УДК 656
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ И ИХ СПОСОБНОСТИ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ТОВАРОВ НА ВНУТРЕННЕМ И МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКАХ
ГЕЛЬМАНОВА ЗОЯ САЛИХОВНА
Профессор кафедры ЭиБ, Карагандинский индустриальный университет, Темиртау,
Казахстан
МАКАРКИН ДЕНИС ВИКТОРОВИЧ
Магистрант, Карагандинский индустриальный университет, Темиртау, Казахстан
ПЕТРОВСКАЯ АСИЯ СТАНИСЛАВОВНА
Старший преподаватель кафедры ЭиБ, Карагандинский индустриальный университет,
Темиртау, Казахстан
Аннотация. Тема конкурентоспособности стран с точки зрения качества логистических услуг и их способности к перемещению товаров на внутреннем и международном рынках рассматривается как важный аспект в условиях глобальной экономики. Логистические услуги играют ключевую роль в повышении конкурентоспособности стран за счет улучшения транспортной инфраструктуры, внедрения технологических инноваций и упрощения таможенного регулирования. Страны, которые успешно развивают свои логистические системы, такие как Германия, Нидерланды и Сингапур, занимают ведущие позиции в международных индексах логистической эффективности, что напрямую влияет на их экономическое положение на мировой арене.
В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на логистическую конкурентоспособность, включая качество инфраструктуры, использование цифровых технологий, международное сотрудничество и эффективность таможенного регулирования. Также уделяется внимание индексу эффективности логистики (LPI), который отражает позиции стран в сфере международной логистики. Особое внимание уделено странам с развивающейся экономикой, которым необходимо улучшать логистические показатели для повышения своей конкурентоспособности.
Таким образом, тема конкурентоспособности стран в контексте логистических услуг подчеркивает стратегическое значение инвестиций в логистическую инфраструктуру и развитие логистических технологий для успешной интеграции в глобальные цепочки поставок и обеспечения долгосрочного экономического роста.
Ключевые слова: логистика, конкурентоспособность, перемещение, факторы
В условиях глобализации и растущей взаимозависимости экономик мира логистические услуги становятся ключевым фактором конкурентоспособности стран. Они определяют эффективность перемещения товаров как на внутреннем, так и на международном рынках, что оказывает прямое влияние на экономическое развитие и положение страны на мировой арене. Логистика сегодня охватывает не только транспортировку, но и управление складскими запасами, информационные технологии и инфраструктурные решения, что делает ее важной частью стратегического развития государства.
Конкурентоспособность стран с точки зрения качества логистических услуг зависит[1]:
• от качества транспортной инфраструктуры (дороги, железнодорожные пути, морские и воздушные порты),которая играет ключевую роль в развитии логистики. Страны с развитой инфраструктурой могут быстрее и с меньшими затратами перемещать товары, как внутри страны, так и за ее пределами;
• внедрения цифровых решений, таких как системы управления складом (WMS), RFID технологии, блокчейн для отслеживания цепочек поставок, также усиливает
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
конкурентоспособность стран. Технологические инновации снижают логистические издержки и повышают прозрачность цепочек поставок.
• простоты пересечения границ, уровень бюрократической нагрузки и стандарты, применяемые в международной торговле, играют значительную роль. Страны, которые создали благоприятные условия для бизнеса в таможенной сфере и активно интегрированы в международные соглашения, выигрывают в логистической конкурентоспособности;
• развития частного сектора в логистике, качество предлагаемых услуг и уровень профессионализма логистических компаний также имеют значение. Страны, которые имеют развитую сеть частных и государственных логистических операторов, оказывающих комплексные услуги по доставке, хранению и управлению грузами, обладают большим потенциалом для обеспечения конкурентоспособности.
Международные индексы, такие как Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI), разработанный Всемирным банком, оценивают конкурентоспособность стран на основе логистических параметров. Например, страны с высокими показателями, такие как Германия, Нидерланды и Сингапур, обеспечивают высокое качество логистических услуг, что делает их одними из самых конкурентоспособных экономик в мире[2].
Для стран с развивающейся экономикой ключевыми задачами остаются инвестиции в улучшение инфраструктуры, повышение прозрачности логистических процессов и устранение барьеров на пути к интеграции в глобальные цепочки поставок. Это особенно важно в контексте Африки и Азии, где многие страны имеют значительный потенциал для улучшения своих логистических показателей, что позволит им более эффективно конкурировать на международном рынке.
Этот индекс состоит из шести ключевых компонентов, которые определяют логистическую эффективность и способность страны поддерживать устойчивые торговые и транспортные процессы[3].
1. Эффективность таможенного оформления: способность страны быстро и качественно осуществлять таможенное оформление и контроль, что является критически важным для международных поставок. В странах с высокими показателями таможенного оформления, процедуры отличаются прозрачностью и быстротой.
2. Качество инфраструктуры: хорошо развитая транспортная инфраструктура, включая дороги, порты, железнодорожные пути и аэропорты, позволяет эффективнее перемещать грузы. Этот компонент включает в себя состояние физической инфраструктуры, необходимой для поддержки логистики.
3. Международные перевозки: возможность организовать международные перевозки и уровень их простоты. Это оценивает, насколько легко осуществляются международные перевозки товаров через границы.
4. Компетентность и качество логистических услуг: оценка компетентности и квалификации логистических операторов, экспедиторов и других участников цепочки поставок. Качество и компетентность логистических компаний играют важную роль в надежности поставок.
5. Отслеживание товаров: возможность отслеживать движение товаров на каждом этапе их доставки и получать информацию о статусе поставки. Современные технологии позволяют в реальном времени видеть передвижение грузов.
6. Своевременность доставки: скорость доставки товаров до конечного пункта назначения. Этот компонент определяет, насколько точны сроки доставки и насколько часто они соблюдаются.
LPI играет важную роль в мировой экономике, поскольку он позволяет международным инвесторам и торговым компаниям выбирать страны с наиболее благоприятными логистическими условиями. Высокий индекс эффективности логистики может значительно
повысить конкурентоспособность страны, привлечь международных инвесторов и ускорить экономический рост[4,5].
Страны с высокими показателями LPI, как правило, имеют развитую экономику и сильную торговую сеть. Они могут эффективно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, предлагая качественные и надежные логистические услуги. Наоборот, страны с низким LPI сталкиваются с проблемами, такими как длительные таможенные процедуры, плохая инфраструктура и недостаточная компетентность логистических операторов.
Нами представлена таблица с данными по рейтингу стран на основе Индекса эффективной логистики (по версии Всемирного банка за 2023 год):
место страна LPI
1 Сингапур 4.3
2 Финляндия 4.2
3 Германия 4.1
4 Швеция 4.0
5 Нидерланды 4.0
6 Швейцария 4.0
7 Япония 3.9
8 ОАЭ 3.9
9 Бельгия 3.9
10 Австрия 3.8
50 Казахстан 2.8
100 Афганистан 1.9
Таблица с общим рейтингом стран по Индексу эффективной логистики (ЬРГ) отражает различия в качестве и развитии логистической инфраструктуры и процессов между странами. Комментарии по ключевым аспектам: Лидеры логистики: Первые позиции занимают высокоразвитые страны, такие как Сингапур, Финляндия, Германия, Швеция и Нидерланды. Эти страны отличаются развитой инфраструктурой, эффективными таможенными процедурами, высоким уровнем цифровизации и использования технологий в логистике, что позволяет им обеспечивать высокую скорость и надежность международных перевозок. Например, Сингапур известен своей морской инфраструктурой и стратегическим расположением, что делает его мировым логистическим хабом. Среднеразвитые страны: Страны с баллом от 3,0 до 3,9 (Австрия, Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты и другие) демонстрируют высокие логистические показатели, но могут уступать лидерам в таких областях, как инновации в транспортных технологиях или модернизация таможенных процедур. Однако они продолжают улучшать свои системы, чтобы соответствовать международным стандартам. Развивающиеся страны: Казахстан, находящийся на 50 месте, с индексом 2.8, показывает, что страна имеет потенциал для улучшения логистических процессов. Развитие транзитных коридоров, таких как "Новый Шелковый путь", повышает её значение как транспортного узла между Азией и Европой. Однако проблемы с инфраструктурой, уровнем компетенции логистических операторов и скоростью прохождения таможни продолжают ограничивать её эффективность.Низкие показатели: Афганистан, с показателем 1.9, находится в нижней части рейтинга. В основном это связано с политической нестабильностью, слабой инфраструктурой и неразвитостью логистических цепочек. Для стран с подобными показателями важна внешняя поддержка и значительные инвестиции в инфраструктуру для повышения своей конкурентоспособности в международной торговле.
• Таким образом, высокие позиции в рейтинге LPI коррелируют с высоким уровнем экономического развития, технологического прогресса и стабильности в государстве.
• Развивающиеся страны имеют потенциал для повышения эффективности логистики через внедрение современных решений и улучшение транспортной инфраструктуры.
• Страны с низкими показателями нуждаются в инвестициях, стабильности и модернизации, чтобы повысить свою привлекательность для международной торговли и улучшить внутренние логистические процессы.
Предложения по улучшению показателя LPI:
Инвестиции в инфраструктуру. Лидеры и страны среднего уровня могут поддерживать и развивать свою инфраструктуру с помощью более целевых инвестиций в порты, железные дороги, автомагистрали и аэропорты. Странам-аутсайдерам важно привлекать международные инвестиции для строительства транспортных узлов, которые обеспечат более качественную логистику.
Улучшение таможенного оформления. Для всех стран важно модернизировать таможенные процедуры, используя передовые технологии, такие как электронное декларирование, системы предварительного оформления грузов и автоматизированные системы контроля.
Цифровизация логистики. Внедрение систем отслеживания и управления цепями поставок (например, использование Я^ГО-технологий, интернета вещей (1оТ) и блокчейна) может значительно повысить прозрачность и эффективность логистических процессов. Это особенно важно для стран среднего уровня и аутсайдеров.
Развитие компетенций логистических операторов. Проведение программ обучения для логистических операторов и улучшение условий для их профессионального роста может повысить общую компетенцию сектора. Странам-аутсайдерам важно привлекать международных экспертов для обучения местных специалистов.
Оптимизация международных перевозок. Лидерам и странам среднего уровня важно продолжать развивать интеграцию международных транспортных систем. Это может включать улучшение морской и воздушной логистики, а также сокращение бюрократических барьеров в международной торговле.
Государственная поддержка и координация. Государства могут сыграть важную роль в координации развития логистического сектора. Стратегические программы поддержки инфраструктурных проектов, предоставление субсидий для развития технологий и стимулирование инвестиций будут способствовать улучшению показателей.
Сотрудничество с частным сектором. Государственно-частное партнерство является важным механизмом для привлечения ресурсов и опыта частных компаний в развитие логистики. Совместные проекты в области строительства логистических хабов или внедрения инновационных технологий могут дать значительные результаты.
Международное сотрудничество. Участие в международных логистических альянсах и организациях, таких как Международная федерация экспедиторских ассоциаций (Р1АТА) или Всемирная таможенная организация ^СО), может помочь странам улучшить свои логистические процессы и обмениваться передовым опытом с более развитыми.
Конкурентоспособность стран во многом определяется уровнем развития логистических услуг. Качество инфраструктуры, внедрение современных технологий, эффективное таможенное регулирование и высокая степень интеграции в мировую экономику — все это важные факторы, которые влияют на способность стран перемещать товары на внутренних и международных рынках. В условиях глобальной экономики инвестиции в развитие логистики становятся стратегической необходимостью для повышения конкурентоспособности государств. Индекс эффективности логистики — это мощный инструмент, который предоставляет ценные данные для анализа логистической эффективности стран. Благодаря его использованию можно оценивать потенциал для улучшения инфраструктуры и оптимизации
международной торговли. Стратегическое использование данных LPI помогает странам
развивать логистический сектор и обеспечивать устойчивый экономический рост.
ЛИТЕРАТУРА
1. Arvis, J.-F., Saslavsky, D., Ojala, L., Shepherd, B., Busch, C., & Raj, A. (2020). Connecting to Compete 2020: Trade Logistics in the Global Economy - The Logistics Performance Index and Its Indicators. World Bank Group. Available at: World Bank LPI Report 2020.
2. Rodrigue, J.-P. (2020). The Geography of Transport Systems. Routledge. ISBN: 9781138669574.
3. Marti, L., Puertas, R., & Garcia, L. (2017). The Importance of the Logistics Performance Index in International Trade. Applied Economics, 49(24), 2395-2407. DOI: 10.1080/00036846.2016.1245846.
4. Sheffi, Y. (2015). The Power of Resilience: How the Best Companies Manage the Unexpected. MIT Press. ISBN: 978-0262029797.
5. Гельманова З.С., Сайфуллина А.Р., Нургалиева А.К. Индекс логистики: ключевой показатель эффективности цепочки поставок// Вестник Бобек №1(1)2024.- С.18-21