Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко О.Г. Структурно-территориальный аспект оценки инвестиционного потенциала региона: методология, модели, инструменты. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.
2. Лунев И.А. Управление потенциалом корпорации: понятийно-терминологические и методологические основы концепции, модели, инструменты. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
3. Матвеева Л.Г. Оценка потенциала интегрированных форм предпринимательства: региональный аспект. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2000.
додонов С.в.
КОНКУРЕНЦИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Существенную роль в стабилизации экономики России играет укрепление надежности ее банковской системы. В современных условиях представляется целесообразным перенести акцент с надзорных методов регулирования банковской системы, которые были оправданы в период формирования и становления, на развитие конкуренции, как механизма, способного обеспечить повышение эффективности банковской деятельности. Составной частью государственной ответственности за состояние банковской системы и правильные принципы является регулирование процессов и факторов, влияющих на условия, содержание и последствия осуществления конкурентных отношений на рынках, где действуют банки и иные кредитные организации. Такое регулирование имеет две тесно взаимосвязанные задачи. С одной стороны, это - целенаправленное формирование позитивных условий, обеспечивающих развитие добросовестной экономической конкуренции между участниками рынка банковских услуг. С другой - пресечение или максимально возможное ограничение процессов и явлений, препятствующих или ограничивающих эффективную конкуренцию на данном рынке (подавление недобросовестной конкуренции, антиконкурентных действий, монопольных тенденций). Решение данной задачи требует рационального и научно обоснованного регулирования, обеспечивающего цивилизованную и добросовестную конкуренцию.
Конкуренция в банковской сфере в силу ее специфичности изучена и описана менее подробно, чем конкуренция на традиционных рынках товаров и услуг. Этому есть объективные причины - прежде всего отсутствие достаточной информации о самом рынке и о представленных на нем субъектах конкуренции. Проведенные в последние годы исследования в данной области носят разрозненный и фрагментарный характер, основанные в основном на маркетинговых исследованиях банковского сектора. Выявленная недостаточная проработанность проблемы банковской конкуренции в России предопределила цели и задачи данной статьи. Целью данной статьи является обобщение и развитие научных представлений о природе и особенностях банковской конкуренции и выработка рекомендаций, направленных на развитие конкуренции в банковской сфере.
«Конкуренция» в переводе с латыни означает столкновение в результате каких-либо действий. Она возникла как закономерный результат развития товарно-денежных отношений. В течение длительного времени это понятие обозначало только независимое соперничество двух и более лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели - получении прибыли. Это понятие долгое время принималось как нечто интуитивно очевидное и не привлекало пристального, систематического внимания.
В экономической науке существуют различные трактовки понятия конкуренции и ее значения в развитии экономики. В трудах экономистов классической политической экономики конкуренция рассматривалась, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классиков уделялось ценовой конкуренции. Так, А. Смит отмечал, что «конкуренция
- это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью ко-
торой является борьба конкурентов за относительные преимущества» [3, с. 175-176]. А. Смит определял пять основных условий конкуренции:
- конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
- число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные подходы;
- экономические субъекты должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях;
- должна быть свобода действий в соответствии с этим знанием;
- необходимо достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.
А. Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, препятствующие достижению оптимума, но он первым определил конкуренцию как эффективное средство регулирования.
Идея совершенной конкуренции, теоретические основы которой заложил А. Смит, были развиты Д. Риккардо, который сформулировал модель, объясняющую, каким образом рыночные цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и способствуют развитию экономики. Дж. Миль, ссылаясь на такое управление, отмечал: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования» [2, с. 253].
Представители неоклассической школы еще более точно и полно сформулировали влияние конкуренции на ценовую систему. Первые попытки по аналитическому уточнению концепции конкуренции были сделаны экономистами-математиками: Курно А., Джевансоном У.С., Эджуортом Ф.И. Определение А. Курно касалось роли числа конкурентов. «Рыночная конкуренция несовершенна до тех пор, пока цена превышает предельные затраты фирмы, и эта разность приближается к нулю, когда число конкурентов устремляется к бесконечности» [1, с. 71]. Значение информированности участников рынка в формировании совершенной конкуренции четко сформулировал Джевансон У.С., который рассматривал понятие «рынок» как понятие, дополняющее понятие «конкуренция». Ф.И. Эджуорта определил необходимые и достаточные условия, которые требует конкуренция: неопределенно большого числа участников, полного отсутствия ограничений поведения, полной делимости продаваемых товаров.
Современная теория совершенной конкуренции дополнительно включает в условия Ф.И. Эджуорта два элемента - подвижность ресурсов и модель стационарной экономики, оба эти элемента разработаны Дж. Кларком в работе «Распределение богатства» [1]. Далее теория конкуренции была развита А. Маршалом. Развивая основные положения классиков, он последовательно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции. А. Маршал впервые подверг критике модели чистой (совершенной) конкуренции. Разработка теории частичного и долгосрочного равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении цен позволили создать основы новой теории конкуренции - монополистической.
Конец XIX и начало XX в.в. изменили и многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Анализ динамичных перемен свидетельствует о присутствии в современной экономике двух противоположных тенденций: с одной стороны, активное развитие конкурентного соперничества, а с другой - рост влияния на рынок монополистического поведения. Таким образом, к середине XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее движущих силах, выразившихся в постулировании четырех классических моделей: совершенной конкуренции, монополистической, олигополистической и чистой монополии.
На сегодняшний день в экономической науке не существует общепринятого определения понятия «конкуренция», тем не менее, все единодушно признают, что конкуренция является стимулом экономического развития, повышения экономической эффективности, механизмом саморегуляции рыночной экономики. На наш взгляд, наиболее точное и емкое определение конкуренции принадлежит классику экономической теории А. Смиту, который писал, что «конкуренция - эта та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников» [3, с. 247].
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Можно выделить три основных подхода к определению конкуренции, существующих сегодня.
1. Конкуренция определяется как состязательность на рынке. Такой подход основывается на повседневном понимании конкуренции, как соперничества за достижение лучших результатов и характерен для отечественной литературы.
2. Конкуренция рассматривается как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
3. Конкуренция определяется как критерий, по которому в свою очередь определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной микроэкономической теории, по которой «конкуренция» понимается как свойство рынка, т.е. под конкуренцией подразумевается не соперничество, а скорее степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению (предложение новых продуктов, улучшение качества уже выпускаемых, рекламирование своей продукции, продвижение ее на рынок и т.п.), тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.
Юданов А.Ю. подтверждает, что рыночной конкуренцией называется форма борьбы за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка [5].
В соответствии с Федеральным Законом РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» - конкуренция - «состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг» [4].
Создание условий для развития конкурентной среды в банковском секторе является одним из ключевых элементов государственной политики, направленной на обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения услуг и финансовых средств.
Можно выделить следующие уровни банковской конкуренции: конкуренцию между коммерческими банками; конкуренцию банков с небанковскими финансовыми институтами; конкуренцию банков с нефинансовыми организациями. В теории банковской конкуренции помимо трех уровней различают два подуровня: индивидуальную конкуренцию, при которой конкурентами являются отдельные институты; групповую конкуренцию, при которой конкурентами могут выступать группы родственных кредитных институтов (подписание картельных соглашений, координация действий конкурентов для проведения согласованной политики). Также можно выделить внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между банковскими учреждениями, производящими аналогичные банковские продукты и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене (ставке процента), качеству, ассортименту. Межотраслевая конкуренция - конкуренция между банковскими институтами и другими предприятиями разных отраслей.
Банковская конкуренция в России развивается, хотя этот процесс по-разному протекает в различных регионах. Подтверждением данного тезиса является расширение ассортимента банковских услуг. Российскими банками к настоящему времени освоены практически все основные виды банковских услуг. Достаточно активно идет работа по совершенствованию ассортимента услуг, их видоизменению и внедрению новых. Далее, рост интереса со стороны банков к рекламе и маркетингу. И, наконец, развитие банковского стратегического планирования. На сегодняшний день в России можно найти примеры использования практически всех основных типов банковских стратегий - и стратегии низких издержек, и стратегии дифференциации, и стратегии фокусирования.
На формирование конкурентной среды на российском банковском рынке оказывают влияние многие факторы: это процесс глобализации, который сопровождается дерегулирова-
нием банковской деятельности и либерализацией финансовых рынков; деятельность Банка России; функционирование банков с государственным участием, в частности, Сбербанка РФ; присутствие иностранных банков на российском банковском рынке.
Банковская конкуренция - это, с одной стороны, динамический процесс соперничества коммерческих банков, кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг, а также на новых альтернативных рынках услуг-заменителей, с другой, стороны конкуренция должна быть механизмом регулирования, обеспечивающим эффективность функционирования банковской системы.
Действующая система банковского регулирования не создает необходимых условий для развития добросовестной конкуренции между банками, так как она, во-первых, в большей степени ориентирована на контроль за соблюдением банками норм законодательства, что само по себе не обеспечивает гарантии устойчивости банковской системы. И, во-вторых, содержит достаточных стимулов для формирования современных банковских продуктов и услуг, которые служили бы развитию реального сектора экономики. Следовательно, острейшей проблемой развития банковского сектора в РФ является повышение эффективности его функционирования путем устранения барьеров на пути развития добросовестной конкуренции между банками и повышения прозрачности банковского сектора.
Возможности Банка России в сфере регулирования банковской конкуренции можно рассматривать по нескольким направления. Во-первых, это - нормативно-правовое регулирование коммерческих банков. Упорядочивающее воздействие нормативных актов Банка России на развитие банковской конкуренции во многом зависит от качества нормотворческой деятельности. Во-вторых, значительное воздействие на банковскую конкуренцию Банк России может оказывать и в процессе осуществления денежно-кредитной политики. В-третьих, эффективность воздействия Банка России на процесс банковской конкуренции во многом зависит от решения проблем, связанных с организацией его работы по регулированию деятельности коммерческих банков посредством системы обязательных нормативов, которые также влияют на формирование конкурентной среды и создание условий конкуренции.
Однако, современные подходы к регулированию отношений агентов российского банковского рынка по поводу конкуренции фактически носят ограничительный, а не стимулирующий характер. По сути, такой подход основан на системе формальных критериев в виде специальных норм и требований, которые являются дифференцирующим, но не синтезирующим инструментом. Подобное регулирование конкуренции на российском рынке банковских услуг переводит процесс регулирования в плоскость контроля за доступом на рынок при помощи соответствующих «барьеров».
Политика регулирования конкуренции в российских условиях требует определения особенностей российской банковской системы и выработки мероприятий по регулированию банковской деятельности с позиций отношений конкуренции. Одна из задач - создать конкурентную среду как естественный стимул для саморазвития банков. Добросовестная конкуренция, по нашему мнению, выступает более сильным механизмом повышения эффективности развития банковского сектора России, чем надзорные методы. Равноправная конкуренция и рыночная дисциплина предполагают наличие четких общих «правил игры» и эффективную систему реагирования на их нарушение. Одним из условий эффективного функционирования банковской системы и развития добросовестной конкуренции является доверие к банковской системе. А это в свою очередь означает и финансовую прозрачность. Все участники системы должны понимать и оценивать состояние других банков и системы в целом. В данном случае, прозрачность - это не способ сделать банк привлекательнее для партнера или инвестора. Прозрачность необходима для самого существования банковской системы. Решающее влияние на повышение транспарентности банков и более адекватную оценку их финансового состояния призвано оказать внедрение международных стандартов финансовой отчетности.
По результатам написания статьи можно сделать следующие выводы. Банковская конкуренция является мощным рыночным механизмом повышения эффективности функционирования коммерческих банков. Создание условий для развития добросовестной банковской конкуренции должно стать ключевым элементом государственной политики. Это должно способствовать укреплению банковской системы и появлению достаточных стимулов для
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
формирования современных банковских продуктов и услуг, которые служили бы развитию реального сектора экономики.
литература
1. КларкДж.Б. Распределение богатства. М., 1934.
2. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1-3. М., 1993.
4. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» № 117-ФЗ от 23.06.1999.
5. Юданов А.Ю.Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
ЕГОРОВА Л.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОСТАНОВКИ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В статье исследована взаимосвязь организационно-правовой формы некоммерческой организации и постановки некоторых участков бухгалтерского учета.
Правовую основу функционирования некоммерческих организаций в России составляют, прежде всего, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон “О некоммерческих организациях". Согласно этим правовым актам некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах в зависимости от которых, можно оптимально выстроить систему бухгалтерского учета еще на стадии регистрации предприятия. Рассмотрим некоторые из них.
Потребительский кооператив (некоммерческое партнерство как некоммерческое объединение граждан, а также и юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами), основанное на членстве участников и их паевых взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Участниками таких кооперативов могут быть юридические лица, в том числе и некоммерческие организации (с ограничениями, предусмотренными для унитарных предприятий и учреждений, не являющихся собственниками своего имущества, согласно ст. 295-298 ГК) [2].
Поскольку данная форма некоммерческой организации предполагает членство, то при постановке бухгалтерского учета необходимо учесть наличие счета, на котором эти взносы будут отражаться. Для этих целей используется либо это счет 86 «Целевое финансирование», либо, как предлагают некоторые бухгалтера-практики, счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с выделением соответствующего субсчета «Расчеты с членами организации по поступившим взносам». Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Тогда полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. Осуществление предпринимательской деятельности влечет за собой организацию раздельного учета доходов и затрат. В настоящее время отсутствуют нормативно-законодательные акты, которые бы регулировали порядок ведения раздельного учета доходов и расходов, получаемых некоммерческими организациями от различных видов деятельности. Анализируя рекомендации различных экономистов, можно выделить следующие методы осуществления раздельного учета расходов, которые вызывают наибольшее количество затруднений у практикующих бухгалтеров:
1) пропорционально занимаемой площади;
2) пропорционально товарообороту;
3) пропорционально объему реализованной продукции;