Lukovnikova Natalia Sergeevna, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Finance, S. Yu. Witte Moscow University, Ryazan branch, Ryazan
Lukanova Ekaterina Alekseevna, student a branch of CHOW IN "Moscow University named S. U. Vitte" in Ryazan city, Russia
CURRENT STATE OF APPLE PRODUCTION AND SALES IN RUSSIA
Abstract. The article examines the current state of Apple production and import, the development of economic relations within certain Federal districts of the Russian Federation and abroad regarding the expansion of sales in the Apple market. The process and dynamics of growing Apple trees in the Russian Federation in the fruit - bearing age by category of farms is studied. Factors and reserves of growth in the production and sale of apples are identified, including the promotion of domestic intensive gardening and equipping the material and technical base for fruit storage in order to increase the efficiency of commercial Apple production.
Keywords: apples, apple market, export, import, apple production, apple growing
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Магзумова Наталья Владимировна, к. т. н, доцент (e-mail:[email protected]) Чумакова Валерия Владиславовна, студентка (e-mail: [email protected]) Лачинов Ибрагим Тимурович, магистрант (e-mail:[email protected]) Кубанский государственный технологический университет,
г.Краснодар, Россия
В условиях развития рыночной экономики особую значимость для результативной работы предприятия принимают вопросы разработки конкурентоспособной стратегии, формирования устойчивого конкурентного преимущества, подбора подходящей формы конкурентного поведения. В условиях сильной конкуренции и высоких темпах изменения рынка все предприятия должны как обращать внимание на внутреннюю политику компании, так и прорабатывать стратегию для будущего, позволяющую успевать за быстро изменяющимися внешними условиями. В данной статье рассмотрены и проанализированы проблемы и перспективы развития виноградарства и виноделия в Краснодарском крае и возможности повышения конкурентоспособности винодельческих предприятий.
Ключевые слова: виноделие, виноградарство, конкурентоспособность, стратегия, качество продукции, культура потребления, перспективы развития, Краснодарский край.
В современных условиях предприятия пищевой промышленности, в том числе винодельческой отрасли, конкурируют между собой и с зарубежны-
ми поставщиками, создавая и продвигая на рынок либо товары более дешевые (и, соответственно, доступные более широкому кругу потребителей), либо обладающие лучшими потребительскими свойствами, но при этом более дорогими. В связи с этим, процесс повышения уровня конкурентоспособности предприятий винодельческой отрасли - это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации продукции.
Концепция конкурентного преимущества тесно связана с качеством продукции. Применительно к товарам конкурентоспособность - это совокупность потребительских свойств товара, которые необходимы и достаточны для его продажи в определенный момент времени по сопоставимым ценам на конкретном рынке.
Отличительной чертой современного подхода к разработке системы управления производством является необходимость ориентации на клиента. Особенности спроса на продукцию винодельческих предприятий влияют на все составляющие их конкурентоспособности: качество; цена; усилия производителя по созданию дополнительной ценности для потребительского товара.
Один из способов добиться конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности, в том числе винодельческой отрасли, - удовлетворить потребителей своей продукцией, создать ценность для потребителя. Именно рынок формирует объем продукции и ее цену. При этом влияние рынка проявляется через конкурентную стратегию предприятия: правильный выбор ассортимента выпускаемой продукции (ассортиментная политика); объем производства; правильный подход при выходе на рынок новых видов продукции; стратегия ценообразования; использование современных средств продвижения товаров на рынке; использование современных методов формирования спроса и стимулирования продаж продукции; рекламно-информационная деятельность [1].
Виноградарство и виноделие является одним из ведущих направлений Агропромышленного комплекса Краснодарского края. При оценке сырьевой базы винодельческой отрасли (по данным Минсельхоза РФ) можно отметить, что в настоящее время в виноградарстве в Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне и Чечне работают 175 специализированных компаний. В Ростовской области 87 из них имеют собственные заводы по производству первичных вин и около 400 предприятий, занимающихся розливом винодельческой продукции [2].
Большую часть производства винной продукции занимают крупные вин-заводы. Рынок семейного и мелкого виноградарства постепенно растет. Винный рынок меняется в сторону разнообразия, что в последнее время определило предпочтения потребителей в отношении типов и стилей вин, вкуса и букета вин, предложения цены и качества, а также упаковки.
Современный потребитель ожидает от вина более легкого и более фруктового вкуса, и многие виноделы либо отказываются от выдержки в боч-
ках, либо вообще обходятся без нее. Наибольшим спросом сегодня пользуются сладкие, насыщенные вина. Легкие сухие вина, к сожалению, не так популярны. Ценители вин ищут их аромат либо в прямом смысле этого слова (многим любителям вина нравятся вина из сушеного винограда), они востребованы и особенно ценятся гурманами.
В России используются вина (70-75% от общего количества производимых вин), полученные путем купажирования сахаристых продуктов и сухих виноматериалов [3]. Значительная часть российского вина производится из дешевого импортного сырья или из сырья неизвестного происхождения и представляет собой группу риска для потребителей.
Однако, следует отметить, что винодельческий рынок Краснодарского края очень привлекательный, с растущим спросом и большим потенциалом. Благоприятные условия для виноградарства, невысокие затраты на рабочую силу, относительно невысокие затраты на энергию, благоприятная геополитическая ситуация привлекли к этому региону внимание иностранных производителей, которые покупают землю на территории региона, организуют виноградарство и организуют производство собственного вина. Именно это увеличивает конкуренцию на этом рынке и заставляет российских производителей активно развиваться.
Проведя исследования ведущих винодельческих предприятий Краснодарского края следует отметить, что в последние годы руководство этих компаний уделяет серьезное внимание модернизации оборудования и технологий, маркетинговой и ассортиментной политике, логистике и упаковке, а главное качеству выпускаемой продукции. И в Краснодарском крае уже производят вина, качество которых ни в чем не уступает лучшим мировым брендам.
Ассортимент предлагаемой продукции расширяется в сторону увеличения доли марочных вин, расширения винных линий, купажирования и внедрения новых брендов.
Например, Ice Wine - это новинка от компании «Фанагория», которая первой в России начала производить одновременно три вида «Айсвайн» (ледяного вина) - Рислинг, Мускат, Совиньон.
Однако понятие «качество вина» тесно связано с качеством выращиваемого винограда. Для развития сырьевой базы виноделия ежегодно в Краснодарском крае закладываются сотни гектар новых виноградников - в Темрюкском, Крымском, Ейском районах и в Анапе, Геленджике, Новороссийске. Это способствует повышению качества российских вин и их конкурентоспособности не только на отечественном, но и на зарубежных рынках. В Краснодарском крае в последнее время произведена замена сортов и технологий обработки земли и выращивания винограда, однако заложенные плантации требуемое качество в полном объеме начинают обеспечивать уже в более значительно зрелом возрасте саженцев, так что основной потенциал развития компаний за счет качества пока только в бу-
дущем. В связи с этим, многие винзаводы Краснодарского края пока работают на привозном импортном сырье.
Таблица 1 - Сильные и слабые стороны винодельческих предприятий
Аспект деятельности Сильные стороны Слабые стороны
Продукция и производство Современное оборудование и технологии. Уникальность местных условий (география, геология, климат) и вкусовых качеств сырья. Советские традиции виноделия. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества. Высокая энергоемкость производства. Слабая загрузка производственных мощностей. Рост теневого оборота фальсифицированной продукции. Недостаточность «географической продукции».
Кадры Наибольшее количество рабочих мест из всех отраслей сельского хозяйства [5,6]. Высококвалифицированные опытные специалисты. Отсутствие винной культуры современного выращивания и производства вина.
Маркетинг Высокая оценка на международных конкурсах. Развитие дегустационной деятельности (винный туризм). Широкий ассортимент продукции. Самостоятельная деятельность по сбыту своей продукции. Положительный имидж предприятий. Неразвитость системы сбыта готовой продукции. Слабая рекламная кампания. Малоизвестность продукции и компаний на российском и мировом рынках, отсутствие приверженности покупателей. Слабая культура потребления винодельческой продукции.
Организация Развитие малого и среднего бизнеса. Развитие винного туризма. Использование опыта работы иностранных консультантов. Наличие предприятий с холдинговой структурой. Низкий уровень механизации и культуры обработки и удобрения почв. Отсутствие многих поддерживающих отраслей (техника и оборудование, пробки, бочки, удобрения и др.). Зависимость от импорта сырья (виноматериала) и зарубежных от поставщиков.
Финансы Инвестиционная привлекательность. Собственная бизнес-политика. Большие первоначальные вложения. Необходимость «длинных денег». Долгий срок окупаемсти.
Инновации Новые уникальные проекты. Дороговизна проектов по модернизации.
Инвестиции в виноградарство и виноделие не окупаются быстро, требуют «длинных» денег, связаны с большими рисками, особенно погодными, могут быть эффективно осуществлены при внимании и поддержке этой области со стороны государства и местных региональных структур [4].
В целях выявления особенностей и перспектив развития винодельческой отрасли, проведена оценка сильных и слабых сторон винодельческих предприятий Краснодарского края (таблица 1).
Одним из положительных моментов развития виноделия в Краснодарском крае - это советская школа и традиции виноделия.
В целом на рынке виноградарства и виноделия Краснодарского края можно констатировать факт повышения конкурентоспособности винодельческих предприятий. Однако, необходимо отметить, что деятельность предприятий винодельческой отрасли во многом зависит от государственной политики и поддержки региональной власти. Региональные власти Краснодарского края могут значительно увеличить потенциал развития винодельческих предприятий за счет обеспечения инфраструктурной, информационной, рекламной поддержки, с учетом стратегии регионального развития Краснодарского края.
Винодельческие предприятия региона пытаются выжить и развиваться в основном за счет лидерства в издержках, организации продаж продукции на местном рынке. Роль ценовой конкуренции на этом рынке велика, но сегодня на мировом рынке востребовано разнообразие вкусов, что связано с географическим положением выращивания винограда.
Краснодарский край - это не только благоприятный для выращивания и производства винограда аграрный край, это регион, где расположено большое количество баз, пансионатов, домов отдыха, где широко развита туристическая отрасль. Количество туристов, приезжающих на курорты Кубани, по прогнозу Министерства курортов и туризма Краснодарского края, в этом сезоне увеличится и составит с 14,5 до 16,5 млн туристов [7].
Виноград, виноградный сок, виноградные косточки широко используются в мире для лечения, спа-процедур. Эта тенденция в сочетании со знакомством с местным укладом жизни, обычаями, здоровым образом жизни в сельской местности, благоприятным климатом также является доступным и эффективным способом размещения рекламы виноделия Краснодарского края.
Полный производственный цикл, использование семян, жмыха и т.д., которые считаются отходами виноделия, можно использовать как для увеличения товарооборота компаний за счет выпуска дополнительных медицинских, косметических, продуктов, пищевых и кормовых добавок, так и в качестве дополнительной рекламы и повышения имиджа компаний.
Широко распространенный в мире виноградарско-винодельческий туризм, связанный с посещением географических мест выращивания винограда и производства вина с целью дегустации и приобретения винной продукции непосредственно на месте произрастания винограда и виноде-
лия, знакомство с природными, культурными, гастрономическими традициями региона, технологическими особенностями виноделия, поскольку возможность развития используется недостаточно, но может стать серьезным направлением в формировании узнаваемости, потребительских предпочтений и лояльности к марочным географическим винам Краснодарского края [8].
Таким образом, одним из перспективных направлений развития виноделия в Краснодарском крае - виноградарско-винодельческий туризм, предполагающий разработку винодельческими предприятиями программ для приема «винолюбов», желающих воочию увидеть, как делают «то самое вино».
В период сбора урожая, когда потребность в рабочих увеличивается, производители вина приглашают желающих участвовать в сборе урожая и последующем процессе виноделия, что позволяет не только снизить затраты, но и впоследствии перевести в лояльных потребителей не только участников сбора урожая, но и членов их семей, друзей, знакомых, с которыми участники лично или через социальные сети делятся своими впечатлениями. Это относительно недорогой, но очень эффективный и доступный способ для российских компаний завоевать лояльность к определенным производителям или брендам вина.
Таким образом, должное внимание к развитию винодельческой отрасли в Краснодарском крае, господдержка, эффективное правовое регулирование, формирование инвестиционной и кредитной политики, таможенно-тарифной политики для продвижения российской продукции, содействие и поддержка в развитии складской и транспортной инфраструктуры, развитие смежных и вспомогательных отраслей, помощь в формировании винодельческого кластера, объединяющего усилия всех или большинства звеньев цепочки создания ценности вина и культуры потребления продуктов виноделия, могли бы в значительной степени способствовать увеличению объемов производства качественной продукции, импортозамещению, удовлетворению спроса на внутреннем рынке и увеличению экспорта на мировой рынок и повышению конкурентоспособности винодельческих предприятий Краснодарского края.
Список литературы
1. Магзумова Н.В., Федотов В. Д. Конкурентоспособность организации: анализ, пути повышения//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия5: Экономика. 2018. №3 (225). С. 169-176.
2. Печеная Л.Т., Феоктистов Д.Н. Современные тенденции, проблемы и перспективы развития винодельческой промышленности России // Виноделие и виноградарство. - 2016. - №4. - С.4 - 6.
3. Иванов А.Н. Расчетная оценка и прогнозирование емкости и степени насыщения винного рынка России // Российский академический журнал. - 2016, - №3. - Т. 25. - С. 53-56.
4. Все вино Кубани www.spirt-express.ru // Сетевое издание Спирт-Экспресс. - URL: http://spirt-express.ru/novosti/analitika/1462/ (дата обращения: 25.05.2021).
5. Магзумова Н.В., Колесник А.Е., Аванесов А.С. Нематериальная мотивация персонала в целях повышения эффективности деятельности организации // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 1 (25). С. 71-75.
6. Винный бизнес в России: реалии и перспективы www.wine-expert.org НП «Восточно-Европейская Ассоциация сомелье и экспертов». -URL: http://wine-expert.org/ru/publications/7/ (дата обращения: 29.05.2021).
7. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ Новостной портал. - URL: https://tourism.interfax.ru/ ru/news/ articles/77652/ (дата обращения: 03.06.2021).
8. Статистический доклад по мировому виноделию 2020 OIV Международной организации виноградарства и виноделия.
Magzumova Natalia Vladimirovna, candidate of technical sciences, associate professor, Kuban State Technological University Krasnodar, Russia (e-mail: [email protected]) Chumakova Valeria Vladislavovna, student (e-mail: [email protected]) Lachinov Ibragim Timurovich, master's student (e-mail: [email protected])
COMPETITIVENESS OF THE WINE INDUSTRY ENTERPRISES OF THE KRASNODAR REGION: FEATURES AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Annotation. In the context of the development of a market economy, the development of a competitive strategy, the formation of a sustainable competitive advantage, and the selection of a suitable form of competitive behavior are of particular importance for the effective work of enterprises. In conditions of strong competition and high rates of market change, all enterprises must both pay attention to the internal policy of the company and work out a strategy for the future, allowing them to keep pace with the rapidly changing external conditions.
This article examines and analyzes the problems and prospects for the development of viticulture and winemaking in the Krasnodar Territory.
Key words: winemaking, viticulture, competitiveness, strategy, product quality, consumption culture, development prospects, Krasnodar Territory.