Научная статья на тему 'Конкурентоспособность предприятия, организующего деятельность в интернете'

Конкурентоспособность предприятия, организующего деятельность в интернете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Галина Евгеньевна

На современном этапе экономического развития в условиях глобализации и экономического кризиса, современные предприятия организуют свою деятельность (частично или полностью) в сети. Конкурентоспособность бизнеса в Интернете требует дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность предприятия, организующего деятельность в интернете»

Конкурентоспособность предприятия, организующего деятельность в Интернете

Competitiveness of the company, which organizes activities on the

Internet

Зайцева Г алина Евгеньевна соискатель, кафедра экономики и управления Сибирский федеральный университет

[email protected] Zaitseva Galina E.

The competitor ,chair of the economics and management

Siberian Federal University

Аннотация: На современном этапе экономического развития в условиях глобализации и экономического кризиса, современные предприятия организуют свою деятельность (частично или полностью) в сети. Конкурентоспособность бизнеса в Интернете требует дальнейшего изучения.

Abstract: At the present stage of economic development in the context of globalization and the economic crisis, modern enterprises organize their activities (partially or completely) in the network. The competitiveness of online business requires further study.

Ключевые слова: Интернет-бизнес, экономика, конкуренция,

конкурентоспособность, оценка конкурентоспособности

Keywords: Internet business, the economy, competition, competitive,

competitiveness assessment

Вопросами оценки конкурентоспособности стран с 2004 года занимается Всемирный экономический форум. В последнем докладе этой организации по показателю конкурентоспособности наша страна занимает 67 место (это на одну позицию ниже, чем в прошлом году и соседствует в этих позициях с такими странами, как Иран и Шри-Ланка (66 и 68 места соответственно)) [8].

«В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и

инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование», таково мнение экспертно-аналитической группы «Центр гуманитарных технологий»[9] .

Несомненно, на конкурентоспособность страны в целом складывается в том числе и из конкурентоспособности отдельных предприятий. Сегодня становится актуальной тема оценки конкурентоспособности предприятия и особенно оценка конкурентоспособности предприятия, частично или полностью ведущего свою деятельность в сети Интернет.

Термин конкурентоспособность объясняется разными авторами исследований в этой области по-разному, так например термин конкурентоспособность товара (услуги):

- характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами, эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге) так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара (Ж.Ж.Ламбен)[4].

- свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений (М.Портер)

- способность товара отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с товарами-конкурентами. (И.М.Лифиц)[5].

- 1) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности; 2) способность товара быть первым купленным на рынке товаров-конкурентов; 3) отношение полезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления); 4) важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки.(Г.Л.Багиев)[2].

И термин конкурентоспособность фирмы:

- способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами (Р.А. Фатхутдинов)[7].

- это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка. Производство и реализация конкурентоспособных товаров, это обязательное условие конкурентоспособности фирмы. (Г.Л.Азоев)[1].

- способность компании действовать в одном или нескольких направлениях, в котором конкуренты не хотят или не имеют возможности соотвествовать создаваемым ею уровням ценности и издержек (Ф.Котлер) [3].

Исходя из различных подходов к определению конкурентоспособности товара и компании в целом, существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности. Общепринятой единой методики оценки конкурентоспособности фирмы, товара не существует. Выбор методики зависит от многих критериев, например от организационно-правовой формы ведения бизнеса, ассортимента предлагаемых товаров и услуг, цели и миссии компании, стадии, на которой находится бизнес и т.д. Как существуют различные подходы к классификации методик оценки конкурентоспособности, так и отличаются подходы к определению алгоритма проведения оценки конкурентоспособности (онлайн-бизнеса в том числе).

Укрупненно этапы оценки конкурентоспособности объекта могут выглядеть следующим образом:[7]

1) изучение проблемы;

2) изучение нормативно-методических документов по оценке и другим смежным вопросам;

3) изучение внешней среды и внутренней структуры объекта анализа;

4) изучение конъюнктуры, параметров рынка;

5) сбор исходной информации для оценки конкурентоспособности объекта;

6) приведение информации в сопоставимый вид по факторам (объему, качеству, срокам и т.д.);

7) разработка технологии оценки;

8) анализ информации по факторам конкурентоспособности объекта;

9) оценка конкурентоспособности объекта;

10) разработка предложений по формированию программы повышения конкурентоспособности объекта.

Еще более укрупнено этапы проведения оценки конкурентоспособности:

1) выбор фирм и товаров-аналогов;

2) выбор критериев оценки и методики;

3) оценка конкурентоспособности и выводы для принятия решений.

Оценка конкурентоспособности бизнеса в интернете проводится по этой же укрупненной схеме, а отличия методики оценки состоят в деталях и во многом зависят от специфики онлайн-бизнеса. «Эпоха Интернет-маркетинга характеризуется следующими отличительными особенностями: глобализация сфер деятельности; окончательный переход ключевой роли от производителей к потребителям; персонализация взаимодействия и переход к маркетингу «один-одному»; снижение трансакционных и трансформационных издержек.» [6]

Интернет в продвижении товаров и услуг компании может использоваться как площадка для организации виртуального бизнеса, для организации бизнеса с параллельным ведением деятельности в интернете, а также как отдельный инструмент коммуникационной политики компании.

Можно предложить следующую схему (алгоритм) проведения оценки конкурентоспособности услуг предприятия, организующего бизнес в Интернете (рис.1).

Рис.1 Укрупненная схема проведения оценки конкурентоспособности услуг

Основным этапом в схеме оценки конкурентоспособности является выбор критериев оценки конкурентоспособности. Главными критериями оценки конкурентоспособности в виртуальном бизнесе являются качество товара (услуги), уровень интерактивности, цена потребления, имидж компании и узнаваемость бренда в виртуальном пространстве, время обслуживания клиента, удобство и дизайн сайта, подлинность, безопасность и новизна услуги (товара). После проведения оценки конкурентоспособности, в зависимости от полученного результата решение о форме предоставления услуги корректируется или проводятся мероприятия по дальнейшему повышению конкурентоспособности.

Список литературы:

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. - 256 с

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник. - М.: Экономика, 1999. - 704 с

3. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент.- Спб.: Питер, 2004. - 800с.

4. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.-СПб. : Наука, 1996.- ХУ+589 с.

5. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие /И. М. Лифиц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. - 460 с.

6. Успенский И.В. Интернет-маркетинг.-Спб.: СПБГУ ЭиФ, 2003.-197с

7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с.

8. www.weforum.org/reports

9. www.gtmarket.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.