ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
УДК 37.035.6 ББК Ч400.522
DO110.26170/2079-8717_2021 _02_04 ГРНТИ 14.07.05
Код ВАК 13.00.01
Чикова Ольга Анатольевна,
доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник научно-образовательного центра инновационной деятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620063, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 75, к. 304; e-mail: chik63@mail.ru
Шахнович Илья Семёнович,
аналитик 1 категории центра культурно-образовательных проектов, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 231; e-mail: uralstud@yandex.ru
Попп Иван Александрович,
кандидат исторических наук, доцент, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 219; e-mail: popp82@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историческая эмпатия; патриотическое воспитание; патриотизм; подвиг учителя; учителя; Великая Отечественная война; коммеморативные практики; гражданская идентичность; нарративный метод; контент-анализ: эссе; творческие работы.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу опыта использования конкурсных мероприятий в качестве инструмента коммеморативных практик для патриотического воспитания детей и молодежи и формирования их гражданской идентичности. На примере контент-анализа эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», показано, что постижение в конкурсной форме детьми и молодежью общечеловеческих ценностей и причин поступков людей способствует повышению эффективности сохранения исторической памяти и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Цель: исследовать и представить опыт использования творческих конкурсов как инструмента ком-меморативных практик, позволяющего сохранить историческую память и формировать гражданскую идентичность на основе исторической эмпатии.
Методология строится на системном, контекстном и аксиологическом подходах; ведущий метод исследования - нарративный метод. Опираясь на содержательные элементы нарратива, авторы проводят контент-анализ эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны». Контент-анализ проводился по оригинальной методике, являющейся объектом интеллектуальной собственности авторов, в основе которой лежат представления В. Лабова и Дж. Валецки о шестиэлементной структуре нарратива [29]. Каждому элементу структуры нарратива авторы поставили в соответствие отражающий цель исследования код: патриотизм, сохранение исторической памяти, профессиональная деятельность, гражданская идентичность, предназначение, субъективная оценка. Контент-анализ предполагал определение численных значений, составление корреляционной матрицы для частоты и актуальности каждого кода. Совокупная выборка составила 25 эссе. Таким образом, изучая нарративы (эссе, представленные на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны») - рефлексии будущих педагогов над действительностью, авторы решают задачу исследования социального производства исторической эмпатии и сохранения исторической памяти.
Основные результаты: в статье обоснована потребность современного общества в расширении и повышении эффективности работы по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне в контексте педагогической профессии как значимого направления в патриотическом воспитании и формировании гражданской идентичности молодежи, а также в профориентационной работе; представлен опыт использования технологии конкурсной и проектной деятельности как эффективного средства коммеморативных практик и формирования исторической эмпатии. Новизна исследования заключается в использовании нарративного метода, оригинальной методике контент-анализа эссе, представленных на конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», позволяющей исследовать социальное производство исторической эмпатии и сохранения исторической памяти.
Практическая и теоретическая значимость результатов: в статье показана возможность эффективного использования привлекательных для детской и молодежной аудитории творческих проектных и конкурсных видов деятельности для патриотического воспитания детей и молодежи, а также продемонстрировано применение нарративного метода для оценки степени эффективности конкурса творческих работ как инструмента коммеморативных практик и патриотического воспитания детей и молодежи.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Чикова, О. А. Конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» как инструмент коммеморативных практик / О. А. Чикова, И. С. Шахнович, И. А. Попп. -
КОНКУРС «ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ КОММЕМОРАТИВНЫХ ПРАКТИК
Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 35-44. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_02_04.
БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-011-31560 «Образ войны в коллективной памяти молодежи России и Европы: коммеморативные практики и механизмы формирования гражданской идентичности»).
Chikova Olga Anatolyevna,
Doctor of Physics and Mathematics, Chief Researcher of Scientific and Educational Center of Innovation, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Shakhnovich Ilya Semenovich,
Analyst of the 1st Category of Center for Cultural and Educational Projects, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Popp Ivan Alexandrovich,
Candidate of History, .Associate Professor, head of department of Scientific, Educational and Design Activities, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
CONTEST "TEACHER'S FEAT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR" AS A TOOL FOR PRESERVING HISTORICAL MEMORY
KEYWORDS: historical empathy; patriotic education; patriotism; feat of the teacher; teachers; The Great Patriotic War; commemorative practices; civic identity; narrative method; content analysis: essays; creative work.
ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of the experience of using competitive events as a tool of commemorative practices for the patriotic education of children and youth and the formation of their civic identity. Using the example of content analysis of essays submitted to the competition of creative works "The feat of a teacher during the Great Patriotic War", it is shown that the comprehension of universal values and reasons for human actions in a competitive form by children and young people contributes to an increase in the effectiveness of preserving historical memory and patriotic education of the younger generation. Purpose: to explore and present the experience of using creative competitions as a tool of commemorative practices that allows you to preserve historical memory and form civic identity based on historical empathy. The methodology is based on systemic, contextual and axiological approaches; the leading research method is the narrative method. Based on the content elements of the narrative, the authors conduct a content analysis of the essays submitted to the competition of creative works "The feat of a teacher during the Great Patriotic War". Content analysis was carried out according to the original method, which is an object of intellectual property of the authors, which is based on the ideas of V. Labov and J. Walecki about the six-element structure of the narrative [29]. The authors assigned each element of the structure of the narrative a code reflecting the goal of the study: patriotism, preservation of historical memory, professional activity, civic identity, purpose, subjective assessment. Content analysis involved the determination of numerical values, the compilation of a correlation matrix for the frequency and relevance of each code. The total sample was 25 essays. Thus, studying the narratives (essays submitted to the creative work competition "The feat of a teacher during the Great Patriotic War") - reflections of future teachers over reality, the authors solve the problem of studying the social production of historical empathy and preserving historical memory.
Main results: the article substantiates the need of modern society to expand and improve the efficiency of work to preserve the historical memory of the Great Patriotic War in the context of the teaching profession as a significant direction in patriotic education and the formation of civic identity of young people, as well as career guidance work; the experience of using the technology of competitive and project activities as an effective means of commemorative practices and the formation of historical empathy is presented. The novelty of the research lies in the use of the narrative method, the original method of content analysis of essays submitted to the competition "The feat of a teacher during the Great Patriotic War", which allows to study the social production of historical empathy and the preservation of historical memory. Practical and theoretical significance of the results: the article shows the possibility of effective use of creative project and competitive activities attractive for children and youth for the patriotic education of children and youth, and also demonstrates the use of the narrative method to assess the effectiveness of the competition of creative works as a tool of commemorative practices and patriotic education of children and youth.
FOR CITATION: Chikova, O. A., Shakhnovich, I. S., Popp, I. A. (2021). Contest "Teacher's Feat During the Great Patriotic War" as a Tool for Preserving Historical Memory. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 35-44. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_02_04.
ACKNOWLEDGMENTS: the study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-011-31560 "The image of war in the collective memory of youth in Russia and Europe: commemorative practices and mechanisms for the formation of civic identity").
75 лет прошло со времени окончания ных направлений развития гражданского
Великой Отечественной войны, сменилось общества - входит в число ключевых задач
не одно поколение людей, но познание не- патриотического воспитания. Государствен-
известных ранее страниц истории военных ная программа «Патриотическое воспитание
лет будет продолжаться еще долго. Сохране- граждан Российской Федерации на 2016-
ние исторической памяти - одного из основ- 2020 годы!» основное внимание уделяет под-
© Чикова О. А., Шахнович И. С., Попп И. А., 2021
растающему поколению, поэтому одной из основных задач государственной молодежной политики является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи [3; 16; 19]. Формирование гражданственности, т. е. качества личности, включающего в себя любовь к Родине и стремление к миру, признание государственной власти и внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства и уважения к окружающим, сбалансированное проявление патриотизма и культуры межнационального общения, создает основу для организационного обеспечения патриотического воспитания.
Для патриотического воспитания детей и молодежи используются коммеморатив-ные практики - комплекс инструментов сохранения исторической памяти, основанный на личном переживании значимых событий отечественной истории, единении с конкретными представителями предшествующих поколений. «Коммеморация возникает в настоящем из желания сообщества, существующего в данный момент, подтверждать чувство своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое отношение к репрезентации прошлых событий» [13].
В целях сохранения исторической памяти о мужестве и героизме педагогов, проявленных в годы войны, и увековечения вклада педагогических работников в победу над фашизмом в 2020 г. в Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург), был проведен конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны». Конкурс был посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию Уральского государственного педагогического университета [9]. Участие в конкурсе принимали обучающиеся образовательных организаций среднего общего, среднего профессионального и высшего образования Свердловской области и других регионов России. Конкурс проводился на сайте Всероссийского молодежного патриотического портала «Живая история», созданного в Уральском государственном педагогическом университете в качестве средства патриотического воспитания. Конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» был призван сохранить память о вкладе работников педагогических профессий в победу над фа-
шизмом и положить начало созданию информационного ресурса о педагогах - участниках войны и тружениках тыла.
Вопрос сохранения памяти о подвиге советского народа и каждого конкретного ветерана является чрезвычайно актуальным в настоящее время из-за попыток переоценки и переписывания истории, предпринимаемых в ряде стран. По сути, сейчас уже идет новая - информационная - война, и для ответа и упреждения ее ударов необходимо обеспечить расширение объема исторических знаний у детей и молодежи, придать этим знаниям персонализированный характер. Для передачи и сохранения исторической памяти целесообразно использовать различные виды игровой, проектной и конкурсной деятельности, которые являются эффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи [18; 26].
Эссе, присланные участниками конкурса, рассказывают о подвигах, которые совершили во время Великой Отечественной войны педагоги - учителя школ, преподаватели вузов и техникумов. При оценке конкурсных работ экспертное жюри обратило внимание на тот факт, что в качестве подвигов конкурсанты вполне справедливо отметили не только героизм учителей в ходе боевых действий на фронтах войны, но и не менее героический профессиональный труд -обучение детей в голодном тылу, в осажденном Ленинграде, в Одесских катакомбах и Севастопольских штольнях. Об этом пишет, например, в своем эссе Айгюн Фарзалиева, студентка Ревдинского многопрофильного техникума. Она описывает огромную нагрузку, легшую на плечи учителей в тылу. Работая и за себя, и за своих коллег, ушедших на фронт, они с максимальной отдачей вместе с детьми трудились в цехах фабрик и заводов, на полях колхозов и совхозов, вели агитационную работу среди населения, информировали людей о положении на фронте, выпускали газеты и боевые листки. В районах, освобожденных от немецких оккупантов, учителя проводили учет уцелевшей жилой площади, перепись населения, учет детей, потерявших родителей, и детей, подлежащих обучению в школе [25].
Победитель конкурса в номинации «Эссе» (возрастная категория 14-18 лет) Данила Трефилов, школьник из г. Каменска-Уральского, в своей работе «Сердце отдано детям» [22] рассказал об Анастасии Георгиевне и Федоре Яковлевиче Юшковых - двух представителях семейной династии, общий педагогический стаж которой составляет 465 лет.
Когда началась война, Анастасия только окончила 9 класс. Школьникам при-
шлось работать на полях, собирать урожай. Они понимали, что нужна победа любой ценой, а для этого необходим был хлеб, поэтому работали и днем, и ночью, и в стужу, и в слякоть, в холод и в зной. Весной 1942 г. молодая девушка села за руль трактора, днем и ночью сеяла хлеб. Несмотря на тяготы войны, Анастасия продолжала учиться. В средней школе, где училась Анастасия, разместился госпиталь. Комсомольцы села во главе с Настей читали раненым сводки Информбюро, обучали неграмотных. Для фронтовиков готовили посылки, сами шили и отправляли теплые вещи, вязали носки и варежки. В октябре 1943 г. по путевке комсомола Анастасия была направлена учиться в педагогический институт г. Шадринска. Свою педагогическую деятельность Анастасия Егоровна начала в с. Дубровное Курганской области, куда переехала ее семья. Она вышла замуж за участника войны, Федора Яковлевича, участвовавшего в боях на Курской дуге, в боях под Корсунью, в освобождении Румынии, Венгрии, Югославии. Федор Яковлевич с декабря 1945 г. работал учителем математики в с. Дубровном Курганской области.
На 90-летний юбилей Анастасия Георгиевна получила письмо от Президента России В. В. Путина, в котором были высоко оценены воинские и трудовые подвиги ветеранов: «...Мы гордимся вашим поколением - поколением Героев и Победителей, которые с честью прошли через тяжелые испытания Великой Отечественной войны. И каждый внес свой, поистине бесценный вклад в общую Победу. Этот беспримерный подвиг останется в веках и всегда будет служить высшим мерилом патриотизма, нравственности, верности и долга».
Поскольку Великая Отечественная война является частью Второй мировой войны, экспертное жюри сочло возможным допустить к участию в конкурсе работы, посвященные учителям не только из Советского Союза, но и из других стран. Несколько работ было посвящено Янушу Корчаку. Работа «Януш Корчак - любовь до последних минут» принесла победу в номинации «Эссе» (возрастная категория 19-30 лет) студентке Уральского государственного педагогического университета Екатерине Килиной [7].
Участвуя в конкурсе, школьники и студенты окунулись в историю нашей страны, узнали много нового о героических представителях педагогической профессии, сопереживали им, восхищались их подвигами и трудом, пытались вжиться в описываемые ситуации. Представленные люди уже не воспринимались авторами работ как абстрактные герои, они становились ближе и понятнее. Авторы эссе, осмысливая описы-
ваемые события, воссоздавали для себя образы учителей-героев, их мысли и эмоции, пытались почувствовать историческую атмосферу Великой Отечественной войны и осознать причины действий конкретных людей. Таким образом, конкурс «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» продемонстрировал эффективность использования творческих конкурсов как инструмента коммеморативных практик, т. е. способа сохранения исторической памяти и формирования исторической эмпатии - способности «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Эта способность предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения людей прошлого, оперировать категориями того времени [5].
Авторы настоящей статьи провели анализ творческих работ участников конкурса «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» нарративным методом. Представленные на конкурс эссе авторы статьи понимали как нарратив, т. е. художественный текст, сочетающий описание и объяснение событий, поступков в жизни человека [17]. Нарративный подход к идентичности, использование методов нарративного интервью и нарративного анализа в последнее время стали популярным направлением в социальных науках [8]. Нарративный подход привлекает внимание исследователей благодаря интересу к смысловому содержанию, к человеческому опыту и способам его описания. Нарративный подход по своей сути связан с проблематикой идентичности, идеями о развитии личности и индивидуальности [23]. Во-первых, исследователи выделяют шаблоны структурирования опыта и типичные истории [2]. Нарратив также рассматривается как важный конструкт, который позволяет человеку структурировать свое понимание себя и свой жизненный опыт [28]. В нашем исследовании с точки зрения применяемых методов идет речь сразу о трех направлениях нарративного подхода: биографический подход, изучение нарративных практик и изучение нарративов о критических событиях. Идея о том, что идентичность имеет нарративную организацию, содержится и в исторически первой теории идентичности - теории Э. Эриксона [27]. Идея о возможности изучения идентичности через автобиографии имеет корни в антропологии, где биографиям приписывалась симптоматическая ценность с точки зрения развития и целостности личности [30]. Связь нарратива и идентичности рассматривается с разных сторон: в нарративе идентичность не только конструируется, но и презентуется (самоутверждение, самооправдание), и актуализируется (воспроизводится) [11]. В основе нарративного анализа лежит
структурное понимание текста. В работе В. Лабова и Дж. Валецки [29] сформулированы принципы структурного анализа нарратива и предложен перечень функциональных элементов сформированного нарратива:
- тезис (краткое изложение, резюме нарратива);
- ориентация (время, место, ситуация, действующие лица);
- последовательность событий (включающая осложняющие действия, составляющие основу истории);
- оценка (значимость и смысл действия, отношение рассказчика к этому действию);
- резолюция (что получилось в конце);
- код (возврат рассказчика в настоящее время).
Подробное описание функциональных элементов нарратива и подробный разбор примера нарративного анализа на основе этих функциональных элементов представлены в работе Н. В. Евстигнеевой и О. А. Оберемко [4]. М. С. Фабрикант описала методику «Тематический нарративный анализ», позволяющую выявить основные объясняемые темы эссе, их субъективную значимость и связанные с ними ресурсы конструирования гражданской идентичности [24]. Авторы работы «Социальная травма и ценности поколений: Великая Отечественная война в исторической памяти студенческой молодежи», посвященной сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне в контексте патриотического воспитания и средства формирования гражданской идентичности молодежи, также использовали метод нарративного анализа [12]. Вопросы использования интеллектуального анализа нарративных данных рассмотрены в работе «Разработка системы поддержки принятия решений по обработке неформализованных текстовых данных на основе интеллектуального анализа» [10]. Авторы работы «Разработка системы по обработке нарративных данных» использовали в качестве нарративов данные с сайта «Бессмертного полка» (http://www.moypolk.ru), сохраненные в текстовом формате [20]. Они провели обработку нарративных данных с использованием стемминга и лемматизации, исследовали методом кластерного анализа зависимость влияния одиночных слов и словосочетаний на точность кластеризации, определив, что наилучшие результаты получаются при использовании словосочетаний, состоящих из 2 и 3 слов.
Контент-анализ нарратива включает выделение смысловых элементов структуры с присвоением кодов и их текстовых референтов, подсчет количественных показате-
лей (частоты и актуальности кода), а также позволяет осуществить математическую обработку данных [1]. Контент-анализ неоднократно использовался в исследованиях патриотичности и гражданской идентичности молодежи. Например, А. Ю. Иконникова использовала контент-анализ для исследования гражданской идентичности как уровня личной культуры студентов факультета психологии педагогического университета [6]. Е. А. Мюлляринен изучала гражданскую идентичность студентов на основе контент-анализа сочинения на тему «Я -гражданин России»: наиболее выраженным оказался коннотативный (эмоционально-оценочный) компонент гражданской идентичности, аксиологический (ценностно-ориентировочный) компонент представлен в меньшей степени, также отмечено присутствие когнитивного компонента, но скорее относящегося к историческому наследию [14].
В данной работе авторы, опираясь на содержательные элементы нарратива, проводят контент-анализ эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны». Контент-анализ проводился по оригинальной методике, являющейся объектом интеллектуальной собственности авторов, в основе которой лежат упомянутые выше представления В. Лабова и Дж. Валецки о шестиэлементной структуре нарратива [29]. Каждому элементу структуры нарратива авторы поставили в соответствие отражающий цель исследования код: патриотизм, сохранение исторической памяти, профессиональная деятельность, гражданская идентичность, предназначение, субъективная оценка. В таблице 1 на примере творческой работы Данилы Трефилова «Сердце отдано детям» [22] - победителя конкурса «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» в номинации «Эссе» - показана структурная модель нарратива, содержащая соотношение «элемента нарратива» и «кода». Контент-анализ предполагал определение численных значений, составление корреляционной матрицы для частоты и актуальности каждого кода. В таблице 2 представлены корреляционные матрицы частоты и актуальности кодов нарративов - творческих работ в номинации «Эссе» конкурса «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны». Таким способом численно фиксировались эмпирически данные, обличенные в показатели (патриотизм, сохранение исторической памяти и др.). Совокупная выборка составила 25 эссе.
Таблица 1
Структура нарратива — творческой работы в номинации «Эссе» победителя конкурса «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» Данилы Трефилова «Сердце отдано детям»
№ п/ п Элемент нарратива Фрагмент текста (пример) Код Частота кода Актуаль-аль-ность кода
1. Тезис Мы гордимся вашим поколением - поколением Героев и Победителей, которые с честью прошли через тяжелые испытания Великой Отечественной войны. Патриотизм 5 19
2. Ориентация В честь учителей-ветеранов Великой Отечественной войны, которые работали в Падунской средней школе, была изготовлена мемориальная доска. Сохранение исторической памяти 6 11
3- Последовательность событий Учительский труд - один из самых важных и благородных на земле занятий. Профессиональная деятельность 9 12
4- Оценка Династия нашей семьи - люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Из поколения в поколение как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Гражданская идентичность 5 11
5- Резолюция От личности педагога и наставника, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависят судьба и жизнь учеников, завтрашний день страны. Предназначение 4 14
6. Код (возврат респондента в настоящее время) Мы надеемся, что наша педагогическая династия не прервется, а продолжится в последующих поколениях. Субъективная оценка 4 14
Корреляционная матрица кодов нарра-тивов - творческих работ в номинации «Эссе» конкурса «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» - демонстрирует сильную прямую корреляцию кодов «историческая память» и «патриотизм», «ис-
торическая память» и «гражданская идентичность», «гражданская идентичность» и «профессиональная деятельность» (г - коэффициент корреляции Пирсона; 0,70<г<1 -сильная прямая корреляция) [15].
Таблица 2
Корреляционная матрица кодов нарративов — творческих работ в номинации «Эссе» конкурса «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны» Частота кода_
Патриотизм Сохранение исторической памяти Профессиональная деятельность Гражданская идентичность Предназначение Субъективная оценка
Патриотизм 1
Сохранение исторической памяти -0,02 1
Профессиональная деятельность 0,00 0,06 1
Гражданская идентичность 0,47 0,38 0,16 1
Предназначение 0,25 0,20 0,39 0,33 1
Субъективная оценка -0,30 0,04 -0,07 -0,17 0,39 1
Актуальность кода
Патриотизм Сохранение исторической Профессиональная деятельность Гражданская идентичность Предназначение Субъективная оценка
памяти
Патриотизм 1
Сохранение ис- 0,01 1
торической па-
мяти
Профессио- 0,06 -0,15 1
нальная дея-
тельность
Гражданская 0,49 0,11 -0,29 1
идентичность
Предназначе- 0,15 -0,09 0,00 0,20 1
ние
Субъективная 0,17 0,29 0,11 0,08 0,36 1
оценка
Таким образом, в настоящей статье авторы представили свою методику исследования социального производства исторической эмпатии и сохранения исторической памяти в ходе изучения нарративов (эссе, представленных на конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны»). Проведенный конкурс (и аналогичные ему) по роли в воспитательном процессе дополняют другой пример коммеморативных практик, основанный на персонализации истории, - шествие «Бессмертный полк». Эти шествия проходят не только в России, но и в других странах - как в бывших советских республиках, так и в странах дальнего зарубежья. По данным официального сайта акции «Бессмертный полк», она проходит более чем в 80 странах мира [21]. Основанная на персонализации истории и преемственности поколений идея «Бессмертного полка» вызвала живой и яркий отклик в сердцах наших современников, уже далекая война вновь приблизилась
ЛИТЕРАТУРА
1. Арпентьева, М. Р. Контент-анализ: психолингвистический анализ текстов / М. Р. Арпентьева // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии : сборник научных трудов. -Тюмень, 2015. - С. 13-26.
2. Брунер, Дж. Жизнь как нарратив / Дж. Брунер // Постнеклассическая психология. - 2005. - Т. 1, № 2. - С. 9-29.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1493). - URL: http://static.g0vemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErTx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 20.08.2020). - Текст : электронный.
4. Евстигнеева, Н. В. Модели анализа нарратива / Н. В. Евстигнеева, О. А. Оберемко / / Человек. Сообщество. Управление. - 2007. - № 4. - С. 95-107.
5. Ерохина, М. С. Формирование эмпатии на школьных уроках / М. С. Ерохина // Преподавание истории школе. - 2004. - № 5. - С. 61-64.
6. Иконникова, А. Ю. Контент-анализ в исследовании гражданской идентичности как уровня личной культуры / А. Ю. Иконникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 28. - С. 34-38.
7. Килина, Е. С. Педагог, изменивший мир - Януш Корчак / Е. С. Килина. - Текст : электронный // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». - URL: http://xn— 7sbfpkcaba0dcvqjgaj5ug.xn--p1ai/esse-90/file/12564-pedagog-izmenivshij-mir-yanush-korchak.html (дата обращения: 12.08.2020).
8. Кожанов, И. В. Диагностика сформированной гражданской идентичности у студентов / И. В. Кожанов. - Текст : электронный // Фундаментальные исследования. - 2014. - Т. 6, № 7. - URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003637.
к нам. У молодых людей, участвующих в шествии «Бессмертный полк» с портретами своих родственников-ветеранов войны, в конкурсах, посвященных памяти ветеранов, вырабатывается чувство единения со своими предками и сопричастности к истории своей страны, формируются патриотические идеалы и мировоззрение. Прошлое перестает быль далеким и излишне идеологизированным, у него появляется конкретное лицо - лицо близкого человека.
Разработанная авторами настоящей статьи методика контент-анализа нарративов как инструмента коммеморативных практик предполагает изучение шестиэле-ментной структурной модели нарратива на основе методологии моделирования структурными уравнениями (Structural Equation Modeling (SEM)), проведение эксплоратор-ного и конфирматорного факторного анализа с предположением о наличии шести оценок, составляющих итоговый показатель (частота кода или актуальность кода).
9. Конкурс творческих работ «Подвиг учителя в годы Великой Отечественной войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию Уральского государственного педагогического университета. - Текст : электронный // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». - URL: http://живаяистория-россии.рф/podvig-90.html (дата обращения: 11.08.2020).
10. Корчевская, О. В. Разработка системы поддержки принятия решений по обработке неформализованных текстовых данных на основе интеллектуального анализа / О. В. Корчевская, В. В. Нетребко, У. М. Товбис // Информация и связь. - 2016. - № 3. - С. 78-81.
11. Кутковая, Е. С. Нарратив в исследовании идентичности / Е. С. Кутковая // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4 (16). - С. 23-33.
12. Лебедев, С. Д. Социальная травма и ценности поколений: Великая Отечественная война в исторической памяти студенческой молодежи / С. Д. Лебедев, И. С. Шаповалова, Н. А. Рощупкина, А. А. Шкапен-ко // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - Т. 6, № 2. - С. 3-18.
13. Мегилл, А. Историческая эпистемология / А. Мегилл. - М. : Канон+ ; РООИ «Реабилитация», 2007. - 480 с.
14. Мюлляринен, Е. А. Применение метода контент-анализа в исследовании гражданской идентичности / Е. А. Мюлляринен / / Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - № 3 (27). - С. 96-104.
15. Некрасов, С. Д. Математические методы в психологии (MS Excel) : учеб. пособие / С. Д. Некрасов. - 3-е изд., испр. и доп. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2014. - 147 с.
16. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. -URL: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 24.08.2020). - Текст : электронный.
17. Попова, Т. И. Нарратив и повествование: соотношение понятий / Т. И. Попова // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. - 2019. - № 2. - С. 46-50.
18. Попп, И. А. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 42-49.
19. Попп, И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 210-214.
20. Рудакова, Г. М., Корчевская О. В. Разработка системы по обработке нарративных данных / Г. М. Рудакова, О. В. Корчевская. - Текст : электронный // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. - 2018. - № 5 (9). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-po-obrabotke-narrativnyh-dannyh (дата обращения: 23.09.2020).
21. Сайт «Бессмертный полк». - URL: https://bessmertnyy-polk.ru (дата обращения: 26.08.2020). -Текст : электронный.
22. Трефилов, Д. А. Сердце отдано детям / Д. А. Трефилов. - Текст : электронный // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». - URL: http://xn—7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/esse-90/file/12435-serdtse-otdano-detyam.html (дата обращения: 11.08.2020).
23. Турушева, Ю. Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности / Ю. Б. Турушева. - Текст : электронный // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7, № 33. - URL: http: //psystudy.ru (дата обращения: 01.10.2020).
24. Фабрикант, М. С. Психологические ресурсы и механизмы конструирования национальной идентичности в индивидуальных историях граждан Республики Беларусь / М. С. Фабрикант // Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 3. Philology. Pedagogy. Psychology. - 2016. - Vol. 6, № 3. - P. 140-146.
25. Фарзалиева, А. Эссе «Учитель как образец мужества, бесстрашия и стойкости в годы Великой Отечественной войны» / А. Фарзалиева. - Текст : электронный // Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история». - URL: http://xn—7sbfpkcaba0dcvcigaj5ug.xn--p1ai/esse-90/file/12424-esse-uchitel-kak-obrazets-muzhestva-besstrashiya-i-stojkosti-v-gody-velikoj -otechestvennoj -voj ny.html (дата обращения: 12.08.2020).
26. Шахнович, И. С. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне (на примере конкурса и книги «Юные герои отечества») / И. С. Шахнович, И. А. Попп, И. С. Попп, З. Р. Зиннатулли-на // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 3. - С. 97-103.
27. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М. : Прогресс, 1996. - 344 с.
28. De Fina, A. Indentity in narrative: a study of immigrant discourse / A. De Fina. - Philadelphia : John Benjamins Publishing Company, 2003.
29. Labov, W., Waletzky J. Narrative analysis: Oral versions of personal experience / W. Labov, J. Waletzky // Essays on the Verbal and Visual Arts: Proceedings of the American Ethnological Society / ed. by J. Helm. - Seattle : University of Washington Press, 1966. - P. 12-44.
30. Laszlo, J. The Science of Stories: An Introduction to Narrative Psychology / J. Laszlo. - New York : Routledge, 2008.
REFERENCES
1. Arpentyeva, M. R. (2015). Kontent-analiz: psikholingvisticheskii analiz tekstov [Content Analysis: Psy-cholinguistic Analysis of Texts]. In Matematicheskie metody i modeli v upravlenii, ekonomike i sotsiologii: sbornik nauchnykh trudov. Tyumen, pp. 13-26.
2. Bruner, J. (2005). Zhizn' kak narrativ [Life as a Narrative]. In Postneklassicheskayapsikhologiya. Vol. 1. No. 2, pp. 9-29.
3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016— 2020 gody» (utv. postanovleniem Pravitel'stva ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493) [State Program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020" (Government Decree No. 1493 of December 30,
2015)]. URL: http://static.g0vernment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (mode of access: 20.08.2020).
4. Evstigneeva, N. V., Oberemko, O. A. (2007). Modeli analiza narrativa [Models of Narrative Analysis]. In Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. No. 4, pp. 95-107.
5. Erokhina, M. S. (2004). Formirovanie empatii na shkol'nykh urokakh [Formation of Empathy at School Lessons]. In Prepodavanie istorii shkole. No. 5, pp. 61-64.
6. Ikonnikova, A. Yu. (2012). Kontent-analiz v issledovanii grazhdanskoi identichnosti kak urovnya lichnoi kul'tury [Content Analysis in the Study of Civic Identity as a Level of Personal Culture]. In Psikhologiya i peda-gogika: metodika iproblemy prakticheskogoprimeneniya. No. 28, pp. 34-38.
7. Kilina, E. S. Pedagog, izmenivshii mir - Yanush Korchak [The Teacher Who Changed the World - Janusz Korchak]. In Vserossiiskii studencheskii patrioticheskii proekt «Zhivaya istoriya». URL: http://xn— 7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn-p1ai/esse-90/file/12564-pedagog-izmenivshij-mir-yanush-korchak.html (mode of access: 12.08.2020).
8. Kozhanov, I. V. (2014). Diagnostika sformirovannoi grazhdanskoi identichnosti u studentov [Diagnosis of Formed Civic Identity among Students]. In Fundamental'nye issledovaniya. Vol. 6. No. 7. URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003637.
9. Konkurs tvorcheskikh rabot «Podvig uchitelya v gody Velikoi Otechestvennoi voiny», posvyashchennyi 75-letiyu Pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine i 90-letiyu Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta [Competition of Creative Works "The Feat of the Teacher During the Great Patriotic War", Dedicated to the 75th Anniversary of the Victory in the Great Patriotic War and the 90th Anniversary of the Ural State Pedagogical University]. In Vserossiiskii studencheskii patrioticheskii proekt «Zhivaya istoriya». URL: http://^HBaflHCTopHfl-poccHH.p4>/podvig-90.html (mode of access: 11.08.2020).
10. Korchevskaya, O. V., Netrebko, V. V., Tovbis, U. M. (2016). Razrabotka sistemy podderzhki prinyatiya reshenii po obrabotke neformalizovannykh tekstovykh dannykh na osnove intellektual'nogo analiza [Development of a Decision Support System for the Processing of Informal Text Data Based on Mining]. In Informatsiya i svyaz'. No. 3, pp. 78-81.
11. Kutkova, E. S. (2014). Narrativ v issledovanii identichnosti [Narrative in the Study of Identity]. In Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. No. 4 (16), pp. 23-33.
12. Lebedev, S. D., Shapovalova, I. S., Roshchupkina, N. A., Shkapenko, A. A. (2020). Sotsial'naya travma i tsennosti pokolenii: Velikaya Otechestvennaya voina v istoricheskoi pamyati studencheskoi molodezhi [Social Trauma and Values of Generations: the Great Patriotic War in the Historical Memory of Student Youth]. In Nauchnyi rezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie. Vol. 6. No. 2, pp. 3-18.
13. Megill, A. (2007). Istoricheskaya epistemologiya [Historical Epistemology]. Moscow, Kanon+, ROOI «Reabilitatsiya». 480 p.
14. Myullyarinen, E. A. (2012). Primenenie metoda kontent-analiza v issledovanii grazhdanskoi identichnos-ti [Application of the Content Analysis Method in the Study of Civic Identity]. In Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. - No. 3 (27), pp. 96-104.
15. Nekrasov, S. D. (2014). Matematicheskie metody v psikhologii (MS Excel) [Mathematical Methods in Psychology (MS Excel)]. 3rd edition. Krasnodar, Kubanskii gosudarstvennyi universitet. 147 p.
16. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the Period until 2025]. URL: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (mode of access: 24.08.2020).
17. Popova, T. I. (2019). Narrativ i povestvovanie: sootnoshenie ponyatii [Narrative and Narrative: the Relationship of Concepts]. In Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Yazyk. Literatura. Kul'tura. -No. 2, pp. 46-50.
18. Popp, I. A., Shakhnovich, I. S. (2018). Gosudarstvennaya politika po sokhraneniyu istoricheskoi pamyati grazhdan Rossiiskoi Federatsii: normativno-pravovoi aspekt [State Policy to Preserve the Historical Memory of Citizens of the Russian Federation: regulatory and Legal Aspect]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 12, pp. 42-49.
19. Popp, I. A., Shakhnovich, I. S. (2015). Proektnyi podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere Vserossiiskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») [Project Approach in the Patriotic Education of Youth (on the Example of the All-Russian Patriotic Project "Living History")]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 12, pp. 210-214.
20. Rudakova, G. M., Korchevskaya, O. V. (2018). Razrabotka sistemy po obrabotke narrativnykh dannykh [Development of a System for Processing Narrative Data]. In // ITNOU: informatsionnye tekhnologii v nauke, obrazovanii i upravlenii. No. 5 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-po-obrabotke-narrativnyh-dannyh (mode of access: 23.09.2020).
21. Sait «Bessmertnyi polk» [Immortal Regiment Site]. URL: https://bessmertnyy-polk.ru (mode of access: 26.08.2020).
22. Trefilov, D. A. Serdtse otdano detyam [Heart Is Given to Children]. In Vserossiiskii studencheskii patrioticheskii proekt «Zhivaya istoriya». URL: http://xn—7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn-p1ai/esse-90/file/12435-serdtse-otdano-detyam.html (mode of access: 11.08.2020).
23. Turusheva, Yu. B. (2014). Osobennosti narrativnogo podkhoda kak metoda izucheniya identichnosti [Features of a Narrative Approach as a Method of Studying Identity]. In Psikhologicheskie issledovaniya. Vol. 7. No. 33. URL: http://psystudy.ru (mode of access: 01.10.2020).
24. Fabricator, M. S. (2016). Psikhologicheskie resursy i mekhanizmy konstruirovaniya natsional'noi identichnosti v individual'nykh istoriyakh grazhdan Respubliki Belarus' [Psychological Resources and Mechanisms for the Construction of National Identity in Individual Stories of Citizens of the Republic of Belarus]. In Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 3. Philology. Pedagogy. Psychology. Vol. 6. No. 3, pp. 140-146.
25. Farzalieva, A. Esse «Uchitel' kak obrazets muzhestva, besstrashiya i stoikosti v gody Velikoi Otechestven-noi voiny» [Essay "The Teacher as a Sample Courage, Fearlessness and Firmness in Days of the Great Patriotic War"]. In Vserossiiskii studencheskii patrioticheskii proekt «Zhivaya istoriya». URL: http://xn— 7sbfpkcabaodcvcjgaj5ug.xn-piai/esse-9o/file/i2424-esse-uchitel-kak-obrazets-muzhestva-besstrashiya-i-stojkosti-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html (mode of access: 12.08.2020).
26. Shakhnovich, I. S., Popp, I. A., Popp, I. S., Zinnatullina, Z. R. (2019). Sokhranenie istoricheskoi pamyati o Velikoi Otechestvennoi voine (na primere konkursa i knigi «Yunye geroi otechestva») [Preservation of the Historical Memory of the Great Patriotic War (on the Example of the Competition and the Book "Young Heroes of the Fatherland")]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 3, pp. 97-103.
27. Erickson, E. (1996). Identichnost': yunost'i krizis [Identity: Youth and Crisis]. Moscow, Progress. 344 p.
28. De Fina, A. (2003). Indentity in Narrative: a Study of Immigrant Discourse. Philadelphia, John Benjamins Publishing Company.
29. Labov, W., Waletzky, J. (1966). Narrative Analysis: Oral versions of Personal Experience. In Helm, J. (Ed.). Essays on the Verbal and Visual Arts: Proceedings of the American Ethnological Society. Seattle, University of Washington Press, pp. 12-44.
30. Laszlo, J. (2008). The Science of Stories: An Introduction to Narrative Psychology. New York, Routledge.