Научная статья на тему 'Конкурентоспособность России и пути ее повышения'

Конкурентоспособность России и пути ее повышения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6470
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седых Н. В., Попова Е. В.

В статье предлагается общий обзор рейтинга стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик. Цель стати заключается в рассмотрении конкурентных преимуществ и недостатков экономики России. Проанализировав недостатки, были предложены методы, способствующие повышению уровня конкурентоспособности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность России и пути ее повышения»

сумм акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, зачисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Эксперты предполагают, что в 2016 году цены вырастут на 5-10% и повышение не будет зависеть от мировой динамики цен на нефть.

Отмена экспортных пошлин может привести к существенному росту стоимости топлива. Но прогнозировать ситуацию, которая будет характерна для 2016 года на данный момент очень сложно в связи с фактической монополизацией рынка.

Существенный рост цен вынудит потребителей экономить. Люди начнут предпочитать общественный транспорт вместо автомобильного при условии, что расходы на оплату бензина будут расти быстрее, чем доходы граждан.

Если потребление бензина упадет, эффект от повышения акцизов для наполнения бюджетов субъектов Российской Федерации может быть уменьшен. Повышение цен на бензин ударит, прежде всего, по малоимущим слоям населения и среднему классу и из-за сокращения ими потребления бензина спрос на него может не вырасти в 2015 году, но вряд ли упадет. Производство бензина в стране не должно упасть, так как спрос будет стимулировать промышленность, которая не сократит свои нужды, и рост цен для которой будет компенсирован адресными налоговыми вычетами.

Также в 2016 году возможна реализация государственного проекта, который запланирован совместно с нефтяными компаниями. Проект будет нацелен на предоставление поддержки малообеспеченным автомобилистам, и включает формирование сети социальных заправок по стране, которые будут обслуживать определенные категории водителей по льготным картам или талонам.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 24.11.2014 N Збб-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] -https://www.consultant.ru

2. Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 N 118 (ред. от 11.10.2012, с изм. от 29.12.2012) "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" [Электронный ресурс] - http://base.consultant.ru

3. Налоговый Кодекс РФ (часть первая и вторая). Текст с изменениями и дополнениями от 15 января 2015 года. М.: Эксмо, 2015

© Петренко А.С., Погожева С.О., 2015

УДК 338.001.36

Н.В.Седых

Доцент кафедры экономики и финансового менеджмента, кандидат экономических наук, г. Краснодар

t379186@yandex.ru Е.В.Попова Студентка КубГТУ, г. Краснодар lenochka_95@bk.ru

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Аннотация

В статье предлагается общий обзор рейтинга стран мира по уровню конкурентоспособности их

экономик. Цель стати заключается в рассмотрении конкурентных преимуществ и недостатков экономики России. Проанализировав недостатки, были предложены методы, способствующие повышению уровня конкурентоспособности страны.

Abstract

The article offers an overview of the rating of countries by level of competitiveness of their economies. The purpose of article is to consider the competitive advantages and disadvantages of the Russian economy . After analyzing the deficiencies have been proposed methods that improve the competitiveness of the country.

Ключевые слова Конкурентоспособность; конкурентная политика; санкции.

Keywords

Competitiveness; competition policy; sanctions.

Под конкурентоспособностью страны в исследовании Всемирного экономического форума (ВЭФ) подразумевается «набор институтов, политик и факторов, определяющих производительность экономики». Рейтинги конкурентоспособности основаны на сочетании общедоступных статистических данных МВФ, ООН, ВОЗ и результатов опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В отчет включают подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.[1]

В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (BCI). Индекс глобальной конкурентоспособности является основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран. Рейтинг глобальной конкурентоспособности в 2014 году возглавила Швейцария. Она занимает первое место уже шестой год подряд. Второе место, как и в 2013 году, занимает Сингапур. США улучшили свой рейтинг и поднялись с 5 на 3 место и по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг. Четвертое место занимает Финляндия, пятое - Германия.

Россия поднялась в рейтинге с 64 до 53 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Филиппины (52 место) и Болгария (54). К сильным сторонам российской экономики относятся высокая распространенность высшего образования (39-е место из 144), состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (97-е место), недостаточный инновационный потенциал, неэффективная антимонопольная политика, слабая развитость финансового рынка, низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. Как и в 2013 году, ключевыми проблемами для экономического развития в России являются коррупция (92-е место), неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы отрицательно сказываются на распределении ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

Следует отметить, что подготовка основной части исследования была завершена до начала активной фазы геополитического кризиса вокруг Украины, на фоне которого осложнились отношения России и Запада. Это привело, в частности, к экономическим санкциям стран Запада против России и ответным санкциям со стороны Москвы. Санкции могут снизить государственное финансирование образования и инновационных секторов экономики. Также санкции ограничивают доступ к зарубежным технологиям. Всё это может негативно сказаться на будущем рейтинге страны.

Россия в 2015 году поднялась в рейтинге на восемь строчек с 53 до 45 места. Такой скачок позволил обойти Маврикий, Филиппины, Турцию и несколько других стран. Но произошел он в основном благодаря пересмотру МВФ оценок ВВП по паритету покупательной способности. Статистический «маневр» увеличил оценку российского ВВП по ППС сразу на 40%. Однако, улучшились и некоторые рыночные показатели России, например, регулирование бизнеса и внутренняя конкуренция. Кроме того, после вступления России в ВТО в 2012 году снизились импортные тарифы, что тоже дает положительный эффект.

В качестве конкурентных преимуществ России стали большой размер рынка, достаточно устойчивые макроэкономические показатели, человеческие ресурсы и развитая базовая инфраструктура. Снижение административных барьеров для бизнеса дало свои положительные результаты, которые также подтверждаются улучшением позиции России в рейтинге Всемирного банка, который оценивает административные условия ведения бизнеса. Но все же это условие не является достаточным для роста конкурентоспособности.

Воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость финансового рынка и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. В 2015 году к указанным отрицательным факторам добавились ослабление внутреннего спроса, экономические санкции со стороны стран Северной Америки и Западной Европы, а также внешняя неопределённость относительно будущих цен на минеральные ресурсы. Как и в прошлом 2014 году, центральными проблемами для экономического развития в России стали коррупция, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

По показателям «базовых условий» Россия оказалась 47-й, заняв очень низкое - 100-е - место по уровню развития институтов, 35-е - по качеству инфраструктуры, 40-е - по макроэкономической конъюнктуре и 56-е - по здравоохранению и школьному образованию. В 2014 году по группе базовых критериев Россия была 44-й, то есть за год положение ухудшилось. Если еще в 2012 году такие области, как здравоохранение и образование, можно было считать преимуществами страны, то сейчас они «уже не соответствуют новой позиции России в рейтинге» - тянут вниз.

Что касается второй группы факторов, увеличивающих эффективность экономики, Россия обосновалась на 40-й строчке, поднявшись на одну позицию по сравнению с 2014-м. У России 38-е место по высшему образованию, 92-е - по эффективности товарных рынков, 50-е - по эффективности рынка труда, 95-е - по развитию финансового рынка, 60-е - по технологическому развитию и 6-е - по размеру рынка. Наконец, по сводному индексу развитости бизнеса и инноваций страна опустилась на одну строчку и стала 76-й.

Конкурентоспособность российской экономики в 2015 году ухудшилась, свидетельствуют данные ежегодного рейтинга глобальной конкурентоспособности, составляемого Международным институтом управленческого развития (IMD). В результате Россия опустилась с 38 на 45 позицию, хотя ранее на протяжении пяти лет подряд стабильно и упорно продвигалась вперед. Основной причиной произошедшего является повышенная рыночная волатильность, связанная с геополитическим фактором.

Рейтинг конкурентоспособности IMD публикуется постоянно с 1989 года. Он охватывает 61 страну, анализируя их конкурентоспособность по более чем 300 критериям. Исследование оценивает способность государства к созданию конкурентной среды и благоприятных условий для ведения бизнеса.

При этом за 2014 год Россия в группе макроэкономических показателей опустилась на 43 место (минус две строчки), по качеству госуправления - на 37 место (минус семь позиций), по эффективности бизнеса -на 54 место (минус одна позиция), по состоянию инфраструктуры - заняла 36 место. Государственное воздействие на конкурентоспособность страны должно определяться конкурентной политикой, главной целью которой является содействие повышению уровня конкурентоспособности и качества продукции,

которую производит реальный сектор отечественной экономики. Нужно усилить меры государственной поддержки реального сектора экономики, чтобы предприятия могли быстро создать необходимые мощности. Следует стимулировать организацию производства товаров народного потребления.

Несомненно, важнейшим направлением конкурентной политики должно стать экономическая, управленческая, техническая подготовка и переподготовка кадров, ориентированная на научный подход повышения конкурентоспособности. Необходимо предпринять такие меры, которые способствовали бы возвращению в Россию высококлассных специалистов, некогда уехавших в другие страны и во многом обеспечивших успех целых отраслей экономики Запада. Следует создать в стране условия для развития талантливой молодежи, усилить поддержку научных и университетских центров.

Для повышения конкурентоспособность страны необходимо следующее: во-первых, оказывать поддержку бизнесу и улучшать условия предпринимательской деятельности. Для этого следует осуществлять тарифное регулирование естественных монополий, расширять экспорт товаров и услуг, развивать транспортную инфраструктуру, повышать эффективность использования возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов, создать благоприятные условия для инвестиций за счет улучшения инвестиционного климата; развивать конкуренцию, т.е. минимизировать участие государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках; необходимо создать единый институт (в форме акционерного общества) развития малого и среднего бизнеса в целях формирования национальной гарантийной системы, развития финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во-вторых, развивать институты социальной сферы такие как: здравоохранение, образование, пенсионная система, жилищное строительство.

В-третьих, осуществлять сбалансированное региональное развитие. В качестве основного инструмента повышения сбалансированности социально-экономического развития субъектов РФ предусматривается разработка стратегии пространственного развития РФ как территориально-пространственной модели развития экономики, создающей предпосылки обеспечения межрегиональной интеграции.

В-четвертых, повышать качество государственного управления за счет повышения эффективности государственных расходов, эффективности управления государственной собственностью, качество государственных услуг, оказываемых органами государственной власти, эффективности исполнения функций государственной власти. [5]

Таким образом, Россия в современных условиях особенно должна обратить внимание на имеющиеся недостатки, снижающие ее конкурентоспособность. Она должна усилить борьбу за сохранение стабильности экономики, повысить эффективность работы государственных институтов, стремиться искоренить коррупцию. Преодоление дальнейших кризисных явлений планируется по трем направлениям: усиление малого и среднего бизнеса (через расширение экономических свобод), повышение конкурентоспособности российской юрисдикции и воспитание управленческих кадров.

Список использованной литературы:

1. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014-2015. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 03.09.2014. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/09/03/6873

2. Седых Н.В. Теоретические аспекты перехода пищевой промышленности на инновационный путь экономического развития. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 4. С. 196-199.

3. Овчаренко Т.И., Седых Н.В. Причины инфляционных процессов в России и методы борьбы с ними. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 83-85.

4. Севикян Н.А., Петренко А.С., Чумак Ю.М. Пути совершенствования государственного финансового

контроля РФ. В сборнике: инновационная наука и современное ОБЩЕСТВО Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 73-76. 5. Семидоцкий В.А., Раевский П.К. К вопросу эффективного государственного регулирования развития региональных социально-экономических систем. Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 3 (13). С. 38-41.

© Попова Е.В., Седых Н.В., 2015г.

УДК33

Л.В. Прасолова, к.э.н., старший преподаватель Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Г. Тюмень, Российская Федерация

ЛОГИСТИКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье рассмотрена важность применения логистического подхода в системе управления молокоперерабатывающих предприятий. В качестве положительного примера применения данного подхода приведено крупное перспективное молокоперерабатывающее предприятие Тюменской области АО «Золотые луга»

Ключевые слова

Логистика, материальный поток, функциональные области логистики

Логистика содействует успеху предприятия на основе обеспечения потребителей продукцией своевременно и в соответствии с потребностями. На молокоперерабатывающих предприятиях по ходу движения материального потока осуществляются различные логистические операции, которые в совокупности представляют процесс превращения исходного сырья в готовый продукт [2].

Логистическая цепочка молокоперерабатывающих предприятий состоит из двух частей, управление которыми осуществляется по двум диаметрально противоположным законам - управление поставкам и управление спросом. Поставка свежего молока является выталкивающим фактором и вынуждает предприятие в кротчайшие сроки переработать поступившее сырье. Спрос является вытягивающим фактором - ежедневно поступают тысячи заказов (с торговых точек или дистрибуторских площадок), и предприятие должно выполнить их вовремя. При этом оно не может хранить на складах достаточное количество запасов продукции из-за ограничений по срокам ее хранения, плюс ко всему логистика дистрибуции может быть многоэтапной. Необходимо в этой ситуации найти оптимальный баланс между выталкивающей и вытягивающей силами, в условиях ограничений по срокам хранения как сырья, так и готовой продукции.

Особенности логистики в системе управления нами были изучены на примере крупного молокоперерабатывающего предприятия АО «Золотые луга». АО «Золотые луга» - компания, являющаяся одним из крупнейших региональных производителей молочной продукции Тюменской области [3].

Как известно, объектом исследования в логистике является материальный поток [1]. Анализируя движение материального потока в АО «Золотые луга» (рисунок 1) можно отметить следующие его особенности: специфичность материального потока, которая выражается в скоропортящемся характере и в создании специальных условий для его хранения; сезонность его поступления в качестве сырья на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.