УДК 339.137.2:639.2/.3
А.М. Джавршян, М.Ю. Еремина
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: artashes.dzhavrshyan@mail.ru e-mail: marina. eryomina@rambler.ru
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности рыбной промышленности, в частности делается акцент на решении проблем, препятствующих эффективному развитию рыбохозяйственной деятельности, проводится анализ результатов инвестиционных кампаний, выявляются возможные направления развития конкуренции в рыбной промышленности Камчатского края.
Ключевые слова: конкурентоспособность, рыбная отрасль, инвестиции, водные биоресурсы, модернизация.
A.M. Dzhavrshyan, M.Yu. Eremina
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail:artashes.dzhavrshyan@mail.ru e-mail: marina.eryomina@rambler.ru
FISHING INDUSTRY COMPETITIVENESS AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT
The questions of fishing industry competitiveness are discussed in the article. In particular, the emphasis is placed on solving problems that hinder the effective development of fishery activity; the analysis of the results of investment campaigns is conducted; the possible directions of competition in the fishing industry in Kamchatsky Krai are identified.
Key words: competitiveness, fish industry, investments, water bio-resources, modernisation.
Способность работать максимально прибыльно и эффективно определяет конкурентоспособность рыбопромышленных предприятий, их устойчивость на рынке, и как следствие делает саму отрасль социально и экономически значимой, основным звеном в хозяйственной сруктуре региона (рис. 1).
■ Перечислено налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ по видам деятельности «рыболовство, рыбоводство» и «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков»
■ Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков»
■ Оборот организаций по виду деятельности «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков»
Рис. 1. Основные показатели деятельности рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, млн руб.
Если задаваться вопросом, чем конкретно определяется конкурентное преимущество рыбной промышленности Камчатского края и в целом рыбохозяйственного комплекса, то в качестве основных выделяются обеспеченность ресурсами (прежде всего водные и производственные) и инвестиционная привлекательность, т. е. то, насколько эффективны капитальные вложения инвесторов, и какова отдача на вложенные средства.
Региону в 2018 г. удалось сохранить свою ресурсную базу по основным промысловым объектам в результате кампании по перезакреплению долей квот добычи (вылова) ВБР на следующий пятнадцатилетний период (108 рыбопромышленных предприятий получили доли квот на освоение ВБР). В прибрежном рыболовстве дополнительно 64 предприятия, или примерно 35% в сравнении с прошлым годом, оформили заявления на работу в данном режиме (в 2018 г. количество заявок от пользователей составило 98).
Последние годы Камчатский край сохранет ведущие позиции по объемам вылова ВБР в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа. Как видно из рис. 2, вылов ВБР на 30% выше, чем в 2017 г., что обеспечило региону долю практически в 45% вылова по ДВФО и свыше 30% общероссийского улова [1]. Объем вылова ВБР обуславливает и объемы производства рыбо- и морепродукции.
■ Вылов водных биологических ресурсов
■ Производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных / Рыба переработанная и консервированная, ракообразные и моллюски
■ Экспорт продукции
2016 2017 2018
Рис. 2. Вылов и производство ВБР, тыс. т
За последнее десятилетие построено и модернизировано 22 рыбоперерабатывающих завода, в результате чего береговая переработка тихоокеанских лососей составила 64%.
Что касается инвестиционной активности рыбохозяйственных бизнес-структур, имеющей своей целью обновление основных фондов, включая суда и рыбоперерабатывающие фабрики, следует отметить, что итогом инвестиционных кампаний 2018 г., проводимых Федеральным агенством по рыболовству, является строительство дополнительных 33 рыбопромысловых судов и 22 береговых рыбоперерабатывающих заводов, в том числе 9 судов и 14 заводов по проектам региональных пользователей. Рыбопромышленные предприятия реализуют свои проекты, используя и другие меры государственной поддержки. Так, в рамках реализации программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края» объем инвестиций в основной капитал рыбохозяйственных бизнес-структур составил 10,1 млрд руб. [2]. За счет средств регионального бюджета в рамках реализации Программы объем инвестиций составил 186 млн руб. В целом, начиная с 2010 г., рыбопромышленные предприятия Камчатского края получили поддержку из государственного бюджета в размере 488 млн руб. для реализации 38 инвестиционных проектов. Объем капиталовложений в строительство рыбоперерабатывающих заводов и в обновление, и модернизацию флота за последние два года составили 38 млрд руб. Данные меры позволили сдержать рост цен на рыбопродукцию. Объем внебюджетных инвестиций в рамках реализации мероприятий Государственной программы Камчатского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края» представлен на рис. 3.
Определяя социальную значимость рыбной промышленности как один из важнейших факторов ее конкурентоспособности, необходимо отметить ее роль в обеспечении населения качествен-
ной и недорогой рыбной продукцией через открытие на территории рыбоперерабытыающих предприятий розничных магазинов (ООО «Город 415», ООО «Камчаттралфлот», РК им. В.И. Ленина), где продукция реализуется по ценам производителей.
5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500
0
2016 2017 2018
Рис. 3. Объем внебюджетных инвестиций в рамках реализации мероприятий Государственной программы Камчатского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края»
Рассматривая рыбохозяйственный комплекс в качестве приоритетной отрасли для региона, становятся очевидной необходимостью объединение усилий камчатских рыбопромышленников, конструктивный диалог с органами региональной власти и создание максимально благоприятных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности в целях привлечения дополнительных вложений, а также для развития конкуренции.
В соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Фдерации на 2018-2020 гг., утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственой политики по развитию конкуренции» [3], разработаны региональные правовые акты, определяющие мероприятия по содействию развития конкуренции в Камчатском крае на 2019-2021 гг. [4]. Организованная в 2018 г. дискуссия по основным вопросам отраслевого рызвития в формате «рэпидфорсайт» с привлечением достаточно широкого круга представителей рыбопромышленных предприятий, учебных заведений, рыбацких ассоциаций, представителей контролирующих органов, органов государственной власти, отраслевой науки позволила смоделировать видение тех действий, которые позволят участникам найти и реализовать возможности для роста. Итоги дискуссии легли в основу проекта «Дорожная карта» по развитию рыбохозяйственного комплекса Камчатского края.
В соответствии с распоряжением Правительства Камчатского края от 27.11. 2018 г. № 484-РП об утверждении Перечня ключевых показателей (сфер, товарных рынков) развития конкуренции в Камчатском крае к 01 января 2022 г. целевое значение ключевого показателя должно составить: вылов водных биоресурсов - 99,83%, переработка водных биоресурсов - 99,7%. Достижению целевых ориентиров и повышению уровня конкуренции должны способствовать [5]:
- увеличение проектов по обновлению рыбопромыслового флота и строительству высокотехнологических производств по выпуску качественной рыбо- и морепродукции за счет создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в данные проекты посредством информирования широкого круга потенциальных инвесторов;
- отсутствие административных барьеров, достижение которого возможно только при тесном взаимодействии представителей предприятий рыбохозяйственного комплекса с представителями государственной власти Камчатского края, напраленном на выявление и устранение административных барьеров, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности;
- создание и актуализации Реестра предлагаемых к внедрению научных разработок о новейших технологиях по производству рыбо- и морепродукции с целью обеспечения доступа рыбоперерабатывающих предприятий к информации по производству рыбо- и морепродукции;
- наличие розничной сети собственных магазинов или торговых точек по реализации рыбной продукции с минимальной наценкой, а также сети ярмарок камчатских товаропроизводителей; увеличение поставок продукции из водных биологических ресурсов на внутренний рынок и на экспорт.
Литература
1. Социально-экономическое положение Камчатского края [Электронный ресурс]. - URL: https://kamgov.ru/socio-economic-situation.
2. Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края», утвержденная Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 533-П [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/460222321.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [Электронный ресурс]. - URL: https://aginvest.kamgov.ru/files/5b344e7d746f33.06477458.pdf.
4. Распоряжение Правительства Камчатского края от 25.03.2019 № 143-РП об утверждении плана мероприятий «Дорожной карты по содействию развитию конкуренции в Камчатском крае на 2019-2021 годы» [Электронный ресурс]. - URL: https://aginvest.kamgov.ru/files/ 5c9bffe7048a73.37621951.pdf.
5. Распоряжение Правительства Камчатского края от 27.11.2018 № 484-РП об утверждении Перечня ключевых показателей (сфер, товарных рынков) развития конкуренции в Камчатском крае к 01 января 2022 года [Электронный ресурс]. - URL: https://aginvest.kamgov.ru/ files/5c527e201341c9.53636357.pdf .