70
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
КОНКУРЕНЦИЯ
НА РЫНКЕ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ
Костина Антонина Алексеевна
магистрант. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», кафедра экономической теории
г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме конкуренции на рынке лизинговых услуг РФ. Автор рассматривает экономическую категорию конкуренции с точки зрения теоретической экономии. При этом автор отмечает, что конкуренция и лизинг имеют общую экономическую основу. В статье показаны особенности осуществления лизинговых услуг в РФ. Автор характеризует основные особенности конкуренции на рынке лизинговых услуг в РФ.
Ключевые слова: конкуренция; теоретическая экономия; лизинг; лизинговые компании; лизинговый продукт; теория
Код УДК: 339.137.2
Annotation. This article is devoted to the problem of a competition on the market of the leasing services in the Russian Federation. The author examines the competition as the economic category with the point of view of the theoretical economy. She marks that the competition and the leasing have the common economic base. The specific features of a realization of the leasing services in the Russian Federation are showed in this article. The author characterizes the main features of the competition on the market of the leasing services in the Russian Federation.
Keywords: competition; theoretical economy; leasing; leasing company; leasing product; theory
Как уже справедливо, на мой взгляд, отмечалось в основном докладе на нашей конференции [1], наиболее адекватное и полное раскрытие сущностно-содержательной стороны конкуренции и целостный её анализ в единстве содержания и формы проявления, сущности и явления возможны только с позиции теоретической экономии как научного направления, разрабатываемого научной школой нашей кафедры. В русле данного методологического подхода, как известно [2], мы, квалифицируем все другие существовавшие и существующие в ней направления как «недотягивающие» до адекватного и полного отражения экономических реалий. Однако такая критичность по отношению к предшественникам и современникам не означает нигилистического их полного отрицания - ведь теоретическая экономия именно как бы «вбирает» их в себя, приобретая, таким образом, вообще-то достаточно распространенную в сегодняшних исследованиях полиметодологичность, плюрализм исследовательских подходов, принцип их дополнительности.
Поэтому применительно к сущностно-содержательной стороне конкуренции мы считаем правомерно рассматривать представление классической политэкономии о конкуренции как имманентном, внутренне присущем всей системе производственных отношений при господстве частной собственности на средства производства и экономическом обособлении субъектов
свойстве этой системы, которое заключается в состязательности, борьбе между субъектами за наиболее выгодные условия для максимизации прибыли и обеспечения устойчивости фирмы. А применительно к отражению формы проявления рассматриваемой категории нахожу уместным использовать взгляд неоклассики на конкуренцию как на один из важнейших, наряду с ценой и спросом-предложением элементов рыночного механизма. Целостность рассмотрения изучаемой категории, по нашему мнению, предусматривает диалектическое единство содержания и формы, а значит, диалектическое «вбирание» указанных двух методологических подходов.
Однако, надо признать, что, теория, претендующая на статус новой, не может ограничиваться только обобщением существующих концепций. В свою очередь, полиметодологичность в ряде случаев ведет к соединению концепций и подходов, которые нельзя соединить в принципе. Средством недопущения такой эклектики является разнесение различных исследовательских подходов по присущим им ареалам.
Подобный, считаю, методологический подход может и должен найти применение и в изучении лизинга как экономической категории. Тем более, что у категорий конкуренции и лизинга, на мой взгляд, имеется общая экономическая основа. Она, по моему мнению, заключается в частной собственности на средства производства и экономическом обособлении субъектов конкуренции и лизинга [3, с. 296] - вне системы, в которой господствует частная собственность, ни конкуренции, ни лизинга нет и не может быть.
Представляется, в свою очередь, что сущностно-содержательное определение лизинга тоже находится в русле методологии классической политэкономии и может быть сформулировано как один из элементов системы производственных отношений в условиях частной собственности на средства производства. А с точки зрения изучения формы проявления данной категории вполне уместен неоклассический взгляд на лизинг как на одно из направлений деятельности фирм по максимизации прибыли и повышению собственной устойчивости на рынке.
Актуальность избранной мною темы, как я считаю, вызвана тем, что в последние два десятилетия в РФ в процессе перехода от общественной собственности к частной началось формирование и активное развитие рынка лизинговых услуг с усилением конкуренции между лизингодателями. В ходе разрушительных процессов в экономике страны произошел колоссальный спад хозяйственной деятельности, высвобождение производственных и торговых площадей, целых зданий и других объектов. Снижение объемов производства в реальном секторе экономики сопровождалось продажей технологического оборудования.
В результате часть совокупного основного капитала превратилась в лизинговое имущество фирм-арендодателей, обслуживающих предприятия малого и среднего бизнеса в промышленности, транспорте, торговле сельском хозяйстве и строительстве. В то же время колоссальное количество людей из числа лиц наемного труда оказались безработными, стали организовывать собственное производство, чаще всего - предъявлять спрос на лизинг, ибо испытывали недостаток в деньгах.
Этот феномен не остался без внимания исследователей, на него обращают внимание практически в каждом учебном пособии по лизингу. Правда, данные процессы слабо изучаются с позиции теоретико-экономической, сущностно-содержательной. При характеристике рынка лизинговых услуг, как экономического явления, мы делаем ставку на то, что в ходе воспроизводственных процессов идет высвобождение в натуральной форме элементов основного капитала. И в то же время аналогичные процессы формируют спрос на высвобождаемое имущество.
Отсюда, на мой взгляд, логично вытекает реально наблюдаемая конкуренция, которая развертывается как со стороны лизингодателей за наиболее выгодные условия «продажи» лизингового имущества, так и между лизингополучателями за наиболее выгодные условия получения предмета лизинга. Вообще рынок лизинга формируется в состязательном порядке, когда
предложение вызывает спрос, а спрос рождает предложение.
В настоящее время на рынке лизинговых услуг РФ наиболее конкурентоспособными являются те лизинговые компании, которые поддерживаются банковским капиталом. В этих фирмах лизинговые услуги диверсифицированы.
Наличие конкуренции, как известно, является одним из важнейших свидетельств развитости рынка. В России первые признаки конкуренции на рынке лизинговых услуг стали проявляться только в 2002 году. До этого времени конкуренция была, но она больше проявлялась в тот момент, когда лизингополучатели выбирали, что для них привлекательнее и экономичнее - лизинг или кредит. В 2003-2005 гг. тенденция развития конкуренции (соперничества) непосредственно в лизинге усилилась. Именно это явление способствовало заметному оживлению рынка лизинга в целом.
Ключевым событием 2005 года в этом контексте стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ-Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при банке Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг» и др. На рынок лизинга вышли и новые российские лизинговые компании. В 2005 году о начале работы заявили лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговая компания «КамАЗ», компания «Интеграл Лизинг». Однако эти компании не располагали такими ресурсами, как «дочки» иностранных гигантов.
Лизингодатели стали соревноваться за то, кто представит клиентам наиболее выгодные условия, что в конечном итоге отразилось на цене лизинговой услуги. Стремительный рост рынка лизинга произошел в 2010 году. Заметным событием 2010 года стало расширение лизингодателями филиальных сетей. Значительное число филиалов было открыто компаниями «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Несмотря на повышение концентрации на растущем рынке лизинга, места пока хватает всем: конкурентные столкновения госкомпаний с частными лизингодателями случаются редко.
Частные компании в условиях последних лет в РФ выигрывают в тех случаях, когда необходимы оперативные решения и более гибкие условия работы [7]. Западная практика имеет опыт применения показателей, характеризующих уровень конкуренции через концентрацию и монополизацию рынка лизинга. Так, в США эти показатели используются для того, чтобы сигнализировать органам государственной власти необходимость вмешательства в рыночные механизмы. Потребность в таком вмешательстве государственных органов может возникнуть с учетом определения степени рыночной власти одного или нескольких предприятий, то есть их чрезмерного воздействия на цены и объемы производства фирм [5, с. 158].
Конкуренция, как показывает анализ, заставляет лизинговые компании перестраивать свой бизнес. При этом в условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты становятся более сложными по структуре, удлиняются сроки сделок. Среди наиболее важных тенденций на сегодняшнем российском рынке сегодня отмечаются экспертами диверсификация источников финансирования деятельности, оптимизация управления рисками и бизнес-процессами, а также экспансия лизинговых компаний в регионы.
Диверсификация источников финансирования заставляет российские лизинговые компании активнее повышать свою кредитоспособность и подтверждать ее высокий уровень соответствующими рейтинговыми оценками. Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать новые незанятые сегменты рынка. Например, новые лизинговые продукты появились в 2005 году в сегменте лизинга автотранспорта - самом развитом, видимо, и конкурентном на российском рынке. Это приводит к расширению спектра услуг, предлагаемых лизингодателями в дополнение к лизинговым автомобилям: ремонт и сервисное обслуживание на
технических станциях и даже заправка автомобиля бензином. Поэтому основными лизингополучателями автотранспорта являются в основном мелкий и средний бизнес. Рост конкуренции на рынке, безусловно, является благоприятным фактором и для лизингополучателей -у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.
Считаю, что следует обратить особое внимание на три таких основных аспекта конкуренции, как, во-первых, цена, во-вторых, качество и, в-третьих, функциональность. Эти составляющие имеют непосредственное отношение и к конкуренции в лизинговом бизнесе. Так, ценообразование лизинговых услуг учитывает реакцию как лизингополучателей, так и лизингодателей.
Поскольку цена и качество, как показывает анализ соответствующего эмпирического материала, все более стандартизируются, то с каждым годом все острее конкуренция будет разворачиваться вокруг функциональности лизинговой услуги. Такую ситуацию можно охарактеризовать как гибкую конкуренцию. Можно сделать вывод: стратегический успех в лизинге приходит к тем компаниям, которые спокойно делают свое дело в поиске новых проектов, заключении новых договоров, выполняя принятые обязательства. В то же время имеются примеры того, что небольшие компании выживают, а иногда и преуспевают, сконцентрировавшись на маленькой рыночной нише и заняв в ней доминирующее положение. Например, использование таких лизинговых продуктов как «Лизинг в пакете» в «Московской лизинговой компании» и в компании «Балтийский лизинг» [6].
В конкурентной борьбе в качестве важного обстоятельства выступает фактор времени. Во многих источниках фиксируется, что лизинговые операции требуют меньшего времени и труда на оформление по сравнению с кредитными операциями. Кроме того, банк может выставлять дополнительные условия, в то время как лизинговая компания может предоставить более щадящие условия сделки.
В самом конкурентном взаимодействии между лизингодателем и лизингополучателем важна маркетинговая позиция каждого из участников - компания с более уверенной позицией на рынке будет первой диктовать свои условия.
Изучение избранной темы показало, что научная литература, посвященная конкурентным отношениям на рынке лизинга, весьма обширна. Я в рамках нашего исследования рассмотрела рынок лизинга с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости. Можно, считаю, утверждать, что наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка лизинговых услуг, является степень развития на нем конкурентных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордеев В. А. Конкуренция и её динамика в зеркале теоретической экономии [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.theoreticaleconomy.info
2. Гордеев В.А. Теоретическая экономика как журнал и научное направление [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.theoreticaleconomy.info
3. Гордеев В. А. Конкуренция и ее развитие : системный анализ: монография / В. А. Гордеев. -Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2006. - 115 с.
4. Малова А.А. О лизинге (заметки, практика) // Региональное воспроизводство: вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. Б.Д. Бабаева и С.С.Мишурова. - Иваново: Иван. Гос. ун.-т, 2007.- 386с.
5. Газман В.Д. Ценообразование лизинга [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.all-leasing.ru
6. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http;//www.gks/ru