Научная статья на тему 'Конкурентоспособность внеучебной деятельности студентов вуза'

Конкурентоспособность внеучебной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СOMPETITIVENESS / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES / UNIVERSITY / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гисматуллина Эльвира Курбангалеевна

В связи с возросшей конкуренцией между вузами актуализируется проблема поиска новых источников повышения конкурентоспособности вуза. В качестве одного из таких источников автор называет внеучебную деятельность в вузе, участие студентов в которой способствует развитию их профессиональных, социальных и личностных компетенций, повышающих конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Частично опубликованы результаты проведенных исследований в части анализа и оценки конкурентоспособности внеучебной деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гисматуллина Эльвира Курбангалеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF UNIVERSITY

The author of article starts with that, in the conditions of competition strengthening between university the problem of search of new sources of increase of competitiveness of high school is staticized. As one of such sources the author names extra-curricular activities in university participation of students which promotes their development professional, social and personal skills, graduates raising competitiveness on a labor-market. In article results of the researches spent by the author regarding the analysis and an estimation of competitiveness of extra-curricular activity in educational institutions of the higher vocational training are partially published.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность внеучебной деятельности студентов вуза»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИ КА СОЦИОЛОГИЧЕС КИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 338.001.36

Э. К. Гисматуллина

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики ул. Нежинская, 7, Москва, 119501, Россия E-mail: [email protected]

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В связи с возросшей конкуренцией между вузами актуализируется проблема поиска новых источников повышения конкурентоспособности вуза. В качестве одного из таких источников автор называет внеучебную деятельность в вузе, участие студентов в которой способствует развитию их профессиональных, социальных и личностных компетенций, повышающих конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Частично опубликованы результаты проведенных исследований в части анализа и оценки конкурентоспособности внеучебной деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, конкурентоспособность, вуз, образовательные услуги.

Под конкурентоспособностью понимается свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений, одной из основных составляющих конкурентоспособности высшего образовательного учреждения, на взгляд автора статьи, является качество предоставляемых образовательных услуг, обеспечивающих подготовку специалистов, и качество внеучебной деятельности, в процессе которой происходит формирование личности.

К теме конкурентоспособности вуза обращались многие исследователи [1-10], тем не менее остается еще множество вопросов. Ввиду перенасыщенности рынка образовательных услуг сегодня вузы стали испытывать такие же проблемы, как и предприятия - проблемы конкурентоспособности.

На рис. 1 и 2 представлены основные показатели по высшему образованию в России.

Наблюдается динамика увеличения количества вузов, исключением является 2009 г. Причем в 2009 г. отмечается уменьшение количества негосударственных вузов, которые в период кризиса, вероятно, не выдержали конкуренции с другими вузами.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации 1, выявленная тенденция значительного увеличения высших учебных заведений в стране привела к следующей ситуации: цифры достигли такого уровня, что любой абитуриент, даже с минимумом знаний, может найти себе место среди грамотных студентов. Безусловно, такое перенасыщение пагубно влияет на качество получаемого образования, а потому растит нацию, которая поступает в институты и университеты не за знаниями, а за получением диплома. Действительно, во многих высших учебных заведениях выпускников школ с наличием неудовлетворительных оценок в аттестате берут с огромным желанием. В результате уровень образования в таких институтах не соответствует заявленным нормам Министерством образования и науки России. Сегодня Министерство образования и науки ставит перед собой цель - обеспечить абитуриентов качественным образованием, а не наличием дипломов, что предполагает уменьшение количества вузов.

1 В России планируется значительно сокращение количества вузов. ЦКЪ: http://www.facultet.ru/2009/04/15/v-rossii-planiruetsja-znachitelno-sokrashhenie.html / (дата обращения 28.07.2011).

ІББМ 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Том 12, выпуск 1 © Э. К. Гисматуллина, 2012

Рис. 1. Количество вузов [11]

Рис. 2. Количество студентов в вузах [11]

В сложившейся ситуации актуализируется проблема поиска новых источников повышения конкурентоспособности вуза. Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде вузам необходимы высококвалифицированные специалисты, способные творчески мыслить и использовать свои знания для решения задач, направленных на повышение их конкурентоспособности. В условиях развитого рынка образовательных услуг конкурентоспособность вуза определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний.

В рамках вышесказанного организацию внеучебной деятельности с точки зрения интересов и потребностей ее участников следует рассматривать в качестве одного из источников повышения конкурентоспособности вуза.

Существует множество точек зрения на понятие внеучебной деятельности. На взгляд автора, одно из наиболее интересных определений этого понятия было дано Е. В. Андреевой [12], которая предлагает рассматривать внеучебную деятельность студентов в рамках системного подхода как открытую, динамичную социальную систему с развитыми внутренними и внешними связями, интегрирующую мотивационную, коммуникативную, профессионально-деятельностную и рефлексивную подсистемы, осуществляющую положительную обрат-

ную связь со средой и другими социальными системами; реализующую механизм сохранения равновесия системы профессионального образования. Однако, по нашему мнению, вне-учебная деятельность - это все-таки больше процесс, чем система. Для того чтобы внеучеб-ная деятельность в вузе оценивалась как система, она должна обладать тремя обязательными признаками системности: подчиненностью всей организации определенной цели (целостностью); структурированностью (наличие элементов, частей); взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизованностью, управляемостью в процессе функционирования). Безусловно, качество и эффективность внеучебной деятельности вуза возрастает, если в основе ее построения лежит системный подход.

Главная задача внеучебной работы со студентами в вузе, по мнению автора, состоит в создании условий для их активной жизнедеятельности гражданского самоуправления и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Мы полагаем, что внеучебную работу следует рассматривать в качестве важнейшей составной части вузовского воспитательного процесса, осуществляемого в сфере свободного времени, которая обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.

Внеучебная работа в вузе складывается в основном из трех компонентов: внеучебной деятельности студентов, внеучебной работы преподавателей со студентами, системы управления внеучебной деятельностью. При этом внеучебная работа должна стать существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей вуза.

Для обеспечения конкурентоспособности вуза необходимо не только оказание вузом конкурентоспособных образовательных услуг, но и дополнительных услуг, в числе которых: удовлетворение интересов студенческой молодежи; решение проблем студенческой жизни (психологическая поддержка студентов, консультативная помощь, социальная защита студентов, помощь во вторичной занятости студентов и трудоустройстве выпускников и др.), организация студенческой биржи труда; реализация в системе внеучебной работы возможностей студенческого самоуправления; создание условий для самостоятельной инновационной деятельности студентов и др.

Можно выделить несколько уровней внеучебной деятельности в вузе:

1) студент знает и понимает основные аспекты организации общественной жизни;

2) студент ориентируется в вопросах общественной жизни;

3) студент самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение каждого из указанных уровней - это результат организации внеучебной деятельности в вузе. Чем выше уровень, тем выше конкурентоспособность выпускника вуза. Безусловно, участие студентов во внеучебной деятельности способствует развитию профессиональных, социальных и личностных компетенций, которые повышают конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Для оценки конкурентоспособности внеучебной деятельности в ряде вузов страны был проведен ряд исследований, результаты которых частично приведены ниже. Объектная часть исследований была представлена преподавателями и студентами из государственных и негосударственных вузов. Проведены экспертный опрос (в качестве экспертов выступили 100 преподавателей, сотрудников из 21 вуза страны) и массовый опрос студентов, обучающихся в высших учебных учреждениях. Выборка была составлена таким образом, чтобы на анкету отвечали студенты всех курсов. Всего опрошено 200 студентов как государственных, так и негосударственных учебных заведений. При этом участники опроса специально заранее не определялись, по возможности соблюдался принцип случайности.

Стратегической целью данных исследований были анализ и оценка конкурентоспособности внеучебной деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Помимо традиционных теоретико-методологических задач указанного комплекса исследований заключались в следующем:

• проанализировать ожидания и интересы студентов в сфере высшего профессионального образования;

• рассмотреть условия, необходимые для реализации потребностей самовыражения студентов;

• определить эффективность внеучебной деятельности с точки зрения студентов высших учебных учреждений;

• исследовать действующую систему организации внеучебной деятельности в вузах.

Инструментарий исследования включал два типа анкет: для опроса руководителей, преподавателей и сотрудников вузов (экспертов); для опроса студентов (массовый опрос).

Организация всех опросов проводилась следующим образом. Перед началом исследования респондентам предоставлялась возможность ознакомиться с целями исследования и с содержанием анкеты (см. приложения 1, 2). Респонденты участвовали в исследовании только по добровольному согласию.

Далее ознакомимся с некоторыми полученными результатами. На предложение оценить, насколько успешно организована внеучебная работа в вузе, большинство экспертов ответили положительно (72 % опрошенных), лишь 2 человека (2 % опрошенных) ответили отрицательно, 1 эксперт воздержался, 25 % отметили удовлетворительное состояние внеучебной деятельности (рис. 3).

На аналогичный вопрос анкеты о соответствии организации внеучебной работы в вузе ожиданиям студентов большинство опрашиваемых (64 %) отметили полное соответствие, 30 % опрашиваемых студентов выбрали ответ о частичном соответствии, 6 % считают, что организация внеучебной работы в вузе не соответствуют их ожиданиям совсем (рис. 4). При этом следует отметить, что основная масса опрашиваемых принимает активное участие во внеучебной деятельности, организованной в вузе (92 %).

Таким образом, в вузах, принимавших участие в исследовании, в целом внеучебная работа организована и для большинства опрашиваемых соответствует их ожиданиям.

Мы выделили несколько задач внеучебной деятельности в вузе, успешность решения которых было предложено оценить экспертам и студентам. В результате были получены следующие данные (табл. 1). В большинстве случаев как экспертами, так и студентами отмечена успешность решения задач внеучебной деятельности в вузе.

На предложение экспертам оценить общую результативность произошедших в последние годы в системе высшего образования преобразований касательно организации внеучебной работы 62 % опрашиваемых отметили, что указанные преобразования привели к важным положительным результатам, 30 % респондентов полагают, что кое-что изменилось в лучшую сторону, 3 % влияния никакого не обнаружили, 4 % опрашиваемых считают, что преобразования привели к существенным негативным результатам, 1 % полагает, что произошли некоторые изменения к худшему.

2 1

■ Положительно

■ Удовлетворительно

■ Неудовдетворительно Нет ответа

Рис. 3. Ответы экспертов об успешной организации внеучебной деятельности в вузе

I Полное соответствие

I Частичное соответствие

Полное несоответствие

Рис. 4. Ответы студентов о соответствии организации внеучебной работы в вузе

их ожиданиям

Таблица 1

Успешность решения некоторых задач внеучебной работы в вузе (в %)

Виды задач Оценка Затруднились ответить

положительная удовлетвори- тельная отрицательная

эксперты студенты эксперты студенты эксперты студенты эксперты студенты

Комфортность коммуникационной среды 63 65 33 34 4 1 - -

Возможность студенту проявить самостоятельность 87 71 10 26 3 2 - 1

Эмоциональное самочувствие 84 68 9 27 7 4 - 1

Таблица 2

Первостепенные социальные проблемы студенчества в вузе (в %)

Вариант ответа Эксперты Студенты

Трудности материального положения 44 34

Недостаток денежных средств 32 26

Отсутствие возможности подрабатывать 15 21

Неинтересная студенческая жизнь на факультете (институте) 2 16

Нехватка свободного времени 3 2

Недружные отношения в группе 2 1

Затрудняюсь ответить 2 0

Ответы экспертов и студентов о первостепенных социальных проблемах студенчества в вузе не слишком отличаются друг от друга (табл. 2). Настораживает, что ответ «неинтересная студенческая жизнь на факультете (институте)» был выбран 32 студентами из 200. Это означает, что организаторам внеучебной работы в вузах следует вести данную работу в первую очередь с учетом интересов студентов. При этом при указании мотивов, которыми руководствовались студенты при поступлении в вуз, мотив «пожить студенческой жизнью» был выбран лишь 13 % опрашиваемых студентов. Большинством опрашиваемых студентов были отмечены отличные (54 %) и хорошие (43 %) условия обучения. Однако в качестве недостатков вуза студенты отметили отсутствие бассейна (33 %), отсутствие интернет-кафе (32 %), отсутствие тренажерного зала (22 %) и лишь 13 % опрашиваемых студентов отметили недостаток общения между студентами и преподавателями.

Оценивая зависимость конкурентоспособности вуза от организации внеучебной деятельности студентов, большинство экспертов ответили положительно (65 %).

На основании результатов исследований можно сделать следующие выводы: во-первых, обеспечение конкурентоспособности вуза обуславливает необходимость обращения внимания на содержание внеучебной работы, которая позволяет формировать и развивать конкурентоопределяющие личностные качества студентов; во-вторых, обеспечение конкурентоспособности выпускников определяет необходимость в процессе профессиональной подготовки способствовать развитию у студентов стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, что следует учитывать при организации внеучебной работы в вузе.

Список литературы

1. Загородняя А. А. Экономические и методические аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью вуза: Дис. ... канд. экон. наук. Находка, 2007. 172 с.

2. Пащенко Н. И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 1999. 191 с.

3. Орлова О. В. Пути повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2007. 152 с.

4. Куршиева Н. М. Организационно-экономические основы повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: Дис. ... канд. экон. наук. Махачкала, 2003. 125 с.

5. Макарычев Д. В. Влияние конкурентоспособности вуза на развитие человеческого капитала: Дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2008. 166 с.

6. Саяпина Н. Н. Формирование системы оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: Дис. ... канд. экон. наук. Омск, 2008. 196 с.

7. Заярная И. А. Мотивация персонала как необходимый фактор формирования конкурентоспособности вуза: на материалах вузов Приморского края: Дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2007.

8. Адаменко М. А. Повышение конкурентоспособности вуза с использованием системы управления знаниями: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 173 с.

9. Юданова А. Л. Конкурентоспособность вуза в системе регионального управления высшим профессиональным образованием: Дис. ... канд. экон. наук. Калининград, 2007. 253 с.

10. Хайрец А. А. Интеллиджент-маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности вуза: Дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2008. 170 с.

11. Российский статистический ежегодник. 2010. М., 2010. 813 с.

12. Андреева Е. В. Педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов ССУЗ в процессе внеучебной деятельности: Автореф. дис.....канд. пед.

наук.

Материал поступил в редколлегию 07.09.2011

Приложение 1

АНКЕТА ЭКСПЕРТА

Уважаемый коллега!

Приглашаем Вас принять участие в поиске решений тех проблем, с которыми нам приходится сталкиваться в нашей работе. Ваши продуманные и искренние ответы помогут нам достичь хороших результатов в образовании!

Как отвечать на вопросы анкеты? В анкете в каждом вопросе есть перечень возможных вариантов ответа. Все варианты ответов имеют порядковый номер. При ответе на вопрос выберите тот вариант, который соответствует вашему мнению. Подчеркните этот вариант ответа или его порядковый номер. Если Вы посчитаете необходимым, допишите и свой вариант ответа.

Подписывать анкету совсем не обязательно.

Заранее Вам благодарны!

Аналитическая группа

1. Организационно-правовая форма вуза, в котором Вы работаете:

1 - государственный;

2 - негосударственный.

2. Как давно Вы работаете в вашем вузе?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 - менее 2-х лет; 4 - 11-15 лет;

2 - 2-5 лет; 5 - 16-20 лет;

3 - 6-10 лет; 6 - более 20 лет.

3. Насколько Вы удовлетворены своей работой в вузе в целом?

1 - полностью удовлетворен; 3 - скорее не удовлетворен;

2 - удовлетворен, но есть проблемы; 4 - совсем не удовлетворен;

5 - трудно сказать.

4. Как Вы оцениваете, насколько успешно организована внеучебная работа в Вашем вузе:

1 - положительно;

2 - удовлетворительно;

3 - отрицательно;

4 - затрудняюсь ответить.

5. Оцените, насколько успешно решены следующие задачи внеучебной работы в вашем вузе

Оценка Затрудняюсь ответить

Виды задач положи- тельная удовле- творитель- ная отрица- тельная

6. Комфортность коммуникационной среды (общение с преподавателями, администрацией) 1 2 3 4

7. Возможность студенту проявить самостоятельность 1 2 3 4

8. Эмоциональное самочувствие 1 2 3 4

9. Как известно, в системе высшего образования в последние годы произошли значительные преобразования. Как бы Вы оценили их общую результативность касательно организации внеучебной работы?

1 - они привели к важным положительным результатам;

2 - кое-что изменилось в лучшую сторону;

3 - они практически не оказали никакого влияния;

4 - произошли некоторые изменения к худшему;

5 - они привели к существенным негативным результатам;

6 - затрудняюсь ответить.

10. Что вы можете отнести к первостепенным социальным проблемам студенчества в вузе?

1 - трудности материального положения;

2 - недостаток денежных средств;

3 - отсутствие возможности подрабатывать;

4 - неинтересная студенческая жизнь на факультете (институте);

5 - нехватка свободного времени;

6 - недружные отношения в группе;

7 - затрудняюсь ответить;

8 - другое________________________________________________

11. Чего, по-вашему, не хватает в вашем вузе?

1 - бассейна;

2 - интернет-кафе;

3 - тренажерного зала;

4 - общения между студентами и преподавателями;

5 - другое_______________________________

12. Как Вы полагаете, зависит ли конкурентоспособность вуза от организации внеучебной деятельности студентов?

1 - да;

2 - нет.

А теперь несколько слов о Вас лично

13. Ваш пол 1 - мужской; 2 - женский.

14. Ваш возраст:

1 - до 30 лет; 4 - 50-59 лет;

2 - 30-39 лет; 5 - 60 лет и старше

3 - 40-49 лет;

15. Ваша должность

1 - ассистент, ст. преподаватель; 4 - декан;

2 - доцент; 5 - зав., зам. зав. кафедрой;

3 - профессор; 6 - другая___________________

16. Выполняли ли Вы функции кураторства?

1 - да;

2 - нет.

Благодарим за помощь

Приложение 2

АНКЕТА СТУДЕНТА

Здравствуй, дорогой друг!

Нас, как и тебя, волнует наше будущее! Приглашаем тебя поучаствовать в осмыслении нашей жизни, как мы к ней пришли и, самое главное, что нас ждет впереди. Заполнить анкету очень легко: при ответе на вопрос выбери тот вариант, который соответствует твоему мнению и подчеркни его.

Заранее тебе благодарны!

1. Какими мотивами ты руководствовался, когда хотел получить высшее образование?

1 получить диплом 8 продолжить семейную традицию

2 приобрести профессию 9 стать ученым

3 стать культурным человеком 10 устроиться на хорошую работу

4 пожить студенческой жизнью 11 получить возможность работать за границей

5 добиться материального благополучия 12 стать уважаемым среди знакомых и друзей

6 возникло желание «отсидеться» («откосить» от армии) 13 не смог (ла) поступить в другой вуз

7 стать бизнесменом 14 не помню

15 - другое (напиши)

2. Кто-нибудь оказывал влияние на твое решение поступать в вуз?

1 - родители, родственники; 3 - средства массовой информации;

2 - друзья, знакомые; 4 - никто;

5 - не помню

3. Почему ты поступал именно в этот вуз?

1 - он позволяет иметь нужную мне специальность;

2 - здесь был более низкий конкурс;

3 - он недалеко от моего дома;

4 - мне было все равно;

5 - я знаю, что там интересная студенческая жизнь;

6 - другое (напиши)______________________________________

4. Принимаешь ли ты участие во внеучебной деятельности, организованной в вузе?

1 - да;

2 - нет.

5. Соответствует ли организация внеучебной работы в вузе твоим ожиданиям?

1 - да, полностью соответствуют;

2 - соответствуют частично;

3 - совсем не соответствуют;

4 - трудно сказать.

6. Как ты оцениваешь, насколько успешно решение задач внеучебной деятельности в твоем вузе:

Оценка Затрудняюсь ответить

Виды задач положи- тельная удовле- творитель- ная отрица- тельная

7. Комфортность коммуникационной среды (общение с преподавателями, администрацией) 1 2 3 4

8. Возможность проявить самостоятельность 1 2 3 4

9. Эмоциональное самочувствие 1 2 3 4

10. Чего, по-вашему, не хватает в вашем вузе?

1 - бассейна;

2 - интернет-кафе;

3 - тренажерного зала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 - общения между студентами и преподавателями;

5 - другое________________________________

11. Как Вы оцениваете условия обучения?

1 - отличные;

2 - хорошие;

3 - удовлетворительные;

4 - неудовлетворительные.

12. Как Вы оцениваете состояние внеучебной деятельности?

1 - отлично;

2 - хорошо;

3 - удовлетворительно;

4 - неудовлетворительно.

13. Что вы можете отнести к первостепенным социальным проблемам студенчества в вузе?

1 - трудности материального положения;

2 - недостаток денежных средств;

3 - отсутствие возможности подрабатывать;

4 - неинтересная студенческая жизнь на факультете (институте);

5 - нехватка свободного времени;

6 - недружные отношения в группе;

7 - затрудняюсь ответить;

8 - другое_________________________________________________

* * *

А теперь несколько чисто житейских вопросов.

14. Место твоего постоянного жительства?

1 - крупный город (Москва, Санкт-Петербург)

2 - областной центр;

3 - город региона СНГ;

4 - город региона России;

5 - поселок городского типа;

6 - районный центр;

7 - другое________________

Социальное положение твоих родителей?

15. Мать 16. Отец

1 Госслужащий Госслужащий 1

2 Рабочий Рабочий 2

3 Бюджетник Бюджетник 3

4 Преподаватель вуза, научный сотрудник Преподаватель вуза, научный сотрудник 4

5 Сотрудник частного предприятия Сотрудник частного предприятия 5

6 Предприниматель Предприниматель 6

7 Банкир, коммерсант Банкир, коммерсант 7

8 Безработный Безработный 8

9 Пенсионер Пенсионер 9

10 Другое Другое 10

Огромное спасибо за помощь! Аналитическая группа

E. K. Gismatiillina

COMPETITIVENESS OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS

OF UNIVERSITY

The author of article starts with that, in the conditions of competition strengthening between university the problem of search of new sources of increase of competitiveness of high school is staticized. As one of such sources the author names extra-curricular activities in university participation of students which promotes their development professional, social and personal skills, graduates raising competitiveness on a labor-market. In article results of the researches spent by the author regarding the analysis and an estimation of competitiveness of extra-curricular activity in educational institutions of the higher vocational training are partially published.

Keywords: extra-curricular activities, сompetitiveness, university, educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.