммутируя все составляющие конкурса, можно смело заявить, что есть потенциальные и перспективные будущие специалисты, а это благодаря нашим грамотным, блестяще знающим свое дело педагогам. Учитесь, развивайтесь, совершенствуйтесь! Образование - богатство, а применение его - совершенство!»
Таким образом, использование конкурса «Я - МЕНЕДЖЕР» в организации НИРС делает процесс внеаудиторного обучения мотивированным, продуктивным, личностно-ориентированным, что способствует формированию и развитию общекультурных и профессиональных компетенций будущих менеджеров.
Литература
1. Ивлева Т. Н. Технология Е-портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 19, ч. 2. - С. 156-163.
2. Ивлева Т. Н. Интерактивные методы обучения в организации самостоятельной работы студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 21. - С. 145-150.
3. Ивлева Т. Н. Е-портфолио как инструмент формирования управленческих качеств студентов // Мир науки, культуры, образования: международ. науч. журнал. - Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2012. -№ 5 (36). - С. 142-144.
Literatura
1. Ivleva T. N. Tehnologija E-portfolio v podgotovke menedzherov social'no-kul'turnoj dejatel'nosti // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2012. - № 19, ch. 2. - S. 156-163.
2. Ivleva T. N. Interaktivnye metody obuchenija v organizacii samostojatel'noj raboty studentov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2012. - № 21. - S. 145-150.
3. Ivleva T. N. E-portfolio kak instrument formirovanija upravlencheskih kachestv studentov // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. - Barnaul: Izd-vo AGAKI, 2012. -№ 5 (36). - S. 142-144.
ЮБИЛЕЙ Г. Н. Миненко
ВИКТОР ИВАНОВИЧ МАРКОВ: УЧЕНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПУТЕШЕСТВЕННИК
ANNIVERSARY G. N. Minenko
VICTOR IVANOVICH MARKOV: SCIENTIFIC, PUBLIC FIGURE, TRAVELLER
Доктору культурологии, профессору кафедры культурологии Кемеровского государственного университета культуры и искусства В. И. Маркову - 65 лет! Казалось бы, что если юбиляр является профессором и доктором наук, то надо говорить о его научном лице. Однако рассматривать В. И. Маркова только как ученого - будет слишком узко и ограниченно, поскольку российская интеллигенция советского периода, к которой имеет честь принадлежать Виктор Иванович, во многом сохранила тот универсализм, широту интересов и форм деятельности, которая была так характерна для профессиональной (не радикально-революционной) интеллигенции старой России и, к сожалению, исчезает как исторический феномен у нас на глазах. В общем, Виктор Иванович хотя и доктор наук, но по современным меркам совсем не традиционный, поэтому и охарактеризовать его хочется как-то нетрадиционно.