ЭКОНОМИКА, ИННОВАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 336
Д.А. Корнилов
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ФУНКЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОВАРА ЕГО СТОИМОСТИ
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Рассмотрены вопросы оценки конкурентоспособности продукции, оценки потребительских характеристик легких коммерческих автомобилей (LCV), соответствия цены автомобилей их потребительским характеристикам. Сделан анализ потребительских характеристик и цены легких коммерческих автомобилей (LCV).
Ключевые слова: Конкурентоспособность, стоимость, цена, потребительские характеристики, легкие коммерческие автомобили.
С приходом рыночной экономики назрел вопрос о пересмотре подходов к определению целей и задач всего процесса производства автомобилей, включая и их проектирование. В сложившихся условиях проектировщики вынуждены учитывать запросы потребителей или будущих покупателей этой продукции, а также наличие конкурирующих фирм. В круг интересов покупателей входят комфорт, престижность, качество изготовления, надёжность машины, её цена. Технико-эксплуатационные свойства также учитываются, но не в первую очередь, и среди них важными являются эксплуатационные затраты, т. е. расход топлива.
Проведённые исследования авторынка в странах, уже перешедших на всеобщую систему качества, показали, что интересы покупателей автомобилей включают в себя следующие свойства:
• роскошь и комфорт;
• стиль и дизайн;
• топливную экономичность;
• безопасность;
• минимальные затраты на эксплуатацию;
• качество изготовления;
• долговечность и возможность перепродажи:
• основные дорожные характеристики;
• цену.
Для оценки значимости вносимых в конструкцию автомобиля изменений необходимо учитывать потребительские свойства и переходить к общей оценке автомобиля через степень его конкурентоспособности на основе принципов Парето, Тагутти и других, в основе которых лежит соотношение цена-качество.
Опросы покупателей и владельцев автомобилей показывают, что их интересуют прежде всего такие качества автомобиля, как надёжность, удобство, экономичность. Для многих важным фактором является качество изготовления, стоимость содержания и, конечно, цена. Технико-экономические показатели большинства легковых автомобилей весьма сходны и коррелируются вместе с классом автомобиля. Конечно, степень достоверности
© Корнилов Д.А., 2011.
оценки имеет определённое рассеивание, но для того и проводятся многочисленные массовые опросы, чтобы получить усреднённые и более достоверные результаты.
Другая особенность состоит в том, что необходимо сопоставить разнообразные величины, как имеющие размерность, так и не имеющие таковой, например, дизайн. Во всех этих случаях применяется так называемая экспертная оценка в баллах. Она основана на использовании группы автомобилей-аналогов, с которыми сравнивается проектируемый или покупаемый автомобиль. При этом шкала баллов, или оценка, может быть достаточно подробной, например, десятибалльной, или весьма упрощенной, например, двоичной (хорошо-плохо) и зависит как от квалификации эксперта, так и от задачи оценки. Могут быть и промежуточные шкалы - например, пятибалльная.
Рассмотрим ряд методик по оценке конкурентоспособности (КП) автомобиля.
В упрощенном виде методика оценки конкурентоспособности может быть представлена в виде трех этапов:
1. Формирование групп характеристик КП автомобиля.
2. Анализ показателей в группах.
3. Определение соответствия потребительских характеристик (ПХ) автомобиля его стоимости.
Последний этап позволяет решить две задачи.
Прямая задача:
На основе анализа ПХ новой модели автомобиля определяется начальная цена для вывода автомобиля на потребительский рынок или потребитель формирует индивидуальные предпочтения по ПХ и анализирует какой автомобиль в большей степени соответствует его требованиям с учетом установленной на рынке цены.
Обратная задача:
На основе анализа имеющихся на рынке аналогов формируется параметрическая модель соответствия ПХ цене, определяются ключевые ПХ, конструируется новая модель автомобиля с оптимальным набором ПХ для максимизации стоимости при минимизации затрат.
Например, оценка конкурентоспособности может быть проведена методом экспертных оценок при расчете обобщенного интегрального показателя П с учетом коэффициентов весомости Кд , Кк , Кб , Кэ , Кн ,
П= Пд Кд+ Пк Кк+ Пб Кб+ Пэ Кэ+ Пн Кн, (1)
где Пд, Пк , Пб, Пэ, Пн - показатели двигателя, комфорта, безопасности, топливной экономичности, надежности.
В обобщенном виде эта методика может быть представлена для комплексной оценки изделий автомобильной промышленности. Расчет обобщенного показателя качества К проектируемого автомобиля, по отношению к группе автомобилей-аналогов представим в виде:
К= ш] щ д , (2)
где ш] - коэффициенты значимости групп показателей;
шу - коэффициенты значимости самих показателей г в группе,
ду - показатель г свойства в группе выраженный в относительных величинах.
При расчете относительных величин могут применятся методы сравнения со средним значением, лучшим, базовым и т.д. Также могут сразу применяться балльные оценки.
Для установления множества изделий-аналогов определяют пределы изменения классификационных (и, при необходимости, конструктивно- технологических) показателей, которые характеризуют аналогичную продукцию данного назначения. Например,
• снаряженная масса легкового автомобиля - от 1100 до 1600 кг;
• рабочий объем двигателя - от 2.0 до 3.0 л. и т.д.
При оценке конкурентоспособности автомобилей многими исследователями была отмечена корреляционная зависимость между рыночной ценой и совокупностью свойств автомобиля [1].
Введем рабочую гипотезу о том, что рыночная цена автомобиля является некоторым эквивалентом его свойств, отражающим покупательский интерес на фоне требований рынка в условиях современной конкуренции.
Выразим стоимость каждого свойства автомобиля произведением его балльной экспертной оценки Вг-, на маркетинговую переменную X то получим уравнение, в левой части которого находится цена автомобиля [2]:
С=ВпрХпр+ВкфХкф +ВдХд+ВбХб+ВнХн+ВэфХэф-ВсХс, (3)
где ВпрХпр - балльная оценка и переменная престижа;
ВкфХк - балльная оценка и переменная комфорта;
ВдХд - балльная оценка и переменная дизайна;
ВбХб - балльная оценка и переменная безопасности;
ВнХн - балльная оценка и переменная надёжности;
ВэфХэф - балльная оценка и переменная комфорта;
ВСХС - балльная оценка и переменная стоимости содержания.
Таким образом, эта схема дает возможность оценить любые конструктивные изменения в проекте с точки зрения соотношения цена-качество, включая комплектацию вспомогательного оборудования для комфорта и дизайна, по известным маркетинговым переменным. Для этого необходимо правильно соотнести узел и свойство.
Рассмотрим пример реализации данной методики для анализа потребительских качеств легких коммерческих автомобилей (LCV).
Вначале необходимо разработать перечень характеристик, наиболее интересующих пользователей автомобилей. За основу возьмем набор ПХ, рассмотренный в работе С.М. Кудрявцева [2].
Таблица 1
Предварительная группировка потребительских характеристик автомобиля
1 Престиж
2 Комфорт
3 Дизайн
4 Безопасность
5 Надежность
6 Эффективность
7 Стоимость эксплуатации и обслуживания автомобиля
8 Рабочие характеристики
9 Экологичность
10 Модификация
Однако для проведения анализа и определения потребительских качеств автомобиля представленные группы являются достаточно крупными и будут содержать недостаточно подробные данные.
Для анализа были рассмотрены десять фургонов различных автомобильных марок с разными комплектациями:
• Volkswagen Transporter T5;
• Ford Transit;
• Fiat Ducato;
• Mercedes-Benz Sprinter 316;
• Peugeot Boxer;
• Citroen Jumper;
• IVEKO Daily;
• Opel Movano 2.3 DT DPF 92kW M;
• Renault Master;
• Газель Бизнес.
Стоимость автомобилей приведена в табл. 3.
Таблица 2
Дерево свойств легкового автомобиля
I уровень II уровень III уровень
1 2 3
1) Престиж Класс
Фирма
Цвет кузова
2) Комфорт Комфорт посадки Регулировка руля
и размещения Электрорегулировка сидений
Электрорегулировка стекол и их подогрев
Электрорегулировка зеркал и их подогрев
Комфорт езды Плавность хода
Уровень шума
Обзорность
Кондиционер
Комфорт управления Усилитель руля
Автоматическая КПП
Круиз-контроль
АБС тормозов
Усилитель тормозов
Автоматическая диагностика
Бортовой компьютер
Противобуксовочная система
Фирма
2) Дизайн Временная новизна дизайна модели
Стиль модели
Цельность композиции Сочетаемость составных частей внешнего
модели дизайна
Сочетаемость составных частей внутрен-
него дизайна
Сочетаемость внутреннего и внешнего
дизайна
Фирма
4) Безопасность Активная безопасность Тормозные свойства (тип тормозных механизмов, АБС)
Управляемость (ГУР)
Устойчивость (тип привода, ГУР)
Плавность хода
Пассивная безопасность Ремни безопасности
Подушки безопасности
Усиление кузова
Размеры автомобиля
Система защиты от посяга- Противоугонная сигнализация
тельств Иммобилайзер
Центральный замок дверей с ДУ
Усиление стекол по заказу
5) Надежность Качество сборки
Коррозийная стойкость
Надежность узлов
Фирма
6) Эффективность Максимальная скорость
Время разгона
Угол подъема
Удельная мощность (max)
Окончание табл. 2
1 2 3
7) Среднегодовая стоимость эксплуатации и обслуживания автомобиля Постоянные расходы Налог с владельца ТС
Оплата гос. техосмотра
Эксплуатационные расходы Масло
Ремонт/обслуж.
Амортизация
8) Рабочие характеристики Грузоподъемность
Количество посадочных мест
Полезный объем
Пробег без подзаправки
Коробка передач
Емкость бака
Трансмиссия
9) Экологичность Выброс СО2 Норма БУШ 3
Норма БУШ 4
Норма БУШ 5
Без выбросов
Электромагнитные волны
Утилизация аккумуляторов
10) Модификация
Таблица 3
Стоимость рассматриваемых автомобилей
п Transporte г T5 Ford Transit Fiat Ducato Benz Sprinter 316 Peugeot Boxer Citroen Jumper IVEKO Daily Opel Mo-vano Renault Master Газель Бизнес
Стоимость (тыс. руб.) 1 300 1 265 900 1 668 1 221 1 031 1 350 1 077 1 035 514
Для каждого показателя первого уровня определяется вес а, сумма всех весов равна 1, т.е.
I
Е ак = 1 (4)
к=1
Например, для восьмого показателя: «Рабочие характеристики» определены еще восемь показателей второго уровня:
Таблица 4
Показатели второго уровня
1.1. Грузоподъемность
1.2. Количество посадочных мест
1.3. Объем
1.4. Расход топлива
1.5. Объем бака
Для каждого показателя второго уровня также определяется вес Ъ^ , сумма всех весов равна 1, т.е.
т
Е =1 (5)
»=1
Если для отдельных показателей второго уровня имеется также набор показателей третьего уровня, то для каждого показателя третьего уровня также определяется вес с^ц , сумма всех весов показателей третьего уровня равна 1, т.е.
п
Е с» =1 (6)
1=1
Таблица 5
Данные о показателях комфорта автомобиле
Volkswa Mercedes Opel Movano
gen -Benz 2.3 DT
Transport Ford Fiat Sprinter Peugeot Citroen IVEKO DPF Renault Газель
er T5 Transit Ducato 316 Boxer Jumper Daily 92kW M Master Бизнес
Комфорт посадки и размещения
Регулировка руля эл эл ручн ручн ручн ручн нет ручн ручн ручн
Электрорегулировка сидений - + - - + - - - - -
Электрорегулировка стекол и их подогрев -/+ +/+ +/- +/+ +/+ +/- +/+ +/- +/+ -/-
Электрорегулировка зеркал и их подогрев +/+ +/+ +/+ +/+ +/+ -/+ +/+ +/+ +/+ +/+
Комфорт езды
Плавность хода 6,5 7 6 7 6,5 7 7 7,5 7,5 5
Уровень шума 8 7 9 7 7 6 7 7 8 4
Обзорность 9 8 9 8 8 9 7 8 7 7
Кондиционер - + - - + + - + + -
Комфорт управления
Усилитель руля + + + + + + + + + +
Автоматическая КПП - + - + + - - - - -
Круиз-контроль + + - - + + + + + -
АБС тормозов + + + + + + + + + -
Бортовой компьютер + + + + + + + + + -
Противобуксовочная система + + - + + - + + + -
Таблица 6
Приведенная балльная оценка комфорта
Volkswa Mercedes- Opel Movano
gen Benz 2.3 DT
Trans- Ford Fiat Duc- Sprinter Peugeot Citroen IVEKO DPF Renault Газель
porter T5 Transit ato 316 Boxer Jumper Daily 92kW M Master Бизнес
Общий балл комфортности 7,18 8,28 6,47 7,00 7,99 6,83 6,72 7,35 7,60 4,83
Комфорт посадки и размещения 6,50 8,00 5,75 6,50 7,25 5,00 5,75 5,75 6,50 5,00
Регулировка руля 8,00 8,00 5,00 5,00 5,00 5,00 2,00 5,00 5,00 5,00
Электрорегулировка сидений 5,00 8,00 5,00 5,00 8,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00
Электрорегулировка стекол и их подогрев 5,00 8,00 5,00 8,00 8,00 5,00 8,00 5,00 8,00 2,00
Электрорегулировка зеркал и их подогрев 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 5,00 8,00 8,00 8,00 8,00
Комфорт езды 6,38 7,50 6,50 6,00 7,38 7,50 5,75 7,63 7,63 4,50
Плавность хода 6,50 7,00 6,00 7,00 6,50 7,00 7,00 7,50 7,50 5,00
Уровень шума 8,00 7,00 9,00 7,00 7,00 6,00 7,00 7,00 8,00 4,00
Обзорность 9,00 8,00 9,00 8,00 8,00 9,00 7,00 8,00 7,00 7,00
Кондиционер 2,00 8,00 2,00 2,00 8,00 8,00 2,00 8,00 8,00 2,00
Комфорт управления 8,67 9,33 7,17 8,50 9,33 8,00 8,67 8,67 8,67 5,00
Усилитель руля 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 6,00
Автоматическая КПП 6,00 10,00 6,00 10,00 10,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00
Круиз-контроль 10,00 10,00 5,00 5,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 5,00
АБС тормозов 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 2,00
Бортовой компьютер 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 10,00 5,00
Противобуксовочная система 6,00 6,00 2,00 6,00 6,00 2,00 6,00 6,00 6,00 6,00
Таблица 7
Эксплуатационные расходы на 1 км*т. груза
Volkswag Dtrctdts- Optl Do-
tn Btnz vano 2.3
Transport Ford Fiat Sprinter Ptugtot Citroen IVEKO DT DPF Renault Газель
tr T5 Transit Ducato 316 Boxtr Jumptr Daily 92kW D Dasttr Бизнес
Стоимость 1 300 000 1 264 900 900 000 1 668 400 1 221 200 1 031 000 1 350 000 1 077 500 1 035 600 514 500
Нормативный пробег за срок службы автомобиля* 300000 300000 300000 300000 300000 300000 300000 300000 300000 300000
Вид топлива 95 ДТ ДТ ДТ 95 ДТ ДТ ДТ ДТ 92
Стоимость литра топлива 28,15 25,84 25,84 25,84 28,15 25,84 25,84 25,84 25,84 26,26
Расход топлива на 100 км 7,4 9,7 7,8 12,1 7,9 9,5 10 9,8 12,8 11,5
Стоимость ТО (за 1-й год) 8790 8190 9100 11300 9700 9200 9300 8720 8500 6430
Нормативный срок службы автомобиля* ТО на 1 км Сумм ЭР на 1 км ЭР на 1 км*т.груза 7 0,22р. 6,64р. 4,74р. 7 0,20р. 6,93р. 8,66р. 7 0,23р. 5,24р. 5,38р. 7 0,28р. 8,97р. 6,90р. 7 0,24р. 6,54р. 4,36р. 7 0,23р. 6,12р. 3,06р. 7 0,23р. 7,32р. 2,61р. 7 0,22р. 6,34р. 2,62р. 7 0,21р. 6,97р. 4,23р. 7 0,16р. 4,90р. 3,63р.
* Для упрощения расчетов нормативный пробег и срок службы у всех автомобилей был принят одинаковым.
Эксперты оценивают в баллах каждый показатель нижнего уровня для каждой модели автомобиля. Эксперты дают балльную оценку х^ц от 0 до 10. Чем лучше показатель, тем выше балл.
Оценка ПХ автомобиля на каждом уровне будет зависеть от весов показателей и присвоенных баллов. Например, оценка каждого показателя на втором уровне для I модели автомобиля будет определяться по формуле:
п
О* = Е * ^ ) (7)
1=1
Оценка каждого показателя на первом уровне для I модели автомобиля будет определяться по формуле:
т п
О* = Е (Е К * )) (8)
]=1 1=1
Итоговая оценка потребительских характеристик для I модели автомобиля будет определяться по формуле:
I т п
ПХ, =ЕакСЕЬщ(ЕК *))) (9)
*=1 ]=\ 1=1
Максимальное значение для автомобиля с наилучшими показателями будет равно 10, а наименьшее значение для автомобиля с наихудшими характеристиками будет равно 1.
Из-за ограниченности объема статьи упустим подробный процесс расстановки баллов. Пример расстановки баллов по группе «комфорт» представлен в табл. 4, 5. По группе показателей «Стоимость эксплуатации и обслуживания» в табл. 6, 7, 8.
Таблица 8
Стоимость эксплуатации и обслуживания
Volkswagen Transporter T5 Ford Transit Fiat Ducato MercedesBenz Sprinter 316 Peugeot Boxer Citroen Jumper IVEKO Daily Opel Movano Renault Master Газель Бизнес
Стоимость эксплуатации и обслуживания
Транспортный налог 3570 3850 3850 7800 4200 4200 5110 4375 4375 3745
Эксплуатационные расходы на перевозку 1 тонны груза на 1 км 4,74 8,66 5,38 6,90 4,36 3,06 2,61 2,62 4,23 3,63
ОСАГО 5069 3960 4200 3168 4752 3168 4205 3784 4752 4215
Таблица 9 Балльная оценка расходов на эксплуатацию и обслуживание
Volkswagen Transporter T5 Ford Transit Fiat Ducato MercedesBenz Sprinter 316 Peugeot Boxer Citroen Jumper IVEKO Daily Opel Movano Renault Master Газель Бизнес
Итоговый балл 7,49 7,00 7,81 6,30 7,37 9,09 8,67 9,00 7,44 8,77
Транспортный налог 10,00 10,00 10,00 6,00 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 10,00
Эксплуатационные расходы на перевозку 1 тонны груза на 1 км 6,48 2,00 5,43 2,91 7,11 9,26 10,00 9,99 7,33 8,32
ОСАГО 6,00 9,00 8,00 10,00 7,00 10,00 8,00 9,00 7,00 8,00
Полученные балльные значения свойств автомобиля: комфорта, дизайна, безопасности, надежности, эффективности, стоимости эксплуатации, рабочих характеристик и эколо-гичности сводим в табл. 10.
Таблица 10
Сводная таблица балльных характеристик
Volkswagen ransporter T5 Ford Transit Fiat Ducato [ercedes-Benz Sprinter 316 eugeot Boxer itroen Jumper VEKO Daily on a > o 2 el p г-) enault Master азель Бизнес
H 2 Рч О O Pi l-ч
Комфорт 7,18 8,28 6,47 7,00 7,99 6,83 6,72 7,35 7,60 4,83
Дизайн 7,50 8,25 7,50 9,50 8,75 9,00 8,00 8,50 8,25 5,00
Безопасность 8,29 7,83 6,42 8,50 6,67 7,33 5,67 7,50 6,42 5,83
Надежность 7,43 8,66 7,59 8,51 6,67 8,70 6,50 6,56 6,16 4,50
Эффективность 8,38 8,80 8,46 9,46 8,66 8,06 7,43 7,77 8,94 5,49
Стоимость эксплуатации 7,49 7,00 7,81 6,30 7,37 9,09 8,67 9,00 7,44 8,77
Рабочие характеристики 6,67 6,01 6,94 6,48 8,43 8,70 9,04 8,40 7,39 6,44
Экологичность 9,33 8,33 8,33 8,33 8,33 6,67 8,00 9,33 8,33 7,33
В результате проделанной работы были вычислены общие баллы по всем потребительским характеристикам. Баллы и цены на автомобили сводим в табл. 11.
Таблица 11
Общие ПХ автомобилей и их цены
№ Наименование Общ. оценка потребительских качеств Цена
1 Volkswagen Transporter T5 7,79 1300000
2 Ford Transit 7,90 1264900
3 Fiat Ducato 7,44 900000
4 Mercedes-Benz Sprinter 8,01 1668400
5 Peugeot Boxer 7,86 1221200
6 Citroen Jumper 8,05 1031000
7 Iveko Daily 7,50 1350000
8 Opel Movano 8,05 1077500
9 Renault Master 7,57 1035600
10 Газель Бизнес 6,02 514500
Находим средний балл по общим потребительским характеристикам и среднюю цену автомобиля: средний балл равен 7,62; средняя цена автомобиля - 1136310.
Это означает, что в среднем для автомобиля с общей ПХ = 7,62 оптимальной рыночной ценой будет 1136310.
На основе этих данных, зная общие баллы потребительских характеристик автомобилей, можно вычислить оптимальную цену для каждого рассматриваемого автомобиля (рис. 12).
Таблица 12
Соотношение реальных цен на автомобили и оценки их стоимости с точки зрения потребителя
Общ. оценка потреби- Реальная Оптимальная
№ Наименование
тельских качеств стоимость цена
1 Volkswagen Transporter T5 7,79 1300000 1161233
2 Ford Transit 7,90 1264900 1177783
3 Fiat Ducato 7,44 900000 1109587
4 Mercedes-Benz Sprinter 8,01 1668400 1194756
5 Peugeot Boxer 7,86 1221200 1172243
6 Citroen Jumper 8,05 1031000 1200221
7 Iveko Daily 7,50 1350000 1119150
8 Opel Movano 8,05 1077500 1200937
9 Renault Master 7,57 1035600 1128540
10 Газель Бизнес 6,02 514500 898649
В результате мы можем видеть, что цена на рассматриваемые автомобили с рассмотренными комплектациями:
Volksvagen Transporter - завышена на 139 тыс. руб., или на 11% от его реальной стоимости; Fiat Ducato - завышена на 87 тыс. руб., или на 7% от его реальной стоимости; Volksvagen Transporter - занижена на 210 тыс. руб., или на 23% от его реальной стоимости; Mercedes-Benz Sprinter - завышена на 474 тыс. руб., или на 28% от его реальной стоимости; Peugeot Boxer - завышена на 49 тыс. руб., или на 4% от его реальной стоимости; Citroen Jumper - занижена на 169 тыс. руб., или на 16% от его реальной стоимости; Iveko Daily - завышена на 231 тыс. руб., или на 17% от его реальной стоимости; Opel Movano - занижена на 123 тыс. руб., или на 11% от его реальной стоимости; Renault Master - занижена на 93 тыс. руб., или на 9% от его реальной стоимости; Газель Бизнес - занижена на 384 тыс. руб., или на 75% от его реальной стоимости.
Рис. 1. Соотношение реальных цен на автомобили и оценки их стоимости
с точки зрения потребителя
Полученный набор соотношений цен и потребительских характеристик автомобилей имеет ряд спорных моментов и может вызвать сомнения. Например, полученные расчеты показали, что Газель Бизнес имеет заниженную цену на 75% по сравнению с заграничными аналогами.
Указанные ранее соотношения цен и потребительских характеристик автомобилей получены при условии, что в расчетах задано равенство весов всех потребительских свойств автомобиля. Более корректно было бы вывести линейную зависимость между ценой и каждой из потребительских характеристик автомобиля. Тогда расстановка весов была бы более обоснована, а методика привела бы к более точным результатам. Также видно, что расхождение между оптимальной ценой и реальной ценой у зарубежных аналогов незначительное (кроме, Mercedes-Benz Sprinter), т.е. можно сделать вывод о необходимости подкорректировать значение веса у ряда качественных показателей, таких как комфорт, надежность, имидж, дизайн.
Библиографический список
1 Оценка машин и оборудования / А.П. Ковалев [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.
2 Кудрявцев, С.М. Оценка свойств легкового автомобиля: учеб. пособие / С.М. Кудрявцев. -Нижегород. гос. техн. ун-т. Н. Новгород, 2005. - 137 с.
3 Корнилов, Д.А. Методика оценки потребительских характеристик товара (на примере автомобилей) // Актуальные аспекты экономики, менеджмента и образования: сборник материалов Российской научно-практической конференции. - Н. Новгород, 2011. С. 10-22.
Дата поступления в редакцию19.10.2011
D.A. Kornilov
COMPETITIVENESS OF PRODUCTION AS FUNCTION OF CONFORMITY OF CONSUMER CHARACTERISTICS OF THE GOODS OF ITS COST
In the article are considered questions of an estimation of competitiveness of production, an estimation of consumer characteristics of Light Commercial Vehicle (LCV), conformity of the price of cars to their consumer characteristics. The analysis of consumer characteristics and the price of Light Commercial Vehicle (LCV) are made.
Key words: Competitiveness, cost, the price, consumer characteristics, Light Commercial Vehicle.